Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный состав и площадь помещений операционного блока




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наименование помещения Площадь в квадратных метрах при количестве коек в больнице
   
Чистая (асептическая) операционная на 1стол 20x2 20x2 30x2 30x2 30X2 30x2
Гнойная (септическая) операционная на 1 стол      
Операционная для эк­стренных операций        
Предоперационная 8x3 8x3 8x4 8x4
Стерилизационная (для инструментов) 10x2
Автоклавная    
Кабинет переливания крови          
Наркозная   10x2
Материально-заготовительная     __   ___ ___ ___
Инструмонталъно-аппаратпая и бельевая         ___
Гипсовая перевязоч­ная      
Кабинет хирурга
Комната операцион­ного персонала _   _ _ _ _ _
Послеоперационная палата _ _ _   _ 8x2 8x2 8x2 8x3 8x4
Помещение для гряз­ного белья          
Душевая

на психике больных и даже хирургов. Кроме того, в операционной без окон затрудняется проветривание (имеющее важное значение в борьбе с бактериальной загрязненностью воздуха операционной) и в них необходимо устанавливать, пока еще дорогостоящие, уста­новки для кондиционирования воздуха. Что касается источников искусственного освещения, то они должны быть достаточно мощными, бестеневыми и с малой теплоотдачей. В каждой операционной долж­но быть предусмотрено аварийное освещение.

За последние годы все большее распространение получают «двух­этажные операционные», первый этаж которых представляет собст­венно операционную с непосредственными участниками операции, а второй, отделенный от первого стеклянным куполом, отводится для размещения зрителей (студентов и врачей).

Оснащение операционной проводится в соответствии с существую­щими табелями, дополняя их новыми образцами инструментов, ап-


паратов и проч. Следует подчеркнуть, что в оснащении операционной любого лечебного учреждения постоянно должен иметься стол со сте­рильными инструментами для производства экстренных операций, стерильный набор для трахеостомии, а в стационарах, кроме этого, простерилизованные системы для переливания крови и все необхо­димое для реанимации. Медицинскую мебель в операционном блоке и в перевязочных желательно окрашивать специальными бактери­цидными эмалевыми красками.

В каждом более или менее крупном хирургическом отделении должны быть выделены 3 операционных: чистая, гнойная и для экстренных операций. Операционную для гнойных операций жела­тельно организовать в гнойном отделении, изолировав ее тщательно от чистой операционной. В целях максимального соблюдения асептики за последние годы изучается возможность производства операций в стерильной прозрачной камере (Letac, 1965), а для вы­полнения операций у тяжелобольных используют операционные (камеры) с повышенным давлением (Bernard et al., 1964; Mooke et al., 1967).

Предоперационная комната должна иметь пло­щадь от 8—10 до 20 м2. В ней устанавливают умывальники, к кото­рым обязательно подводят холодную и горячую воду. Лучшими кон­струкциями являются такие умывальники, где предусмотрено откры­вание кранов при помощи специальных длинных рукояток локтем или же ножной педалью. В инструментальных шкафах, находящихся в предоперационной, не рекомендуется хранить какие-либо летучие растворы — от паров йода, сулемы, спирта и других растворов жид­костей инструменты темнеют и портятся.

Стерилизационная (8—10 м2) должна располагаться рядом с операционной и сообщаться с ней закрывающимся окном для подачи стерильных инструментов и проч. Ошибочно в этой комнате хранить инструменты, так как от влажности они покрываются ржав­чиной и портятся.

В материально-заготовительной комнате (8—10 м2) производится заготовка медикаментов, белья, перчаток, перевязочных материалов и хранится определенный запас их.

Инструментально-аппаратная и бельевая комната (6—15 м2) предназначена для хранения запасов инстру­ментов, различных аппаратов и чистого белья. Здесь уместно отме­тить, что оснащение хирургических отделений и операционных боль­ниц и поликлиник происходит с соответствующими официальными табелями. Однако было бы ошибочным ограничиваться этим «табель­ным» оснащением и не приобретать для хирургического отделения ряд новых аппаратов и инструментов, не вошедших еще в эти табели. Сюда, например, относятся разнообразная аппаратура и инструменты для автоматического (механического) наложения швов на различные органы и ткани, для перевязки и сшивания сосудов, аппарат для опе­раций на костях, электродерматом, наборы светящихся зеркал и мн, др. Заведующий хирургическим отделением периодически должен

 


контролировать состояние и исправность хирургического инструмен­тария, приборов и аппаратов.

