III. Объяснение нового материала.
1. Знаменитый эколог Д. Брукс сказал: «Без энергии невозможно существование физического мира, а раз это так, то мы не можем представить себе развитие без изменения масштабов или характера энергетических потоков. И ввиду того, что энергия имеет столь фундаментальное значение, каждое из этих изменений влечет экологические последствия». В современном мире потребности человека в энергии неуклонно возрастают. Традиционные энергоресурсы (уголь, нефть, природный газ) истощаются. Разница в спросе на энергоносители и их предлагаемое количество (а главное их возможность истощения) приводят к возникновению энергетической проблемы. Давайте выясним на какие нужды мы тратим энергию в быту и производстве (демонстрация ЦОР «Как тратиться энергия»), каковы запасы энергетических ресурсов на планете (демонстрация ЦОР «Резервы энергетической отрасли»). МС: после просмотра ЦОР «Как тратится энергия?» обязательно дайте творческое задание ученикам. Пример его оформления и отчета приведен в ЦОР с таким же названием (№12 в списке к уроку). Кроме того, запишите в тетрадь направления использования энергии в быту и промышленности:
ЦОР «Резервы энергетической отрасли» обязательно прокомментируйте: данные геологоразведки полезных ископаемых ежегодно обновляются, открываются новые месторождения, а затем они разрабатываются. Поэтому «конец света» в энергетической отрасли иногда отодвигается на десятилетия вперед. Однако основные энергоресурсы расходуются в таких количествах современным производством, что истощение месторождений произойдет достаточно быстро.
2. В промышленности и быту основными формами потребления энергоносителей является природный газ и электричество. Вспомните, какими способами получают электроэнергию в нашей стране? Какие виды электростанций существуют? По численности среди всех видов электростанций доминируют ГЭС и ТЭС. Давайте рассмотрим принципиальную схему получения энергии на этих станциях (ЦОР «ТЭС» и «ГЭС»). Как видите, принципиальная схема у них совпадает. Необходимо вращение электрогенератора, а кто вращает – перегретый пар или падающая вода – не существенно. Давайте выясним, как влияют на среду обитания ТЭС, ГЭС и АЭС (ЦОР «Экологические следствия традиционной энергетики»). Вспомните недостатки получения энергии на АЭС (МС: если есть время на уроке можно продемонстрировать видеофрагмент фильма «Эхо Чернобыля»). 3. В настоящее время, чтобы предотвратить энергетический голод цивилизации в будущем, ученые ищут альтернативные способы получения энергии. С альтернативными способами получения энергии учащихся можно познакомить на примере ветровых и солнечных электростанций («Энергия ветра», «Солнечные батареи»), причины их ограниченного распространения связаны с климатическими особенностями. Для ветровых электростанций необходим постоянный ветровой поток (его называют ветровым коридором). Кроме того, ВЭС создают шум и вибрацию грунта, что создает неудобства жителям соседних населенных пунктов. СЭС можно строить в зонах с количеством дней солнечного сияния не менее 280, иначе эффективность работы будет очень низкая. Солнечные батареи, несмотря на дороговизну создания и монтирования, нашли свое применение в быту, а вот в промышленности их практически нет. В настоящее время наиболее популярны солнечные батареи для теплопродукции в помещении, хотя их применяют и для выработки электричества. Дл этого их помещают на крышу зданий или стену, обращенные на юг, где светопоток от солнца максимальный.
4. Поскольку энергоресурсы - исчерпаемые ископаемые планеты, то в настоящий момент идет поиск способов получения газа и нефти биологическим путем. Разработаны установки для получения биогаза (метан) (ЦОР «Биогаз»). Ведется поиск оптимальных технологий переработки угля. Уголь можно перерабатывать в чистое углеродное топливо, в синтетические жидкие углеводороды, энергетический газ и полукокс. IV. Практическая работа. Задание: 1. Нанесите на предметное стекло каплю воды. Установите стекло на горизонтальной поверхности в коридоре школы, в классе, на крыльце школы и вблизи дороги на 15 минут. 2. После 15 минут экспозиции закройте каплю воды покровным стеклом. 3. Рассмотрите каплю под микроскопом. Охарактеризуйте размер и природу пылинок. Подсчитайте их количество в поле микроскопа. 4. Заполните таблицу: Запыленность воздуха
Сделайте вывод: где запыленность воздуха выше, при этом укажите вид пыли.
V. Контроль формирования знаний и умений. Тестирование знаний с помощью ЦОР«Глобальные проблемы». Выставление оценок за знания и выполнение практической работы. VI. Домашнее задание. 1. Составить кроссворд или тест по теме «Проблемы энергетики». 3. Ответить на вопросы: - В чем причина роста потребления энергетических ресурсов? - Перечислите способы традиционного получения энергии? - Каковы их недостатки? К каким повреждениям среды обитания приводят подобные способы получения энергии? - Какие способы получения энергии считаются экологически безопасными? - С чем связана их слабая распространенность? - Какой вклад может внести в решение энергетической проблемы каждый человек?
Ответы на кроссворд «Альтернаивная и традиционная энергетика»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|