Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек и его деятельность. Аксиома




ВВЕДЕНИЕ

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых человека, способ его существования. Безопасность жизнедеятель­ности с древних времен была в центре научных и практических интересов человечества. Люди всегда стремились обеспечить свою безопасность. Однако с развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний.

Мир опасностей и их острота в окружающей человека среде обитания непрерывно нарастают, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозда­нием.

Научный уровень вопросов безопасности жизнедеятельности в техносфере отстал от уровня и темпов развития техники, техно­логии и социально-экономических систем [1].

Воздействие среды жизнедеятельности на здоровье человека становится все более сложным и изощренным (комбинирован­ное, сочетанное и др.), и его последствия очень трудно, а иногда и невозможно дифференцировать по источникам (производствен­ные, природные, урбанистические, социальные и т.д.). В связи с этим решение проблемы сохранения жизни и здоровья человека, обеспечения его безопасности требует интегрированного и комп­лексного подхода.

Защищенность человека и общества в целом снижается по мере расширения спектра опасностей и увеличения масштабов их ре­альных и потенциальных негативных воздействий. И это противо­речие — не технического, а социального и политического харак­тера — остается скрытым в «смешении времен». Опасности, кото­рым мы подвергаемся, относятся совсем к иному времени, неже­ли меры безопасности, которыми их пытаются предотвратить и преодолеть [2].

На современном этапе развития общества «ведомственные» системы безопасности, реально и успешно действующие в конк­ретных отраслях и областях производственной сферы («Безопас­ность и охрана труда», «Защита окружающей среды», «Безопас­ность в чрезвычайных ситуациях», «Радиационная безопасность» и т.д.), уже не могут обеспечить полную (комплексную) защиту человека от всего спектра возможных угроз. Нередко они решают частные задачи и игнорируют общие проблемы безопасности, ка­сающиеся всего общества, его стратегического выбора на перс­пективу.

Угрозы, обусловленные глобальными проблемами человечества, обозначили приоритет комплексной безопасности жизнедеятель­ности цивилизации. Планирование безопасной жизнедеятельнос­ти на индивидуальном, коллективном, общественном и плане­тарном уровнях становится главной заботой человечества, о чем и было заявлено на Второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие представители большинства стран мира.

Комплексная безопасность должна обеспечивать защиту от мно­жества вероятных катастрофических событий, вызванных самыми различными причинами.

Проблемы безопасности оказались поистине «новым миром», порожденным новыми рисками техносферы и глобальными про­блемами, вставшими перед человечеством. И от того, насколько быстро и уверенно мы сможем ориентироваться в этом мире, бу­дет зависеть наше будущее [2].

Таким образом, возникла объективная необходимость выявле­ния наиболее общих закономерностей функционирования и раз­вития социально-экономических, организационно-технических и технических систем, в том числе процессов и явлений в природ­ной, техногенной, социальной и других сферах, которые позво­лили бы предотвратить или ослабить последствия проявления опас­ностей.

Чтобы XXI в. не стал последним в истории человечества, необ­ходимо изменить парадигму жизни, поставив во главу безопасность жизнедеятельности как обязательное условие выживания.

Многие ученые мира давно предсказывали такой поворот ис­тории и назвать современную ситуацию неожиданной нельзя. Ци­вилизация движется в тупик — осталось не так уж много времени для того, чтобы найти выход и изменить траекторию движения. Это и явилось выводом Всемирного форума, состоявшегося в Рио- де-Жанейро.

Один из выдающихся философов XX в. Х. Ортега-и-Гассет вы­разился так: «Мир дает нам набор проблем. Нашим ответом на них является набор решений. Этот набор и называется культурой». Та­ким образом, для выхода из сложившейся ситуации назрела ост­рейшая необходимость создания прежде всего культуры безопас­ности.

Понятно, что поведение человека в этот критический для ци­вилизации период должно быть точно выверено, и все народы, а не только отдельные государства, должны научиться жить в рам­ках новой культуры — культуры безопасности, разумных ограни­чений потребностей, гармонии человека и созданной им техно­сферы с природой.

