Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда





 

Аттестацию рабочих мест по условиям труда проводят с целью определения фактических значений опасных и вредных производ­ственных факторов на рабочих местах и предоставления соответствующих льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условиях труда [50].

На основании результатов аттестации рабочих мест по услови­ям труда осуществляют:

· планирование и организацию мероприятий по охране и усло­виям труда в соответствии с действующими нормативными пра­вовыми документами;

· сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям к охране труда;

· рассмотрение связи заболевания с профессией при подозре­нии на профессиональное заболевание, установление диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров и разногла­сий в судебном порядке;

· рассмотрение вопроса о прекращении (приостановлении) эк­сплуатации цеха, участка или производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угро­зу для жизни и (или) здоровья работников;

· включение в трудовой договор (контракт) условий труда ра­ботников;

·ознакомление работающих с условиями труда на рабочих ме­стах;

·составление статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу во вредных и опасных условиях труда по форме № 1-Т (условия труда);

· применение административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам при нарушении законодательства об охране труда.

Аттестацию рабочих мест по условиям труда проводят в соот­ветствии с «Положением о порядке проведения аттестации рабо­чих мест по условиям труда», утвержденным Постановлением бывшего Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 121.

Нормативной основой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются следующие документы: «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» (Руководство Р 2.2.755-99), утвержденные Госкомсанэпиднадзором России; «Методические указания по оценке освещения рабочих мест» (МУ № 2.2.4.706-98), утвержденные Министерством здравоохранения России по согласованию с Министерством труда России; Стандарты системы безопасно­сти труда (ССБТ); Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы; Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабо­чим и служащим специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, а также другие нормативные правовые акты.



Исходя из особенностей технологического процесса, состава оборудования, применяемых сырья и материалов, для каждого учтенного рабочего места определяют перечень опасных и вред­ных производственных факторов, что отражается в карте аттеста­ции рабочего места.

При аттестации рабочего места оценке подлежат все зафик­сированные опасные и вредные производственные факторы (хи­мические, физические, биологические и психофизиологиче­ские).

Уровень показателей производственной среды устанавливают на основе инструментальных замеров или путем расчетов и обо­снований. Эти показатели оценивают не в произвольно выбран­ном месте производственного помещения, а в строго определен­ных точках по специальным методикам в пределах рабочей зоны, под которой понимают пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, где расположены места постоянного или вре­менного пребывания работающих (ГОСТ 12.1.005—88).

Результаты замеров уровней производственных факторов зано­сят в «Карту аттестаций рабочих мест по условиям труда», кото­рые используют для оценки условий труда. В расчет принимают факторы, воздействующие на работника в процессе труда не ме­нее 80 % рабочего времени.

В карту включена таблица, в которой учтены все производ­ственные факторы (шум и вибрация на рабочем месте, загазован­ность и запыленность воздушной среды, освещенность рабочего места, температура и относительная влажность воздуха рабочей зоны и т.д.) и в которую занесены данные о численности работа­ющих, в том числе женщин, отклонениях значений производ­ственных факторов от нормируемых показателей и дана общая оценка условий труда (табл. 3.1).

Если на рабочем месте отсутствуют вредные производственные факторы или их фактические значения находятся в пределах оп­тимальных или допустимых санитарных норм, такое рабочее ме­сто следует признать отвечающим санитарно-гигиеническим тре­бованиям (оптимальные и допустимые условия труда соответ­ственно).

Если на рабочем месте фактическое значение хотя бы одного из вредных факторов производственной среды и трудового про­цесса превышает гигиенический норматив, условия труда на та­ком рабочем месте относят к вредным и опасным.

