Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 22. Рондо в вокальной музыке.




Урок 22. Рондо в вокальной музыке.

Форма рондо использовалась и в творчестве русских композиторов, так как выразительные возможности расширяли рамки распространенных музыкальных жанров.

· Например, знаменитое рондо Фарлафа из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

В опере «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка использует форму рондо для характеристики одного из персонажей – Фарлафа. В арии Фарлафа наиболее полно раскрыты характерные черты его образа – трусость и бахвальство.

… Крикун надменный,
В пирах никем непобеждённый,
Но воин скромный средь мечей…

Так характеризует Фарлафа Пушкин.

Фарлаф вместе с Русланом отправляется на поиски Людмилы. Однако «храбрый спаситель», завидя опасность, предпочитает спасаться бегством.

Фарлаф…
Со страха скорчась, обмирал
И, верной смерти ожидая,
Коня ещё быстрее гнал.
Так точно заяц торопливый,
Прижавши уши боязливо,
По кочкам, полем, сквозь леса
Скачками мчится ото пса.

Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.

Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа? Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбирает для арии очень быстрый темп. Вокальную партию он насыщает виртуозными приёмами, например частым повтором одних и тех же звуков. Это производит впечатление захлёбывающейся скороговорки. И слушатель невольно подсмеивается над таким «героем». Ведь выражение юмора вполне доступно музыке. Трусливый витязь-богатырь, только что дрожащий перед дряхлой старушкой Наиной, вдруг преисполняется горделивой мыслью о победе над своими соперниками. Он настолько полон ею, что и подумать не может ни о чем другом и твердит без конца: «Близок уж час торжества моего! » (это и есть рефрен рондо, который имеет смысл некоей комической «навязчивой» идеи).

· «Рондо Фарлафа» из оперы Глинки «Руслан и Людмила».

Другую роль форма рондо имеет в романсе Даргомыжского на стихи Пушкина «Ночной зефир». Здесь рефрен как в стихах, так и в музыке создает пейзажную картину, обрисовывая место действия и оттеняя само действие:

Ночной зефир струит эфир.

Шумит бежит Гвадалквивир.

 

· Романс Александра Бородина „Спящая княжна” – это вокальная песня-сказка.

Он тоже написан в форме рондо, ведь через определенный промежуток времени повторяется главная тема:
«Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом темной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит».

Произведение начинается и заканчивается главной темой (рефреном). Она имеет эпический характер. Это спокойная неторопливая рассказ о княжне, которая спит волшебным сном. Размеренное сопровождение подобно колыбельной песне; в нем чувствуется сказочность. Промежуточные эпизоды контрастируют к рефрену  темпом, динамикой и характером. Первый эпизод бурный, быстрый. В музыке появляются необычные, «дикие» интонации. Музыка отражает содержание произведения - появление шумной стаи ведьм и леших. Во втором эпизоде есть элементы героики, мелодия движется вверх, словно княжна ждет богатырский подвиг, но ее сон продолжается, и никто не знает, когда она проснется.

Тема 7. Полифонические жанры и формы.

Урок 23-24. Виды полифонии. Подголосочная полифония .

           Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. Само слово «полифония» с греческого языка означает «многоголосие», причем такое многоголосие, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию. Первые полифонические произведения были написаны еще в IX веке. Тогда это были лишь первичные формы многоголосия – органумы, где движение голосов было синхронно и строилось на консонансах. Мир полифонии зародился в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у мастеров эпох Средневековья, Возрождения, Барокко. Жанры полифонической музыки по своему содержанию далеки от тех, что создаются под воздействием земных страстей. Мессы, мотеты, хоралы, канцоны, прелюдии, чаконы – все эти жанры отмечены особым внеличностным характером, сдержанностью чувств, свободой от всего бытового, суетного, повседневного. В дальнейшем музыковеды выделили два основных вида полифонии – «Строгий стиль» (XV-XVI вв. ) и «Свободный стиль» (XVIII вв. ). Понятие «Строгий стиль» имеет художественно – историческое значение и тесно связано с хоровой и музыкой a capella. К строгому стилю относят прежде всего вокальную музыку: баллада, мотет, магнификат, мадригал и т. д.

Правила написания полифонии.

Исходя из возможностей человеческого голоса, были сформированы четкие правила написания мелодий строгого стиля:

- Движение мелодии плавное, по ступеням. Ход на терцию – скачок. - Скачок должен быть в пределах октавы -Не следует повторять самый низкий и самый высокий звуки, так как они служат кульминацией. -Скачки должны заполняться обратным, поступенным движением. -Тритон – дьявол, требующий обязательного разрешения. -Диапазон не должен превышать 1, 5 октавы. и т. д.

Но недостаточно было сочинить мелодию для получения полифонии, необходимо было еще соединить ее с другими голосами. С целью соединения использовались различные техники: подголосочный метод, простой двухголосный контрапункт, имитация, канон.

Усовершенствование музыкальных инструментов, а также появление темперированного строя существенно расширило сферу музыкальных образов и способствовало появлению свободного стиля, для которого характерно наличие некоторых музыкальных элементов: -Тема -Ответ -Противосложение -Интермедия

К свободному стилю относят как инструментальные, так и вокальные жанры: месса, канцона, прелюдия, фуга, сюита, пассакалья и т. д. Свободный стиль тесно связан с эпохой барокко. Для обогащения музыкального материала появились новые приемы развития: вертикально – подвижной контрапукт, горизонтально – подвижной контрапункт, двойной контрапункт, мелодико – гармоническая секвенция, каноническая секвенция.

