Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Объяснение нового материала.





1. История развития человеческой цивилизации связана с постоянным стремлением обезопасить себя, повысить свою независимость от природных сил и стихий. Это стремление привело к возникновению орудий труда, развитию технологий охоты и добычи растительной пищи, созданию одежды, жилищ и утвари. В наше время эти события называются одним словом – прогресс. Однако, прогрессивное развитие человечества сопровождалось усилением давления на среду обитания, гибелью растений и животных. Поэтому у прогресса помимо положительных сторон есть и отрицательные, черные страницы. С причинами их возникновения и особенностями действия мы познакомимся в ходе сегодняшнего урока: Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду.

2. Давайте рассмотрим, как влиял человек на среду обитания в разные исторические эпохи. Одновременно будем заполнять таблицу: Влияние человека на среду обитания(приводится примерное заполнение таблицы после просмотра ЦОР «Энергетические затраты первобытного строя», «Энергетические затраты рабовладельческого строя», «Энергетические затраты сегодня». ЦОРы имеют звукоряд и запрограммированную скорость смены страниц, листание страниц ускорить нельзя).

Этап развития цивилизации Энергозатраты на 1 человека в сутки (тыс.ккал) Характер деятельности Кормовая территория, 1 чел/ год/га Повреждение среды
Первобытно-общинный строй 2,5 - 5 Собирательство и охота Локальные кратковременные
Рабовладельческий и феодальный 12 – 26 Земледелие и скотоводство, ремесленичество 2,5 Локальные и региональные необратимые
Капиталистический (современный) До 300 Рабочий (умственный и физический труд) 0,5 Локальные и региональные; глобальные с угрозой необратимости

Методический совет (МС): Перед просмотром ЦОРов «Энергетические затраты первобытного строя», «Энергетические затраты рабовладельческого строя», необходимо дать инструкцию учащимся, в которой четко определите моменты, на которые стоит обратить максимальное внимание. Начертите в тетради таблицу и после просмотра каждого ЦОРа сразу делайте записи. При демонстрации ЦОР «Энергетические затраты первобытного строя» подчеркнуть, что технологических процессов практически не было, повреждение среды носило локальный характер. Хотя к этому периоду относится кризис перепромысла крупных животных (мамонт, носорог). Это заставило людей перейти к иной технологии добычи пищи - земледелию и скотоводству (Энергетические затраты рабовладельческого строя). Повреждение среды стало более значительным, что нашло отражение даже в библейских мифах, например: Ноев потоп. Показать изменения затрат на получение продуктов потребления и особенности воздействия на среду обитания в 20 веке позволит ЦОР№ «Энергетические затраты сегодня». Обязательно проанализируйте таблицу с учащимися. При проведении анализа можно задать вопросы: Технологии каких исторических эпох обладают наибольшим разрушительным действием?



3. Причины современного напряженного отношения цивилизации со средой обитания кроются в эпохе Возрождения, когда человек решил, что окружающий мир является только фоном для его деятельности. Развитие естественных наук способствовало развитию мануфактур и появлению новых способов обработки сырья. Зарождаются наукоемкие технологии и потребительское отношение к среде обитания.

МС: Изучите информацию ЦОР № «Научно-техническая революция» и «Направления научно-технической революции». Разберите с учащимися отличия в терминах – промышленная революция и научно-техническая революция. Определить, как изменилась деятельность современного рабочего по отношению к рабочему на мануфактуре: рабочий отторгается от результатов собственного труда, он маленький винтик в структуре производственного цикла. Рабочий на мануфактуре изготавливал продукт от начала (выбор сырья) и до конца (в продажу) цикла производства. Рассмотрите направления НТР сегодня. Рекомендуем, сделать запись основных направлений НТР в тетради. Каждое направление можно дополнительно прокомментировать или обсудить с учащимися:

1) Почему является актуальным поиск и разработка экологически безопасных технологий?

2) В чем причина разработки и создания миниатюрной техники?

3) Какие «плюсы» и «минусы» имеет такое направление как роботизация производства?

4) Можно ли считать, что внедрение компьютерной техники в производственные процессы и образование стимулирует развитие этих отраслей?

5) Почему ведется поиск новых источников сырья для многих отраслей промышленного производства и энергетики?

6) Какие «плюсы» и «минусы» имеет атомная энергетика?

7) В чем опасность такого направления как генная инженерия?

8) Можно ли разработать и внедрить формы эффективного контроля за деятельностью ученых и научно-исследовательских лабораторий?

4. Земледелие в эпоху НТР превратилось в сельскохозяйственное производство. Первая зеленая революция привела к выращиванию хозяйствами высоко урожайных сортов как монокультур. В первые годы наблюдалось резкое увеличение урожайности сельскохозяйственных угодий. Эта технология спровоцировала разрушение почвы, снизила почвенное плодородие, увеличила использование удобрений и ядохимикатов на полях. Как бумеранг такого нерационального использования почвы – резко снизились урожаи. В конце 20 века происходит вторая зеленая революция, которая имеет экологический характер. Она возвращает земледельцев к сложным севооборотам, внесению органических удобрений и компосту, снижению применения ядохимикатов. Возникают альтернативные способы ведения сельского хозяйства, основанные на историческом опыте народов.

IV. Контроль формирования знаний и умений.

Тестирование знаний с помощью ЦОР №«НТР и ее последствия». Выставление оценок за знания.

МС: текст теста можно спроецировать на экран и предложить учащимся выбрать правильные ответы. Например, первый вариант отвечает на нечетные вопросы, а второй вариант - на четные вопросы теста. Ответы сдают в тетрадях или на листочках в зашифрованном виде: номер вопроса – буква правильного ответа.

Второй вариант – коллективное обсуждение вопросов и выбор ответов.

V. Домашнее задание.

1. Поработать ЦОР«Рост городов», «Атомная энергетика», «Загрязнение среды отходами», «Информационные технологии».

2. Выучить содержание таблицы «Влияние человека на среду обитания».

3. Составить кроссворд по теме НТР.

4. Ответить на вопросы:

- Что такое НТР? Каковы ее отличия от промышленной революции?

- Каковы основные направления развития НТР сегодня?

- Каковы причины избытка отходов в нашем мире?

- Насколько безопасна атомная энергетика?

- Как рост городов и доли городского населения обостряет экологические проблемы?

- Какое влияние на организм человека оказывает компьютер?

- Каковы направление развития сельского хозяйства в 20 веке?

5. Изучите самостоятельно содержание ЦОРов «Экологический проект», «Рабочая тетрадь «Экологический проект», «Фрагмент творческого проекта «Использование солнечных батарей», «Банк идей творческих проектов по экологии». Разработайте экологический проект и отчетайтесь в конце темы.

II вариант: урок проводится в компьютерном классе (за одним ПК – двое учащихся, учитель в роли организатора, консультанта и контролера).

Ход урока и план объяснения нового материала может полностью совпадать с 1 вариантом, только ЦОРы учащиеся рассматривают не на центральном экране, а на мониторах компьютеров. Однако при наличии 1 компьютера на 2 учащихся можно организовать самостоятельную работу в классе даже при изучении нового материала. При этом план урока меняется. На доске для каждого этапа работы можно начертить таблицы, но лучше подготовить дидактические карточки с заданиями для каждого ЦОРа и вопросы, по которым будет проводится беседа. Перед началом работы, проинструктируйте учащихся по содержанию карточек и характеру отчета по ним.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.