В результате паспортизации и аттестации рабочих мест опреде­ляют:

• количество рабочих мест, не соответствующих требованиям и нормам охраны труда по производственным факторам (уровню шума и вибрации, запыленности, загазованности воздуха, температурно-влажностному режиму);

 

Таблица 3.1 Пример аттестации рабочего места при вредных (3-й класс) и опасных(4-й класс) условиях труда

 

Негативный фактор Степень вредности 3-го класса 4 класс
3.1 3.2 3.3 3.4
Превышение ПДК вредных веществ, раз
Общеотравляющие вещества 1,1 – 3,0   1,1 – 3,0 6,1 – 10,0 10,1 – 20,0 >20,0
Раздражающие веще­ства 1,1 – 2,0 1,1 – 2,0 4,1 – 6,0 6,1 – 10,0 >10,0
Аллергены - - 3,1 – 10,0 >10,0 -
Канцерогены 1,1 – 3,0 1,1 – 3,0 6,1 – 10,0 >10,0 -
Фиброгенные аэрозоли 1,2 – 2,0 1,2 – 2,0 5,1 – 10,0 >10,0 -
Превышение ПДУ по уровню шума и вибраций, дБА
­Шум: звук ультразвук   >ПДУ           >50
Вибрация: общая локальная           >24 >24
               

 

Примечание. В безопасных условиях труда концентрация вредных веществ и уровень шума и вибрации не превышают соответствующих значений ПДК и ПДУ.

 

·численность занятых на тяжелых физических, опасных и вред­ных для здоровья человека работах;

· травмоопасные участки и операции, а также производствен­ное оборудование, здания и сооружения, не обеспечивающие без­опасность труда;

· характерные причины производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости.

После проведения работы по аттестации рабочих мест в соот­ветствии с условиями труда по согласованию с профсоюзным комитетом на предприятии дается оценка проведенной работе, утверждаются ее результаты, а также составляется «План меро­приятий по улучшению и оздоровлению условий труда».

Основным выводом результатов аттестации каждого рабочего места является заключение о том, аттестовано, условно аттесто­вано или не аттестовано рабочее место на соответствие требова­ниям охраны труда.

Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда отно­сятся к документам строгой отчетности и подлежат хранению в течение 50 лет.

Гл а в а 4. ПРАВОВЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ

ОХРАНЫ ТРУДА

 

 

Основные законодательные акты Российской

Федерации об охране труда

 

Законодательство представляет совокупность всех правовых норм, действующих в государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (например, земельное, админи­стративное или трудовое законодательство и т.д.).

В настоящее время законодательство Российской Федерации об охране труда включает следующие документы:

·соответствующие статьи Конституции Российской Федерации;

· Трудовой кодекс РФ (№ 197-ФЗ);

·Федеральный закон от 17 июня 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 02 июля 1998 г. N° 125-ФЗ «Об обяза­тельном социальном страховании от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний»;

·Федеральный закон от 22 июня 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

К подзаконным и нормативным актам Российской Федерации относятся:

· Указ Президента РФ от 11 мая 1994 г. № 84 «О государствен­ном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации о труде и охране труда»;

· Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 «О Федеральной инспекции труда»;

· Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве»;

· Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»;

· Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессио­нальных заболеваний».

Кроме того, сюда входят нормативно-правовые акты из других отраслей права, регулирующие отношения и устанавливающие виды юридической ответственности в области охраны труда, важ­нейшими из которых являются:

· Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных дога ворах и соглашениях» (Постановление Верховного Совета РФ);

· Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ;

· Кодекс РФ от 1 июля 2002 г. «Об административных правона­рушениях»;

·Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 26 июля 2004 г. № 78-ФЗ);

· Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 30 декабря 2001 г., с изм. от 9 апреля 2002 г.);

·Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промыш­ленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 7 августа 2000 г.) и др.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый граж­данин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требо­ваниям безопасности и гигиены (ст. 37), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муници­пальных учреждениях здравоохранения (ст. 41), на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност­ных лиц (ст. 53), на благоприятную окружающую среду, достовер­ную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, при­чиненного его здоровью или имуществу экологическими право­нарушениями (ст. 42). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 41, п. 3).

