Поэтическая речь ребенка младшего школьного возраста в условиях моделирующего эксперимента (фрагменты поэтического детского творчества)
В основе нашего многолетнего моделирующего эксперимента лежала деятельность по идентификации и поддержанию тех элементов свободного речевого высказывания ребенка, которые можно определить как поэтические или прапоэтические. Главное – это заинтересованное вслушивание в детскую речь с целью выявления в ней того, что можно назвать скрытой поэзией этой речи. Причем, когда речь идет о речевой практике 5-6 летнего ребенка, задача взрослого заключается в том, чтобы самому записывать улавливаемые его слухом элементы поэтической речи. А когда ребенок взрослеет и научается писать сам, задача взрослого состоит уже в том, чтобы всячески поддерживать в ребенке стремление самому записывать свои поэтические тексты. Можно описать некоторые принципиальные особенности этого педагогического диалога взрослого с ребенком: то, что способствует становлению у ребенка полноценной потребности в авторской поэтической речи. Все начинается с того, что взрослый занимает по отношению к ребенку позицию «вслушивающегося собеседника». Он вслушивается и записывает. Но записывает только те фрагменты детской речи, в которых присутствуют отголоски различных внутренних переживаний – а, значит, то, в чем присутствует индивидуальность, «неправильность», элементы поэтической семантики. Важно, чтобы ребенок услышал значимость своей «внутренней поэзии» для мира взрослых. То есть взрослый – не механический магнитофон, записывающий все шумы, а своего рода локатор, улавливающий и выделяющий в высказываниях ребенка то, что можно назвать поэтически значимым. Задача взрослого - проявлять некую культурную мускулатуру своего слуха, выбирая из речевого потока и акцентируя то, что позволяет ребенку глубже и объемнее раскрывать оттенки переживаний своего неартикулированного пока еще «я». И если эта диалогическая работа ведется точно и филигранно, ребенок постепенно начинает чувствовать потребность в более точном и глубоком «Я-высказывании». Он начинает понимать, что работа по артикуляции оттенков своего мировосприятия важна, прежде всего, для него самого. В этой-то точке и рождается потребность в собственной поэтической письменной речи. Ребенок начинает писать, чувствуя экзистенциально-предельную значимость того, что он пишет. И уже в первом классе он становится автором десятков и даже сотен поэтических текстов, в которых отражается его «я», и само письмо становится для него безудержной потребностью.
Примечательно, что наиболее естественной формой детского стихосложения оказался в нашем эксперименте верлибр. Вероятно, потому, что рифма и формальная ритмизация, – это такие внешние приемы, которые требуют определенного уровня профессионального мастерства, и оттого в детском возрасте блокируют прямой путь к чувствам и эмоциональным переживаниям. А верлибр – это такая форма, которая не имеет жестких внешних канонов, и оттого позволяет каждому ребенку выражать свои чувства максимально непосредственно, выстраивая для каждого текста глубоко индивидуальную ритмическую структуру. Он не думает о внешней форме – он непосредственно предъявляет чувства, используя для этого арсенал естественной для его внутренней речи символизации и метафоризации. Еще одним важным условием такого рода письма является то, что ребенок освобожден от необходимости думать о грамматических ошибках. Это очень важное обстоятельство: не тормозить детское поэтическое письмо страхом грамматической ошибки. Это чрезвычайно важное психологическое обстоятельство, способствующее бурному развитию у ребенка младшего школьного возраста свободной поэтической речи. Что касается других технологические аспектов данного моделирующего эксперимента, то они подробно описаны в ряде других наших публикаций[3].
Приведем типичные примеры той поэтической письменной речи, которая оказалась сформирована у детей, вовлеченных в моделирующий эксперимент. И еще раз подчеркнем, что каждый ребенок, принимавший участие в этом эксперименте, создал на протяжении нескольких лет многие сотни (!) законченных поэтических произведений, аналогичных тем, которые приведены ниже[4]. Мы специально приводим примеры текстов, написанные разными детьми в разные возрастные периоды своего творчества, чтобы стала заметной некая возрастная общность текстов, свидетельствующая о некоторой общности их психологической природы. Вместе с тем, несомненна индивидуальность этих текстов и наличие у каждого автора своей поэтической стилистики, развивающейся год от года. Мы полагаем, что данные материалы позволяют существенно по-новому взглянуть на интеллектуальное и эмоциональное устройство сознания ребенка 7-11 лет, на ресурсы и возможности этого сознания. Вместе с тем, нам бы хотелось, чтобы эти материалы стали предметом для самого серьезного обсуждения на междисциплинарной основе – для построения междисциплинарного дискурса с участием профессиональных философов, филологов, психологов и педагогов.