В автоклавной (размером 10—15 м2 и более) устанавли­вается 1—2 и более горизонтальных или вертикальных электриче­ских автоклавов, а еще лучше — современные большие шкафные автоклавы, работающие от пара или электричества. Весьма нередкой ошибкой является отведение под автоклавную помещения явно недо­статочной площади и не отвечающего санитарно-гигиеническим тре­бованиям.

В автоклавной инструкция по эксплуатации и обслуживанию автоклава обязательно должна висеть на стене. В автоклавной же необходимо иметь специальную тетрадь для записи всех производи­мых стерилизаций. В крупных больницах с несколькими специали­зированными отделениями хирургического профиля ошибочно иметь автоклавную в каждом из них — целесообразнее иметь одно централь­ное стерилизационное отделение, где должна производиться заго­товка и стерилизация всех материалов, белья, инструментов и других предметов для всех отделений и операционных блоков боль­ницы.

Операционные современных клиник и больших хирургических отделений с каждым годом получают все большее количество самых разнообразных, в том числе и громоздких, аппаратов и приборов: аппараты для наркоза и диатермии, электроотсосы, электрокардио­скоп, оксигемометр, осциллометр, энцефалограф и др. Вокруг опе­рационного стола, где находится хирург и его помощники, часто рас­полагается значительное количество различных аппаратов, прибо­ров, баллонов (с кислородом, углекислотой, газовыми наркотиками), во всех направлениях идут газовые шланги, провода, питающие при­боры, заземляющие и соединяющие аппаратуру с больным. Все это неизбежно ведет к загрязнению операционной, создает шум и вообще значительно ухудшает условия работы в ней. Поэтому, если в опера­ционной скопилось большое количество разнообразных аппаратов и приборов, следует организовать поблизости от нее специальную аппаратную комнату, куда следует вынести большинство из этих приборов и аппаратов, что позволит устранить многие неудобства и недочеты работы в операционной. С этой целью осуществляется цент­рализация подачи газов (кислорода, закиси азота и др.) и электро­снабжения операционной и организуется вакуум-линия. В опера­ционной (обычно — у изголовья операционного стола) остается лишь подвижной пульт для дистанционного управления всеми приборами и аппаратами, находящимися в аппаратной комнате. Такая механи­зация операционных уже осуществлена в ряде крупных больниц Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Риги и некоторых других городов. Она позволяет значительно разгрузить операционную и улучшает асептичность и условия работы в ней (В. П. Дыскин, Г. Г. Файда, В. Ю. Рязанцев, 1961, и др.).

Чрезвычайно важным является вопрос о кондиционировании воз­духа в операционных блоках. Как известно, микроклимат операцион-


ных характеризуется высокой температурой и влажностью. В то же время степень комфортности микроклимата операционных значи­тельно влияет на самочувствие оперируемого, на возникновение пос­леоперационных осложнений (например, легочных) и на условия труда всего персонала операционного блока. Кроме того, кондицио­нированный воздух резко снижает бактериальную загрязненность воздуха операционных и тем самым повышает асептичность операций. К сожалению, все эти важные вопросы изучены пока еще весьма не­достаточно. На основании имеющихся данных большинство авто­ров рекомендуют следующие нормативы (параметры) для операцион­ных: температура 21—25° (оптимум 22°), относительная влажность 50—65% (оптимум 55%), скорость движения воздуха 0,3—0,5 м/сек (оптимум 0,4 м/сек), кратность воздухообмена 6—10—15 раз в час, приток — только чистый наружный профильтрованный воздух или около 50% рециркуляционного воздуха (Ю. Д. Губернский, 1958; Л. И. Черняк, 1964; Dahlback, 1965; Gross, 1960; Seifert, 1961; Tigll, 1961; Scheingraber, 1965, и др.).

