Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патофизиология эндокринной системы.




Тема занятия: Патогенез эндокринопатий при патологии щитовидной железы – микседеме, кретинизме, эндемическом, токсическом зобе.

 

Общая цель занятия: Показать, что экспериментальная гипофункция щитовидной железы сопровождается снижением основного обмена.

 

Конкретные цели занятия:

Знать: Уметь:
1. Общая характеристика причин, условий и механизмов развития гипер- и гипофункции эндокринных желез. 2. Щитовидная железа, основные этапы биосинтеза гормонов щитовидной железы. 3. Патомеханизмы гипотиреоза, кретинизма, эндемического зоба. Нарушение при них роста и развития, основы профилактики. 4. Патомеханизмы гипертиреоза, базедовой болезни и тироксиновой интоксикации. Нарушение при них обмена веществ, сердечно-сосудистой и нервной системы. 5. Патофизиологическое обоснование лечения тиреотоксикоза 6. Патогенез изменений в тканях пародонта, составе ротовой жидкости при патологии щитовидной железы.   3. Провести эксперимент, уметь интерпретировать полученные результаты. 2. Справляться с тестовыми заданиями.    

Вопросы для самостоятельной работы

1. Перечислите и составьте схему эндокринной системы человека (назови эндокринные железы, гормоны вырабатываемые ими).

4. Назовите общие причины, условия и механизмы развития гипер- и гипофункции эндокринных желез.

5. Где располагается щитовидная железа.

6. Перечислите основные этапы биосинтеза гормонов щитовидной железы.

7. Какие функции выполняют гормоны щитовидной железы.

8. Каковы причины гипофункции щитовидной железы.

9. Составь схему патогенеза гипотиреоза, кретинизма, эндемического зоба. Объясни названия патологий.

10. Опиши нарушения роста и развития при гипофункции щитовидной железы, основы профилактики.

11. Каковы причины гиперфункции щитовидной железы

12. Составь схему патогенеза гипертиреоза, базедовой болезни и тироксиновой интоксикации.

13. Каков механизм нарушений при гиперфункции щитовидной железы:обмена веществ, сердечно-сосудистой и нервной системы.

14. Патофизиологическое обоснование лечения тиреотоксикоза

 

Задание.

5. Разобрать тестовые задания по патофизиологии щитовидной железы.

6. Решать типовые и ситуационные задачи по патофизиологии щитовидной железы.

7. Составьте 4-5 тестовых задания

8. Составьте 2-3 ситуационных задач

 

Тестовые задания.

Укажите все правильные ответы.

1. Укажите расстройства эндокринных желез которые могут быть обусловлены

1) нарушением центральной регуляции эндокринных желез,

2) патологическими процессами в самой железе

3) периферическими механизмами нарушения активности гормонов:

а) образование антител к некоторым гормонам

б) генетические дефекты синтеза гормонов

в) нехватка субстратов для синтеза гормонов

г) нарушение связи гормонов с белком-переносчиком

д) повреждение гипоталамуса

е) поражение лимбических структур головного мозга

ж) передозировка гормонов снижение эксрессии рецепторов к гормонам в летках-мишенях.

Ответ:_________________

 

2. Укажите проявления, наиболее характерные для

1) гипертиреоза, 2) гипотиреоза:

а) уменьшение выделения креатинина

б) увеличение выделения креатинина

в) повышение основного обмена

г) снижение основного обмена

д) повышение концентрации холестерина в крови

е) снижение концентрации холестерина в крови

ж) отрицательный азотистый баланс

з) гипотермия

Ответ:

 

 

3. Гипофункция щитовидной железы в детском возрасте может проявиться:

а) задержкой умственного развития

б) выраженным исхуданием

в) ослаблением мышечного тонуса

г) ослаблением иммунитета

д) гипохолестеринемией

е) отставанием в росте

Ответ:

 

4.Избыток или недостаток каких гормонов характерен для гипер- или гипотиреоза?

а) трийодтиронина

б) адреналина

в) тироксина

г) глюкагона

д) кальцитонина

е) АКТГ

ж) альдостерона

Ответ:

 
 


5.Укажите основные эффекты тиреодных гормонов:

а) усиление белкового анаболизма (в физио-х концентрациях)

б) пермиссивное действие в отношении катехоламинов

в) увеличение потребления кислорода тканями

г) мобилизация жира в депо

д) усиление липогенеза

е) усиление гликогенолиза

ж) брадикардия

з) усиление термогенеза

Ответ:

 

6.Укажите возможные причины гипертиреоза:

а) интенсивное превращение Т4 в Т3 в клетках «мищенях»

б) слабая транспортная связь с белками крови

в) избыток тиреостимулирующих иммуноглобулинов

г) увеличение количества рецепторов Т3, Т4

д) аденома паращитовидных желез

е) недостаток тиреолиберина

ж) избыток ТТГ

з) тиреоидит

Ответ:

 
 


7.Укажите основные проявления гипертиреоза:

а) повышение основного обмена

б) повышение температуры тела

в) усиление катаболизма белков

г) гиперхолестеринемия

д) похудание

е) гипогликемия

ж) гипергликемия

з) брадикардия

Ответ:

 
 


8Укажите возможные причины гипотиреоидных состояний:

а) токсическая блокада захвата йода и соединения его с тирозином

б) врожденный дефицит пероксидазы

в) дефицит йода в пище и воды

г) дефицит иммуноглобулинов

д) дефицит рецепторов Т3, Т4

е) аутоиммунный тиреоидит

ж) избыток тиреолиберина

з) избыток АКТГ

Ответ:

 
 


9.Назовите основные этиологические факторы гипертиреоза:

 

1) 2)

 

10.Назовите основные этиологические факторы первичного гипотиреоза:

1) _______ 2) _______ 3) ________ 4) ________ 5) ________

 

Ситуационные задачи.

