Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Указать вид и патогенез желтухи.




Реакция Гиманс ван-ден Берга а) прямая -, б) непрямая +++

Количество билирубина в сыворотке крови:

общий – 2,3 мг% (39,1 мкмоль/л)

прямой – 0,1 мг% (1,7 мкмоль/л)

непрямой – 2,2 мг% (37,4 мкмоль/л)

Проба Розина - отр.

Проба с поверхностным натяжением -

Проба Флоранса – отр.

Проба Шлезингера +++

 

Задача № 3

Указать вид и патогенез желтухи.

Реакция Гиманс ван-ден Берга а) прямая -, б) непрямая +

Количество билирубина в сыворотке крови:

общий – 1,00 мг% (17 мкмоль/л)

прямой – 0,05 мг% (0,85 мкмоль/л)

непрямой – 0,95 мг% (16,15 мкмоль/л)

Проба Розина – отр.

Проба с поверхностным натяжением для Н2О - 62 капли

для мочи – 70 капель

Проба Флоранса – отр.

Проба Шлезингера +

Задача №4

Указать вид и патогенез желтухи

Реакция Гиманс ван-ден Берга а) прямая -, б) непрямая +++

Количество билирубина в сыворотке крови:

общий – 2,5 мг% (42,5 мкмоль/л)

прямой – 0,1 мг% (1,7 мкмоль/л)

непрямой – 2,4 мг% (40,8 мкмоль/л)

Проба Розина – отр.

Проба с поверхностным натяжением +

Проба Флоранса – отр.

Проба Шлезингера +++

Задача № 5

Указать вид и патогенез желтухи

Реакция Гиманс ван-ден Берга а) прямая +, б) непрямая +

Количество билирубина в сыворотке крови:

общий – 4,7 мг% (81 мкмоль/л)

прямой – 3,1 мг% (53,2 мкмоль/л)

непрямой – 1,6 мг% (27,8 мкмоль/л)

Проба Розина +

Проба с поверхностным натяжением +

Проба Флоранса +

Проба Шлезингера +

 

Ситуационная задача № 1.

 

В стационар доставлен больной М., 55 лет в коматозном состоянии. При осмотре: больной без сознания. Кожа желтушная, со следами расчесов. Запах ацетона изо рта. Дыхание редкое, шумное. Живот вздут. При обследовании выявлено: анемия, лейкоцитоз, СОЭ увеличена, гипербилирубинемия, гипопротеинемия. Пробы Розина, с поверхностным натяжением, Флоранса и Шлезингера- +.

Определить вид нарушений функции печени по результатам осмотра больного и показателям анализа мочи и крови. Каков их патогенез?

 

Ситуационная задача №2.

У больного Н., 50 лет при поступлении в клинику выявлены асцит, “голова медузы” на передней брюшной стенке, желтуха, кахексия, развившиеся в последние полгода. В анамнезе злоупотребление алкоголем. При обследовании выявлено: анемия, лейкоцитоз, повышение СОЭ, гипербилирубинемия, гипопротеинемия. Пробы Розина, с поверхностным натяжением, Флоранса и Шлезингера- +

Определить вид нарушений функции печени по результатам осмотра больного и показателям анализа мочи и крови. Каков их патогенез?

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

 

Дополнительная:

13. Бурдули, Н.М. Хронический холецистит. / Н.М.Бурдули, Л.Г.Ранюк, Л.П.Климова. //Учебное пособие. –Владикавказ: «РУХС», 2007. – 111с.

14. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №28

Цель занятия: Показать, что одной из причин самоотравления развивающегося при механической желтухе, является всасывание желчи в кровь, а ведущим звеном патогенеза является токсическое влияние желчи на нервную систему.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Укажите виды желтух в зависимости от их происхождения.

2.При каком содержании билирубина в крови появляется желтушное окрашивание кожи и слизистых оболочек?

3.Какой билирубин обладает выраженным токсическим действием на организм?

4.Какой билирубин определяется в моче при желтухах.

5. Назовите причины надпеченочной желтухи.

6.Каков механизм билирубинемии при гемолитической желтухе.

7. Охарактеризуйте, как нарушается билирубиновый обмен при подпеченочной желтухе.

8.Укажите механизмы билирубинемии при механической желтухе.

