Человек и его деятельность. Аксиома
Стр 1 из 39Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых человека, способ его существования. Безопасность жизнедеятельности с древних времен была в центре научных и практических интересов человечества. Люди всегда стремились обеспечить свою безопасность. Однако с развитием промышленности эта задача потребовала специальных знаний. Мир опасностей и их острота в окружающей человека среде обитания непрерывно нарастают, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием. Научный уровень вопросов безопасности жизнедеятельности в техносфере отстал от уровня и темпов развития техники, технологии и социально-экономических систем [1]. Воздействие среды жизнедеятельности на здоровье человека становится все более сложным и изощренным (комбинированное, сочетанное и др.), и его последствия очень трудно, а иногда и невозможно дифференцировать по источникам (производственные, природные, урбанистические, социальные и т.д.). В связи с этим решение проблемы сохранения жизни и здоровья человека, обеспечения его безопасности требует интегрированного и комплексного подхода. Защищенность человека и общества в целом снижается по мере расширения спектра опасностей и увеличения масштабов их реальных и потенциальных негативных воздействий. И это противоречие — не технического, а социального и политического характера — остается скрытым в «смешении времен». Опасности, которым мы подвергаемся, относятся совсем к иному времени, нежели меры безопасности, которыми их пытаются предотвратить и преодолеть [2]. На современном этапе развития общества «ведомственные» системы безопасности, реально и успешно действующие в конкретных отраслях и областях производственной сферы («Безопасность и охрана труда», «Защита окружающей среды», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях», «Радиационная безопасность» и т.д.), уже не могут обеспечить полную (комплексную) защиту человека от всего спектра возможных угроз. Нередко они решают частные задачи и игнорируют общие проблемы безопасности, касающиеся всего общества, его стратегического выбора на перспективу.
Угрозы, обусловленные глобальными проблемами человечества, обозначили приоритет комплексной безопасности жизнедеятельности цивилизации. Планирование безопасной жизнедеятельности на индивидуальном, коллективном, общественном и планетарном уровнях становится главной заботой человечества, о чем и было заявлено на Второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие представители большинства стран мира. Комплексная безопасность должна обеспечивать защиту от множества вероятных катастрофических событий, вызванных самыми различными причинами. Проблемы безопасности оказались поистине «новым миром», порожденным новыми рисками техносферы и глобальными проблемами, вставшими перед человечеством. И от того, насколько быстро и уверенно мы сможем ориентироваться в этом мире, будет зависеть наше будущее [2]. Таким образом, возникла объективная необходимость выявления наиболее общих закономерностей функционирования и развития социально-экономических, организационно-технических и технических систем, в том числе процессов и явлений в природной, техногенной, социальной и других сферах, которые позволили бы предотвратить или ослабить последствия проявления опасностей. Чтобы XXI в. не стал последним в истории человечества, необходимо изменить парадигму жизни, поставив во главу безопасность жизнедеятельности как обязательное условие выживания.
Многие ученые мира давно предсказывали такой поворот истории и назвать современную ситуацию неожиданной нельзя. Цивилизация движется в тупик — осталось не так уж много времени для того, чтобы найти выход и изменить траекторию движения. Это и явилось выводом Всемирного форума, состоявшегося в Рио- де-Жанейро. Один из выдающихся философов XX в. Х. Ортега-и-Гассет выразился так: «Мир дает нам набор проблем. Нашим ответом на них является набор решений. Этот набор и называется культурой». Таким образом, для выхода из сложившейся ситуации назрела острейшая необходимость создания прежде всего культуры безопасности. Понятно, что поведение человека в этот критический для цивилизации период должно быть точно выверено, и все народы, а не только отдельные государства, должны научиться жить в рамках новой культуры — культуры безопасности, разумных ограничений потребностей, гармонии человека и созданной им техносферы с природой. При этом приемлемая безопасность может быть обеспечена только самим человеком, его поведением в самом широком смысле этого слова. А поведение человека, как известно, определяется его моралью, нравственностью, образованием, т.е. уровнем культуры. Ряд исследований показывает, что во многих экстремальных ситуациях основными факторами, обеспечивающими защиту и выживание населения, оказываются психологические установки человека, его морально-этические нормы. На сегодняшний день интересы общества и отдельного человека требуют такой постановки проблем и выработки таких основополагающих закономерностей, принципов и методов, которые позволили бы обеспечить требуемый уровень безопасности при любых видах деятельности всех категорий населения. Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина, получившая название «Безопасность жизнедеятельности». «Безопасность жизнедеятельности» — это область научных знаний, связанная с изучением общих опасностей, угрожающих каждому человеку, и разработкой способов защиты от них в любых условиях обитания человека.