Практически кондиционирование воздуха осуществляется при помощи специальных установок — электрических или газовых кон­диционеров. Применение установок для кондиционирования воздуха позволяет очищать его от пыли и значительной части микрофлоры, поддерживать в любое время года необходимую температуру в опе­рационной, не дает накопления углекислоты и увеличения влажности. Все это имеет, разумеется, весьма большое значение для асептики, профилактики ряда послеоперационных осложнений и самочувствия всех участников операции.

При отсутствии этих установок следует прибегать к более простым и доступным способам поддержания необходимой температуры и влажности в операционных, особенно в жаркие летние месяцы. В этом отношении особого внимания заслуживает очень простое приспособление, применяемое в некоторых зарубежных клиниках и состоящее в водяном охлаждении воздуха. Для этой цели под по­толком по периметру двух стен, в которых не имеется ни окон, ни дверей, проведены водопроводные трубы из нержавеющего металла. В трубах диаметром 25—30 мм просверлены на небольшом расстоя­нии друг от друга отверстия (диаметром 2—3 мм), из которых на стену под давлением вытекает вода. Стекая вниз сплошной завесой, вода постоянно увлажняет стену. На полу по нижнему краю этих стен сделаны керамические желоба шириной 5 см с небольшим укло­ном по направлению к стокам в канализацию. По этим желобам вода стекает в канализацию. Вся эта установка работает бесшумно (Г. Е. Островерхов, 1963).

За последние годы в операционных крупных клиник с успехом стали применяться цветные медицинские телевизионные установки для демонстрации операций. Это весьма полезное нововведение не только повышает уровень педагогического про­цесса, делая его более демонстративным для студентов и врачей, но и создает лучшие условия для асептики и работы в самой опера-

2 п/р Блинова Н. И. Хромова Б. М. 33


ционной. Поэтому в тех операционных, которые постоянно исполь­зуются для учебных целей, рекомендуется иметь телевизионные установки.

Говоря об операционном блоке и его оснащении, нельзя не отме­тить одной, весьма частой ошибки: отсутствия в нем пр о т и в о -пожарного инвентаря (огнетушителей). Этот вопрос в последние годы приобрел особое значение в связи со все учащающи­мися сообщениями о взрывах и пожарах в операционных и анестезио­логических комнатах.

Опасность возникновения пожаров в операционных при взры­вах, например эфира, известна давно. За последние годы, в связи с применением при наркозе, кроме эфира, циклопропана и других взрывоопасных веществ и смесей и оснащением современных опера­ционных большим количеством различной электроаппаратуры и синтетическими материалами, эта опасность взрывов и возникновения пожаров отнюдь не уменьшилась, а наоборот, увеличилась, о чем свидетельствуют нередкие сообщения (Р. И. Слесарева, 1959; К. X. Тагиров, 1957; Forgacs, 1960; Harder, 1960; Hache, 1962; Lachaut, 1962, и др.).

Учитывая возможность и опасность взрывов и возникновения пожаров, было бы непростительной ошибкой, если бы в операцион­ном блоке не были предусмотрены все необходимые мероприятия по их предупреждению и ликвидации. В этом отношении важно обеспечить исправность всей электроаппаратуры и розеток, преду­смотреть невозможность возникновения электростатического искро­вого разряда, запретить персоналу операционной ношение нейлоно­вых и капроновых блузок и рубашек и др. В наркозных аппаратах должна применяться специальная антистатическая резина. В связи с этим уместно отметить, что, во избежание случайных взрывов, в английских клиниках все предметы в операционной (даже резино­вые матрацы и обувь персонала) изготовляются из антистатической резины. В каждом операционном блоке (например, в аппаратной, наркозной или другом помещении) должны находиться огнетуши­тели. Весь персонал должен уметь пользоваться ими и точно знать свои обязанности на случай возникновения пожара в операционной (вынос больных и проч.).

