Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальные экологические проблемы и здоровье человека




Задание 2.

Составьте по одной цепи питания для экосистем (табл. 2). При составлении необходимо учесть условия приведенные ниже:

1. Трофическая цепь должна быть пастбищной.

2. Количество звеньев в трофической цепи не более 4-х.

Таблица 2. Перечень экосистем

№ п/п Название экосистемы
Лесная экосистема
Садовая экосистема
Речная экосистема
Аквариум
Морская экосистема

 

Дайте характеристику экосистемам в соответствии с классификацией. Например, степная экосистема – мезоэкосистема, наземная, естественная.

 

Задание 3.

Составьте трофическую сеть для экосистемы леса согласно схеме (рис. 2).

 

Рис. 3. Схема трофической сети

 

Задание 4.

Используя правило 10% решите задачи.

а) Какое количество энергии дойдет до последнего трофического уровня в цепи питания:

яблоня → тля → божья коровка → воробей → куница → ястреб,

если количество энергии, накопленное на первом трофическом уровне, равно 100%. Объясните невозможность существования такой цепи питания.

б) Какое количество клевера требуется, чтобы вырос ястреб массой 5кг

клевер→ мышь-полевка→ уж → ястреб.

в) Рассчитайте площадь поля, засеянного пшеницей, необходимого, чтобы прокормить небольшую деревню. Численность населения деревни составляет 50 человек. Также известно, что в среднем одним человеком потребляется около 40 кг говядины за год. Средняя продуктивность поля – 400 г/м2.

г) Определите количество биомассы растений, сохраненной от уничтожения гусеницами парой синиц, вскармливающих 3 птенцов массой по 5 г. Какую долю общей биомассы растений это будет составлять (в %), если площадь сбора гусениц 500 м2, а продуктивность растений 250г/м2.


 

Лабораторная работа №6

Глобальные экологические проблемы и здоровье человека

 

Теоретическая часть

 

Загрязнение окружающей среды – процесс внесения в нее веществ и потоков, в количествах превышающих нормативные значения.

К основным источникам загрязнения относятся:

1. Естественные источники: вулканы, пыльные бури и др.

2. Антропогенные источники: предприятия энергетического комплекса, черная и цветная металлургия, химическое производство, транспорт, сельское хозяйство.

Влияние этих источников на окружающую среду может выражаться через:

1. Химическое загрязнение атмосферы, гидросферы, почв;

2. Физическое загрязнение (тепловое, электромагнитное воздействие);

3. Механическое загрязнение (пыли);

4. Поступление твердых отходов в окружающую среду;

5. Биологическое загрязнение (поступление болезнетворных микроорганизмов, вирусов);

6. Радиационное загрязнение.

К основным компонентам-загрязнителям окружающей среды, наносящий значительный вред биосфере и здоровью человека следует отметить оксиды серы и азота, тяжелые металлы, летучие органические соединения, пыли, нефть и нефтепродукты и др.

Развитие промышленности и сельского хозяйства привело к появлению глобальных экологических проблем.

Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоев атмосферы, связанное с поступлением в атмосферу больших количеств углекислого газа.

Глобальное потепление – явление постепенно увеличивающейся температуры Земного шара и Мирового океана.

Кислотные дожди – любые виды осадков, при которых наблюдается снижение значения рН из-за загрязнения атмосферы оксидами серы, азота, а также хлороводородом.   

Смог – аэрозоль, состоящий из дыма, пыли, тумана, включающий в себя кислотные оксиды, пероксиды, твердые частицы и др.

Озоновые дыры – явление локального снижения концентрации озона в озоновом слое Земли, вызванное поступлением в воздух хлорфторуглеродов.

Загрязнение Мирового океана – глобальная экологическая проблема, вызванная поступлением в воду нефти и нефтепродуктов, сточных вод, отходов потребления.

Проблема отходов – возникла в результате роста численности населения Земли. Связана с нерациональным использование природных ресурсов, увеличением количества используемой упаковки, и недостаточно сильным развитием вторичной переработки.

 

Практическая часть

 

Задание 1.

Подготовьте небольшие доклады по темам, приведенным ниже. Сообщение может сопровождаться презентацией или демонстрацией наглядных материалов.

1. Смог. Причины, виды, последствия.

2. Глобальное потепление. Причины, гипотезы, последствия.

3. Кислотные дожди. Причины, последствия.

4. Разрушение озонового слоя. Причины, гипотезы, последствия.

5. Загрязнение отходами вод Мирового океана. Современная оценка.

6. Загрязнение отходами почв. Последствия для окружающей среды и здоровья человека.

Задание 2

1. Рассчитайте на сколько метров поднимется уровень Мирового океана, если в течение 10 лет произойдет таяние 10% ледников. Суммар-ный запас воды в ледниках и материковых льдах составляет 24, 4•106 км3. Площадь Мирового океана составляет 2/3 площади Земного шара. Радиус Земли принять равным 6400 км.

2. Оцените вклад населения г. Санкт-Петербург в загрязнение Мирового океана отходами, если в среднем на 1 км2 поверхности Мирового океана приходится 17 т отходов с суши, а численность населения г. Санкт-Петербург составляет 5, 2•106 человек. Площадь Мирового океана составляет 2/3 площади Земного шара. Радиус Земли принять равным 6400 км.

3. Какой вклад вносит население Индии в ежегодное поступление углекислого газа в атмосферу Земли, численное равное 7•109 т/год. Чис-ленность населения Индии составляет 1333228490 человек. Средняя масса углекислого газа, выдыхаемая одним человеком за год – 0, 412 т/год•чел.

4. Рассчитайте количество углекислого газа, которое поступит в окружающую среду при сжигании метана массой 2000 т и дыхании 100000 человек. Сделайте вывод о вкладе этих двух источников в загрязнение окружающей среды. Объем воздуха при вдохе - 0, 5 дм3 (Vвозд), количество вдохов за минуту – 20 (nвдох), количество дней в году – 365 сут, содержание в выдыхаемом воздухе СО2 – 0, 0786 г/дм3.

5. Оцените максимально допустимое поступление цинка в организм лошади за 10 лет, если суточное потребление овса составляет 2 кг, а ПДК цинка для овса равно 50 мг/кг.

6. Большую роль в обменных процессах и синтезе гормонов играет микроэлемент марганец. С продуктами питания с учетом усвояемости в организм человека должно поступать в среднем 7 мг марганца. Определите количество риса, которое должен съедать 1 человек, чтобы восполнить запасы марганца, если содержание этого микроэлемента в рисе составляет 2000 мкг/100 г.

7. Известно, что для профилактики анемии у женщин необходимо принимать 15 мг железа ежедневно. Какое количество гречневой крупы необходимо потреблять ежедневно, если в ней содержится 6 мг/100 г железа.

8. Взрослый человек еженедельно потребляет 21 г йодированной соли. Рассчитайте процентное содержание йода в йодированной соли, если суточная норма йода составляет 0, 15 мг.

9. Оцените максимальное допустимое поступление меди в орга-низм человека с сыром за 10 лет, если в сутки человек потребляет 100 г сыра, а ПДК меди для сыра составляет 4 мг/кг.

10.     Изюм содержит калий в количестве 860 мг/100 продукта. В сутки человек в среднем должен потреблять 3 г этого элемента. Определите массу изюма, которая необходима для восполнения запасов калия для семьи из 4 человек, если около 80% суточной нормы калия поступает в организм с обычной пищей.


 

Лабораторная работа №7

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...