В полифонии существуют несколько разновидностей: контрастная полифония, имитационная полифония и подголосочная. Рассмотрим их на примерах.

Подголосочная полифония — вид многоголосия, свойственный русской, украинской, белорусской народной музыке, а также ориентированным на фольклор произведениям профессионального музыкального искусства. При хоровом исполнении песен в медленном и умеренном движении (лирические протяжные и свадебные, медленные хороводные, казачьи) происходит ответвление от основного напева и образуются самостоятельные варианты мелодии — подголоски (подводка, дишкант, горяк и другие). Признаки подголосочной полифонии: переменное количество голосов (обычно 3, встречается 5 и более), свободные включения и выключения голосов, обилие перекрещиваний, использование имитаций (неточных), унисонные и октавные окончания, одновременное произношение слогов текста. Подголосок следует за главной мелодией и «вторит» ей выше или ниже на терцию или сексту. Много таких примеров в народных песнях:

· «Во кузнице».

· Даргомыжский. Хор «Сватушка» из оперы «Русалка» тоже написан в традициях русского подголосочного пения.

Примеры подголосочной полифонии видим в русской народной песне «Вдоль да по речке»:

 

 

В композиторском творчестве выделяются два основных вида полифонии — имитационная и неимитационная (разнотемная, контрастная).

1. Имитационная полифония (от латинского — «подражание») — проведение одной и той же темы поочередно в разных голосах. Имитация означает подражание.   Имитация   - это повторение мелодии в другом голосе, вступающем с некоторым опозданием. Этот прием лежит в основе многих полифонических жанров – фуги, инвенции, канона.

Приемы имитационной полифонии разнообразны.

Канон – это непрерывная имитация от начала до конца произведения. Встречается в вокальной (хоровой, оперной) и инструментальной музыке.

В старинной музыке встречались бесконечные каноны.

· Пахельбель Канон.

В период расцвета полифонии каноны часто представляли собой самостоятельные произведения. Позднее они нередко использовались как отдельные эпизоды в произведениях различных жанров.

 

Вершины мастерства полифония достигла в творчестве крупнейшего немецкого органиста, композитора и педагога И. С. Баха. Более значительное место в ту эпоху занимало домашнее музицирование и обучение музыке, по сравнению с концертной практикой. Именно инструктивные идеи вдохновляли Баха на создание величайших произведений. Пьесы из «Нотной книжки Анны Магдалены Бах», маленькие прелюдии и фуги, инвенции и симфонии – клавирное наследие композитора, посвященное педагогическим целям. Все эти произведения знакомы каждому школьнику, обучающемуся игре на фортепиано. Слова композитора на титульном листе инвенций обрисовывают высокие воспитательные задачи, которые ставил себе Бах: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошему изобретению, но и правильной разработке; главное же – добиться певучей манеры игры и, при этом, приобрести вкус к композиции». Клавирные произведения Баха вдохновлены глубокой целью – воспитывать в ученике музыканта.

Послушаем некоторые их них.

Инвенция – в переводе означает «изобретение». Инвенция – небольшая пьеса полифонического склада (2-3-х голосная) с преобладанием имитационного развития. Имеет краткую запоминаемую тему, которая имитируется другим голосом с временным опозданием (ответ). Голос, ведущий тему переходит в противосложение. Разделы, где нет звучания темы, называются интермедиями. В этой музыкальной форме только намечены основные разделы полифонических форм, которые будут позже развиты в фуге.

· Бах. Инвенция ре – минор.


2. Контрастная полифония – соединяет в одновременном звучании две или больше разных мелодий. Контрастная полифония (иногда говорят - разнотемная) основана на развитии независимых друг от друга мелодических линий. Мелодии бывают настолько индивидуальны, что каждая из них может звучать в качестве самостоятельной темы с тем или иным гармоническим сопровождением. А бывают и заметно неравнозначными – одна из них главная, вторая сопутствующая. В обоих случаях суть соединения состоит в том, что свойства мелодических линий выявляются в их одновременном сопоставлении, в их контрасте или взаимном дополнении. Примером контрастной полифонии могут стать старинные танцы, небольшие клавирные произведения, как «Маленькие прелюдии» И. С. Баха. В произведениях такого типа изложение обычно двухголосное, но может быть и трехголосным и даже большего количества голосов, но не строго выдерживаемых. Основную мелодию ведет верхний голос, всегда разнообразный по артикуляции, ритму, интонациям. Нижний голос менее выразителен в интонационном отношении, но имеет самостоятельную линию. Эти пьесы отличаются изяществом и законченностью.

Например, посмотрим танцы из старинных сюит.

· Бах. Куранта (Французская сюита до – минор).

Такое соединение называется контрапунктом. Бывают шуточные соединения – например, песни «Кузнечик» и «Подмосковные вечера».

Таким образом, полифония позволяет показать одновременно несколько мелодических линий. Это либо различные варианты одной мелодии (подголосочность), либо различные мелодии (контраст), либо различные стадии развития одной мысли (имитационность). Такое совмещение в одновременности разных мелодий наиболее ярко проявляется именно в полифонической музыке и составляет одну из ее характерных особенностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...