Выше была дана характеристика помещений операционного блока более или менее крупных больниц. Что касается операционных бло­ков небольших сельских больниц, то в существующих типовых проектах сельских больниц предусмотрен следующий состав опе­рационных блоков: в больнице на 25 коек — операционная и стерилизационная; на 50—75 коек — операционная, предоперационная и стерилизационная. По возможности в районных больницах следует выделять отдельные операционные для хирургических, гинекологи­ческих, отоларингологических и других больных.

Перевязочная. Если позволяют условия, целесообразно выделить две перевязочные: для «чистых» больных и больных с гнойными заболеваниями с раздельным оборудованием и инструмен-


тарием. При невозможности этого ограничиваются, разумеется, одной перевязочной, но это следует считать все же недочетом в орга­низации хирургического отделения. Другая нередкая ошибка ка­сается расположения перевязочной в составе операционного блока, что, по соображениям асептики, совершенно недопустимо. Перевязоч­ные должны располагаться вне операционного блока.

Под перевязочную на один стол должна отводиться светлая ком­ната, площадью не менее 15—20 м2, хорошо освещенная и вентилируе­мая и обеспеченная холодной и горячей водой. На каждый дополни­тельный стол, установленный в перевязочной, требуется увеличение площади не менее 8 м2. Стены и потолки окрашиваются масляной краской. Пол покрывается линолеумом или плитками. Очень важно тщательно и регулярно убирать и проветривать перевязочную и содержать ее в идеальной чистоте. Ошибочно не иметь в перевязоч­ной бактерицидной лампы, которая резко снижает бактериальную загрязненность воздуха. Вся мебель в перевязочной, как и во всех помещениях хирургического отделения, должна быть простой, удоб­ной, с гладкими, легко моющимися поверхностями, лучше всего окрашенной светлой эмалевой краской. Для этой цели, как уже было сказано, особенно рекомендуются специальные бактерицидные эма­левые краски.

На всех банках и флаконах с медикаментами должны быть на­клеены этикетки с четким названием медикаментов и даты его изго­товления. Сильнодействующие средства должны храниться в отдель­ном шкафчике под замком. Расход их должен учитываться в спе­циальной тетради, скрепленной подписью руководителя учреждения и его печатью.

Штаты хирургических отделений.Недостаточные или нерацио­нально распределенные штаты хирургических учреждений — не­редкая ошибка в организации хирургической помощи. Одной из частых причин этой ошибки является незнание существующих официальных штатных нормативов. Штаты хирургических отделений городских поликлиник предусмотрены упоминавшимся выше прика­зом Министерства здравоохранения СССР № 321 (1960 г.): штаты хирургических отделений городских больниц — приказом № 282 (1955 г.), а штатные нормативы медицинского персонала централь­ных и номерных районных и участковых сельских больниц — при­казом № 33 (1957 г.) и 395 (1963 г.)

Организация работы медицинского персонала в хирургических учреждениях.Общие принципы организации ра­боты медицинского персонала. В организации ра­боты хирургов нередко допускается ряд ошибок: отсутствие плано­вости в работе, неправильная система работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях и объединенных больницах, нерациональ­ные графики работы врачей-хирургов, нарушения правил хирурги­ческой деонтологии и лечебно-охранительного режима, дефекты при ведении медицинской документации и мн. др. Остановимся на неко­торых из них.


Отсутствие плановости в работе медицинских и, в частности, хирургических учреждений — довольно нередкое явление. Во избе­жание этой ошибки в каждом медицинском учреждении, в том числе и хирургического профиля, должны составляться годовые и квартальные планы всей лечебно-профилак­тической работы. В плане должны найти конкретное отра­жение все основные разделы работы данного хирургического учре­ждения: организационные мероприятия, повышение качества лечеб­ной помощи, повышение квалификации и идейно-политического уровня медицинского персонала, профилактическая и санитарно-просветительная работа, диспансеризация хирургических больных, хозяйственные мероприятия и проч. В плане должны быть точно указаны лица, ответственные за выполнение того или иного меро­приятия, сроки их выполнения, система контроля и т. п.

