Тема 2: Типология проблем выбора профессии
Вопросы: 2.Ценностно-смысловой подход к развитию самоопределения личности. 3. Самоопределение как процесс и результат поиска внутреннего «Я» и смысла в трудовой деятельности. Форма занятия: лекция Цель лекции: способствовать формированию знаний о субъективных и объективных затруднениях при выборе профессии Основные понятия: профессия, самоопределение Основное содержание лекции: Изучение данной темы начинается с выяснения сущности понятия «профессия», так как оно является исходным концептуальным. Трактовок данного понятия в современной научной литературе много: занятие, требующее специальной подготовки; группа людей, занимающихся однотипной деятельностью; особая форма социальной организации трудоспособных членов общества и др. Множество определений свидетельствует о сложности данного феномена. Исходя из этого, можно дать следующее определение профессии.
А.Е. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии: 1)учёт своих желаний - «хочу»; 2) учёт своих способностей - «могу»; 3) учёт потребностей общества, потребностей рынка – «надо». Желания, возможности, рынок труда находятся в постоянном изменении, поэтому долгосрочные планы должны строиться с учётом возможных изменений «хочу», «могу», «надо». Причинами возникновения неадекватного профессионального выбора является отсутствие учёта основных факторов профессионального выбора: наличие способностей, уровень притязаний, информированность о мире профессий или конкретной профессии, мнение родителей, мнение товарищей, потребности рынка. Одним из наиболее сложных вопросов темы является вопрос определения ценностно-смысловой подход к развитию самоопределения личности. К основным аспектам ценностно-смыслового подхода можно отнести: зарождение и формирование профессиональных намерений личности под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий; определение общественного смысла (поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получить заработок (общественная оценка труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями); в период профессионального обучения формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, отражение установок на развитие профессионально значимых качеств и др.
Литература: 1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с. 2.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 28-38. 3.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 1996. – 512 с. Методические рекомендации В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике. Вопросы контроля теоретических знаний студентов: 1. Дать определение понятию «профессия». 2. Каковы причины субъективных и объективных затруднений при выборе профессии? 3. Раскрыть суть ценностно-смыслового подхода к развитию самоопределения личности. 4. Самоопределение как процесс и результат поиска внутреннего «Я» и смысла в трудовой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|