Основные качества лидеров изменений
Вопрос лидерства вызывал интерес человечества с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое исследование вопросов лидерства началось только с часов Фредерика Уинслоу Тейлора. Начиная с 70-х гг. ХХ в. интерес к исследованию сущности лидерства начал расти достаточно быстрыми темпами, о чем свидетельствует появление работ Дугласа Мак-Грегора, Криса Арджириса, Джеймса Мак-Грегора Бернса и др. Однако, несмотря на достаточность и длительный период исследований, и сегодня нет единого понимания сущности лидерства. Слова лидер («leader») и лидерство («leadership») происходят от англосаксонского корня «lead» (в переводе на русский – «путь»), от которого произошел глагол «leaden», значащее «путешествовать», «идти». Таким образом, лидерами называются люди, указывающие путь. Лидерство, как и власть, – это потенциал, имеющийся в человеке. В ходе исследования сущности лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. В соответствии с Дж. Терри, лидерство – это влияние на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вешлер и Ф. Массарика определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации при помощи коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннел считают, что лидерство связано с непосредственным влиянием на людей в достижении общей цели. В практике управления лидерство рассматривается как способность эффективно использовать имеющиеся источники власти для трансформации созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как инструмент достижения целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как инструмент используется ими для ускорения этого достижения. Исходя из этого, Роберт Львович Кричевский определил, что лидерство – это способность побуждать людей, влиять на их поведение для достижения личностных целей и целей организации.
Таким образом, лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в общем случае между лидером и его последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации объединении различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Влияние как наиболее важная составляющая процесса взаимодействия между людьми является психологической основой лидерства. Чтобы стать лидером и оставаться ним, человеку мало владеть потенциальной властью, необходимо пользоваться ею, постоянно влиять на других людей, навязывать им свою волю и проводить через них свои решения, превращать этих других в своих последователей. Влияние в процессе общения является взаимным. Но относительно лидерства говорят о так называемом несимметричном влиянии, когда один человек значительно сильнее влияет на другого. Причем это влияние может сохраняться на протяжении длительного периода времени. Влияние различается и в группах разного уровня. Лидер в малой группе пользуется другими составляющими власти, чем человек, стоящий, например, во главе большой корпорации. Эти отличия позволили американскому психологу В. Стоуну выделить два самостоятельных типа лидерства. 1. Лидерство «лицом к лицу», наблюдаемое в небольших группах, когда все участники имеют возможность непосредственно взаимодействовать между собой. 2. «Отдаленное лидерство», когда общение лидеров с последователями редко осуществляется непосредственно в личных контактах. Именно в последнем случае наиболее важным является создание имиджа, образа лидера, который вдохновляет последователей. Последователи с лидером общаются не непосредственно, а через посредников. Такой характер отношений ведет к тому, что одним из главных и наиболее эффективных средств влияния лидера на публику становится коммуникация. В данном случае последователи имеют дело не со своими личными и непосредственными впечатлениями от лидера, его деятельности и его жизни, а с рассказами о лидере, с сообщениями, подготовленными специально для восприятия другими, содержащими определенную точку зрения и составленными – сознательно или несознательно – с целью влияния на получателя этого сообщения. Материалом сообщения может быть все, что угодно, однако главным в нем является то, что этот материал уже обработан для целей определенной коммуникаций.
Лидера представляют как харизматическую личность (термин был предложен Максом Вебером), владеющего исключительными способностями и имеющего в себе что-то такое, что вынуждает людей ему покоряться. Кроме того, лидер – это человек, достигший успеха. Вообще успех личности является одной из наиболее важных предпосылок ее влияния на других. Людям свойственно подражать тому, кто достиг успеху. Способность достигать успеха, похоже, воспринимается как самостоятельное качество любого человека, которое не связано с определенным видом его деятельности. На престиж лидера также может косвенно влиять авторитет его команды или союзников. Так, лидер будет оцениваться как более успешный и авторитетный, если последователи узнают, что его поддерживают известные и уважаемые люди. Власть лидера обеспечивается достаточно глубоким знанием психологии человека, то есть лидер – это хороший психолог. Он тонко ощущает моральный настрой собеседника (единомышленника или оппонента) и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях. Любой лидер – это руководитель, однако не любой руководитель является лидером. Для того, чтобы стать лидером, кроме таланта необходимо уделять много времени собственному развитию – как профессиональному, так и личностному. Лидерство – это талант, без развития он угасает, как и все остальные способности. Настоящим лидером человек становится в 30-35 лет, когда накапливает достаточный жизненный опыт.