9. При каких желтухах кал может быть ахоличным?

10. Что такое холестаз? Укажите его последствия.

11. Желтуха при гемолитической болезни новорожденных. Билирубиновая энцефалопатия у детей.

Задания

1. Ответить на тестовые задания и ситуационные задачи в руководстве.

2. Составьте 3 ситуационных задачи (пример см. в руководстве к практическим занятиям по патофизиологии)

Тестовые задания

 

1. Укажите последствия прекращения или резкого уменьшения поступления желчи в кишечник:

а) усиление моторики кишечника

б) ослабление моторики кишечника

в) уменьшение всасывания витаминов А,Д,Е,К

г) уменьшение всасывания витаминов В1, В2, С

д) усиление пристеночного расщепления жиров

е) усиление гниения белков в кишечнике

ж) усиление секреции поджелудочной железы

з) усиление эмульгирования жиров Ответ________

 

2. Какие признаки характерны для ахолии?

а) усиление всасывания витамина К

б) понижение свертываемости крови

в)) повышение свертываемости крови

г)кишечная аутоинтоксикация

д)гиперкоагуляция белков крови

е) метеоризм

ж) креаторрея з)стеаторрея Ответ________

3. Верно ли, что для подпеченочной желтухи характерен синдром холемии?

а) да

б)нет Ответ________

 

4. Выберите признаки, характерные для подпеченочной желтухи:

а) цвет кожи лимонно-желтый

б)­ в крови неконъюгированного билирубина

в)­ в крови конъюгированного билирубина

г)появление в моче конъюгированного билирубина

д)зуд кожи

е)брадикардия

ж)¯ в крови мочевины

з) ­ в крови аммиака

и) стеаторрея

к)креаторрея Ответ________

 

5. Выберите признаки, характерные для надпеченочной желтухи:

а) увеличение в крови неконъюгированного билирубина

б) увеличение в крови конъюгированного билирубина

в) билирубинурия

г) увеличение в моче стеркобилина

д) тахикардия

е) снижение артериального давления

ж) гипоксия

з) пенистая моча (вспенивание при встряхивании)

и) увеличение в крови ретикулоцитов

Ответ____________

 

6. Выберите признаки, характерные для тяжелой смешанной формы печеночной желтухи:

а) увеличение в крови неконъюгированного билирубина

б) увеличение в крови конъюгированного билирубина

в) гиперхолестеринемия

г) гипогликемия

д) увеличение в крови мочевины

е) увеличение в крови щелочной фосфатазы

ж) уменьшение в крови АСТ и АЛТ (аспарагиновая и аланиновая аминотрансферазы)

з) гипоальбуминемия

и) холемия

к) увеличение протромбинового комплекса

Ответ____________

 

7. К каким последствиям приводит наложение животному прямой фистулы Экка и кормление его мясом?

а) токсемия

б) энцефалопатия

в) увеличение в крови индола, скатола, путресцина, кадаверина

г) увеличение в крови мочевины

д) увеличение в крови аммиака

е) гиперальбуминемия

ж) аминоацидурия

з) судороги Ответ____________

8. Какие признаки характеризуют нарушения белкового обмена при печеночной недостаточности?

а) гипоальбуминемия

б) диспротеинемия

в) уменьшение в крови аминокислот

г) аминоацидурия

д) увеличение в крови мочевины

е) увеличение в крови аммиака

ж) увеличение в крови фибриногена

з) ослабление глюконеогенеза

и) дефицит трансферрина

к) повышение онкотического давления крови

Ответ____________

 

9. Какие признаки характерны для холемии?

а) артериальная гипертензия

б) артериальная гипотензия

в) гипорефлексия

г) брадикардия

д) гиперрефлексия

е) кожный зуд

ж) тахикардия Ответ____________

 

10. Образование асцита при циррозе печени обусловлено:

а) гипоальбуминемией

б) гиперальбуминемией

в) вторичным гиперальдостеронизмом

г) гиповитаминозом А, Д, Е, К

д) гиперфибриногенемией

е) портальной гипертензией Ответ____________

 

11. Каков механизм брадикардии при холемии?

а) активация парасимпатических влияний на сердце

б) блокада проведения импульса по ножкам пучка Гиса

в) прямое действие желчных кислот на синусный узел

г) активация механизма повторного входа импульса в синусном узле

Ответ____________

 

Типовая задача

Указать вид и патогенез желтухи.

