Урок 16. Контрольный. Тема 5. Вариации как способ развития и форма. Урок 17. Тембровые, остинатные вариации. «Пассакалия» Генделя из «Сюиты соль-минор».
Урок 16. Контрольный. Тема 5. Вариации как способ развития и форма. Вариации (лат. Variatio – изменение) - музыкальная форма, состоящая из темы и ее видоизмененных повторений.
Урок 17. Тембровые, остинатные вариации. Существует несколько исторически сложившихся типов варьирования.
1. В 17 веке появились вариации, построенные на сплошном повторении в басу одного и того же мелодического оборота. Такой бас называется basso ostinato ( упорный бас). Для этого типа формы характерен высокий настрой, сосредоточенность, серьезность. Характерен для церковной музыки, реже для светской. Зародился в эпоху господства полифонического стиля (пассакалия, чакона). При неизменности остинатного баса, вариационное развитие происходит в верхних голосах. Остинатные вариации – вариации на выдержанный бас (basso ostinato) – в жанрах пассакалии и чаконы. Тема баса повторяется неизменно, а другие голоса, наслаиваясь на неё, создают ощущение непрерывности, текучести. Эту форму часто употребляли для выражения скорби, безысходности, неотвратимости судьбы. · Например, «Ария Дидоны» из оперы Пёрселла «Дидона и Эней» или хор в сцене распятия Христа из «Мессы си-минор» Баха – написаны в жанре пассакалии. · Примером остинатных вариаций в инструментальной музыке может являться «Пассакалия» Генделя из «Сюиты соль-минор». В творчестве советских композиторов тоже есть примеры остинатных вариаций. Д. Шостакович пользуется формой остинатных вариаций в «Пассакалии» из «Симфонии №8» (4-я часть), а также в «эпизоде фашистского нашествия» из первой части «Симфонии №7». · Самый известный – вариации в эпизоде «фашистского нашествия» из Седьмой симфонии Шостаковича. Поначалу все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки - олицетворение обыденности и пошлости. Это начинается «эпизод нашествия». Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, только уплотняется фактура, присоединяются все новые инструменты, потом тема излагается не одноголосно, а аккордовыми комплексами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище _ скрежещущую машину уничтожения, которая кажется, сотрет все живое. Но начинается противодействие. После мощной кульминации реприза наступает омраченной, в сгущенно минорных красках.
2. Остинатные вариации с неизменной мелодией в верхнем голосе получили название глинкинских или soprano ostinato, так как впервые были использованы в музыке русским композитором М. Глинкой. Здесь могут изменяться аккомпанемент, тембр, гармония, фактура изложения, но только не мелодия. · Например, «Турецкий танец» из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Тема и 4 вариации различаются тембровой и гармонической окраской.
Урок 18. Классические вариации. Сформировались к концу 18 века. Тема часто жанровая (Моцарт. Соната A dur №11 – сицилиана; Бетховен, симфония №5, 2 ч. – марш). Структура гомофонно-гармоническая сохраняется на протяжении всех вариаций – это строгие вариации. Вариации представляют собой обработку гармонии. · Пример – Моцарт «Соната Ля-мажор» 1-я часть – написана в виде строгих вариаций. Тема – в жанре итальянского танца – сицилианы. Форма темы – простая 2-х частная репризная. В каждой из шести вариаций неизменными остаются форма, гармония темы, но варьируется сама мелодия (ритмический рисунок, украшения, регистр), лад (3-я вариация – в ля-миноре), темп (5-я вариация – медленное, 6-я вариация – быстрая), иногда – жанр мелодии (6-я вариация маршеобразна – в размере 4/4).
Урок 19. Свободные вариации. Двойные или тройные вариации.
Относятся к периоду романтической музыки. Они строятся на очень больших изменениях темы вплоть до изменения жанра. Изменяться может абсолютно все: тональность, структура темы, ритм, метр, темп, вводятся новые гармонии. Благодаря этому цикл превращается в нечто подобное сюите. · Например, вариации М. Глинки на тему русской народной песни «Среди долины ровныя». Здесь тема и 5 вариаций. Мягкая, задумчивая тема в последней вариации превращается в яркую, концертную виртуозную музыку (ускоряется темп, растёт динамика, усложняется ритм). Двойные или тройные вариации – пишутся на две или три разнохарактерные темы. Это может быть самостоятельное произведение или же часть симфонии, сонаты (чаще – медленные части). Примеры – «Симфония №103» Гайдна, «Симфония №5» Бетховена. · Фантазия на две русские темы «Камаринская» Глинки. Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен: свадебной лирической (" Из-за гор, гор высоких" ) и бойкой плясовой, явилась новым словом в отечественной музыке. В " Камаринской" Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Всё здесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|