Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда
Аттестацию рабочих мест по условиям труда проводят с целью определения фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах и предоставления соответствующих льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда [50]. На основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют: · планирование и организацию мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами; · сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям к охране труда; · рассмотрение связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установление диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров и разногласий в судебном порядке; · рассмотрение вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка или производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников; · включение в трудовой договор (контракт) условий труда работников; ·ознакомление работающих с условиями труда на рабочих местах; ·составление статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда по форме № 1-Т (условия труда); · применение административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам при нарушении законодательства об охране труда. Аттестацию рабочих мест по условиям труда проводят в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденным Постановлением бывшего Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 121.
Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются следующие документы: «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (Руководство Р 2.2.755-99), утвержденные Госкомсанэпиднадзором России; «Методические указания по оценке освещения рабочих мест» (МУ № 2.2.4.706-98), утвержденные Министерством здравоохранения России по согласованию с Министерством труда России; Стандарты системы безопасности труда (ССБТ); Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы; Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, а также другие нормативные правовые акты. Исходя из особенностей технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, для каждого учтенного рабочего места определяют перечень опасных и вредных производственных факторов, что отражается в карте аттестации рабочего места. При аттестации рабочего места оценке подлежат все зафиксированные опасные и вредные производственные факторы (химические, физические, биологические и психофизиологические). Уровень показателей производственной среды устанавливают на основе инструментальных замеров или путем расчетов и обоснований. Эти показатели оценивают не в произвольно выбранном месте производственного помещения, а в строго определенных точках по специальным методикам в пределах рабочей зоны, под которой понимают пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, где расположены места постоянного или временного пребывания работающих (ГОСТ 12.1.005—88). Результаты замеров уровней производственных факторов заносят в «Карту аттестаций рабочих мест по условиям труда», которые используют для оценки условий труда. В расчет принимают факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 80 % рабочего времени.
В карту включена таблица, в которой учтены все производственные факторы (шум и вибрация на рабочем месте, загазованность и запыленность воздушной среды, освещенность рабочего места, температура и относительная влажность воздуха рабочей зоны и т.д.) и в которую занесены данные о численности работающих, в том числе женщин, отклонениях значений производственных факторов от нормируемых показателей и дана общая оценка условий труда (табл. 3.1). Если на рабочем месте отсутствуют вредные производственные факторы или их фактические значения находятся в пределах оптимальных или допустимых санитарных норм, такое рабочее место следует признать отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям (оптимальные и допустимые условия труда соответственно). Если на рабочем месте фактическое значение хотя бы одного из вредных факторов производственной среды и трудового процесса превышает гигиенический норматив, условия труда на таком рабочем месте относят к вредным и опасным. В результате паспортизации и аттестации рабочих мест определяют: • количество рабочих мест, не соответствующих требованиям и нормам охраны труда по производственным факторам (уровню шума и вибрации, запыленности, загазованности воздуха, температурно-влажностному режиму);
Таблица 3.1 Пример аттестации рабочего места при вредных (3-й класс) и опасных(4-й класс) условиях труда
Примечание. В безопасных условиях труда концентрация вредных веществ и уровень шума и вибрации не превышают соответствующих значений ПДК и ПДУ.
·численность занятых на тяжелых физических, опасных и вредных для здоровья человека работах; · травмоопасные участки и операции, а также производственное оборудование, здания и сооружения, не обеспечивающие безопасность труда; · характерные причины производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости. После проведения работы по аттестации рабочих мест в соответствии с условиями труда по согласованию с профсоюзным комитетом на предприятии дается оценка проведенной работе, утверждаются ее результаты, а также составляется «План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда». Основным выводом результатов аттестации каждого рабочего места является заключение о том, аттестовано, условно аттестовано или не аттестовано рабочее место на соответствие требованиям охраны труда. Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда относятся к документам строгой отчетности и подлежат хранению в течение 50 лет. Гл а в а 4. ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА
Основные законодательные акты Российской Федерации об охране труда
Законодательство представляет совокупность всех правовых норм, действующих в государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (например, земельное, административное или трудовое законодательство и т.д.). В настоящее время законодательство Российской Федерации об охране труда включает следующие документы: ·соответствующие статьи Конституции Российской Федерации; · Трудовой кодекс РФ (№ 197-ФЗ); ·Федеральный закон от 17 июня 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»; · Федеральный закон от 02 июля 1998 г. N° 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; ·Федеральный закон от 22 июня 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
К подзаконным и нормативным актам Российской Федерации относятся: · Указ Президента РФ от 11 мая 1994 г. № 84 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда»; · Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О Федеральной инспекции труда»; · Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве»; · Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»; · Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний». Кроме того, сюда входят нормативно-правовые акты из других отраслей права, регулирующие отношения и устанавливающие виды юридической ответственности в области охраны труда, важнейшими из которых являются: · Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных дога ворах и соглашениях» (Постановление Верховного Совета РФ); · Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; · Кодекс РФ от 1 июля 2002 г. «Об административных правонарушениях»; ·Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 26 июля 2004 г. № 78-ФЗ); · Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 30 декабря 2001 г., с изм. от 9 апреля 2002 г.); ·Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 7 августа 2000 г.) и др. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41), на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 41, п. 3). Права граждан на охрану труда закрепляются и развиваются в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июня 1999 г. № 181-ФЗ (далее «Основы»), Как особый акт федерального законодательства «Основы» не являются законом прямого действия и содержат исходные и общие положения, имеющие значение для всего государства. Это обусловлено спецификой государственного устройства России, в состав которой входят республики с собственными органами представительной и исполнительной власти, обладающие, в соответствии с Федеративным договором, широкими полномочиями в области охраны труда. Эти республики принимают свои законы об охране труда. Например, это уже сделано в республике Саха (Якутия), где учтены национальные, территориально-климатические и иные особенности. Нормативы по охране труда, устанавливаемые законодательными актами республик в составе Российской Федерации, не могут быть ниже, чем это предусмотрено «Основами».