Реакция Гиманс ван-ден Берга а) прямая +, б) непрямая +

Количество билирубина в сыворотке крови:

общий – 3,8 мг% (64,4 мкмоль/л)

прямой – 2,2 мг% (37,4 мкмоль/л)

непрямой – 1,6 мг% (27 мкмоль/л)

Проба Розина +

Проба с поверхностным натяжением +

Проба Флоранса +

Проба Шлезингера –

 

Ситуационная задача

 

У больной Х., 42 лет после употребления острой и жирной пищи развились интенсивные боли в правом подреберье, горечь во рту, тошнота, рвота желчью. На 3-е сутки развилась желтушность кожных покровов и слизистых оболочек. Больная адинамична, АД ↓, ЧСС ↓, живот вздут, метеоризм, вяло отвечает на вопросы врача, жалуется на головные боли и боли в животе. В крови: лейкоцитоз, в моче: проба Розина +, проба с поверхностным натяжением +, проба Флоранса +, проба Шлезингера –.

Определить синдромы нарушения функции печени по результатам осмотра больного и показателям анализа мочи и крови. Каков их патогенез? Какие дополнительные методы диагностики вы рекомендуете для постановки окончательного диагноза? Каковы принципы патогенетической терапии?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

14. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

15. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

16. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

17. Овсянников В.Г. Общая патология: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

18. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

19. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

20. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

21. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

22. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

23. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

24. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

25. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

26. Хетагурова, Л.Г. Руководство к практическим занятиям по патофизиологии / Л.Г.Хетагурова, С.Г.Пашаян, Л.Т.Урумова, З.А.Такоева, И.Р.Тагаева. – Владикавказ: Из-но-полигрф. предп. им.В.Гассиева, 2007. -224с.

 


практическому занятию № 29

Тема занятия: Патофизиология почек.

Общая цель занятий: Изучить патофизиологию нарушений основных функций почек и патогенез клинических проявлений этих нарушений, этиологию и патогенез различных нарушений функции клубочков и канальцев почек, изменение диуреза и состава мочи, и крови при остром и хроническом нефритическом и нефротическом синдромах, почечную недостаточность, принципы лечения.

 

Конкретные цели занятий:

Знать: Уметь:
1.Этиологию и патогенез нарушений основных функций нефрона при заболеваниях почек. Экспериментальные модели нарушений функций почек. 2.Патогенетические механизмы нарушения основных процессов мочеобразования, изменения диуреза, состава мочи и крови при нефритическом синдроме. 3. Патогенетические механизмы клинических экстраренальных симптомов и нарушений процессов мочеобразования, изменения диуреза и состава мочи, и крови при острой и хронической почечной недостаточности. 4. Экстраренальные признаки почечной недостаточности. Патогенез почечных отеков. Уремия, ее виды, механизмы и проявления при нефритах. 5. Наследственный нефрит у детей. 6.Виды и патогенез тубулопатий. 1.Интерпретировать лабораторные показатели (в крови и моче) в норме и патологии: а) при нефритическом (остром и хроническом) и нефротическом синдроме. б) при уремии 2.Интерпретировать показатели функциональных проб. 3.Разбирать тестовые задания по патофизиологии острого и хронического нефритического синдрома. 4.Решать типовые задачи по патофизиологии острого и хронического нефритического и нефротического синдромов.  

Вопросы для самостоятельной работы

1. Перечислите этапы и механизмы мочеобразования.

2. Назовите экспериментальные модели патологии почек.

3. Перечислите функциональные пробы при исследовании почек.

4. Какова этиология патологии почек при остром гломерулонефрите?

5. Какова этиология патологии почек при хроническом гломерулонефрите?

6. Объяснять патогенез протеинурии при патологии почек.

7. Объяснять патогенез гематоурии при патологии почек.

8. Объяснять патогенез цилинрурии при патологии почек.

9. Объяснять патогенез отеков при патологии почек.

10. Объяснять патогенез почечной артериальной гипертензии при патологии почек.

11. Объяснять патогенез анемии при патологии почек.

12. Объяснять патогенез нарушений функции почек при патологии почек, выявленных при определении удельного веса мочи.