Майкл Мескон выделяет следующие формы власти в менеджменте: наряду с формой власти, основанной на принуждении (законная власть), менеджер может использовать власть, основанную на вознаграждении; экспертную власть, построенную на разумной вере подчиненного в правильность действий руководителя; эталонную власть, влияющую на подчиненного силой личностных качеств или способностей лидера. Власть имеет много различных ограничений – прямых и косвенных, внешних и внутренних: политические, юридические, этические, моральные, социальные и экономические требования сужают реализацию власти. Психологи подчеркивают, что для понимания комплексного феномена лидерства необходимо осуществлять учет различных типов переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный момент времени. Такими переменными могут быть: личность лидера, его происхождение, процесс социализации и способы выдвижения; характеристики последователей; отношение между лидером и последователями; контекст, в котором лидерство имеет место; результат взаимодействия между лидером и последователями в определенных ситуациях. При анализе феномена лидерства особое внимание следует уделять личности лидера. Личность в системе управления означает наличие комплекса качеств, которые менеджер должен развивать, если собирается стать настоящим лидером коллектива. Большинство из них стали бы более успешными в случае последовательного, тщательного выполнения своих лидерских и личностных качеств. Наиболее важными личностными характеристиками являются: личностные черты лидера; представление лидера о себе самом; потребности и мотивы, влияющие на поведение; система важнейших убеждений; стиль принятия решений; стиль межличностных отношений; устойчивость к стрессу.
Теория личностных черт лидера возникла под влиянием исследований английского психолога и антрополога Френсиса Гальтона, который пытался объяснить лидерство на основе наследственности. В рамках этого направления было проведено исследование царских династий разных наций, анализ браков между правителями и т.д. Основной идеей Ф. Гальтона было убеждение в том, что если лидер имеет качества, передаваемые по наследству и которые отличают его от последователей, то эти качества можно выделить. Однако обоснованно составить список таких черт ему не удалось.
В 1940 г. американский психолог К. Берд на основе обобщения двадцати различных наблюдений составил список из 79 черт, определяемых различными исследователями как «лидерские». Среди них были названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбность и т.д. Однако ни одна из этих черт не заняла лидирующего места в исследовательских списках: 65% выделенных черт были упомянуты в исследованиях лишь один раз, 16-20% – дважды, 4-5% – трижды и только пять были названы четыре раза. В результате К. Берду не удалось достаточно точно и уверенно обосновать такой набор личных качеств, который обязательно присутствует у всех или хотя бы у большинства лидеров. В 1948 г. Ральф Стогдилл пришел к выводу, что наиболее важными являются пять качеств, характеризующих лидера: ум и интеллектуальные способности; планирование или преимущество над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. В 1959 г. Р. Манн выделил семь основных качеств лидера, главным из которых был выбран ум. Однако эти классификации до конца не позволили объяснить природу становления лидера, и много людей, владеющими этими качествами, так и не стали лидерами. Несмотря на это исследования продолжались до середины 80-ых гг. ХХ в. Так, американский психолог Эмори Стивен Богадрус обосновал десятки качеств, какими должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание и т.д. Американский профессор в сфере делового администрирования, один из членов правления Института лидерства в Университете Южной Калифорнии Уоррен Беннис, на основе исследования 90 успешных лидеров установил четыре основные группы лидерских качеств: 1) управление вниманием, или способность так подать сущность результата, цели или направления движения (действий), чтобы это было понятным и привлекательным для последователей; 2) управление значением, или способность так представить значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были понятными и полностью принятыми последователями; 3) управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
4) управление собой, или способность настолько хорошо знать и своевременно признавать собственные сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. У. Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в котором люди ощущают значимость и возможность познания того, что они делают, а также того, что они являются частью общего дела. Созданная таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию посредством качества и преданности работе. Дальнейшие исследования позволили выделить четыре большие группы лидерских качеств: 1) физиологические – рост, вес, фигура, внешний вид, энергичность движений и состояние здоровья. В определенной мере между этими качествами и лидерством существует связь, однако примеры Наполеона, Ленина, Сталина, Ганди подтверждают той факт, что индивиды с физическими отклонениями от нормы в меньшую сторону могут стать достаточно выдающимися и влиятельными мировыми лидерами; 2) психологические или эмоциональные – проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как преемственную, так и воспитательную основы. Исследование их взаимосвязи с лидерством привело к появлению достаточно длинного списка качеств, большинство из которых так и не получило подтверждения практикой относительно связи с лидерством. Таким образом, не можно полностью полагаться на черты характера личности при выявлении лидера в организации; 3) умственные, или интеллектуальные – исследования многих авторов позволили установить, что уровень этих качеств у лидера является высшим, чем не у лидера. Однако дальнейшие исследования позволили констатировать достаточно слабую корреляционную связь между умом и лидерством. