Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 1. 3. Влажность как экологический фактор. . 4. Плотность среды как экологический фактор (на примере водной и наземно-воздушной среды обитания).




Задание 1.

Подготовьте небольшие доклады по темам, приведенным ниже. Сообщение может сопровождаться презентацией или демонстрацией наглядных материалов. В докладе должны быть освещены вопросы источников экологического фактора, его общей характеристики, влияния фактора на живые организмы.

1. Свет как экологический фактор.

2. Температура как экологический фактор.

3. Влажность как экологический фактор.

4. Плотность среды как экологический фактор (на примере водной и наземно-воздушной среды обитания).

5. Газовый состав воздуха как экологический фактор (на примере водной и наземно-воздушной среды обитания).

6. Шум как природный и антропогенный фактор.

7. Зоогенные и фитогенные факторы.

8. Антропогенное воздействие на живые организмы.

 

Задание 2.

Используя различные информационные источники, выявите основные приспособительные реакции живых организмов (животных или птиц), обитающих в умеренном климате, и их тип, позволившие им приспособиться к условиям среды обитания. Полученную информацию внесите в табл. 1.

 

Таблица 1. Экологический фактор – адаптации

 

Экологический фактор Тип адаптации Пример адаптации

температура

анатомо-морфологическая  
физиологическая  
поведенческая  

свет

анатомо-морфологическая  
физиологическая  
поведенческая  
плотность среды анатомо-морфологическая  

 

Задание 3.

Постройте, используя данные табл. 2., график зависимости степени выживаемости организма в зависимости от значения экологического фактора. На графике обозначьте зоны оптимума, угнетения, пределы выносливости, диапазон толерантности.

 

Таблица 2. Зависимость выживаемости от температуры

Температура, °С -15 -10 -5 +5 +10 +15 +20 +25 +30 +35
Количество выживших, %

 

 


 

Лабораторная работа № 5

Экосистемы

 

Цель работы: сформировать представление у обучающихся о составе, структуре и функционировании экосистем.

 

Теоретическая часть

 

Впервые термин экосистема был введен в 1935 году британским ботаником Артуром Тенсли. Под экосистемой понимают любую систему, включающую сообщество живых организмов (биоценоз) и тесно связанную с ними абиотическую компоненту (биотоп), в которой может осуществляться круговорот вещества и энергии.

По происхождению различают искусственно созданные и естественные экосистемы. К первым можно отнести агроценозы, урбоэкосистемы, ко вторым – экосистемы леса, озер, рек и т. д. Отличительной особенностью искусственных экосистем является невозможность их существования без поступления энергии и вещества извне.

В зависимости от размеров выделяют:

1. Микроэкосистемы (гниющее дерево, опад листвы, муравейник);

2. Мезоэкосистемы (озеро, луг, пустыня);

3. Макроэкосистемы (Мировой океан);

4. Глобальную экосистему (экосферу), включающую все экосистемы мира.

Также различают водные и наземные экосистемы.

Наиболее близким понятием к «экосистеме» является «биогеоценоз». Термин был введен в 1944 году советским биологом В. Н. Сукачевым. Согласно В. Н. Сукачеву биогеоценоз отличается большей определенностью своего объема, чем экосистема. Экосистема по своему масштабу может быть различна, начиная от капли воды из озера, заканчивая Мировым океаном. Биогеоценоз же имеет определенные границы. Таким образом, биогеоценоз – это система, включающая совокупность живых организмов и экологических факторов, взаимодействующих друг с другом, на определенной территории, в которой возможен круговорот энергии и вещества.

Основными различиями между биогеоценозом и экосистемой являются:

1. Территориальность: биогеоценоз имеет определенные границы, обусловленные границами фитоценоза, и всегда располагается на суше. Экосистема более широкое понятие и ее границы не всегда совпадают с границами фитоценозов.

2. Продукция органического вещества: в биогеоценозе основным источником органического вещества является растение, т. е. центральное звено – фитоценоз. В экосистемах часто органическое вещество поступает извне.

Экосистема состоит из двух взаимосвязанных компонентов:

1. Биотического, включающего в себя живые организмы и продукты их жизнедеятельности.

2. Абиотического, представленного атмосферой, почвой, гидросферой, климатом и т. д.

Основой функционирования любой экосистемы являются трофические цепи.

Трофическая цепь – ряд последовательно связанных трофических уровней, представленных разными функциональными группами живых организмов, в котором происходит превращение вещества и рассеивание энергии.

Трофические цепи включают в себя три функционально разных группы живых организмов. Первая группа представлена продуцентами – организмами, способными из неорганических веществ производить органические. Во второй группе располагаются консументы – организмы, которые потребляют готовое органическое вещество. Консументы могут быть первого и второго порядка.

Косументы 1-го порядка – растительноядные животные, основу рациона которых составляют зеленые части растений. Консументы 2-го порядка – хищники, питающиеся растительноядными животными. Также консументы могут быть 3-го порядка в случае, если более крупный хищник питается более мелкими хищниками.

Третья группа трофической цепи представлена редуцентами – организмами, которые разлагают органическое вещество до неорганического и вовлекают его в круговорот веществ. К ним относятся бактерии, грибы и т. д.

Все трофические цепи в зависимости от того, чем представлен первый трофический уровень, можно разделить на пастбищные и детритные цепи. В пастбищных цепях первый уровень всегда представлен «живым» растением, в детритных – отмершими частями растения.

Для экосистем характерно наличие совокупности трофических цепей, где все живые существа являются объектами питания для других. Данное явление получило название трофическая сеть.

Как было отмечено ранее в трофических цепях происходит рассеивание накопленной на первом уровне энергии. Закономерность рассеивания энергии в трофических цепях получила название правила 10%, предложенного Р. Линдеманом: «С одного трофического уровня на другой переходит всего лишь 10% накопленной энергии».

 

Практическая часть

Задание 1.

Подготовьте небольшие доклады по темам, приведенным ниже. Сообщение может сопровождаться презентацией или демонстрацией наглядных материалов.

1. Виды связей в экосистемах. Примеры.

2. Классификация наземных экосистем. Основные особенности.

3. Классификация водных экосистем. Основные особенности.

4. Агроэкосистемы. Основные особенности.

5. Энергетика экосистем. Пирамиды энергии, биомассы, чисенности.

6. Большой и малый круговорот веществ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...