При этом приемлемая безопасность может быть обеспечена толь­ко самим человеком, его поведением в самом широком смысле этого слова. А поведение человека, как известно, определяется его моралью, нравственностью, образованием, т.е. уровнем куль­туры.

Ряд исследований показывает, что во многих экстремальных ситуациях основными факторами, обеспечивающими защиту и вы­живание населения, оказываются психологические установки че­ловека, его морально-этические нормы.

На сегодняшний день интересы общества и отдельного челове­ка требуют такой постановки проблем и выработки таких осново­полагающих закономерностей, принципов и методов, которые позволили бы обеспечить требуемый уровень безопасности при любых видах деятельности всех категорий населения.

Для выработки идеологии безопасности, формирования без­опасного мышления и поведения и была предложена новая учеб­ная дисциплина, получившая название «Безопасность жизнедея­тельности». «Безопасность жизнедеятельности» — это область на­учных знаний, связанная с изучением общих опасностей, угро­жающих каждому человеку, и разработкой способов защиты от них в любых условиях обитания человека.

Научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятель­ности человека» — это теоретические основы безопасности, при­менимые в любых условиях обитания.

Под безопасностью понимают такие условия деятельности, при которых с определенной вероятностью исключено проявление опасности.

Безопасность — это цель, а безопасность жизнедеятельности — это средства, пути и методы ее достижения.

Основной целью безопасности жизнедеятельности как науки является защита человека от негативных воздействий антропоген­ного и естественного происхождения как в условиях повседнев­ной жизни, так и в чрезвычайных ситуациях, и возникновение этой науки было продиктовано самой жизнью.

Безопасность жизнедеятельности не решает конкретных про­блем безопасности — это удел специальных дисциплин. Она на­правлена на обеспечение общей грамотности в области безопас­ности и является научно-методическим фундаментом всех специ­альных дисциплин безопасности. Человек, освоивший эту науку, будет надежно защищен от опасностей, способен грамотно дей­ствовать в условиях возникновения опасности.

Безопасность жизнедеятельности — это не средство личной защиты, а защита личности, общества и государства. Предметом изучения этой дисциплины является целенаправленная деятель­ность человека. Человек как объект защиты рассматривается на следующих уровнях:

индивидуум, имеющий жизнь, здоровье, права и свободы, иму­щество, честь и достоинство;

член общества (личность), заинтересованный в общественном порядке, сохранении материальных и духовных ценностей, обес­печении прав и свобод общественных организаций;

гражданин (элемент) государства, заинтересованный в обес­печении конституции, организации органов власти, суверените­та, обеспечении границ и территориальной целостности;

житель Земли (землянин), заинтересованный в предотвраще­нии глобальных катаклизмов.

Как наука «Безопасность жизнедеятельности» еще находится в стадии формирования. Тем не менее уже выработаны определен­ная система понятий, концептуальные схемы, теоретические по­ложения, аксиомы и методы исследования, учитывающие реаль­ные особенности существования человека, т.е. оно содержит ком­поненты общей науки о безопасности человека.

В связи с этим безопасность жизнедеятельности закономерно рассматривать как научную и методологическую основу специ­альных дисциплин, таких как безопасность труда в различных от­раслях народного хозяйства (строительстве, сельском хозяйстве, химической промышленности и др.), радиационная безопасность, защита окружающей среды и т.д. Разумеется, связь между без­опасностью жизнедеятельности и частными науками о безопас­ности носит взаимный характер [3].

Научная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» опи­рается на научные достижения и практические разработки в обла­сти безопасности труда, охраны окружающей среды и защиты человека в чрезвычайных ситуациях, на достижения профилакти­ческой медицины и медицины катастроф, науки о рисках и без­опасности, нелинейной динамики, выявляющей общие законо­мерности функционирования и развития сложных систем в при­родной, техногенной и социальной сферах.

Рост антропогенного негативного влияния на среду обитания не всегда ограничивается нарастанием только опасностей прямо­го действия, например, ростом концентрации токсичных приме­сей в атмосфере.