Родион Михуля * * * Что-то черное кроется под морем, и слёзы льются в море красоты, и облезлые перила валятся мне на грудь, и становится тяжело на душе, и слёзы льются в море.
Разбитый Титаник лежит на дне океана, и куски льда ломаются, и он плывет в холодном океане тоски, и жилеты всплывают наверх, и рыбы кусают разбитый корабль со сломанной мачтой, и сапог лежит на дне, и алмаз лежит на мачте корабля, и имя всплывает наверх, и морская смерть лежит над ним. И всё – «Титаник» мёртв... (7 лет и 6 месяцев)
* * * Моя неровная душа бредёт по лесу, как волк с отчаянной душой. Я стою на небе, но вижу всё внизу. А я хочу на землю. Но я стою на облаке печали и радуюсь, что я живу. (7 лет и 7 месяцев) * * * Она красивее лесов и морей, которые окружают нас,
но она не знает этого, потому что она никого не любит и не любила. Но я люблю её.
Горы, высокие горы, красивые горы! И я похож на эти горы.
Три лезвия сомкнутся на этих горах при закате золотого диска-солнца. Я хочу попасть туда, но не смогу, потому что я умру при встрече с ним. (8 лет и 8 месяцев) * * * Твой поцелуй сведёт меня с ума, и я уеду в рай далекий, и я блаженством завладею всем, и днём и ночью буду править миром, но ты услышишь только звон любви, ту капельку блаженства славы, и мы с тобой станцуем танец смерти и поцелуев жгучих, как огонь. (9 лет ровно) * * *
Расстались мы с тобой на миг, но очень долгий, и мы отделались признаньями в любви от изнеможения до скуки, и мы с тобой пошли наверх, в тот странный рай очарования и злобы, и грустной, но моей любви. (9 лет ровно) * * * Странный звук я услышал вдали, и испугался собственной догадки, и побежал, не чуя ног, в бездонные болота. и упал, не чувствуя боли. Но выжил в этом лесу, не найдя никого, ничего (10 лет ровно)
Лиза Плеханова * * * Я иду по дороге, и поворот в моих мыслях, и полет птицы, и сугробы падают мне на голову, и я – не я, а снежинка грусти, и я иду дальше, и меня ведет ночь, и ее огненные губы сверкают из-под белой оборочки, и она бросает в меня лужу грусти и улетает, и я одна, и меня несет к чайкам в гнездо, и я сама превращаюсь в чайку, и я лечу вместе со стаей, и падаю в пустоту, и я жду неизвестного, и плачу. (7 лет и 10 месяцев) * * * Клочок неба летит с высоты, я его беру, но он тает в моих руках, и вот на моей ладони капля воды: она переливается разными цветами, ее раздувает ветер, и ты идешь в никуда, и я тебя не вижу. (8 лет и 7 месяцев) * * * Я – не – знаю – что – писать. Запятые бегут по бумаге. белым туманом черной ночи и выглядят как обрывки облаков. Я теряю мысли как неуловимое чудо. Надо что-то писать, писать, писать, чтобы эти неуловимые мысли не уходили от меня.
