Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к формулированию целей функционирования команды




Определяющая характеристика цели Вопросы, способствующие правильному формулированию цели
Конкретность Достаточно ли конкретной является сформулированная цель? Насколько верно и точно цель понимает каждый член команды?
Изменяемость Каким образом можно определить степень достижения цели? Может ли каждый член команды самостоятельно оценить степень достижения поставленной цели?
Согласованность Все ли члены команды согласны с поставленной целью?
Реальность Насколько достижимой является цель? Достаточно ли у членов команды ресурсов на достижение цели? Достаточна ли компетентность членов команды для достижения цели?
Доступность Знает ли каждый член команды цели, поставленные его коллегам?
Мотивированность Понимает ли каждый член команды, что он получит в качестве вознаграждения за достижение поставленной цели?
Ограниченность во времени Когда прогнозируется достижение поставленной цели?

 

Коллективы испытывают неудачи, когда не владеют необходимыми качествами эффективной команды. Показателем эффективности командной работы можно считать позитивный итог совместной деятельности по реализации поставленных задач. Результативность работы измеряют в показателях качества, количества, ресурсных затрат и инноваций. Характеристиками эффективной команды следует считать:

высокую степень слаженности в действиях и доверие между членами команды;

четкую самоидентификацию индивидов с командой;

совместное видение миссии команды и ее целей;

профессиональную компетентность и высокую мотивацию каждого члена команды;

взаимозависимость и взаимодополняемость членов команды;

оптимальную численность членов команды;

высокую степень участия и удовлетворенности от членства в команде.

Специалисты усматривают тесную связь между численностью команды и эффективностью ее функционирования. Некоторые руководители считают, что привлечение большей численности сотрудников в команду закономерно будет способствовать росту производительности ее деятельности, увеличению количества идей и альтернатив решений. Но иногда практика опровергает эту мысль. В небольших командах, численность которых не превышает 4-6 человек, индивиды ощущают себя комфортно, они более свободно обмениваются мыслями; устанавливается атмосфера взаимного доверия, которая способствует генерированию более перспективных идей. Аргументом против увеличения численности можно также считать социально-психологическую закономерность снижения индивидуальной производительности и ответственности каждого в результате роста численности группы.

Также неправильным является решение относительно искусственного привлечения новых членов в состав эффективно функционирующей команды с целью обучения новичков командным методам работы. Наличие балласта, то есть сотрудников, которые могут только дублировать (частично и полностью) функции других, разрушает сформированный баланс сил и влияния в команде, ухудшает атмосферу доверия и взаимопонимания. Это приводит к падению результативности и дает негативный опыт новичкам.

Таким образом, оптимальный размер команды определяется ее миссией и не должен превышать 10-12 человек. Такая численность обеспечивает возможность регулярного межличностного общения между членами, что является определяющим условием качественного формирования и обеспечения общей результативности команды. Именно во время общения вырабатываются групповые нормы, осуществляется обмен многоплановой информацией, развиваются доверие и взаимопонимание.

 

Эффективная команда формируется при наличии следующих характеристик.

1. Позитивная взаимозависимость – осознание членами команды важности межличностных коммуникаций, обеспечивающих успешную личностную деятельность путем максимального взноса каждого в совместное дело, объединения ресурсов, взаимную поддержку и празднование совместного успеха. Определяющие функции по формированию позитивной взаимозависимости принадлежат руководителю:

1) установление цели создания позитивной взаимозависимости на основе существования совокупности совместных целей (стремление достичь их объединяет всех членов группы) и чувство того, что общий успех зависит от усилий каждого;

2) поощрение развития позитивной взаимозависимости – каждого члена команды следует поощрять за выполнение групповых заданий и индивидуальные усилия, определяющие его качество;

3) установление и распределение в рамках взаимозависимости ролей, в соответствии с которыми члены группы будут выполнять взаимодополняющие и взаимозависимые функции. Каждый член группы должен нести персональную ответственность за эффективную работу группы в целом;

4) обеспечение взаимозависимости задания путем его разделения на части или этапы, чтобы работа одного члена могла быть законченной в том случае, если другой сотрудник уже закончил свою часть;

5) формирование позитивной взаимозависимости ресурсов – каждый член команды должен иметь в своем распоряжении лишь часть ресурсов, информации или материалов, необходимых для выполнения группового задания.