13. Объяснять патогенез нарушений функции почек при патологии почек, выявленных при определении суточного диуреза.

14. Опишите изменения мочи при остром гломерулонефрите.

15. Опишите изменения мочи при хроническом гломерулонефрите.

Задание:

1. Разобрать тестовые задания по патофизиологии нефритического синдрома.

2.Решать типовые и ситуационные задачи по патофизиологии нефритического синдрома

3.Составьте 1-2 ситуационные задачи по теме

4. Составьте 3-4 тестовых задания.

Тестовые задания

Укажите все правильные ответы:

 

1. Укажите основные механизмы снижения клубочковой фильтрации:

а) снижение системного артериального давления менее 60 мм.рт.ст.

б) снижение реабсорбции ионов натрия в канальцах

в) нарушение оттока первичной мочи

г) повышение коллоидно-осмотического давления плазмы крови

д) снижение активности ферментов эпителия почечных канальцев

е) уменьшение числа функционирующих нефронов

Ответ ______________

 

2. Какие из перечисленных нарушений гомеостаза характерны для олигоанурической стадии острой почечной недостаточности?

а) метаболический алкалоз

б) увеличение концентрации мочевины в крови

в) увеличение концентрации креатинина в крови

г) гиповолемия

д) гиперкалиемия

е) увеличение концентрации в плазме крови фосфатов и сульфатов

 

Ответ ______________

 

3. Для азотемической стадии хронической почечной недостаточности характерны:

а) гипостенурия

б) увеличение концентрации мочевины в крови

в) полиурия

г) метаболический алкалоз

д) анемия

е) повышение концентрации креатинина в крови

Ответ ______________

 

4. Укажите основные механизмы, способствующие формированию ренальной гипертензии:

а) активация ренин-ангиотензиновой системы

б) активация калликреин-кининовой системы

в) активация симпато-адреналовой системы

г) задержка ионов натрия в организме

д) снижение синтеза ренина

е) снижение синтеза почечных простагландинов

Ответ ______________

 

5. Для уремической стадии хронической почечной недостаточности характерны:

а) азотемия

б) метаболический ацидоз

в) снижение клиренса креатинина

г) метаболический алкалоз

д) явление гастроэнтерита

е) развитие плеврита и перикардита

Ответ ______________

 

6. Какие из перечисленных нарушений гомеостаза характерны для полиурической стадии острой почечной недостаточности?

а) нарастающая азотемия

б) дегидратация организма

в) гипокалиемия

г) развитие иммунодефицитного состояния

д) концентрация мочевины менее 6.6.ммоль/л

Ответ ______________

 

7. Выберите типичные осложнения острого гломерулонефрита, угрожающие жизни больного:

а) острая сердечная недостаточность

б) острая почечная недостаточность

в) острая дистрофия печени

г) массивная протеинурия

д) эцефалопатия (отек головного мозга)

Ответ ______________

 

8. Артериальная гипертензия при хроническом диффузном гломерулонефрите развивается в результате:

а) блокирования канальцев почек цилиндрами

б) активации системы “ренин-ангиотензин-альдостерон-вазопрессин”

в) снижения выработки почками простагландинов А и Е

г) повышения выработки почками простагландинов А и Е

д) снижения выработки почками кининов

е) повышения выработки почками кининов

Ответ ______________

 

9. Показателями, характеризующие нарушение клубочковой фильтрации являются:

а) лейкоцитурия

б) азотемия

в) аминоацидурия

г) снижение клиренса креатинина

д) олигурия

Ответ ______________

10. Показателями, характеризующие нарушение функции канальцев почек являются:

а) снижение клиренса креатинина

б) снижение клиренса фенолрота

в) гипостенурия

г) селективная протеинурия

д) почечная глюкозурия

Ответ ______________

 

11. Для хронической почечной недостаточности характерны следующие изменения белкового состава крови:

а) гиперпротеинемия

б) гипопротеинемия

в) диспротеинемия

г) увеличение альбумино-глобулинового коэффициента

д) уменьшение альбумино-глобулинового коэффициента

Ответ ______________

 

Типовые задачи

 

Задача № 1

Определить вид нарушений функций почек по показателям анализа мочи.

Удельный вес-1025. Белок-3,7‰. Эритроциты сплошь покрывают поле зрения, клетки почечного эпителия, цилиндры гиалиновые 10-12 в препарате.