В составлении плана активное участие должны принять пред­ставители партийной и профсоюзной организаций. Проект годового плана работы обсуждается на производственном совещании работ­ников отделения, после чего утверждается главным врачом учрежде­ния. Ответственность за его выполнение полностью возлагается на заведующего хирургическим отделением больницы или поликлиники.

Как известно, в настоящее время в объединенных больницах приняты две системы работы хирургов: двухзвеньевая система и система чередования.

Двухзвеньевая система работы хирургов была введена в 1947 г. и предусматривала ежедневную их работу как в стационаре, так и в поликлинике (за исключением операционных дней). Практика последующих лет показала, что такая система работы является не­рациональной и нереальной. Поэтому с 1954 года Министерство здра­воохранения СССР (приказ № 69-м) для хирургов поликлиник, объединенных с больницей, установило систему чередования их ра­боты: каждые 1—2V2 года хирург поликлиники должен откомандиро­вываться на 3—4 месяца для работы в стационаре, а на это время его заменяют врачом стационара. Что касается двухзвеньевой системы работы хирургов, то ее возможно осуществить в зависимости от мест­ных условий лишь в небольших больницах (не более 30 коек).

В большинстве объединенных больниц, в частности в тех, где стационары и поликлиники расположены на разных территориях, где имеется несоответствие их мощностей, рекомендуется только система чередования в работе хирургов, так как она способствует более рациональному использованию врачебных кадров (О. А. Алек­сандров, В. Л. Дерябина и Б. М. Мацко, 1958; В. И. Стручков, 1959; Б. М. Хромов, 1963, и др.). Таким образом, широкое применение двухзвеньевой системы работы хирургов должно считаться большой ошибкой в организации хирургической помощи, и при малейшей возможности следует переходить на более рациональную систему чередования. Однако и в осуществлении последней системы также нередко допускаются ошибки: например, часто нарушаются уста­новленные сроки направления хирургов поликлиник в стационары


и др. В этом отношении следует хорошо запомнить, что тесная, связь амбулаторно-поликлинических учреждений со стационарами яв­ляется одним из важнейших условий улучшения качества хирургиче­ской помощи населению. Систему чередования следует, по возмож­ности и в какой-то степени, внедрять и в практику работы необъеди­ненных поликлиник, т. е. периодически направлять хирургов этих поликлиник для работы в стационары.

Немало ошибок допускается и при составлении графиков работы врачей-хирургов, в частности при пятидневной рабочей неделе. В этом отношении следует помнить, что графики работы врачей-хирургов должны отражать все основные элементы работы врачей в соответствии с существующим законодательством о труде и не ухудшать качества хирургической помощи населению.

Врачу-хирургу должны быть хорошо известны правила ведения соответствующих медицинских до­кументов. Однако нельзя не отметить довольно частых ошибок и упущений в таких особо важных записях, какими являются предо­перационное заключение и протокол произведенной операции. Нельзя допускать в истории болезни, чтобы предоперационное за­ключение было неполноценно, либо совершенно отсутствовало. Во избежание этих грубых ошибок необходимо перед каждой операцией в истории болезни или амбулаторной карте обязательно записать предоперационный эпикриз или «заключение оператора», состоящее из следующих элементов: 1) мотивированный диагноз, 2) показания к операции, 3) план операции и обезболивание. Необходимо, чтобы это заключение подписывалось не только врачом-ординатором, но и заведующим отделением.

В «предоперационном эпикризе» должна производиться отметка о согласии больного (родителей ребенка, опекуна) на операцию, кото­рое заверяется их подписью (служебное письмо Министерства здра­воохранения СССР от 29 июля 1968 г. за № 06-14/12).

Другой нередкой ошибкой в повседневной хирургической прак­тике является несвоевременное описание протокола произведенной больному операции (спустя то или иное время после нее, иногда даже через несколько дней!), а отсюда и неполноценность, а зачастую и ошибочность этих записей, особенно в описании патологических изменений, найденных у больного при операции. Надо взять за твер­дое и неизменное правило — протокол операции записывать в исто­рии болезни немедленно по окончании операции. Все патологически измененные органы и ткани, удаленные при операции или полу­ченные при биопсии, должны направляться для гистологического исследования в соответствующую лабораторию. Полученные резуль­таты исследования заносятся в историю болезни и операционный журнал.