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера достаточно умным проблематично; 4) личностные деловые качества – носят в большей степени характер приобретенных, развитых навыков и умений по выполнению собственных функций. Их значение для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точно их определить сложно, и нет доказательств, что именно они являются определяющими для эффективного лидерства. Американский исследователь Питер Друкер среди личностных качеств лидера отдельно выделял умение анализировать, взвешивая обстановку и делать правильный выбор, улаживать расхождения. В то же самое время, от лидера требуется способность к быстрым и решительным действиям, смелым интуитивным решениям. Современный лидер, прежде всего, должен быть честолюбивым и иметь талант организатора. Кроме того, ему необходимы: напористость, размах, воображение, чувство нового, инициативность, умение разбираться в людях, чувство ответственности. Он должен быть жестким, когда это необходимо; учиться на собственных ошибках; уметь выслушать и быть объективным; владеть собой; быть человеком слова; мыслить перспективно и всегда сохранять уверенность в себе и своих действиях. Чтобы совмещать эти качества, человек должен быть оптимистом и иметь хорошее чувство юмора. Одним из важнейших качеств лидера является коммуникабельность, предусматривающая способность к установлению хороших взаимоотношений, сохранение их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу в современных условиях и т.д. Таким образом, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным, а, следовательно, невозможно создать единственно правильный образ лидера. В то же время, большинство качеств невозможно измерить, поэтому не удалось обоснованно установить тесную взаимосвязь между определенными качествами и лидерством. Большинство качеств, которые называли различные исследователи, являются полезными для любого человека, какие б цели он не ставил на собственном жизненном пути. Некоторые из них действительно отличают личностей, достигших успеха. Во многом эти люди похожи между собой и отвечают определенному стихийно сформированному стандарту. Однако большинство успешных людей не имеют преобладающего большинства из перечисленных черт, так как не могут все достоинства соединяться в одном человеке. Более того, все возможные качества лидера достаточно часто встречаются у людей, которые не смогли в любой сфере достичь определенного значительного успеха. По результатам исследования можно сделать вывод, что не существует четко установленного перечня личностных качеств, наличие которых позволит человеку стать лидером и будет стопроцентно гарантировать успех. Успеха могут достичь люди, владеющие различными достоинствами, и это должно вселять уверенность в каждого из нас. Главное не наличие стандартных достоинств, а умелое использование и усиление собственных индивидуальных качеств. Лидер в любой ситуации, за редким исключением, ведет себя в соответствии с собственной «Я-концепцией». Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он постоянно взаимодействует. Американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер рассматривает образ «Я» как политику, отвечающую общей сумме состояний, мыслей и чувств человека к себе: Я физическое, сексуальное, семейное, социальное, психологическое. Физическое Я – представление лидера о состоянии собственного здоровья, физической силе или слабости. Осознание собственной силы и здоровья, как правило, придает лидеру больше уверенности в поведении. Если такого представления нет, то оно должно быть компенсировано более значимыми качествами, например, интеллектуальными и умственными способностями. Сексуальное Я – тесно связано с лидерскими качествами. Во-первых, это основывается на основной мужской роли – вести за собой семью, принимать ответственные решения, рисковать в случае необходимости и т.д. Лидер-женщина также демонстрирует перечисленные качества, поэтому в большинстве случаев воспринимается подчиненными как мужчина. Семейное Я – большое влияние на формирование личности имеют отношения в родительской семье. В структуре личности лидера существует подструктура родителей, учитывающая, какими были родители, когда лидер еще был ребенком. Схема межличностных отношений «лидер-подчиненный» в значительной степени отличается более ранней схемой отношений «отец-ребенок». Социальное Я – лидер должен быть способным к совместной работе с окружающими, должен обучаться тому, как вести переговоры и как стимулировать своих коллег к проявлению их наилучших качеств, должен быть способным использовать навыки межличностных отношений для эффективной работы с различными, порой враждебными группами, с лидерами других групп. Психологическое Я – представление о собственном внутреннем мире, фантазии, мечты, желания, иллюзии, страхи, конфликты. Лидер, как и каждый человек, имеет большой набор потребностей, каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после полного или частичного удовлетворения. Однако, кроме общечеловеческих, есть и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к определенной группе и получении одобрения.