И голубой Глаз смотрит на меня из темноты. Я чувствую на себе его ледяное дыхание, А ведь этот стих начинался всего с пяти слов: «Я – не – знаю – что – писать» (11 лет ровно) Гриша Верников
* * * Умер мой родной первого апреля. Сердцу приказали: стоп, машина! стоп, мотор! Отправляйся вверх и живи в покое. (8 лет и 4 месяца)
* * *
Грусть после смерти и плач родных. И все из-за этой смерти. (8 лет и 4 месяца
* * * Смерть крадется в дом, в квартиру. И вовремя. И когда это время наступает – смерть кому-то, кому пора взлететь и жить второй жизнью. (8 лет и 4 месяца
* * * Сон – снег – волк лежит в ночи безмолвной. Нету слов. Немые люди – слепые волки. Глухие птицы рядом. Апокалипсис. Темнота. Только меч сверкает. Он хранитель тьмы и страха. (8 лет и 11 месяцев)
* * * Как леший ты, мальчик, ходишь по улице, шляясь, у дома цветы собирая. (9 лет и 1 месяц) Маша Христосенко * * * Музыка как языки пламени сжигает меня, и как только пламя огня сжигает меня, я превращаюсь в розовую струю дыма, и этот дым превращается в розовый ветер, и этот ветер тушит огонь, и я снова превращаюсь в саму себя, и зло этого огня уходит. (8 лет и 2 месяца) *** Музыка ползёт по пустынной пустыне, и она уползает всё дальше и дальше, и я почему-то тоже иду за ней, и теряю след этой музыкальной змеи, и блуждаю в лабиринтах этой жаркой пустыни, и никак не могу выбраться из этой пустыни, и пустыня запутывает меня в своих лабиринтах, и я тону в этой беспощадной пустыне,
Но просыпаюсь, и оказывается, что это был сон, но сквозь сон песок пустыни прорывается ко мне в комнату, и всё, что в ней стоит, исчезает.
И снова пустыня, и музыка, и я... И я запуталась в пустыне, и я снова просыпаюсь, и снова пустыня. И так всю жизнь. (8 лет и 3 месяца) * * * Музыка подхватывает меня, и я как птица несусь по голубым небесам. Но музыка отпускает меня, и я лечу вниз и разбиваюсь. (8 лет и 3 месяца)
* * * Я иду по серым дорогам и не вижу ничего, кроме серого тумана. А на меня капают серые капли серого дождя, в серых лужах отражается моё серое отражение, вокруг меня ходят серые люди, но в этом сером мире есть только я, потому что вокруг меня одни зеркала. (9 лет и 10 месяцев) Игорь Бернацкий
Весёлые, резкие ветра гонят нас из этого мира в мир музыки, и там так прекрасно, там ковры из нот. Еда там – сладкая музыка... (9 лет и 7 месяцев)
* * * Я вижу своё зеркальное отражение, где лево – это право, а право – это лево. Но середина неизменна – она всегда остаётся на своём месте. (9 лет и 10 месяцев)
* * * А учился ли ты когда-нибудь грести? Умеешь ты смотреть на мир открытыми глазами? Умеешь жить - и жить спокойно? Умеешь мысли покидать?
Ты потерял почти всю жизнь, осталось пять минут. Философ и лодочник подъехали к берегу, философ только успел занести ногу, и… упал в воду замертво. (10 лет и 9 месяцев)
Максим Плетнев
* * * Я прошел этот уровень воды – потоки детства. Я опять тону в потоке детства. (7 лет ровно)
* * * Ты сидишь, и рядом с тобой ветер, но ты не чувствуешь его... Водяные знаки окружили тебя, и ты не знаешь, куда бежать. Ангелы уносят тебя, и я тоже ангел... И ты плачешь, и ты дома.
Я сижу в темном замке и мне страшно: летучие мыши летают в комнате, и голоса раздаются в замке, и грязные стены обваливаются, и пыль в замке, и темный-претемный коридор...
Привидение ходит в коридоре, и крысы ползут ко мне.
Дудочка играет рядом с замком, и замок рушится... (7 лет и 10 месяцев) * * * Я – это струна... Меня натягивает музыкант, и я пою... Он натягивает меня, и я опять пою в тишине. И я рвусь в небо. (7 лет и 10 месяцев)
* * * Листья опали. И осенний дождь стучит по крыше. Листопад делает весь мир красным и желтым. А когда упадут все листья на землю, то наша планета станет бо-о-ольшой радугой. (8 лет и 2 месяца)
* * * Я иду и вижу большой замок, и я вхожу туда, и вижу сон, как кто-то ведет меня куда-то. Но он не показывает свое лицо. Он протягивает руки в перчатках. И это смерть. (8 лет и 3 месяцев)
Оля Килунина
* * * Цветные облака улетают. Да, они улетают. Жаль, что больше не будет дождей и снега. И солнцу будет грустно. И мне будет грустно без этих облаков. И не будут идти цветные капли дождя.