Кроме того, сюда входят нормативно-правовые акты из других отраслей права, регулирующие отношения и устанавливающие виды юридической ответственности в области охраны труда, важнейшими из которых являются: · Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных дога ворах и соглашениях» (Постановление Верховного Совета РФ); · Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; ·Кодекс РФ от 1 июля 2002 г. «Об административных правонарушениях»; ·Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 26 июля 2004 г. № 78-ФЗ); · Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 30 декабря 2001 г., с изм. от 9 апреля 2002 г.); ·Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 7 августа 2000 г.) и др. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41), на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями (ст. 42). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 41, п. 3). Права граждан на охрану труда закрепляются и развиваются в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июня 1999 г. № 181-ФЗ (далее «Основы»), Как особый акт федерального законодательства «Основы» не являются законом прямого действия и содержат исходные и общие положения, имеющие значение для всего государства. Это обусловлено спецификой государственного устройства России, в состав которой входят республики с собственными органами представительной и исполнительной власти, обладающие, в соответствии с Федеративным договором, широкими полномочиями в области охраны труда. Эти республики принимают свои законы об охране труда. Например, это уже сделано в республике Саха (Якутия), где учтены национальные, территориально-климатические и иные особенности. Нормативы по охране труда, устанавливаемые законодательными актами республик в составе Российской Федерации, не могут быть ниже, чем это предусмотрено «Основами». «Основы» устанавливают и рассматривают субъектами отношений в области охраны труда не только предприятия всех форм собственности, но и работодателей, являющихся юридическими и физическими лицами, работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, работников кооперативов, студентов образовательных учреждений высшего и профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику, военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, а также граждан, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы на предприятиях. Практически речь идет о социальной защищенности всех категорий трудящихся, чего прежнее законодательство не предусматривало. Предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 197-ФЗ как законом прямого действия нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, обеспечивают единый на территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основными положениями Трудового кодекса определены, установлены и предусмотрены: · сфера действия и основные принципы государственной политики в области охраны труда; ·управление охраны труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений; ·обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников, а также работников по обеспечению охраны труда на предприятии; · проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, а также медицинских осмотров; · ответственность работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем, ответственность предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных актов по охране труда; · предоставление работникам дополнительных льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы во вредных и опасных условиях труда; ·функции и ответственность органов государственного надзора и контроля за соблюдением основ законодательства об охране труда; · приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда. Провозглашенный ст. 210 Трудового кодекса приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, конвенциям и рекомендациям Международной организации труда (МОТ), международным обязательствам России, принятым в рамках Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека и основанным на положениях ст. 7 и 37 Конституции Российской Федерации. Закрепление этого принципа в Трудовом кодексе РФ выдвигает на первое место обязанность организаторов производства и иных видов деятельности обеспечить безопасные и благоприятные условия труда для участников трудового процесса. В Трудовом кодексе Российской Федерации, регулирующем трудовые отношения всех работников, непосредственно охране труда посвящены раздел X — «Охрана труда» (гл. 33 — 36) и гл. 57 — «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» и ряд статей в других главах. Особенности правового регулирования труда женщин и работников в возрасте до 18 лет представлены в гл. 41 и 42 соответственно. Право работников на здоровье и безопасные условия труда закреплено в ст. 2 гл. 1: «... Каждый работник имеет право: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены...». Поэтому «на всех предприятиях, в учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда». Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений и организаций. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников, (ст. 222, гл. 4). Еще одним важным документом, принятым в июле 1998 г., является Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Этот закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы данного вида социального страхования, а также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Особая направленность Закона связана с переходом на новый вид обеспечения социальной защиты застрахованных граждан, а также с введением механизма экономической заинтересованности работодателей по созданию безопасных и безвредных условий труда за счет дифференциации страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска. Страховые тарифы устанавливаются ежегодно, в соответствии с Федеральным законом «О страховых тарифах обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на соответствующий год. Ряд законодательных актов Российской Федерации предусматривает ответственность за нарушение государственных требований охраны труда. В гл. 59 Гражданского кодекса РФ определены обязательства вследствие причиненного вреда. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» устанавливает меры административной ответственности, определяет компетенцию соответствующих органов и должностных лиц, а также процедуру производства дел по административным правонарушениям, в том числе в сфере нарушения трудового законодательства. В ст. 143 Уголовного кодекса РФ установлены меры судебной ответственности за нарушение правил охраны труда (соответствующие размеры штрафов, сроки исправительных работ или лишения свободы). Федеральный закон «О Пожарной безопасности» определяет основы обеспечения пожарной безопасности в России (подробно см. гл. 22). Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает требования к безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, лифтов, котельных, объектов газового хозяйства и других объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора России. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов требует наличия разрешения (права) на осуществление лицензируемого вида деятельности по их эксплуатации. В соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, не действительны. В коллективный договор включаются взаимные обязательства работодателя и работников по улучшению охраны и условий труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|