Тема 6. Форма рондо. Урок 20. Рондо французских клавесинистов. Рондо - музыкальная форма, состоящая из многократного чередования главной темы (рефрена) с побочными, где началом и концом всегда является именно главная тема.
Тема 6. Форма рондо. Урок 20. Рондо французских клавесинистов. С давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев. Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу. По-французски «круг» - «рондо». Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен народный танец с пением. Танец назывался рондо», что и означает круг, хоровод. Возможно, музыкальная форма рондо заимствовала что-то и от старой французской поэзии. Уже в средние века встречается изысканная конструкция стиха, где отдельные строки повторяются в определенной последовательности, чередуясь с новыми. Не случайно французский поэт 19 века Пьер Беранже пишет свои стихи- песни именно в такой форме. Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте хоровод! Звучите стройно, не вразброд, и флейты и фагот! Старик-король, укрывшись в башне-келье, - О нем нам страшно и шепнуть, - Решил на наше скромное веселье Сегодня издали взглянуть. Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте хоровод! Звучите стройно, не вразброд, и флейты и фагот! Народ поет, смеется, веселится… Король чурается людей. Вельмож, народа, бога он боится, Наследника – всего сильней. Пляши, счастливый наш народ! Скорей затейте хоровод! Звучите стройно, не вразброд, и флейты и фагот.
Форма рондо в музыке тоже построена на повторности. В ней соединяются куплетность и 3-х-частность. Рондо - музыкальная форма, состоящая из многократного чередования главной темы (рефрена) с побочными, где началом и концом всегда является именно главная тема.
РЕФРЕН –повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – ЭПИЗОДАМИ. В основе этой формы лежит принцип симметрии и повторности. Если в этом отрывке повторяющуюся строфу обозначить буквой А, а меняющуюся – В и С, то его конструкция будет выглядеть так: АВАСА… Точно такое строение имеет и музыкальная форма рондо. «А» обозначает рефрен, «В» и «С» - эпизоды. А – В – А – С – А – схема формы рондо. В течение долгих веков музыкальная форма рондо значительно меняется по сравнению со своей первоначальной версией. Из песенно-танцевальной музыки рондо со временем переходит в инструментальную сферу, и первыми используют рондо в своем творчестве также французские композиторы- клавесинисты 17- начала 18веков – Франсуа Куперен, Жак Шамбоньер, Жан-Филипп Рамо. Их называли французскими клавесинистами. Это золотая пора в искусстве Франции. Главенствующим стилем является рококо. Музыкальные пьесы-рондо большей частью имели программный характер. Композиторы стремились создать в музыке портретные характеристики, разнообразные душевные настроения, нарисовать жанровые сценки. Например, «Жнецы», «Сестра Моника» Ф. Куперена, «Нежные жалобы» и «Крестьянка» Рамо, «Крик птиц» Ф. Дандрие. · Послушаем пьесу Дакена «Кукушка». Рефрен звучит здесь трижды без изменений. В музыке слышен голос кукушки, который звучит в партии левой руки (интонация терции). 1-й эпизод отличается более светлым характером звучания, мажорным ладом. Вместо малой терции звучит большая. 2-й эпизод продолжает варьирование «голоса кукушки» в разных регистрах, отличается тональной неустойчивостью, секвенционным развитием и достигает кульминации. · Куперен «Тростники»- еще одна лирическая пьеса в форме рондо. Урок 21. Рондо венских классиков.
Во всех музыкальных формах и жанрах со временем происходят изменения. Это зависит от новых мироощущений человека, от стиля эпохи в искусстве, манеры письма их творцов. Так и рондо со второй половины 18 века как форма и как жанр начинает претерпевать существенные изменения, отклонения от прежних канонов в сторону большей свободы. Стоит обратить внимание на особенности развития формы рондо в музыке венских классиков. Одним из первых, кто использовал ее, был Й. Гайдн. Именно тогда форма рондо обретает классические черты. Примерами могут служить многие финалы его сонат. У Моцарта данная музыкальная форма достигает высочайшего расцвета, а в творчестве Бетховена становится более значительной и масштабной. В его творчестве рондо – это уже большая глубина, мужественность и масштабность. Сюда проникают резкие контрасты, драматическое развитие тем. Именно он начинает использовать смешанные формы. Речь идет о сонатном рондо.
В 18 веке в эпоху классицизма форма рондо применялась в оперных ариях, в отдельных частях сонат и симфоний, в миниатюрах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Знаменитый «Турецкий марш» из «Сонаты Ля – мажор» Моцарта и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» написаны в форме рондо. · Обратимся к пьесе Бетховена «К Элизе». А – тема-рефрен – рисует образ лирического героя – в пьесе повторяется трижды. Нежная, задумчивая мелодия на фоне арпеджированных аккордов. Форма темы – 3-х-частная. Крайние части звучат в ля-миноре, середина – в До-мажоре. В – первый эпизод – танцевального характера, праздничная, бодрая мелодия в Фа-мажоре с ритмами мазурки. С – второй эпизод – драматический, тревожный, тонально неустойчив, его построение незамкнуто (нет каденции). Это кульминация всей пьесы. Здесь звучат уменьшенные септаккорды на остинатном басу, резкие ритмические акценты. Все три темы пьесы контрастны друг другу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|