Система наиболее важных убеждений лидера представляет собой упорядоченные знания, понимание того, что при жесткой системе подчиненным легче понять лидера, воспринять те методы и подходы, которые он использует для регуляции собственного поведения, угадать его намерения и соответствовать им. Вместе с тем, жесткие убеждения обуславливают негибкость руководителя, что распространяется на его способ принимать решения и на другие управленческие функции. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать.
Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы этого процесса. Стиль в общем случае определяется следующими факторами: подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в краткой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов; склонность получать объективную, однако краткую информацию, оставляя детали на помощников; характеристиками мышления – включает все виды мышления и его индивидуальные особенности; преимуществом определенного размера риска; когнитивной сложностью – способностью и склонностью к анализу и синтезу полученной информации.
Личностные черты лидера, и, прежде всего, те из них, которые создают его характер, определяют стиль межличностных отношений, то есть того поведения, которое лидер использует по отношению к другим людям. Различают шесть различных направлений в общении, которые могут и должны определять стиль межличностных отношений: ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии; ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе; ориентация на использование собеседника и его общения в личных целях, стремление получить от собеседника максимум информации при собственной скрытности и неискренности; добровольная сосредоточенность на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и бескорыстное жертвование собственными интересами, равнодушие к восприятию себя с другой стороны; готовность подстроиться под собеседника, подчинение силе авторитета, избежание противодействию, отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым; доминирование ориентации на исключительно деловых вопросах, избежание возможности общения.
Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если личность не является стрессоустойчивой, то она лидером не может стать по определению, так как лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.
Для того, чтобы сформировать общее, интегральное представление о лидерстве, необходимо выделить сущностные характеристики этого феномена. 1. Лидером является тот, кто имеет последователей. Каждый лидер становится таковым только тогда, когда он приобретает последователей. Как определяет У. Бланк, последователи – это тот элемент, который лежит в основе лидерства, именно его наличие дает человеку право считать себя лидером. 2. Лидерство формируется и проявляется в сфере взаимодействия. Лидерство является не личностным, а межличностным феноменом. Важным заданием лидера является построение крепких рабочих отношений с другими людьми. 3. Лидерство основано на авторитете. В основе авторитета лежат качества, имеющие высокую ценность для членов группы. Наличие этих качеств у лидера определяет лояльность последователей к его поступкам, благосклонность и доверие к решениям, которые он принимает самостоятельно. Авторитет имеет психологическую природу и формируется на основе общей заинтересованности подчиненных в руководителе и уверенности в его особенных способностях. 4. Лидерство основано на неформальном влиянии лидера. Имея авторитет, лидер владеет влиянием на последователей, при этом этот ресурс имеет четко выраженный личностный характер. Невозможно заставить других идти за лидером. В отличие от руководителя, лидер не «приказывает», а «предлагает». Последователь подвергается влиянию и выполняет поручения не потому, что обязан, а потому, что ему хочется так поступить в данном конкретном случае. 5. Лидерство состоит из дискретных событий – актов лидерства. По определению У. Бланка, сферы взаимодействия лидера и последователей возникают, достигают зрелости и заканчиваются. Эти сферы оживают каждый раз, когда «встречается» лидер и последователь (реально или документально-информационно), то есть взаимодействие лидера и последователя как серия дискретных событий – взаимодействий, каждое из которых имеет начало и конец. Таким образом, для успешности становления руководителя как лидера ему необходимо обратить особенное внимание на то, какие по содержанию и длительности он осуществляет «акты лидерства». 6. Лидерство – когнитивный элемент восприятия последователей. Лидерство формируется последователями постепенно, исходя из того, как определенные поступки ассоциируются с их представлением о лидерском поведении. Поэтому для успешности становления руководителя в роли лидера в конкретной социальной группе необходимо исследовать качества, которые члены этой группы воспринимают как лидерские, и факторы, рассматриваемые ими, когда они приписывают определенные результаты лидерству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|