Задача № 1.

В поликлинику обратилась женщина в возрасте 35 лет, с жалобами на мышечную слабость, похудание, утомляемость, плаксивость, раздражительность, повышенную потливость, плохую переносимость тепла, дрожание конечностей, постоянную тахикардию, снижение аппетита, частый стул, иногда поносом. Об-но: При общем осмотре – кожные покровы теплые, влажные, тонкие, просвечивающие. Блеск глаз. Увеличение щитовидной железы. Пульс – 98 уд в мин., АД – 125/80 мм.рт.ст. При аускультации тоны сердца громкие, 1 тон усилен на верхушке. При пальпации печени – незначительное увеличение границ. Дрожание кончика языка, вытянутых конечностей.

Лаб. данные: общ. тироксин (Т 4 ) в сыворотки крови – 160 нмоль/л

общ. трийодтиронин (Т 3) в сыворотке крови – 4, 2 нмоль/л

Т 3 свободный - 28 пмоль/л

Т 4 свободный – 8, 5 пмоль/л

коэфф. сп-ти тироксинсв-го глобулина (ТСГ) – 14, 2 мкг/мл

УЗИ – диффузное увеличение щитовидной железы, однородной структуры с четкими контурами.

Какое заболевание у пациентка? Каковы механизмы? Дать рекомендации по лечению заболевания.

Задача № 2

В стационар поступила больная с жалобами на вялость, сонливость днем м нарушение ночного сна, апатию, зябкость, отечность лица, прибавка массы тела, ослабление памяти, запоры. Общий осмотр: Лицо больной заплывшее, с бедной мимикой, узкие глазные щели, отечность верхних и нижних век, губ, щек. Речь невнятная, отечность языка. Кожа сухая, грубая, холодная. Пульс – 52 уд./мин., АКД – 100/80 мм.рт.ст. При аускультации – тоны сердца глухие. Отмечается снижение произвольных и рефлекторных движений.

Лаб. данные: общ. тироксин (Т 4 ) в сыворотки крови – 50 нмоль/л

общ. трийодтиронин (Т 3) в сыворотке крови – 0, 9 нмоль/л

Т 3 свободный – 2, 5 пмоль/л

Т 4 свободный – 5, 0 пмоль/л

коэфф. сп-ти тироксинсв-го глобулина (ТСГ) – 30,8 мкг/мл

Какое заболевание у пациентка? Каковы механизмы? Дать рекомендации по лечению заболевания.

Задача №3

В поликлинику обратилась мама ребенка в возрасте 1год 9 месяцев, у которого отмечается снижение физического и психического развития: поздно начал сидеть, ходить, первые молочные зубы прорезались в 11 месяцев.

Общий осмотр – развитие скелетно-мышечной системы не соответствует возрасту, лицо отечное, большой язык. Кожа сухая с желтушным оттенком, шероховатая, холодная. Вялый, малоподвижный ребенок. Сухожильные рефлексы снижены.

Лаб. данные: общ. тироксин (Т 4 ) в сыворотки крови – 6, 3 мкг%

общ. трийодтиронин (Т 3) в сыворотке крови – 9, 0 нг%

Т 4 свободный – 0, 5 нг%

коэфф. сп-ти тироксинсв-го глобулина (ТСГ) – 6,5 мг%

Какое заболевание у ребенка? Каковы механизмы? Дать рекомендации по лечению заболевания.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.1.– 752с.

2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для мед. вузов: В 2т. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – т.2.– 808с.

3. Задачи и тестовые задания по патофизиологии. Учеб. пособие /Под ред. П.Ф. Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.

4. Овсянников В.Г. Общая патология:: учебник для мед. вузов. – Ростов-на-Дону, РИО АОЗТ «Цветная печать», 1997. – 320с.

5. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. В.А. Фролова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. – 568с.

6. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов. /под ред. А.Д. Адо.- М.:Триада-Х,2004. – 574с.

7. Патологическая физиология: учебник для мед. вузов/под ред. Н.Н.Зайко и Ю.В.Быце. -4-е изд..- М.:МЕДпресс-инфор, 2007.-640с.

8. Патологическая физиология. Учебник для медицинских институтов. /Под ред. В.В.Новицкого, Е.Д.Гольдберга. –Томск: Изд-во Том.ун., 2006.-716 с.

9. Хетагурова Л.Г. Патофизиология в таблицах и схемах. Материалы лекций. –Владикавказ, 2007. -221с.

10. Общая патология человека./под ред А.И.Струкова.- М.: Медицина, 1990 – 1, 2т.

11. Войнов В.А. Атлас по патофизиологии: Учебное пособие. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 218с.

12. Тестовые задания по курсу патофизиологии. /под ред. Г.В. Порядина. -М.: ВУНМЦ, 1998.- 294 с.

Дополнительная:

13. Потемкин В.В.. Эндокринология. – М.: Медицина, 1999. – 638с.

14. Актуальные проблемы патофизиологии (избранные лекции). /под ред. Акад. РАМН Б.Б.Мороза. – М.: Медицина, -2001. – 424 с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 33

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...