При определенных условиях возможно проявление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или гло­бальном уровнях и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. Сюда относятся процес­сы образования кислотных дождей, смога, парниковый эффект, разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и кан­церогенных веществ в организмах животных и рыб, в пищевых продуктах и т. д.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности — превентивный анализ источников и причин возникновения опаснос­тей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и времени.

Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали но результату воздействия негативных факторов — числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Однако оценка последствий от воздействия негативных факторов но конечному результату оказалась грубейшим просчетом челове­чества, приведшим к огромным жертвам и кризису биосферы [3].

В изменившихся условиях подход к решению проблем безопас­ности производства и экологических проблем, основанный на концепции «реагировать и выправлять», вынужден уступить место новому подходу, в котором главенствует принцип «предвидеть п предупреждать». Назрела задача прогнозирования техногенной деятельности, с тем чтобы предотвратить тот предельный нега­тивный масштаб, превышение которого оборачивается трагедия­ми, катастрофами, экономическим и экологическим ущербом.

В ближайшем будущем человечество должно научиться прогно­зировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность при­нимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использо­вать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни воздействия негативных факторов [4].

Реализация целей и задач в области безопасности жизнедея­тельности человека приоритетна и должна развиваться на основе научных исследований, основными направлениями которых яв­ляются:

• идентификация опасностей и описание зон и направления их воздействия;

• разработка и реализация наиболее эффективных систем и ме­тодов защиты от опасностей;

• формирование систем контроля опасностей и управления со­стоянием безопасности человека в различных средах и на различ­ных уровнях;

• разработка и реализация мер по ликвидации последствий про­явления опасностей;

• организация обучения населения основам безопасности и подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время изучение и обеспечение безопасности чело­века в процессе производственной деятельности, при взаимодей­ствии людей между собой и с природой невозможно без соответ­ствующей, максимально адекватной рассматриваемым условиям модели человека как объекта, воспринимающего опасности. Соз­дание подобных моделей связано с необходимостью решения сле­дующих проблем:

• многоаспектность объекта (биологическое существо, соци­альное существо, автономная биоэнергетическая система);

• многофакторность каждого объекта (нервная система, психи­ка, сознание, физические данные);

• взаимосвязь факторов (человек, семья, этнос, культура, уклад);

• учет и взаимосвязь научных дисциплин (медицина, психоло­гия и т.д.);

• многовариантность условий, действующих на человека;

• многоуровневость социального статуса человека;

• изучение самого объекта и т.д. [5].

Основными направлениями практической деятельности в об­ласти безопасности жизнедеятельности являются прогнозирова­ние и предупреждение причин и условий возникновения опасных ситуаций.

Принципиально важно, чтобы способность строить, сохранять и поддерживать общество ценило гораздо выше, чем умение раз­рушать окружающую среду, инфраструктуры, социальные инсти­туты и ценности.

Образование в области безопасности жизнедеятельности пред­полагает значительный экономический эффект, так как ориенти­ровано на снижение ущерба от аварий и катастроф, изменение структуры потребительского спроса общества, ценовых пропор­ций и критериев экономической эффективности, перераспреде­ление капитала в ресурсо- и энергосберегающие технологии и производства, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, вне­дрение новых безопасных технологий, и в конечном счете на ко­ренное технологическое обновление производства и качественное изменение структуры экономики, включая и структуру потребле­ния.

Чрезвычайно важной представляется роль «Безопасности жиз­недеятельности» и как мировоззренческой дисциплины. Именно эта наука в очень большой степени должна содействовать форми­рованию нового мировоззрения и, как следствие, нового воспри­ятия, понимания и востребованности иного вектора развития цивилизации, направленного на обеспечение комплексной без­опасности человечества.

«Безопасность жизнедеятельности», являющаяся фундаментом общественного образования специалистов в области проблем бе­зопасности, выработала системный обобщающий подход к изуче­нию проблем безопасности человека в среде обитания.

 

 

 

I ТЕХНОСФЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ

РАЗДЕЛ

 

Глава 1. НОВЫЙ ТИП СРЕДЫ ОБИТАНИЯ – ТЕХНОСФЕРА

Человек и его деятельность. Аксиома

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...