Условиями формирования и обеспечения информирования и развития индивидуальной ответственности в группе являются:

постоянное информирование группы о том, кто из членов в наибольшей мере нуждается в помощи и поддержке для окончания задания;

поддержка убежденности каждого в том, что его персональный взнос в групповую работу определен и необходимо повышать свою ответственность за совместный успех.

В этих условиях особенную актуальность приобретает процедура определения качественных и количественных показателей вклада каждого члена команды. Во-первых, это позволяет членам группы четко определять долю вклада каждого в общее дело. Во-вторых, снижается вероятность того, что члены группы подсознательно дублируют друг друга. В-третьих, члены группы получают возможность предоставлять и получать необходимую поддержку и помощь. В-четвертых, подчеркивается и определяется ответственность каждого члена группы, и, наконец, минимизируется вероятность проявления лени и бездеятельности. Известен эффект социальной лени – постепенное снижение результативности каждого члена группы в случае, когда доля и величина его усилий не определяется и не мотивируется, а также отсутствует персональная ответственность за конечный результат.

2. Сотрудничество – особенный вид деятельности, направленный на поиск и реализацию взаимозависимых целей и заданий. Оно основывается на поддержке и развитии атмосферы доброжелательности и сопереживания, взаимном дополнении и уважении членов команды друг к другу. Формированию эффективной команды способствует регулярный коллективный анализ результатов функционирования группы по данным личного контроля, осуществляемого ее членами, результатам наблюдения за эффективными и неэффективными действиями коллег и поиск на их основе путей достижения такого соотношения интересов, которое обеспечивает стойкую эмоциональную связь между членами коллектива, ощущение единства и взаимопонимания.

3. Сплоченность – позитивная эмоциональная связь и взаимопонимание, единство взглядов, моделей поведения, зависящих от влияния множества факторов, определяющих желание индивидов быть членами группы. Основными факторами, влияющими на сплоченность команды, являются:

природа группы;

механизм и процедуры установления цели ее деятельности и заданий;

организационная культура;

характер сотрудничества и взаимодействие членов команды;

способы и методы достижения цели и разрешение конфликтов;

степень гармонического объединения личностных и деловых качеств каждого из членов команды между собой и их адекватность общим целям;

вероятная степень привлекательности и выгодности участия в других группах.

Стремление и готовность к укреплению единства проявляется в том, как оценивают члены группы желаемые и возможные последствия от своего участия в ней. Чем большие ожидания возлагаются на членство в группе, тем более настойчивые стремления к укреплению единства будет проявлять индивид.

4. Активное участие каждого потенциального члена команды в процессе ее формирования – руководитель на этапе формирования должен проводить встречи с кандидатами в члены команды, чтобы определить для себя их мотивы, интересы, уровень профессиональной квалификации и склонность к определенным социальным ролям. Он также должен инициировать собрания кандидатов для открытого обсуждения миссии команды, вклада каждого члена в ее функционирование. На собраниях происходит сближение позиций и мыслей участников, что облегчает общее понимание особенностей функционирования команды. Фактически во время дискуссий осуществляется первоначальная идентификация участников с командою, формирование ощущения «мы».

 

Позитивный результат создания и управления командами зависит от методов, которые руководитель использует для укрепления команды и которых специалисты выделяют пять:

1) метод катарсиса – предоставляет возможности выразить эмоциональные переживания, что является основой для достижения взаимопонимания;

2) метод катализации – нивелирует индивидуальность членов группы, обеспечивая эффективную работу команды как союза единомышленников;

3) метод конфронтации – привлекает внимание команды к ее ценностям, нормам распределения власти и влияния, что важно для командной работы;

4) метод рекомендаций – позволяет исследовать конкретную ситуацию и оценить степень эффективности функционирования каждого члена команды;

5) метод теоретического обоснования – предлагает концепции и техники, доказавшие свою пользу и эффективность при условии командной деятельности.