Суточный диурез-500 мл.

Задача № 2

Определить вид нарушений функций почек по показателям анализа мочи.

Удельный вес-1008.В пробе Зимницкого колебания уд.веса в пределах 1010-1012. Белок 10 ‰. Эритроцитов 1-2 в поле зрения, цилиндров гиалиновых и зернистых 15-17 в препарате, лейкоцитов15-20 в поле зрения. Суточный диурез 3200 мл, ночной диурез 1600 мл.

 

Задача № 3

Определить вид нарушений функций почек по показателям анализа мочи.

Удельный вес- 1005. В пробе Зимницкого колебания уд.веса в пределах 1003-1008. Цвет желтый, мутный. Белок - 6 ‰. Цилиндры зернистые, гиалиновые 13-17 в препарате. Эритроциты 5-6 в поле зрения. Лейкоциты 10-15 в поле зрения. Суточный диурез 3400 мл, ночной диурез 1600 мл.

 

Задача № 4

Определить вид нарушений функций почек по показателям анализа мочи.

Удельный вес-1018. Цвет соломенной желтый, прозрачная. В пробе Зимницкого колебания удельного веса-1009-1026. Клетки почечного эпителия - единичные. Белок-0,033 ‰. Суточный диурез-1600 мл.

 

Ситуационные задачи

Задача № 1

В стационар поступил больной с жалобами на головные боли с повышением артериального давления до 200/110 мм.рт.ст., боли в пояснице, повышение температуры, одутловатость лица, отеки под глазами, общую слабость развившиеся после перенесенной ангины. При обследовании в анализе мочи выявлено: удельный вес-1028. Цвет -мясных помоев, мутная. Белок-8 ‰. Цилиндры зернистые и гиалиновые 10-12 в препарате. Эритроциты-15-20 в поле зрения свежие и выщелоченные. Лейкоциты 8-10 в поле зрения. Суточный диурез-800 мл.

Определить вид нарушений функции почек по показателям анализа мочи и крови. Каков их патогенез? Каков патогенез артериальной гипертензии у больного?

Задача № 2

В стационар поступил больной с жалобами на головные боли с повышением артериального давления до 200/110 мм.рт.ст., боли в области сердца, в суставах, при дыхании, одутловатость лица, общие отеки, общую слабость, уменьшение суточного диуреза. При обследовании в анализе мочи выявлено: удельный вес-1008. Белок-10 ‰. Цилиндры зернистые, гиалиновые 10-12 в препарате. Эритроциты-15-20 в поле зрения свежие и выщелоченные. Лейкоциты 8-10 в поле зрения. Суточный диурез-600 мл. Остаточный азот крови-100мг%.

Определить вид нарушений функции почек по показателям анализа мочи и крови. Каков их патогенез? Каков патогенез артериальной гипертензии у больного? Каков патогенез болей разных локализаций? Каков патогенез отеков?

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

14. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

15. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

16. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

17. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

18. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

19. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

20. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

21. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

22. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

23. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

24. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

25. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

 

Дополнительная:

26. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.

 

 

практическому занятию № 30

Тема занятия: Патофизиология почек.

Общая цель занятия: Разбирая тестовые задания и решая ситуационные и типовые задачи научиться объяснять патогенез нарушений основных функций почек и клинических проявлений этих нарушений, определять по изменениям диуреза, состава мочи и крови, экстраренальным симптомам нефротического синдрома.

Конкретные цели занятия:

Знать: Уметь
1.Патофизиологические механизмы нарушения основных процессов мочеобразования, изменения диуреза, состава мочи и крови при нефротическом синдроме. 2. Патогенез экстраренальных признаков почечной недостаточности при нефротическом синдроме. 3. Патогенез истинных почечных отеков при нефротическом синдроме. 4.Тубулопатии у детей. 1.Интерпретировать показатели (в крови и моче) в норме при нефротическом синдроме. 2.Разбирать тестовые задания по патофизиологии нефротического синдрома. 3.Решать типовые и ситуационные задачи по патофизиологии нефротического синдрома.  

Вопросы для самостоятельной работы

 

1.Перечислите виды нарушений диуреза при нефротическом синдроме.

2.Охарактеризуйте причины и основные концепции патогенеза нефротического синдрома.

