Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение менеджера и лидера




Критерий сравнения Менеджер Лидер
Стиль управления Администратор Инноватор
Основание власти Полномочия Авторитет
Тип выдачи задания Поручает Вдохновляет
Ценностная ориентация Работает на цели других Работает на свои цели
Основа действий Утвержденный план Видение
База деятельности Полагается на систему Полагается на людей
Тип убеждения Использует доводы Использует эмоции
Основа для принятия решения Контроль Доверие
Назначение Поддерживает движение Дает импульс движению
Сущность личности Профессионал Энтузиаст
Основная функция Принимает решение Превращает решение в реальность
Отношение членов коллектива Пользуется уважением Обожается
Тип отношений Формальные Неформальные
Акцентирование внимания Делать вещи правильно Делать правильные вещи
Тип характера Реалист Оптимист

 

Если условно выделить в организации такие объекты приложения усилий, как план, персонал, выполнение и результат, то лидер и менеджер займут по отношению к ним разные позиции:

лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижение в выбранном направлении;

лидер вдохновляет и мотивирует персонал, менеджер следит за старательностью людей и соблюдением требований относительно выполняемой работы;

лидер мотивирует людей на выполнение плана, менеджер следит за достижением промежуточных целей;

лидер, оценив качество полученного результата, начинает планировать получение нового, менеджер оформляет полученный результат, стремится получить на его основе дополнительные преимущества.

 

Сегодня большинство исследователей разделяет представление о том, что все функции руководителя в своей основе опираются на искусство лидерства, а их успешное выполнение зависит от овладения руководителем методами и навыками лидерства. Каждый руководитель имеет возможность использовать ресурсы организационного лидерства в практике управления. Однако объем этих возможностей во многом зависит от его личностных особенностей, профессионально-психологической компетентности, условий осуществления управленческого взаимодействия.

Генри Минцберг утверждает, что лидерство – это одна из ролей, которую играет руководитель в практической деятельности. Руководитель может как использовать эту роль, так и отклонять ее по определенным причинам, то есть руководитель может быть лидером, а может им и не быть. В случае объединения этих двух ролей в одном человеке руководитель получает возможность влиять на процессы самоорганизации коллектива, сближает личностные и групповые потребности, может более полно представлять интересы коллектива во внешних инстанциях. С функциональной позиции руководитель становится лидером тогда, когда он кажется подчиненным «смотрящим вперед», имеет перспективное видение эффективного развития организации и всесторонне способствует его реализации. В противном случае руководитель просто превращается в управленца, администратора. Без перспективной цели организация поглощается текущей деятельностью, погрязает в ней, что ведет к застою и стагнации.

 

Традиции американского менеджмента предполагают, что эффективный руководитель обязательно должен быть лидером. При назначении сотрудника руководителем на любом уровне управления желательно, чтобы на протяжении непродолжительного времени (всего нескольких месяцев) он стал лидером. Если ему добиться этого не удается, то, в соответствии с неписанными правилами, руководитель должен добровольно освободить должность для того кто сможет стать лидером. Каждый лидер в определенной мере выполняет функции, специфика которых обусловлена особенностями деятельности группы и большинство из которых включены в обязательства и формальных руководителей:

функция направленности – установление приоритетных целей деятельности и функционирования группы, мотивация последователей на достижения;

функция планирования – определение непосредственных шагов, разработка долгосрочных планов деятельности организации. Достаточно часто только лидер знает полный план действий, тогда как остальные члены группы знакомы только с отдельными, не связанными между собой частями плана;

контрольно-координирующая функция – лидер является координатором деятельности группы. Независимо от того, самостоятельно он разрабатывает основные направления деятельности или они спущены сверху, в круг его ответственности должна входить функция наблюдения за выполнением;

административная функция – лидер является источником вознаграждений и наказаний. При этом, кроме официальных средств поощрения и наказания, лидер, являясь основателем групповых норм, может использовать неформальные социальные санкции и приемы, с помощью которых коллектив выражает уважение тем членам, поведение которых отвечает его ожиданиям, и проявляет неудовлетворение теми членами, кто не оправдывает возложенных надежд;

экспертная функция – лидер это личность, к которой обращаются как к источнику достоверной информации, профессионалу, за жизненным советом;

представительская функция – лидер является официальным лицом группы, представляет ее во внешних инстанциях. Он отождествляется со всеми членами группы, их коллективным разумом и ценностями, трансформирует информацию, которая исходит от группы или которую она получает;

эмоционально-регулятивная функция – лидер является регулятором деловых и межличностных взаимоотношений в коллективе, морально-психологического климата в нем. При этом регулирование может им осуществляться как лично, так и посредством коммуникативной сети, состоящей из близких к нему людей;

нормообразующая функция – лидер во многом является основателем групповых норм, а также эталоном, задающим тон поведения и профессионального взаимодействия для остальных членов группы;

мировоззренческо-формирующая функция – лидер во многом выступает источником ценностей, составляющих групповое мировоззрение. В целом он отображает идеологию того общества, к которому принадлежит группа, однако именно он является контролером и транслятором информации, приходящей извне. Поэтому в масштабах организации частные мировоззрение группы больше отвечает образу мышления руководителя, чем отдельных обычных членов;

символьная функция – группы с высокой степенью сплоченности стремятся не только к внутренним, но и внешним отличиям от других групп. Такие группы разрабатывают различные знаки отличий в одежде и поведении. Достаточно часто лидеры, являясь ядром таких групп, сами выполняют функцию символов.

Все перечисленные функции имеют неодинаковое значение относительно разных групп. Их значение трансформируется в зависимости от внутренних и внешних факторов жизнедеятельности коллектива. Именно поэтому среди этих функций невозможно выделить главные и второстепенные. Однако можно допустить, что становление руководителя в статусе лидера зависит от актуализации в его деятельности тех или других функций, которые являются наиболее востребованными его последователями. При этом решающее значение имеет не столько то, какие функции выполняет лидер, сколько то, как он их выполняет, как это воспринимается его последователями. Одни и те же функции разные лидеры могут осуществлять по-разному, в соответствии с их индивидуальными особенностями и преимуществами, даже оставаясь при этом одинаково эффективными. В этом проявляется индивидуальный стиль лидерства.

Преимущества лидера состоят в том, что за ним организация признает моральное право принятия решения в наиболее значимых для нее ситуациях. Это человек, находящийся на вершине иерархических ступеней статуса и престижа членов организации. При этом лидер, в отличие от менеджера или руководителя, не командует, не приказывает и «не давит» на работников с целью достижения определенных, иногда далеких от их понимания, целей, а ведет людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем. Именно поэтому лидер должен обладать такими качествами, как: способность привлекать людей; высокая требовательность к себе и подчиненным; справедливость и уважение к подчиненным; знание психологии и эмпатия; толерантность; решительность, настойчивость и способность к волевым действиям; умение мыслить проблемно и перспективно, отличать реальные факты от субъективных мыслей; психологическая стойкость и уравновешенность; умение влиять на людей, убеждать их и достигать взаимопонимания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...