 

Характеристиками эффективной команды следует считать:

способность к обучению команды, которая предполагает повышение профессионализма и компетентности всех ее членов в ходе выполнения задания. В процессе совместной деятельности осуществляется взаимообогащение знаниями и опытом, развитие практических навыков членов команды;

удовлетворенность членов команды, проявляемая в повышении степени взаимного доверия и уважения друг к другу, в укреплении атмосферы сотрудничества и взаимной поддержке, готовности членов команды к дальнейшей плодотворной работе;

удовлетворенность окружающих, отображающая результат насыщения потребностей внешних структур (руководства организацией, клиентов, партнеров и прочих заинтересованных сторон). Стремление удовлетворить запросы окружающих проявляется в своевременном и адекватном реагировании на изменение условий среды. При этом каждый член команды ставит реализацию командных целей выше собственных интересов.

Управление эффективными командами предполагает:

единое видение цели;

проведение изменений, обеспечивающее достижение поставленной цели;

культивирование ответственности членов команды за свои действия;

делегирование полномочий по выполнению заданий, необходимых для достижения поставленной цели;

предоставление команде свободы действий и обеспечение этой свободы в рамках определенных полномочий;

совершенствование организационной и командной систематизации относительно достижений и коммуникаций (с целью повышения активности организационной деятельности).

Эффективность командной работы может быть оценена тремя группами показателей:

1) степень эффективности каждого из членов команды по выполнению закрепленных за ним функций и социальных ролей – эффективность связана со способностью индивида работать над собой, развивая необходимые для команды качества. Эффективный член команды демонстрирует гибкость в выборе моделей поведения и адаптированность к быстроизменяющейся среде;

2) степень эффективности команды как совокупности индивидов – эффективность деятельности команды обусловлена ее способностью использовать совокупный потенциал своих членов, превращать его в что-то большее, чем просто сумма потенциалов;

3) степень эффективности взаимодействия команды с внешней средой – эффективность связана со способностью команды создавать, поддерживать и использовать потенциал сотрудничества с внешними относительно команды индивидами и структурами для оптимального достижения целей командной деятельности. Эффективная команда имеет особенные черты, определяющие производительность деятельности и ощущение полного удовлетворения командными процессами и результатами труда.

 

Все изменения в организации имеют постоянный характер и проходят через все этапы ее функционирования – от идеологической основы к процедурам принятия решений. Только в этом случае изменения станут менее сложными, получают поддержку сотрудников и обеспечат позитивный результат.

Тестовые задания

1. Определите основные отличия команды от обычной группы:

а) объединенные личности разделяют общую цель и обязательства относительно ее достижения;

б) результат деятельности зависит от взноса каждого участника;

в) объединенные личности разделяют общую цель и функции управления;

г) правильные ответы «а» и «б».

 

2. Группа – это:

а) относительно стабильная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами;

б) совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, то есть объединенных совместной деятельностью;

в) объединение профессиональных работников в автономный самоуправляемый коллектив с целью решения поставленного задания более оперативно, эффективно и качественно, чем при традиционной организации труда;

г) особенный формат музыкального коллектива, имеющий характерные особенности в составе, численности и используемых инструментах.

 

3. Группы, объединенные по решению руководства в структуре организации, называются:

а) формальными;

б) неформальными;

в) управленческими;

г) целевыми.

 

4. Группы, созданные для достижения определенных целей, называются:

а) формальными;

б) неформальными;

в) управленческими;

г) целевыми.

5. Для всех этапов процесса изменений небольшие команды являются:

а) наиболее уязвимыми – уменьшение их численности даже на одного человека приводит к усилению неустойчивости;

б) наименее уязвимыми – уменьшение их численности даже на одного человека ведет к усилению стойкости;

в) практически неуязвимыми – численность не влияет на их устойчивость;

г) наиболее стабильные в своей деятельности.