Жаль, мне жаль, что они улетают туда – в рай, рай, рай… Но там ведь ад! Там страшно. Ад – это чёрный человек, который играет страшную музыку. И эта музыка разрывает меня на части. И моё сердце перестает так сильно биться. (10 лет и 1 месяц)
* * * Твои строчки этих стихов… Я не могу от них избавиться - я их ненавижу. И твои сны я тоже ненавижу. И ты меня ненавидишь из-за моих недобрых глаз. А мои глаза не могут смотреть на тебя из-за твоей сильной любви. Да, ты – страшная любовь, которая не знает страшной любви моей. Любовь… юбовь… бовь… овь… вь.. (10 лет и 2 месяца)
* * * Золотая кошка стоит на чёрном мраморе, а я рисую на окне дом, в котором ты рисуешь золотую кошку. (10 лет и 4 месяца) * * * Чёрное небо. Дождь идёт всю ночь, как и ты ходишь, не зная, где будущее, а где прошлое. А я просто летаю, не зная, что такое жизнь. А что такое судьба? Это знаешь только ты. Но ты не знаешь, где я, а я не знаю, где ты. (10 лет и 9 месяцев) Аня Попова * * * Я иду и вижу тёмное небо со звёздами, но одна звезда упала, я её поймала, она растаяла, превратилась в музыку, и все тайны музыки выкатились из неё. (8 лет и 7 месяцев)
* * * Сказочный плод плывёт по маленьким и большим кругам и парус, шатаясь, рвётся вдаль. Чайки садятся на парус сказочной шлюпки. Открылась дыра в море кругов, и корабль попал в сказку. Сказочный мир затонул во времени. Сказка спит и немного прихрапывает. (8 лет и 11 месяцев) * * * На руке лежит лунный камень, сверкает, как звёзды, а звёзды всегда горят, но мы спим и не видим это небо, это прекрасное небо, которое подарило нам эту капельку застывшей слезы. (10 лет и 3 месяца)
* * * На каждой ладошке - жизнь, которую можно сжать в кулак, и жизнь станет короче на много лет. Но я этого делать не буду, я боюсь этого. Но я не боюсь себя. Я не спрыгну с дома, не перережу горло – ничего такого я не сделаю, а просто пойду по улице и буду жить, как все нормальные люди. (10 лет и 3 месяца) Сеня Муковозов
* * * Я посмотрел на лампочку и зажмурил глаза, и долго видел удаляющуюся звезду. (8 лет и 5 месяцев) * * * Видишь флажки в темноте? Не прикасайся к ним, не трогай ничего, окаменеешь. Видишь замок? Не входи, там пусто. Видишь кареты? Не садись, не уедешь. Видишь, заброшенная башня? Не подходи, дьявол разобьёт душу. Не ходи к замку – зачем он тебе? Мир будет веселей с тобой, чем со статуей. (9 лет и 10 месяцев)
* * * Рассвет играет бликами, и солнце тихонько дотрагивается до неба, и ветер качает траву, и рассвет золотит море, и розовые облака гладят небо, и стада золотистого света тихо резвятся на лугу, и весёлые звёзды играют в прятки с днём и ночью – день их никогда не найдёт, а ночь найдёт потом, когда придёт сюда, а сейчас она на другой стороне земли; и свет играет в догонялки с тенями, и не может их догнать, и алая роза расцветает возле рассвета, и свет заглядывает в каждый дом, и он везде. (10 лет и 3 месяца) Человек без тени
Кто-то идёт по двору, и у него нет тени.
Его тень давно забыта им, за это она его не любит.
Он бродит по дворам звёздными ночами, и у него в глазах слёзы, и его разыскивает его тень, но он боится её, сам не зная, почему.
Никто не видит его. Никто не видит его тень. Никто не помнит, что у него нет тени. (11 лет ровно) Катя Лещинская * * * Это – игра. Это – часть жизни с капелькой ветра. Это – азарт. Это – попытка превратить сны в реальность. Это – взгляд, незаметно мелькнувший в осеннем листе. Это – то, что происходит сейчас. (9 лет и 10 месяцев) * * * В твоих глазах отражается мир. Так лети! Лети и не знай одиночества! Или, может, надо узнать, что бывают связаны крылья?… (11 лет и 2 месяцев) * * * По пустынной улице плавными шагами идёт человек – тоже пустой. Улица гудит как глиняный сосуд от его вроде бы тихих шагов. Человек идёт, не обращая внимания на игру эха с его шагами, не боясь, что его догонят. Кто догонит?.. (11 лет и 6 месяцев) Паша Вильнянский * * * Любовь - это мозаика, разбитая на кусочки, и я собираю ее. (7 лет ровно) * * * Смерть – это грусть и слёзы. И у всех есть смерть. И вдруг прилетает смерть и разрубает сердце. И человек умирает и уходит в вечную жизнь. (7 лет и 1 месяц)
* * * Ветер нашёл дорогу жизни и едет по ней. (7 лет и 4 месяца)
* * * Завяли кувшинки, и я уже с трудом слышу их запах. Озеро холодное сковано туманом. Листопад засыпает меня. Очи замерзают, потому что ветер подул.