Нередко возникает вопрос о записях произведенных операций в историю болезни и операционный журнал, которые, разумеется, совершенно идентичны. В целях возможно максимального освобож­дения врача от канцелярской работы мы полагаем, что протокол опе-


рации должен записываться лично врачом лить в основной меди­цинский документ, т. е. в историю болезни, а оттуда переписываться медицинской сестрой в операционный журнал, где переписанное скрепляется подписью врача.

Говоря о медицинской документации, нельзя обойти молчанием и такой важный вопрос, как максимальное освобождение хирургов от письменной работы. Хронометраж рабочего времени, проведен­ный некоторыми авторами, показал, что врач-хирург затрачивает на различные записи от 32 до 50% и более своего рабочего времени (Б. М. Мацко, 1962; С. Я. Фрейдлин, 1960; Б. М. Хромов и др.). Это, разумеется, отрицательно сказывается на качестве лечебно-профилактической помощи больным. С целью максимального осво­бождения хирургов от письменной работы необходимо максимально использовать разнообразные способы механизации медицинской документации в виде диктофонного, стенографического, машинопис­ного методов и др. (Б. М. Мацко, Э. Е. Фукс и И. Б. Ростоцкий, 1968). Следует иметь в виду также и то, что приказом Министерства здравоохранения СССР (№ 207 от 24/111 1966 г.) врачам предостав­лено право сокращать записи в истории болезни лиц, длительно находящихся в стационаре, разрешено при отсутствии изменений в состоянии больных не вести ежедневного дневника, кратко приво­дить эпикризы. Хотя указанные предложения, разумеется, и не ре­шают полностью важной и сложной проблемы рационализации труда врачей вообще и хирургов в частности, все же мы настойчиво реко­мендуем использовать приведенные рекомендации в медицинской практике.

В целях облегчения и рационализации работы медицинского пер­сонала было бы ошибочным не использовать широко все средства малой механизации: удобные каталки, подъемники, различные те­лежки для развозки медикаментов, установки для механической подачи щеток (губок) в предоперационной, электронож и другие автоматические и полуавтоматические устройства (М. Г. Ананьев, А. М. Геселевич, 1963).

Говоря об общих принципах организации работы в лечебных учреждениях, следует считать большой ошибкой игнорирование науч­ной организации труда медицинского персонала, чему необходимо уделить особое внимание, если учесть, что внедрение НОТ обеспе­чивает большую продуктивность труда персонала и способствует по­вышению качества и культуры медицинского обслуживания населе­ния (М. А. Роговой и др., 1967).

Организация работы в амбулаторно-поликлинических учрежде­ниях. Наиболее частыми и главными ошибками в организации хи­рургической помощи и в работе хирургов амбулаторно-поликлиниче­ских учреждений являются: неправильная организация приема боль­ных, недостаточный объем оперативной помощи, недооценка профи­лактической и санитарно-просветительной работы, отсутствие или недостаточность диспансеризации хирургических больных, дефекты в организации помощи хирургическим больным на дому и др.


Общие вопросы организации приема боль­ных в поликлиниках и организации работы врачей до­статочно полно освещены в существующей литературе (С. Я. Фрейдлин, 1961; Б. М. Хромов, 1967, и др.), а поэтому здесь нет необходи­мости останавливаться на них. Рассмотрим лишь некоторые специ­фические вопросы при врачебных приемах хирургических больных. В этом отношении было бы ошибочным не учитывать возможного количества амбулаторных больных и характера наиболее частых заболеваний у них.

По нормативам Министерства здравоохранения СССР (1949 г.) на одного городского жителя в год приходится в среднем 1,5 амбу­латорных посещения у хирурга. Хирургические отделения поли­клиник обслуживают вместе с травмами в среднем до 20—25% всех посещений (С. Я. Фрейдлин, 1961; Б. М. Хромов, 1963; Д. Б. Шестов, 1963). Среди амбулаторных больных преобладают больные с разно­образными гнойными заболеваниями и травмами. Хирургу необхо­димо знать, с какими наиболее частыми контингентами больных он встретится в амбулаторной практике, и соответственно подготовиться к этому. В связи с этим уместно напомнить о недостаточной под­готовке молодых врачей в области гнойной хирургии и травматоло­гии. Поэтому было бы ошибочным, если бы врач тем или иным спо­собом не восполнил этих пробелов своей подготовки.