 

6. Эффективность деятельности команды обеспечивается следующими факторами:

а) распределением функциональных и командных ролей, ясными и согласованными целями;

б) ясными и согласованными целями, заданиями и путями их осуществления;

в) численностью членов команды, распределением функциональных и командных ролей, ясными и согласованными целями;

г) численностью членов команды, распределением функциональных и командных ролей, ясными и согласованными целями, путями их осуществления.

7. Эффективность роботы команды по внедрению изменений обеспечивает:

а) распределение функций и ролей между членами команды;

б) управление функциональными обязательствами членов команды;

в) управление количественным составом команды;

г) все ответы верны.

 

8. Руководитель команды должен иметь следующие характерные черты:

а) стремление достигать совершенства во всем;

б) способность без предубеждения рассматривать и оценивать преимущества предложений;

в) способность создавать и поддерживать командный дух;

г) все ответы верны.

 

9. Команда – это:

а) творческий коллектив единомышленников;

б) неформальная группа в организации;

в) небольшое количество работников с определенными навыками и знаниями, преданные общим целям, взаимодействуют между собой и подотчетны друг другу;

г) подразделение организации;

д) группа специалистов.

10. Успех реализации запланированных изменений в большей степени обеспечивает:

а) руководитель организации;

б) команда организации;

в) организационная структура;

г) законодательные нормы.

11. К принципам работы команды не относятся:

а) добровольное вхождение в команду;

б) коллективное выполнение работы;

в) индивидуальная ответственность;

г) высокая степень индивидуальности при выполнении задания;

д) взаимоподдержка.

 

12.Самоуправляемая команда характеризуется следующим:

а) руководитель определяет главную цель команды, однако команда пользуется свободой выбора методов достижения этой цели;

б) руководитель играет лишь формальную представительскую роль, тогда как члены команды самостоятельно определяют цель и методы ее достижения;

в) команда работает вопреки приказам руководителя;

г) команда работает без руководителя;

д) команда вообще не требует руководителя.

 

13. Виртуальные команды – это:

а) группы, члены которых общаются между собой только при помощи компьютерных сетей и мобильной связи;

б) группы, созданные для выполнения заданий, при решении которых необязательно физическое присутствие в одном и том же месте, а также в одно и то же время;

в) группы, фактически не функционирующие, а созданные только на бумаге;

г) группы, создание которых находится только в проекте.

14. Модель запланированных изменений не включает этап:

а) исследование внешних и внутренних сил, способствующих изменениям;

б) навязывание изменений;

в) осознание необходимости изменений;

г) инициирование изменений;

д) оценка социально-экономической эффективности осуществления изменений.

15. Основной характеристикой эффективной команды является:

а) высокая степень слаженности и доверия между членами команды;

б) четкая самоидентификация индивидов с командой;

в) совместное видение миссии команды и ее целей;

г) повышение прибыли организации;

д) дружба и понимание между ее членами;

е) оптимальная численность членов команды.

 

16. Эффективность, связанная со способностью команды создавать, поддерживать и использовать потенциал сотрудничества с внешней средой для достижения целей командной деятельности, это степень:

а) эффективности выполнения закрепленных функций и социальных ролей;

б) эффективности команды как совокупности индивидов;

в) эффективности взаимодействия команды с внешней средой;

г) эффективности внутриорганизационного взаимодействия команды;

д) индивидуальной эффективности членов команды.

 

17. Особенный вид деятельности команды, направленный на поиск и реализацию взаимозависимых целей и заданий, это:

а) позитивная взаимозависимость;

б) сотрудничество;

в) сплоченность;

г) активное участие каждого потенциального члена команды в ее формировании и функционировании;

д) взаимопонимание;

е) профессионализм;

ж) компетентность.

18. Метод, дающий команде возможность выразить эмоциональные переживания:

а) катарсиса;

б) катализации;

в) конфронтации;

г) рекомендаций;

д) психологический;

е) комфорта;

ж) компетентности.


ТЕМА 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...