Трагедия с ветром: он все дует и дует, и очи все замерзают и замерзают.
Но лес остановил ветер. И яблоки, уже осенние, я ем.
Пух уже давно упал, а я оставшийся собираю в ладони и сдуваю с ладоней.
Осень одела леса в золотую одежду. Рот чувствует осень и холод осенний. Артиллерия листьев засыпает меня. (7 лет и 11 месяцев) Саша Корженкова * * * Линия разделяет меня и бесконечность. Но бесконечность может перейти через нее, а я – нет. Потому что тогда я умру. (8 лет и 9 месяцев) * * * Я смотрю на что-то и не знаю, что это: жизнь или смерть? Оказалось, что это смерть, и все умерло. (8 лет и 9 месяцев) * * * Я иду по стране обид. Я обижаюсь на всех. Потому что они есть, они есть – а меня нет. Я в обиде, значит, меня нет. Здесь нет никого. Сюда можно зайти, но нельзя выйти. Это как черная дыра, только страшнее. Здесь не умирают – здесь живут. Но живут смертью. Это обида, обида, обида. (9 лет и 8 месяцев). Никита Суриков * * * Волны мыслей смывают меня в пропасть какого-то тумана, и я как будто в мутной воде или в облаке, но какие-то капельки света смывают туман, мысли забывают меня и улетают в другой мир, но я в каких-то пустынных равнинах, и ураганы песка капают песком на меня, я превращаюсь в маленькую каплю дождя, я маленькая капля дождя среди огромных туч засухи, я иссыхаю в привидение пара я облачный воздух, шипящий, как шампанское. (9 лет и 2 месяца)
* * * Я убегаю от тебя, но зачем? Я думаю о тебе, но зачем? Я грущу, и я лишь разбитое стекло. Я знаю, что ты меня не любишь, но я люблю. Я помню тот лёгкий дым, который висел над нами, когда мы познакомились, тех птиц, которые радовались над нами, тот песочный берег с ярким солнцем, но я разбит. (9 лет и 5 месяцев) Катя Васильева
* * * Я не хочу тебя видеть, я не хочу тебя знать, я не хочу тебя слушать, и не хочу понимать.
Ты для меня кто? Случайный прохожий, и всё. Ты не должен стоять рядом со мною. Моя жизнь не пересечётся с тобою. Нет никогда, уйди от меня. Я не хочу тебя видеть… (12 лет ровно)
* * * Погрустим. Я хочу туда, где поёт много птиц. Я хочу туда, где нет слова «боль». Я хочу туда, где ждут меня, Я хочу туда, где я нужна, Я хочу туда, где друзья, Я хочу в рай! (12 лет ровно) Совершенно очевидно, что все приведенные нами примеры детских текстов существенно отличаются как от того, что принято называть «детской поэзией», так и от того, что обычно пишется детьми соответствующего возраста. Но это не какие-то особо отобранные, а типичные для нашего моделирующего эксперимента тексты. И факт заключается в том, что именно такие тексты создавали у детей «цепную реакцию» писательского творчества в нашем эксперименте. Они вовсе не были единичными. Каждый участвовавший в эксперименте ребенок написал за четыре года обучения в начальной школе многие сотни текстов такого рода, и это, как минимум, означает то, что тексты такого рода можно охарактеризовать как потребностные для детей данного возраста: у каждого из принимавших участие в данном эксперименте детей возникала своего рода поэтическая страсть. Если обычное школьное письмо вызывает у ребенка, как правило, отторжение, то поэтическое письмо, возникающее в нашем моделирующем эксперименте, вызывало у ребенка страстное и неукротимое желание писать еще и еще. А это значит, что при всей своей «недетскости» эти тексты улавливают какую-то глубинную, сущностную потребность детского сознания, которая оказывается совершенно не востребована и не задействована в обычной образовательной практике, но которая оказалась вызвана к жизни в условиях нашего моделирующего эксперимента. Несомненно, что вопрос о природе этой потребности еще ждет своего серьезного профессионального обсуждения, но в самом первом приближении можно предполагать, что это инструмент, с помощью которого ребенок исследует мир взрослых чувств и взрослых отношений; но вместе с тем это и способ проживать эти чувства и отношения в собственном воображении, способ открывать в себе такие глубины мыслей и чувств, о которых взрослые зачастую и не подозревают. Но что мы вообще знаем о силе глубинных чувств и переживаний ребенка? Совершенно замечательно написал в свое время об этом в своих воспоминаниях Даниил Жуковский, сын Аделаиды Герцык и Дмитрия Жуковского: «У бабушкиной дачи есть