Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие группы и переформирование ее в команду. Типы корпоративных команд




 

Существуют различные подходы к определению содержания категорий «группа» и «команда». Одни исследователи используют эти термины как синонимы, другие разграничивают их, считая, что это абсолютно различные понятия. Вместе с тем, здесь есть существенные различия, и работающий в организации, инстинктивно осознает момент, когда он находится в команде, а когда – в группе. Понимание этих сходств и отличий важно, потому что команды и группы ощущают и реагируют на изменения по-разному.

 

Группа представляет собой относительно стойкую совокупность людей, связанных системой отношений, общими ценностями и нормами. Обязательными элементами любой группы являются общие цели, нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, материальная среда.

По количеству выделяют большие (более 10 человек), средние (от 5 до 9 человек) и малые (менее 4 человек) группы. Не смотря на небольшую численность, малые группы имеют определенные характеристики социальной группы, у них преобладают неформальные отношения и чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело. Малая группа является основной социальной средой человека, где каждый лично знает каждого. Все наиболее важные социальные группы в жизни человека являются малыми. Малую группу часто определяют как первичную. Она в наибольшей степени влияет на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека, а ее значимость определяется ценностями индивида. Если он ориентируется на нормы, ценности и мысли членов группы, то она выступает как референтная, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Группа при этом представляет собой источник социальных установок и ценностных ориентаций субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, способ жизни и идеалы.

Одним из оснований для классификации групп выступает характер организации, регулирующий взаимодействие членов группы. На этой основе выделяют следующие реальные контактные группы.

1. Номинальная группа (конгломерат) – неорганизованные или случайно организованные формальные объединения людей (зрители в театре, случайные члены экскурсионных групп и т.д.). Объединение в такие группы является добровольным, временным и определяется сходством интересов людей.

2. Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только лично значимыми целями (группа друзей или приятелей).

3. Кооперация – группа, отличающаяся реально и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовки и сотрудничества. Межличностные отношения и общение в ней носят сугубо деловой характер, подчиненный реализации поставленных целей, достижению результата и выполнению конкретного задания.

4. Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. В ней появляется корпоративный дух, проявляющийся в противопоставлении другим группам, стремлении максимально реализовать групповые цели.

5. Коллектив – организационно и юридически оформленное объединение работников, связанных совместной и общественно полезной деятельностью. Коллектив формируется там, где определенная численность индивидов объединена общими целями, интересами и потребностями.

Рабочая группа – это двое или более человек, работающих согласованно, однако индивидуальные интересы каждого из них являются выше интересов группы. Осуществляет управление группой руководитель, который задает направление работы, распределяет задания и обеспечивает достижение общей цели как суммы достижений индивидуальных целей участников группы.

 

Команда – группа людей, работающих взаимозависимо друг от друга и ставящих интересы команды выше индивидуальных целей. Участники разделяют взаимную ответственность. Руководитель команды является первым среди равных, а распределением заданий занимаются все.

Эффективность команды является выше суммы эффективностей каждого из ее участников. Если для рабочей группы 1+1=2, то для команды 1+1=3, что является результатом проявления синергетического эффекта, то есть роста эффективности труда в результате интеграции усилий всех участников команды. Существование команды невозможно, если отсутствуют:

взаимовыручка между ее участниками, потому что при ее помощи общая цель получает высший приоритет и становится достигаемой;

доверие участников друг к другу;

взаимопомощь и взаимопонимание;

профессионализм;

готовность человека к обучению, профессиональному росту и труду;

культура и достаточность общения в коллективе;

мотивация людей к работе в команде.

Нарушение любого звена в этой цепочке ведет к подрыву командного духа и в наиболее худшем случае – к разрушению команды.

Оценка эффективности может быть осуществлена при помощи следующих показателей:

абсолютные – определение того, достигла ли команда поставленных целей в указанные сроки в рамках установленного бюджета и с ожидаемым качеством;

относительные – осуществляются по результатам сравнения абсолютных показателей деятельности разных команд;

субъективные – команду можно считать успешной, если она является самоуправляемой и может самостоятельно решать внутренние проблемы.

Под командной формойорганизации работ, в общем случае,понимают объединение определенной группы профессиональных работников в автономный самоуправляемый коллектив с целью решения поставленного задания более оперативно, эффективно и качественно, чем при традиционной форме организации работ. При этом поставленное задание может иметь различный временной характер в зависимости от специфики и условий основной сферы деятельности организации.

Ключевые характеристики, определяющие командную форму работы:

ответственность за достижениепоставленной цели;

взаимозависимость относительно общей цели;

ограниченность количественного состава;

стабильность количественного состава команды на протяжении определенного периода времени, необходимого для достижения поставленной перед ней цели.

Основнымипринципами работы команды,составляющими основу командообразования, являются следующие.

1. Добровольность вхождения в команду – в состав команды может быть включен только тот кандидат, кто добровольно выявил готовность войти в нее на основе осведомленности и понимания всех условий ее деятельности.

2. Коллективное выполнение работы – каждый член команды выполняет ту часть общего задания, которую ему поручила команда, а не ту, которую он обычно выполнял по приказу административного руководителя (однако последнее не исключается и в рамках командной работы).

3. Коллективная ответственность – вся команда теряет в доверии, стимулировании,общественном признании, в случае если задание не выполнено по вине одного из ее членов.

4. Ориентированность оплаты труда на конечный результат – все члены команды, независимо от должностей, «приобретают», если команда работала эффективно, и «теряют», если команда не достигла ожидаемого результата.

5. Достойная значимость стимулирования команды за конечный результат – руководство должно владеть информацией о стимулах, значимых для кандидатов в члены команды. В качестве достойных стимулов могут выступать не только материальные, но и другие способы поощрения, основанные на хобби, общественном признании, амбициях и преимуществах кандидатов.

6. Автономность самоуправления команды – деятельностью членов команды управляет ее лидер вместо административного руководства организации.

7. Повышенная исполнительская дисциплина – каждый член команды отвечает за конечный общекомандный результат. Данный принцип добровольно принимается каждым членом команды.

8. Взаимоподдержка, комфортный климат и дружеские отношения – команда будет только тогда одним целым, когда ее члены уважают друг друга, обучают друг друга и поддерживают дружеские отношения, хотя за пределами команды эти качества могут и не проявляться.

Основные отличия между группой и командой приведены в табл. 3.1.

Организации формируют команды для того, чтобы улучшить качество, повысить производительность, усовершенствовать процесс обслуживания заказчиков, обеспечить деятельность сотрудников, оптимизировать производственно-хозяйственные и административные затраты и т.д. Команды не похожи друг на друга, сильно отличаются по степени автономности и характеру управления со стороны организации.

 

Таблица 3.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...