Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы студентов




Задание 1

Подготовить сообщение на тему:

«Специфика процесса профессионального самоопределения».

Задание 2

Подготовить реферат по теме лекции

Задание 3

Составьте кластер по теме лекции

Тема 4. Профессиональное самосознание, его развитие на различных этапах жизненного пути

Вопросы:
1.Сущность профессионального самосознания как компонент профессионального самоопределения личности.

2.Теории самосознания личности.

3.Развитие и формирование профессионального самосознания личности. 4. Развитие и формирование профессионального самосознания как один из центральных моментов становления профессио­нала.

Форма занятия: лекция

Основные понятия: Профессиональное самосознание, «Я-образ», «Я-концепция», профессиональное саморазвитие

Цель лекции: познакомить студентов с особенностями профессионального самосознания

Основное содержание лекции:

Профессиональное самосознание - это само­сознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность - главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности.

При рассмотрении проблемы развития профессионального само­сознания следует учитывать, термин «самосознание» во многом близок таким терминам, как «образ Я», «Я-образ», «Я-концепция», а также «самоотношение», «идентичность» и др.

Ряд учёных рассматривают профессиональное самосознание как компонент профессионального саморазвития личности: Р. Бернс, рассматривает понятие «Я-концепция» как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженных с их оценкой или принятием себя. Он выделяет ряд составляющих: 1) когнитивную составляющую «Я-концепции»; 2) оценочную составляющую и 3) поведенческую составляющую.

В.В.Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, про­шлом и настоящем характеризуют самосознание личности различные процессы самосознания и «Я-образа».

К. Роджерс при рассмотрении «Я-концепции», выделяет «Я реаль­ное» (каким человек видит себя реально) и «Я идеальное» (каким бы человек хотел себя видеть) и считает, что рассогласование между представлением человека о себе «реальном» и «идеальном» часто и является энергетической основой для его саморазвития.

Обращаясь к проблеме профессионального само­сознания, Е. А. Климов утверждает, что задача психологии труда состоит в изучении фактов и законо­мерностей психической регуляции функционирования и форми­рования человека как субъекта труда и выделяет следующие основные техниче­ские регуляторы труда: образ объекта труда - чувственный образ; (перцептивный, сенсорный); образ субъекта труда - актуальный и обобщённый «Я-образ»; образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отно­шений - осознание своих потребностей; осознание своих эмоций и эмоциональных отношений; осознание своего характера; осо­знание своей личностной направленности и мировоззрения в ходе взаимодействия с другими людьми в трудовом процессе.

Образы самосознания человека - необходимая основа целесообразной регуля­ции, саморегуляции трудовой деятельности человека и его взаимодей­ствия с окружающими людьми.

Развитие и формирование профессионального самосознания личности включает в себя: первое знакомство с профессией в раннем дошкольном детстве, на этапе детской сюжетно-ролевой игры. На данном этапе происходит овладение ре­бенком «основными смыслами» человеческой деятельности, фор­мируется соподчинение мотивов, развивается способность дости­гать намеченные цели, а также развивается способность к самооценке, что важно для последующего развития и самосознания будущего субъекта труда; культурно-исторические традиции развития и специального фор­мирования профессионального самосознании; профессиональную идеологию (систему утверждений, находящихся вне категорий истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса, профессиональной или внутрипрофессиональной группировки или даже отдель­ного лица; стереотип профессионального объединения;социально-профессио­нальную идентификацию (от лат. identificatio - отождествление).

Литература:

1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / 2.Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

3.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 28-38.

4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2006. – 512 с.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

1. Определить сущность профессионального самосознания как компонента профессионального самоопределения личности.

2. Какие вы знаете теории самосознания личности?

3. Как происходит развитие и формирование профессионального самосознания личности? Привести примеры

4. Перечислите этапы развития профессионального самосознания?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...