мезонин с балконом. Оттуда особенно хорошо видна водокачка. В мезонине этом годами тремя позже жила поэтесса София Парнок. Мне, маленькому, непонятна ее сложная жизнь, полная большими событиями; она отделена от меня той же тайной "взрослости", которой окутаны и все остальные люди и которую я внутренне всегда уважаю. Ее деяния мне чужды. Она пишет хорошие стихи. За предметами, которые она видит вокруг себя, в минуты творческих провидений она открывает лирические облики. Она тоже подслушивает ритм водокачки и старается воплотить его в словах: Тень от ветряка Она призывает на помощь всю силу своего интеллекта, весь накопленный богатой жизнью материал, чтобы произвести труднейший эксперимент над человеческим сознанием - изгнать из него всю систему абстрактного мышления и раскрыть и закрепить в строках подлинную вещь, а не ее абстракцию. Медленными взмахами своих тяжелых крыльев подвигается она к своей цели, но в конце этого ее пути стоит ребенок. Он без всяких усилий, невольно и естественно видит мир таким, каким она хочет его увидеть. Получается, что поэтическое переживание мира дано ребенку гораздо более открытым и естественным образом, нежели взрослому. Другое дело, что ребенку не даны слова, не дан тот язык, с помощью которого можно было бы проговорить свои переживания во всей их глубине. Ребенок «осужден на безмолвие», а поэт – это тот, кто с помощью слов пытается уловить и передать то первичное детское переживание, которое дано ребенку «без всяких усилий, невольно и естественно». Поэтому когда в ребенке открывается путь к собственному поэтическому слову, он вовсе не о так называемых «детских» реалиях начинает писать, но о реалиях тех своих чувств и переживаний, которые на самом деле не имеют возрастных ограничений. И о реалиях того взрослого мира, в который он всматривается из своего детства с напряженным интересом и который уже обнаруживает внутри себя, он тоже готов писать с великим энтузиазмом. С помощью собственного поэтического слова ребенок как бы примеривается к тайнам человеческих чувств и тайнам окружающего его мира. Он примеривает к себе долетающие до него осколки «взрослых» слов, и переплавляет их в тигле собственного поэтического воображения. Об аналогичном опыте детского переживания сообщает в своих «Воспоминаниях детства» Софья Ковалевская: «Я страстно люблю поэзию; самая форма, самый размер стихов доставляют мне наслаждение; я с жадностью поглощаю все отрывки русских поэтов, какие только попадаются мне на глаза, и – должна сознаться – чем высокопарнее поэзия, тем более она мне по вкусу. Самый размер стихов всегда производил на меня такое чарующее действие, что уже с пяти лет я сама стала сочинять стихи. Но гувернантка этого занятия не одобряла. У нее в уме сложилось вполне определенное представление о здоровом, нормальном ребенке, и сочинение стихов с этим представлением никак не вяжется. Поэтому она жестоко преследует мои стихотворные попытки; если на мою беду ей попадется на глаза клочок бумажки, исписанный моими виршами, она тотчас же приколет его мне к плечу и потом, в присутствии брата и сестры, декламирует мое несчастное произведение, разумеется, жестоко коверкая и искажая. Однако гонение не помогало. Из страха гувернантки я не решалась записывать своих стихов, но сочиняла в уме, как старинные барды, и поверяла их моему мячику. Погоняя его перед собой, я несусь, бывало, по зале и громко декламирую два моих произведения, которыми особенно горжусь: “Обращение бедуина к его коню” и “Ощущения пловца, ныряющего за жемчугом”»[6] А вот фрагмент воспоминаний Павла Флоренского, где он так же размышляет о феномене детского поэтического мировосприятия: «…Наиболее достойным внимания и наиболее привлекательным было для меня явно иррациональное – то, чего я действительно не понимал и что вставало предо мною загадочным иероглифом таинственного мира. Таковым был любимый мною романс Глинки на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье». В нем я ничего не понимал, но зато остро ощущал, что тут-то и есть фокус всего изящества, что это полюс средоточия тех проявлений изящества, которые восхищали меня разрозненно в окружающем мире. Особенно знаменательным представлялось слово, в котором я не без основания предугадывал