Весьма важным и спорным является вопрос о месте приема хирургических больных. Как известно, некоторые хирурги ведут прием всех хирургических больных в перевязочной, и такая прак­тика находит себе поддержку у некоторых авторов. Мы полагаем, что с этой рекомендацией согласиться нельзя, так как использова­ние перевязочной для приема больных ведет к быстрому ее загряз­нению и находится в полном противоречии с правилами хирургиче­ской асептики. К этому надо добавить, что далеко не все хирургиче­ские больные, а лишь меньшая их часть нуждаются в перевязках и, следовательно, их пребывание в перевязочной совершенно из­лишне. Поэтому мы являемся принципиальными сторонниками при­ема хирургических больных в специальном врачебном кабинете, каковой и предусмотрен в наборе помещений хирургического отде­ления поликлиники, утвержденном Министерством здравоохранения СССР. Использование перевязочной для одновременного приема больных следует считать ошибкой.

В кабинете врача должен находиться лишь один больной; не сле­дует вызывать сразу несколько больных, как это, к сожалению, иногда имеет место в практике поликлинической работы. При назначении больных на повторный прием должен быть указан не только день, но и час очередного посещения, что позволяет избежать скопления больных в ожидальне и создает более спокойную обстановку работы. При планировании работы хирургического отделения и врачебных приемов следует учитывать, что соотношения количеств первич­ных и повторных хирургических больных равно примерно 1 : 11/2. do время приема травматологических больных следует обеспечить


их безотказным и внеочередным рентгенологическим исследованием, без которого в большинстве случаев трудно получить полное пред­ставление о характере механического повреждения.

Наблюдения за работой врачей амбулаторно-поликлинических учреждений вообще и хирургов в частности свидетельствуют о том, что многие больные лечатся по поводу одного и того же заболева­ния у нескольких врачей. Такая «обезличка» в лечении больных является большой ошибкой. Так, по данным С. Я. Фрейдлина и на­шим, в хирургических отделениях поликлиник более 70% больных в течение одного и того же заболевания лечатся у нескольких врачей. Поэтому в целях ликвидации столь частой «обезлички» в лечении больных и улучшения его качества весь распорядок и расписание приемов врачей-хирургов должны быть построены таким образом, чтобы больной лечился у одного врача от начала до конца заболе­вания. Расписание приемов врачей-хирургов необходимо, как пра­вило, составить так, чтобы они проводились в течение всего времени работы поликлиники.

Необходимо также подчеркнуть, что правильная организация работы в хирургическом отделении или кабинете не только ускоряет прием больных, но и значительно повышает качество медицинской помощи. Ошибочно вести прием больных хирургу лишь с одной медицинской сестрой, так как последняя, будучи занята в основном перевязками и другими процедурами, мало помогает врачу в приеме больных, что, естественно, снижает качество диагностики и лечения. Если же хирург работает с двумя медицинскими сестрами, то одна из них производит перевязки, а другая помогает врачу принимать больных (их вызов, частичное заполнение медицинской документа­ции и др.). Такая система работы не только ускоряет прием больных, но позволяет хирургу уделить больше внимания больному, улучшает качество медицинской помощи. Важно отметить, что система работы хирурга с двумя сестрами позволяет выделить время для амбулатор­ных операций почти вдвое!