Научная и учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» — это теоретические основы безопасности, применимые в любых условиях обитания. Под безопасностью понимают такие условия деятельности, при которых с определенной вероятностью исключено проявление опасности. Безопасность — это цель, а безопасность жизнедеятельности — это средства, пути и методы ее достижения. Основной целью безопасности жизнедеятельности как науки является защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения как в условиях повседневной жизни, так и в чрезвычайных ситуациях, и возникновение этой науки было продиктовано самой жизнью. Безопасность жизнедеятельности не решает конкретных проблем безопасности — это удел специальных дисциплин. Она направлена на обеспечение общей грамотности в области безопасности и является научно-методическим фундаментом всех специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший эту науку, будет надежно защищен от опасностей, способен грамотно действовать в условиях возникновения опасности. Безопасность жизнедеятельности — это не средство личной защиты, а защита личности, общества и государства. Предметом изучения этой дисциплины является целенаправленная деятельность человека. Человек как объект защиты рассматривается на следующих уровнях: индивидуум, имеющий жизнь, здоровье, права и свободы, имущество, честь и достоинство; член общества (личность), заинтересованный в общественном порядке, сохранении материальных и духовных ценностей, обеспечении прав и свобод общественных организаций; гражданин (элемент) государства, заинтересованный в обеспечении конституции, организации органов власти, суверенитета, обеспечении границ и территориальной целостности; житель Земли (землянин), заинтересованный в предотвращении глобальных катаклизмов. Как наука «Безопасность жизнедеятельности» еще находится в стадии формирования. Тем не менее уже выработаны определенная система понятий, концептуальные схемы, теоретические положения, аксиомы и методы исследования, учитывающие реальные особенности существования человека, т.е. оно содержит компоненты общей науки о безопасности человека.
В связи с этим безопасность жизнедеятельности закономерно рассматривать как научную и методологическую основу специальных дисциплин, таких как безопасность труда в различных отраслях народного хозяйства (строительстве, сельском хозяйстве, химической промышленности и др.), радиационная безопасность, защита окружающей среды и т.д. Разумеется, связь между безопасностью жизнедеятельности и частными науками о безопасности носит взаимный характер [3]. Научная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» опирается на научные достижения и практические разработки в области безопасности труда, охраны окружающей среды и защиты человека в чрезвычайных ситуациях, на достижения профилактической медицины и медицины катастроф, науки о рисках и безопасности, нелинейной динамики, выявляющей общие закономерности функционирования и развития сложных систем в природной, техногенной и социальной сферах. Рост антропогенного негативного влияния на среду обитания не всегда ограничивается нарастанием только опасностей прямого действия, например, ростом концентрации токсичных примесей в атмосфере. При определенных условиях возможно проявление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровнях и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. Сюда относятся процессы образования кислотных дождей, смога, парниковый эффект, разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в организмах животных и рыб, в пищевых продуктах и т. д. Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности — превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и времени. Остроту проблем безопасности практически всегда оценивали но результату воздействия негативных факторов — числу жертв, потерям качества компонент биосферы, материальному ущербу. Однако оценка последствий от воздействия негативных факторов но конечному результату оказалась грубейшим просчетом человечества, приведшим к огромным жертвам и кризису биосферы [3]. В изменившихся условиях подход к решению проблем безопасности производства и экологических проблем, основанный на концепции «реагировать и выправлять», вынужден уступить место новому подходу, в котором главенствует принцип «предвидеть п предупреждать». Назрела задача прогнозирования техногенной деятельности, с тем чтобы предотвратить тот предельный негативный масштаб, превышение которого оборачивается трагедиями, катастрофами, экономическим и экологическим ущербом.
В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни воздействия негативных факторов [4]. Реализация целей и задач в области безопасности жизнедеятельности человека приоритетна и должна развиваться на основе научных исследований, основными направлениями которых являются: • идентификация опасностей и описание зон и направления их воздействия; • разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей; • формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности человека в различных средах и на различных уровнях; • разработка и реализация мер по ликвидации последствий проявления опасностей; • организация обучения населения основам безопасности и подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности. В настоящее время изучение и обеспечение безопасности человека в процессе производственной деятельности, при взаимодействии людей между собой и с природой невозможно без соответствующей, максимально адекватной рассматриваемым условиям модели человека как объекта, воспринимающего опасности. Создание подобных моделей связано с необходимостью решения следующих проблем: • многоаспектность объекта (биологическое существо, социальное существо, автономная биоэнергетическая система); • многофакторность каждого объекта (нервная система, психика, сознание, физические данные); • взаимосвязь факторов (человек, семья, этнос, культура, уклад); • учет и взаимосвязь научных дисциплин (медицина, психология и т.д.); • многовариантность условий, действующих на человека; • многоуровневость социального статуса человека; • изучение самого объекта и т.д. [5]. Основными направлениями практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности являются прогнозирование и предупреждение причин и условий возникновения опасных ситуаций. Принципиально важно, чтобы способность строить, сохранять и поддерживать общество ценило гораздо выше, чем умение разрушать окружающую среду, инфраструктуры, социальные институты и ценности. Образование в области безопасности жизнедеятельности предполагает значительный экономический эффект, так как ориентировано на снижение ущерба от аварий и катастроф, изменение структуры потребительского спроса общества, ценовых пропорций и критериев экономической эффективности, перераспределение капитала в ресурсо- и энергосберегающие технологии и производства, высокотехнологичные и наукоемкие отрасли, внедрение новых безопасных технологий, и в конечном счете на коренное технологическое обновление производства и качественное изменение структуры экономики, включая и структуру потребления. Чрезвычайно важной представляется роль «Безопасности жизнедеятельности» и как мировоззренческой дисциплины. Именно эта наука в очень большой степени должна содействовать формированию нового мировоззрения и, как следствие, нового восприятия, понимания и востребованности иного вектора развития цивилизации, направленного на обеспечение комплексной безопасности человечества. «Безопасность жизнедеятельности», являющаяся фундаментом общественного образования специалистов в области проблем безопасности, выработала системный обобщающий подход к изучению проблем безопасности человека в среде обитания.
I ТЕХНОСФЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗДЕЛ
Глава 1. НОВЫЙ ТИП СРЕДЫ ОБИТАНИЯ – ТЕХНОСФЕРА Человек и его деятельность. Аксиома
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|