вершину всего пленяющего: «Как мимолетное виденье, кагени чистой красоты». Что значит, это «кагени», я не только не знал, но и не старался узнать, ибо чувствовал, что никаким пояснением не увеличится мое понимание этого иероглифа превосходящей всякую меру и всякое земное понимание красоты. «Кагени» было символом бесконечности Красоты, и, как я прекрасно понимал, любое разъяснение лишь ослабит энергию этого слова»[7]. И таких свидетельств о глубинных поэтических переживаниях маленького ребенка мы можем найти достаточно много Можно, конечно, предположить, что описываемое Жуковским, Ковалевской или Флоренским поэтическое состояние и поэтическая страсть детской души – это исключение из нормы, характерная лишь для каких-то особенных детей. Однако наш многолетний моделирующий эксперимент доказывает, что острое поэтическое переживание мира – это на самом деле норма детского сознания в дошкольном и младшем школьном возрасте, и описываемый Софьей Ковалевской детский опыт проживания «взрослой» поэзии тоже не является случайным и эндемичным опытом детства, а отвечает на какую-то чрезвычайно глубокую потребность детского сознания. Стихотворная форма в ее некоторой «надмирности» и «потусторонности», в ее метафорической, смысловой и эмоциональной нагруженности оказывается чрезвычайно важной, «потребностной» формой письменной речи, являясь эффективным зеркалом для различного рода экзистенциальных напряжений, возникающих в душе взрослеющего ребенка. Между прочим, возникающая в нашем моделирующем эксперименте детская поэтическая речь весьма напоминает поэтическую речь в ее генетически исходных формах – тех формах, в которых она в принципе зарождается в человеческой культуре. И это так же свидетельствует о том, что в своем моделирующем эксперименте мы вышли на какую-то корневую потребность детского сознания. Достаточно посмотреть на приведенные выше примеры детского поэтического творчества под углом зрения того, как, к примеру, описывает характер первобытных ритуально-обрядовых песен Е.М.Мелетинский: «Песни могут быть весьма краткими, состоять из одного слова (например, характеризующего определенное животное) или из двух слов (например, слово «воин» или имя воина), но могут быть и весьма обширными. (…) Ритмизация в ряде случаев достигается растягиванием или добавлением новых слогов, а так же всякого рода эмфатических частиц, восклицаний и т.п. Рифма для первобытной поэзии не характерна, в ней ведущим началом является повторяемость не звуков, а комплексов. Стихия повторяемости поддерживается верой в силу слова, рассматривается как аккумулирование этой силы. Но повторение мыслей должно варьироваться. (…) Сочетание повторения и варьирования приводит к семантико-синтаксическому параллелизму. В параллельных строках часто появляется прием контраста (типа: белый свет утра – красный свет вечера, падающий дождь – стоящая радуга). Подобное контрастирование чрезвычайно характерно для «первобытных» песен. Наряду с контрастированием типичной чертой первобытной поэзии является накопление синонимов».[8] Таким образом, можно предположить, что как и в случае с первобытной поэзией, возникающая в рамках нашего модельного эксперимента поэтическая практика отвечает на какие-то глубинные потребности существования ребенка и сама может быть определена как экзистенциально значимая потребность. Другое дело, что существующие образовательные традиции и образовательная практика не создают условий для полноценной артикуляции этой потребности, и оттого она благополучно угасает у абсолютного большинства детей. В обычной образовательной ситуации у ребенка попросту нет каналов для опредмечивания своих психологических напряжений: школа вообще не знает способов работы с ними. Школьная деятельность письма оказывается отчуждена от реальных психологических потребностей взрослеющего ребенка. Но если ребенок овладевает средствами по выражению своих душевных драматизмов, это оказывается, с одной стороны, удивительно эффективным (и чрезвычайно естественным) механизмом его психологической самокоррекции, а, с другой стороны, мощным стимулом развития ребенка в культуре через открывающуюся у него потребность в поэтической письменной речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|