Права граждан на охрану труда закрепляются и развиваются в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Фе­дерации» от 17 июня 1999 г. № 181-ФЗ (далее «Основы»), Как осо­бый акт федерального законодательства «Основы» не являются законом прямого действия и содержат исходные и общие положе­ния, имеющие значение для всего государства. Это обусловлено спецификой государственного устройства России, в состав кото­рой входят республики с собственными органами представитель­ной и исполнительной власти, обладающие, в соответствии с Фе­деративным договором, широкими полномочиями в области охра­ны труда. Эти республики принимают свои законы об охране тру­да. Например, это уже сделано в республике Саха (Якутия), где учтены национальные, территориально-климатические и иные особенности. Нормативы по охране труда, устанавливаемые зако­нодательными актами республик в составе Российской Федера­ции, не могут быть ниже, чем это предусмотрено «Основами».

Кроме того, сюда входят нормативно-правовые акты из других отраслей права, регулирующие отношения и устанавливающие виды юридической ответственности в области охраны труда, важ­нейшими из которых являются:

· Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных дога ворах и соглашениях» (Постановление Верховного Совета РФ);

· Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ;

·Кодекс РФ от 1 июля 2002 г. «Об административных правона­рушениях»;

·Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 26 июля 2004 г. № 78-ФЗ);

· Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 30 декабря 2001 г., с изм. от 9 апреля 2002 г.);

·Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промыш­ленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 7 августа 2000 г.) и др.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый граж­данин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требо­ваниям безопасности и гигиены (ст. 37), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муници­пальных учреждениях здравоохранения (ст. 41), на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност­ных лиц (ст. 53), на благоприятную окружающую среду, достовер­ную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, при­чиненного его здоровью или имуществу экологическими право­нарушениями (ст. 42). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 41, п. 3).

Права граждан на охрану труда закрепляются и развиваются в Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Фе­дерации» от 17 июня 1999 г. № 181-ФЗ (далее «Основы»), Как осо­бый акт федерального законодательства «Основы» не являются законом прямого действия и содержат исходные и общие положе­ния, имеющие значение для всего государства. Это обусловлено спецификой государственного устройства России, в состав кото­рой входят республики с собственными органами представитель­ной и исполнительной власти, обладающие, в соответствии с Фе­деративным договором, широкими полномочиями в области охра­ны труда. Эти республики принимают свои законы об охране тру­да. Например, это уже сделано в республике Саха (Якутия), где учтены национальные, территориально-климатические и иные особенности. Нормативы по охране труда, устанавливаемые зако­нодательными актами республик в составе Российской Федера­ции, не могут быть ниже, чем это предусмотрено «Основами».

«Основы» устанавливают и рассматривают субъектами отно­шений в области охраны труда не только предприятия всех форм собственности, но и работодателей, являющихся юридическими и физическими лицами, работников, состоящих с работодателя­ми в трудовых отношениях, работников кооперативов, студентов образовательных учреждений высшего и профессионального об­разования, учащихся образовательных учреждений среднего про­фессионального образования и образовательных учреждений ос­новного общего образования, проходящих производственную прак­тику, военнослужащих, привлекаемых для работы на предприя­тиях, а также граждан, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы на предприятиях.

Практически речь идет о социальной защищенности всех кате­горий трудящихся, чего прежнее законодательство не предусмат­ривало.

Предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. № 197-ФЗ как законом прямого действия нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану тру­да, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, обеспечивают единый на территории России порядок регулирования отношений в области охраны труда между работо­дателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и орга­низациях всех форм собственности, независимо от сферы хозяй­ственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Основными положениями Трудового кодекса определены, уста­новлены и предусмотрены:

· сфера действия и основные принципы государственной по­литики в области охраны труда;

·управление охраны труда как на государственном уровне, так и на уровне предприятий и их объединений;

·обязанности работодателя по обеспечению безопасных усло­вий труда работников, а также работников по обеспечению охра­ны труда на предприятии;

