Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2: Типология проблем выбора профессии




Вопросы:
1. Субъективные и объективные затруднения при выборе профессии. Их причины.

2.Ценностно-смысловой подход к развитию самоопределения личности.

3. Самоопределение как процесс и результат поиска внутреннего «Я» и смысла в трудовой деятельности.

Форма занятия: лекция

Цель лекции: способствовать формированию знаний о субъективных и объективных затруднениях при выборе профессии

Основные понятия: профессия, самоопределение

Основное содержание лекции:

Изучение данной темы начинается с выяснения сущности понятия «профессия», так как оно является исходным концептуальным. Трактовок данного понятия в современной научной литературе много: занятие, требующее специальной подготовки; группа людей, занимающихся однотипной деятельностью; особая форма социальной организации трудоспособных членов общества и др. Множество определений свидетельствует о сложности данного феномена. Исходя из этого, можно дать следующее определение профессии.
Профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определёнными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.
Понятие «профессия» тесно связано с понятием «специальность». Профессия – более широкое понятие, чем специальность. Профессия объединяет группу родственных специальностей. Мир профессий разнообразен и динамичен, постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низко квалифицированного труда, появляются совмещённые и интегрированные профессии и специальности. Молодёжи трудно самостоятельно ориентироваться в этом многообразном мире профессий. Это вызывает объективные затруднения при выборе профессии учеником.

А.Е. Климов выделяет три основные составляющие выбора профессии:

1)учёт своих желаний - «хочу»;

2) учёт своих способностей - «могу»;

3) учёт потребностей общества, потребностей рынка – «надо».

Желания, возможности, рынок труда находятся в постоянном изменении, поэтому долгосрочные планы должны строиться с учётом возможных изменений «хочу», «могу», «надо». Причинами возникновения неадекватного профессионального выбора является отсутствие учёта основных факторов профессионального выбора: наличие способностей, уровень притязаний, информированность о мире профессий или конкретной профессии, мнение родителей, мнение товарищей, потребности рынка.

Одним из наиболее сложных вопросов темы является вопрос определения ценностно-смысловой подход к развитию самоопределения личности. К основным аспектам ценностно-смыслового подхода можно отнести: зарождение и формирование профессиональных намерений личности под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий; определение общественного смысла (поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получить заработок (общественная оценка труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями); в период профессионального обучения формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, отражение установок на развитие профессионально значимых качеств и др.
Говоря о самоопределении как процессе и результате поиска внутреннего «Я» и смысла в трудовой деятельности, следует отметить, что понятие «самоопределение» соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция. Исследованием проблем самоопределения личности занимались такие учёные как: А.Маслоу, К. Ясперс, П.Г. Щедровицкий, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, Л.М. Митина и др.
Многие учёные связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. с трудовой деятельностью и с работой, подчёркивают неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других сферах жизни, т.е. с личностным самоопределением.
В профессиональном становлении личности выделяется: профессиональное самоопределение - избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии; осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий; профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: рефлексия и переосмысление своего профессионального бытия и самоутверждение в профессии; актуализация профессионального самоопределения личности событиями разного рода: окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения личности включает: сознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготов­ки (ценностно-нравственная основа самоопределения); ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты; определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства; представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив; наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения; начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

 

Литература:

1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

2.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 28-38.

3.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 1996. – 512 с.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

1. Дать определение понятию «профессия».

2. Каковы причины субъективных и объективных затруднений при выборе профессии?

3. Раскрыть суть ценностно-смыслового подхода к развитию самоопределения личности.

4. Самоопределение как процесс и результат поиска внутреннего «Я» и смысла в трудовой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...