3.Перечислите симптомы, характерные для нефротического синдрома.

4.Каков механизм протеинурии при нефротическом синдроме?

5.Какие последствия для организма может иметь потеря белков с мочой

6.Какие механизмы могут обуславливать развитие отеков при поражении почек

7.Что такое тубулопатия? Укажите основные механизмы развития тубулопатий.

8.Каков патогенез нефротических отеков?

9. Перечислите внепочечные этиологические факторы острой почечной недостаточности. На какие две группы их можно подразделить?

10.Укажите, какой отдел нефрона преимущественно поражается при острой почечной недостаточности, обусловленной внепочечными факторами, и почему?

 

Задание:

1. Разобрать тестовые задания по патофизиологии нефротического синдрома.

2.Решать типовые и ситуационные задачи по патофизиологии нефротического синдрома

3.Составьте 1-2 ситуационные задачи по теме

4. Составьте 3-4 тестовых задания.

Тестовые задания

Укажите все правильные ответы:

 

1. Укажите ведущие звенья патогенеза нефротического синдрома при болезнях почек:

а) повышение проницаемости стенок капилляров

б) снижение онкотического давления плазмы крови

в) нарушение реабсорбции белка в канальцах

г) нарушение проницаемости гломерулярного фильтра

д) массивная протеинурия

е) вторичный альдостеронизм

ж) гипоальбуминемия

Ответ______________

 

2. Выберите типичные осложнения нефротического синдрома, угрожающие жизни больного при болезнях почек:

а) острая сердечная недостаточность

б) острая почечная недостаточность

в) острая дистрофия печени

г) массивная протеинурия

д) гипопротеинемия

е) эцефалопатия (отек головного мозга)

ж) анасарка

Ответ______________

 

Типовые задачи

 

Задача № 1

Определить вид нарушений функций почек по показателям анализа мочи и крови.

Удельный вес-1030. В пробе Зимницкого колебания уд. веса в пределах 1025-1037. Белок - 30 ‰. Цилиндры гиалиновые, зернистые, восковидные, клетки почечного эпителия часто лишенные ядер сплошь в поле зрения. Суточный диурез 200-100 мл, через неделю- полная анурия и ещё через 3 дня остаточный азот крови 400-500 мг %.

 

Задача №2

Определить вид нарушений функций почек по показателям анализа мочи и крови.

Удельный вес-1036. Цвет желтый, мутная. Белок-24 ‰. Цилиндры гиалиновые, восковидные 15-20 в поле зрения. Суточный азот диурез –600 мл. Остаточный азот-44 мг %.

Ситуационные задачи

 

Задача № 1

В стационар доставлен больной в коматозном состоянии. Известно от родственников больного, что страдает патологией почек. При осмотре: больной без сознания, стонет. Кожа бледная, со следами расчесов, массивные общие отеки подкожно-жировой клетчатки. Дыхание редкое, шумное, периодическое. При аускультации выслушивается шум трения плевры и перикарда. АД –90/60 мм.рт.ст., аритмия работы сердца.

В анализе мочи выявлено: удельный вес-1030. Моча мутная. Белок-48 ‰. Цилиндры зернистые, гиалиновые, восковидные, сплошь в поле зрения. Лейкоциты 8-10 в поле зрения. Суточный диурез-100 мл, через 2 дня полная анурия. В анализе крови остаточный азот – 500мг%.

Определить вид нарушений функции почек по показателям анализа мочи и крови. Каков их патогенез?

 

Задача № 2

В стационар поступил больной с жалобами на боли в пояснице, общие отеки. В анамнезе туберкулез легких. При осмотре: пониженного питания, кожа бледная, общие отеки подкожно-жировой клетчатки. В анализе мочи выявлено: удельный вес-1030. Белок-28 ‰. Цилиндры зернистые, гиалиновые, восковидные, сплошь в поле зрения. Лейкоциты 8-10 в поле зрения. Суточный диурез-700 мл. В анализе крови остаточный азот – 50мг%.

Определить вид нарушений функции почек по показателям анализа мочи и крови. Каков их патогенез?

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

27. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

28. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

29. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

30. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

31. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

32. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

33. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

34. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

35. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

36. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

37. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

38. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

 

Дополнительная:

39. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 32

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...