Нередкой ошибкой в практике амбулаторно-поликлинических учреждений является явно недостаточный объем оператив­ной помощи в хирургических кабинетах или отделениях. Между тем опыт многих поликлиник Ленинграда показал, что при соответствующей организации работы хирургиче­ских отделений, достаточной обеспеченности их помещениями, ин­струментарием, перевязочными и другими материалами можно зна­чительно расширить диапазон оперативных вмешательств при ряде заболеваний в амбулаторных условиях (Б. М. Гольдман, 1958; В. С. Рудов, 1958; Ф. Б. Хейн-Хейфец, 1958; Б. М. Хромов). Рас­ширение объема хирургической оперативной помощи в поликлиниках освобождает хирургов стационаров от мелких операций и создает более широкие возможности для госпитализации больных, нуждаю­щихся в оперативном лечении в стационарных условиях, сокращает время нетрудоспособности больных, способствует повышению квали­фикации хирургов поликлиники и росту их авторитета среди населе-


ния. Разумеется, что при расширении объема оперативной помощи в поликлиниках следует держаться разумных границ, не допуская необоснованных увлечений в этом вопросе. Так, например, нам из­вестны случаи, когда некоторые самоуверенные хирурги поликлиник брались за производство операций, которые из-за характера заболе­вания и отсутствия надлежащих условий не должны проводиться в поликлинике (например, извлечение глубоко лежащих инородных тел и др.).

В хирургическом отделении поликлиник производятся как пла­новые «чистые» операции, так и срочные оперативные вмешательства по поводу нагноительных процессов. Плановые, или «чистые», опе­рации производятся в операционной, а гнойные — в перевязочной. Ошибочно производить плановые операции ежедневно или в какой-то случайный день. Для производства этих операций следует устанавли­вать фиксированные операционные дни, в которые ограничить общий прием больных и сосредоточить внимание на выполнение операций. При наличии в поликлиническом учреждении двух и более хирургов операционные дни устанавливаются для каждого хирурга. Каждый хирург назначает больных на операцию в установленные для него операционные дни. Ошибочно назначать на операционный день более 4—5 хирургических вмешательств (2—3 операции плюс 2 новокаиновые блокады). При планировании рабочего времени хирурга следует учесть, что на каждую плановую амбулаторную операцию требуется в среднем 30—35 минут (включая и записи в операционный журнал, и амбулаторную карту). Все плановые операции должны произво­диться хирургом, как правило, в утренние часы, до приема больных в хирургическом кабинете. Назначая больного на операцию, следует вносить соответствующую запись в амбулаторную карту, т. е. предо­перационное заключение, в котором указываются: диагноз, показания к оперативному лечению, предполагаемое оперативное вмешательство и обезболивание. Больному рекомендуют накануне операции принять гигиеническую ванну, сменить белье и воздержаться в день операции от приема пищи. Утром в день операции разрешается выпить 1—2 ста­кана сладкого чая.

Вопрос о выборе и технике обезболивания освещается в соответ­ствующих руководствах. Поэтому здесь ограничимся лишь краткими замечаниями чисто организационного характера.

Как правило, обезболивание должен осуществлять врач. Однако в условиях поликлиники, а иногда и небольшого стационара к про­ведению наркоза часто привлекаются лица из среднего медицинского персонала. Согласно существующим специальным положениям нар­котизаторами могут быть лишь фельдшера, медицинские сестры и аку­шерки со стажем не менее 2 лет (операционные сестры — не менее 1 года) и прошедшие специальную подготовку по вопросам обезболи­вания, имея на это соответствующее удостоверение 1.

1 «Положение о наркотизаторах из среднего медицинского персонала» Министерства здравоохранения СССР от 19/Х 1940 г.


Следует иметь в виду, что после некоторых оперативных вмеша­тельств, как вскрытие гнойного мастита, поясничная новокаиновая блокада, удаление асцитической жидкости и т. п., а также после опе­раций, произведенных под наркозом, при явлениях слабости после операций и в некоторых других случаях было бы ошибочно отпускать больных домой сразу же после операции — они должны находиться под наблюдением хирурга (в комнате для временного пребывания больных) в течение некоторого времени, в зависимости от состояния больного. После операций, произведенных под наркозом, оператив­ных вмешательств на нижних конечностях, при явлениях общей сла­бости больные должны транспортироваться домой в санитарной машине в сопровождении медицинского персонала. При необ­ходимости соблюдения постельного режима в течение нескольких дней больных, как правило, посещают на дому участковые хи­рурги на следующий день после операции, а в дальнейшем — по показаниям.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7