Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 25. Жанр фуги. Урок 26. Контрольный. Тема 8. Музыкальные инструменты.. Урок 27. Происхождение музыкальных инструментов. Семейства инструментов. Струнные смычковые инструменты.




Урок 25. Жанр фуги.

При всем многообразии полифонических жанров и приемов, высшего своего выражения полифония достигла в фуге. Фуга (с лат. – бег, бегство) высшая полифоническая форма, основанная на   имитационном проведении темы. Фуга показывает как из одного ядра – темы, могут явиться множество мелодий, мелодических сочетаний, продолжений и контрастных мыслей. Тема - краткая, запоминаемая мелодия, проводится имитационно в разных голосах фуги в определенном тональном соотношении.

В основе фуги лежит идея производного контраста; тема выступает в роли порождающего начала для всего материала фуги подобно тому, как из клетки с заданным генетическим кодом рождается целый организм.

Строение фуги. Фуга имеет экспозицию, где тема развивается путем проведения в разных голосах и создания разных контрапунктов; фуга имеет разработку, где тема звучит в разных тональностях, приобретает новый характер и новую окраску, и, наконец, фуга имеет репризу, завершающую часть, где вновь звучит главная тональность и все возвращается на круги своя.

Экспозиция (с лат. – показ), во всех голосах поочередно проводится тема. Первый по порядку голос проводит тему в главной тональности, второй голос – в доминантовой, третий (если рассматривать 4-голосный вариант) – снова в главной, четвертый – в доминантовой. Вступления темы на доминанте обычно называются в фуге ответами. Тема и ответ в фуге иногда называются вождь и спутник. Противосложение, сохраняемое в других голосах, называется удержанным. Между проведениями темы и между разделами фуги возможны вставки связующего характера, где основная тема не прослеживается. Они называются интермедиями. Интермедия может быть краткой и развернутой по масштабам.

Разработка – средняя часть фуги – строится более свободно. Для разработки характерно активное полифоническое и гармоническое развитие. Здесь могут

применяться всевозможные способы преобразования темы, новая ладовая окраска, связанная с переходом в тональности, параллельные экспозиционным.

Реприза – завершающая часть фуги, которая не имеет строго определенных очертаний. Отличительная черта репризы – возврат главной тональности, первоначального облика темы. Этим создается ощущение устойчивости, завершенности. Реприза не просто возвращает музыкальный материал экспозиции, но и обогащает его разнообразными средствами развития, как уже использованными в средней части, так и новыми. Реприза объединяет в себе свойства обеих предшествующих частей. Часто фуга заканчивается заключением (кодой).

Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное изложение (в обратной последовательности) – не только обогащают ее звучание, но и придают ей интеллектуальный, философский смысл. «Тема фуги – корень произведения, но наслаждаться хочу не корнем – плодами, им вспоенными» - Н. Перельман.

В содержательном смысле фуга – форма риторическая, посвященная всестороннему доказательству заявленного в начале тезиса. Голоса беседуют, дополняют друг друга, обсуждают тему, чтобы с полной уверенностью утвердить ее в финале (смотри схему фуги).

К репризе примыкает кода, подводящая итог развития фуги.

· Послушаем 3-голосную «Фугу» До минор Баха. Очень яркая тема с танцевальным ритмом слышна в любом голосе. Фуга отличается цельностью и завершенностью формы.

В форме фуги могут звучать также вокально-хоровые произведения. Например, часть мессы или хорового концерта. У И. С. Баха есть хоровые фуги. Например в 1 части " Высокой мессы" си минор - " Куrie eleison". Эту традицию создания хоровой фуги повторил и русский композитор 18 века Д. Бортнянский - мастер духовных хоровых концертов.

· Бортнянский. «Хоровой концерт № 32» 2 часть.

Урок 26. Контрольный.

Тема 8. Музыкальные инструменты.

Урок 27. Происхождение музыкальных инструментов. Семейства инструментов. Струнные смычковые инструменты.

Первые инструменты были так же грубы и примитивны, как и орудия труда первобытного человека. Первые орудия труда были как бы заменой, «продолжением» естественного орудия - руки. Такой же заменой собственного тела были и первые музыкальные инструменты. Чтобы не хлопать в ладоши, человек начал постукивать двумя камешками. Так возникли ударные инструменты, которые были главными в «оркестре» первобытного человека.

Может быть, случайно во время рыбалки человек заставил запеть пустой стебель тростника, из которого потом научился делать духовые инструменты.

Потом научились делать духовые инструменты из костей животных. Такие флейты можно увидеть в музеях.

           Когда человек изготавливал лук для охоты, он пробовал, туго ли натянута тетива. Вскоре он заметил, что она издает красивый звук. Так тетива превратилась в струну, а охотничий лук – в музыкальный инструмент. Много веков прошло, прежде, чем человек догадался, что к этой струне можно добавить еще несколько. Потом люди заметили, что если струны натянуть не на тетиву лука, а на полый, то есть пустой внутри ящик, звук получится красивее. Этот ящик стали делать различной формы и величины, да и струны к нему прикреплялись неодинаково. И возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром - лютня, теорба, гитара, монохорд, мандолина, гусли, цимбалы... Способ игры на них тоже вырабатывался различный. На некоторых играли пальцами (гитара) или специальной пластинкой - плектром, которым задевали за струну (мандолина). На других с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и... фортепиано.

Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук. А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок - палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок касался ее. Так появилась целая группа инструментов - струнных смычковых. К XV веку возникло целое семейство смычковых инструментов - виол.                    

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...