· проведение обучения и инструктажа работников по охране труда, а также медицинских осмотров;

· ответственность работодателя за вред, причиненный здоро­вью работника трудовым увечьем, ответственность предприятия за невыполнение требований по созданию здоровых и безопасных условий труда, ответственность работодателей, должностных лиц и работников за нарушение законодательных актов по охране труда;

· предоставление работникам дополнительных льгот и компен­саций за тяжелые работы и работы во вредных и опасных условиях труда;

·функции и ответственность органов государственного надзо­ра и контроля за соблюдением основ законодательства об охране труда;

· приостановка производственной деятельности предприятий или их закрытие за нарушение нормативных требований по охра­не труда.

Провозглашенный ст. 210 Трудового кодекса приоритет сохра­нения жизни и здоровья работников по отношению к любым дру­гим результатам трудовой деятельности является общечеловечес­ким принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, конвенциям и рекомендациям Международной орга­низации труда (МОТ), международным обязательствам России, принятым в рамках Конвенции СНГ о правах и основных свобо­дах человека и основанным на положениях ст. 7 и 37 Конституции Российской Федерации. Закрепление этого принципа в Трудовом кодексе РФ выдвигает на первое место обязанность органи­заторов производства и иных видов деятельности обеспечить без­опасные и благоприятные условия труда для участников трудово­го процесса.

В Трудовом кодексе Российской Федерации, регулирующем тру­довые отношения всех работников, непосредственно охране тру­да посвящены раздел X — «Охрана труда» (гл. 33 — 36) и гл. 57 — «Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права» и ряд статей в других главах. Особенности правового регулирования труда женщин и работ­ников в возрасте до 18 лет представлены в гл. 41 и 42 соответ­ственно.

Право работников на здоровье и безопасные условия труда зак­реплено в ст. 2 гл. 1: «... Каждый работник имеет право: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены...». По­этому «на всех предприятиях, в учреждениях, организациях соз­даются здоровые и безопасные условия труда».

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений и организаций. Ад­министрация обязана внедрять современные средства техники бе­зопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращаю­щие возникновение профессиональных заболеваний работников, (ст. 222, гл. 4).

Еще одним важным документом, принятым в июле 1998 г., является Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний». Этот закон устанавливает правовые, эко­номические и организационные основы данного вида социаль­ного страхования, а также порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Особая направленность Закона связана с переходом на новый вид обеспечения социальной защиты за­страхованных граждан, а также с введением механизма эконо­мической заинтересованности работодателей по созданию без­опасных и безвредных условий труда за счет дифференциации страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска. Страховые тарифы устанавливаются ежегодно, в соответствии с Федеральным законом «О страховых тарифах обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» на соответству­ющий год.

Ряд законодательных актов Российской Федерации преду­сматривает ответственность за нарушение государственных тре­бований охраны труда. В гл. 59 Гражданского кодекса РФ опреде­лены обязательства вследствие причиненного вреда. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую тре­бованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред.

Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» устанав­ливает меры административной ответственности, определяет ком­петенцию соответствующих органов и должностных лиц, а также процедуру производства дел по административным правонаруше­ниям, в том числе в сфере нарушения трудового законодатель­ства.

В ст. 143 Уголовного кодекса РФ установлены меры судебной ответственности за нарушение правил охраны труда (соответству­ющие размеры штрафов, сроки исправительных работ или лише­ния свободы).

Федеральный закон «О Пожарной безопасности» определяет основы обеспечения пожарной безопасности в России (подробно см. гл. 22).

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает требования к безопас­ной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, лиф­тов, котельных, объектов газового хозяйства и других объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора России. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объек­тов требует наличия разрешения (права) на осуществление ли­цензируемого вида деятельности по их эксплуатации.

В соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение ра­ботников, не действительны.

В коллективный договор включаются взаимные обязательства работодателя и работников по улучшению охраны и условий труда работников, в том числе женщин и молодежи (подрост­ков).

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.