Тема 6: Возрастные особенности профессионального самоопределения
Вопросы: 2. Профессиональные установки подростков и их влияние на ситуацию выбора профессии. 3. Способы и методы выявления и коррекции профессиональных установок подростков . 4. Профконсультационный тренинг как эффективное средство и форма формирования профессиональных установок подростков. Форма занятия: лекция Основные понятия: Возрастные особенности, профессиональное самоопределение Цель лекции: познакомить студентов с возрастными особенностями профессионального самоопределения Основное содержание лекции: Каждый возрастной этап профессионального самоопределения характеризуется определёнными особенностями: младший школьник - (I—IV) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности; у подростков (IV (V)—VII классы) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей; у школьников VIII—IX классов - необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта; с учащимися X—XI классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Внимание старшеклассников сосредотачивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
Изучение учащихся в целях профориентации составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности: самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде; авторитет в трудовом коллективе; признание родных, знакомых, друзей; самосовершенствование и самовыражение - интересная работа; применение своих знаний, умений, способностей; творческий характер труда; материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок; должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе. Мотивы выбора профессии можно разделить на следующие группы: по виду: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор; по характеру: мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности; мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная; мотивация неуверенная, неаргументированная; никак неаргументированная мотивация.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. Для выявления профессиональных установок подростков наиболее часто используются следующие методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого типа, открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей, «личностные» опросники, проективные личностные тесты, методы наблюдения, сбор косвенной информации о клиенте, психофизиологические обследования, «профессиональные пробы», использование различных игровых и тренинговых ситуаций, исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности, использование для исследования работника различных тренажеров. Основными типами профессиональных установок подростков являются: установка на профконсультанта. На конкретную специфическую задачу профессионального выбора, на профессиональную задачу в целом. Литература: 1.Обществознание 2010 Издательство «Эксмо». 2.Человек и общество под редакцией Л. Н. Б, А. Ю. Лазебниковой. 3.Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 2001. Методические рекомендации
В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике. Вопросы контроля теоретических знаний студентов: 1. Какое значение имеет учет возрастных и психофизиологических особенностей школьников разного возраста в профориентационной работе? 2. Профессиональные установки подростков и их влияние на ситуацию выбора профессии. 3. какие вы знаете способы и методы выявления и коррекции профессиональных установок подростков? . 4. Профконсультационный тренинг как эффективное средство и форма формирования профессиональных установок подростков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|