Стихи как измененное состояние сознания
Примечательно, что практически все интервьюируемые дети связывают процесс поэтического письма с переходом в некую особую, «параллельную реальность», похожую на реальность сна. Вот Родион Михуля: «стихи – я как будто в другой мир попадаю. Как будто в сон проваливаешься» И.Х. «А отличается твое состояние до, во время и после написания?» Р.М. «Когда рождается мысль, ты как будто засыпаешь; а потом, после написания, словно просыпаешься, и такое же состояние как в начале, только нет уже той мысли, которую надо написать» О том же говорит и Паша Вильнянский: П.В. «В стихе я могу посмотреть на себя. Как во сне. Когда я сплю, я тоже могу себя увидеть, будто я – летающий в воздухе» О стихах как об измененной форме сознания, позволяющей совершить глубинное погружение в саму себя, размышляет и Оля Килунина. О.М. «Что с тобой происходит, когда ты пишешь стихи?» О.К. «Ну как сказать… Я как бы впадаю в этот стих, и все, что пишу, как бы происходит со мной. Мне на самом деле так кажется, и я все, что пишу, себе представляю, как это происходит… Это похоже на сон: я сама себе снюсь и появляюсь как бы ниоткуда» И уже в этом измененном состоянии сознания могут происходить самые удивительные путешествия, приключения и превращения. «Ну, допустим, только что было, будто бы я на краю пропасти какой-нибудь стою, вот-вот поскользнусь, а потом переменилось настроение, и я уже в райском саду» - вспоминает свои стихотворческие состояния Катя Лещинская. Получается, что поэтическое состояние – это состояние, которое позволяет видеть мир сложнее и глубже, чем он кажется на первый взгляд. И оттого стихи – это точка мощного личностного роста. Стихи – это особого рода преобразование мира и, вместе с тем, преобразование самого себя.
«Писать стихи – это тоже изменение в тебе, потому что когда ты не пишешь, ты другой совсем, а когда пишешь, сам на себя не похож. Это как раздвоение личности: в реальности ты один, а в стихах совсем другой. Ты берешь какие-то кусочки из мира как бы не совсем реальными», - размышляет Максим Плетнев. «Темой стиха может быть хоть что. Да то же самое солнце, которое светит ярко!» О.М. «А то состояние, в котором ты пишешь, отличается от обычного состояния?» М.П. «Состоянием самого тебя. Это как в ином мире, где ты совсем другой. И когда ты пишешь, ты тоже изменяешься. Думаешь совсем по-другому....Когда ты не в стихе, а просто, то смотришь, к примеру, на собаку, которая бежит, и думаешь:”Ну что она бегает, делать ей больше нечего!” А когда в стихе, то кажется: “Вот какая собака красивая! Так красиво умеет бегать” Собака-то вроде остается той же самой, а ощущения от нее совсем другие» А Аня Попова подчеркивает, что она как бы выпускает в стихах свои мысли на волю, и это позволяет «посмотреть их жизнь. Что с ними будет. Они же в стихах как будто оживают» И уже это, в свою очередь, становится важной точкой отсчета для понимания и развития самого себя. Как замечает Маша Христосенко, стих «помогает вспоминать то, что было, выписывать то, что было. Если состояние есть какое-то, его надо выписывать. Чтобы потом вспоминалось. Ведь когда опишешь, а потом вспоминаешь, восприятие меняется. Когда выписываешь свое состояние стихом, что-то там добавляется и начинаешь по-другому на все это смотреть. А когда стих уже потом читаешь, вспоминаешь, какое у тебя было состояние в этот день». Стихи как трудная работа
Однако при всей внешней простоте процесса написания стихов, распознавать и предъявлять в стихе свое внутреннее состояние – нелегкий труд. Иногда требуются многие десятки новых и новых проб, прежде чем удается выразить то или иное состояние.
Вот как говорит об этом Гриша Верников: «Бывает, берешь какую-то тему, и никак не можешь в одном стихе изложиться. И продолжаешь, продолжаешь, продолжаешь, пока не исчерпаешь ее уже в другом стихе. Это зависит от внутреннего ощущения, когда словно говоришь себе: “ну что, все выразил, или еще что-то осталось?» Видимо, в этом настойчивом стремлении выговорить «до дна» некий зацепивший сознание поэтический образ и в стремлении найти наиболее адекватные этому образу слова – ключ к пониманию того, почему так часто в творчестве детей нашего экспериментального класса возникает особого рода поэтическая цикличность, постоянное кружение детей вокруг каких-то найденных ими тем и создание все новых и новых вариаций на эти темы. Скорее всего, это связано с потребностью в выговаривании чего-то очень и очень для них важного. Случается, что ребенок пишет до сотни вариаций на одну и ту же тему. И это свидетельство того, насколько важно для него пробиться к какому-то интуитивно нащупываемому смыслу. Свидетельство того, что стихи – это отнюдь не легкая прогулка по тропинкам своих эмоций. Стихи - это всегда некое напряженное усилие по выговариванию и озвучиванию каких-то глубинных образов и мыслей. Ведь мысль рождается в голове человека не в виде законченной лингвистической конструкции, а в виде первоначально смутного образа, и требуются немалые усилия, чтобы сделать рождающуюся мысль ясной и прозрачной для самого себя, чтобы расшифровать и адекватно эксплицировать рождающийся в тебе первообраз мысли. Именно на это обращает внимание в своих размышлениях Максим Плетнев: «Часто не сразу пишешь. Иногда кажется, что мысль уже родилась, но она еще несовершенна. И ты занимаешься пока чем-то другим, а мысль дозревает, и когда чувствуешь, что мысль уже дозрела, уже можно сесть и написать. Как с яблоком: когда оно только появилось, его нельзя сразу срывать и есть. Нужно подождать, пока оно покраснеет... Вначале, когда мысль к тебе приходит, она какая-то инопланетная, но ты-то знаешь, что это за мысль, и ты говоришь ее такими словами, чтобы все поняли. Правда, некоторые удается расшифровать, а некоторые нет»
Именно потому «для стихов нужна очень большая сосредоточенность», - подчеркивает Катя Лещинская. Ведь это не внешнее письмо, не письмо по поводу того, что я вижу вокруг себя. Это письмо про то, как реалии внешнего мира резонируют с теми или иными оттенками моих глубинных переживаний. И оттого поэтический процесс – это чрезвычайно энергозатратный процесс. Об этом же говорит и Игорь Бернацкий: «Когда начинаешь в какой-то образ входить, там нужно напряжение. А если расслабишься, напряжение спадет и образ уйдет». И не случайно многие дети подчеркивают, что написание стихов по своей энергетической затратности сродни тяжелой физической работе. «После написания стихов такое чувство усталости, просто всё болит: руки, ноги, идти никуда не хочется. Как после тяжелой работы, когда приходишь домой и засыпаешь до утра» - замечает Максим Плетнев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|