Примерный состав и площадь помещений операционного блока
на психике больных и даже хирургов. Кроме того, в операционной без окон затрудняется проветривание (имеющее важное значение в борьбе с бактериальной загрязненностью воздуха операционной) и в них необходимо устанавливать, пока еще дорогостоящие, установки для кондиционирования воздуха. Что касается источников искусственного освещения, то они должны быть достаточно мощными, бестеневыми и с малой теплоотдачей. В каждой операционной должно быть предусмотрено аварийное освещение.
За последние годы все большее распространение получают «двухэтажные операционные», первый этаж которых представляет собственно операционную с непосредственными участниками операции, а второй, отделенный от первого стеклянным куполом, отводится для размещения зрителей (студентов и врачей). Оснащение операционной проводится в соответствии с существующими табелями, дополняя их новыми образцами инструментов, ап- паратов и проч. Следует подчеркнуть, что в оснащении операционной любого лечебного учреждения постоянно должен иметься стол со стерильными инструментами для производства экстренных операций, стерильный набор для трахеостомии, а в стационарах, кроме этого, простерилизованные системы для переливания крови и все необходимое для реанимации. Медицинскую мебель в операционном блоке и в перевязочных желательно окрашивать специальными бактерицидными эмалевыми красками. В каждом более или менее крупном хирургическом отделении должны быть выделены 3 операционных: чистая, гнойная и для экстренных операций. Операционную для гнойных операций желательно организовать в гнойном отделении, изолировав ее тщательно от чистой операционной. В целях максимального соблюдения асептики за последние годы изучается возможность производства операций в стерильной прозрачной камере (Letac, 1965), а для выполнения операций у тяжелобольных используют операционные (камеры) с повышенным давлением (Bernard et al., 1964; Mooke et al., 1967). Предоперационная комната должна иметь площадь от 8—10 до 20 м2. В ней устанавливают умывальники, к которым обязательно подводят холодную и горячую воду. Лучшими конструкциями являются такие умывальники, где предусмотрено открывание кранов при помощи специальных длинных рукояток локтем или же ножной педалью. В инструментальных шкафах, находящихся в предоперационной, не рекомендуется хранить какие-либо летучие растворы — от паров йода, сулемы, спирта и других растворов жидкостей инструменты темнеют и портятся.
Стерилизационная (8—10 м 2) должна располагаться рядом с операционной и сообщаться с ней закрывающимся окном для подачи стерильных инструментов и проч. Ошибочно в этой комнате хранить инструменты, так как от влажности они покрываются ржавчиной и портятся. В материально-заготовительной комнате (8—10 м2) производится заготовка медикаментов, белья, перчаток, перевязочных материалов и хранится определенный запас их. Инструментально-аппаратная и бельевая комната (6—15 м 2) предназначена для хранения запасов инструментов, различных аппаратов и чистого белья. Здесь уместно отметить, что оснащение хирургических отделений и операционных больниц и поликлиник происходит с соответствующими официальными табелями. Однако было бы ошибочным ограничиваться этим «табельным» оснащением и не приобретать для хирургического отделения ряд новых аппаратов и инструментов, не вошедших еще в эти табели. Сюда, например, относятся разнообразная аппаратура и инструменты для автоматического (механического) наложения швов на различные органы и ткани, для перевязки и сшивания сосудов, аппарат для операций на костях, электродерматом, наборы светящихся зеркал и мн, др. Заведующий хирургическим отделением периодически должен
контролировать состояние и исправность хирургического инструментария, приборов и аппаратов. В автоклавной (размером 10—15 м2 и более) устанавливается 1—2 и более горизонтальных или вертикальных электрических автоклавов, а еще лучше — современные большие шкафные автоклавы, работающие от пара или электричества. Весьма нередкой ошибкой является отведение под автоклавную помещения явно недостаточной площади и не отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям. В автоклавной инструкция по эксплуатации и обслуживанию автоклава обязательно должна висеть на стене. В автоклавной же необходимо иметь специальную тетрадь для записи всех производимых стерилизаций. В крупных больницах с несколькими специализированными отделениями хирургического профиля ошибочно иметь автоклавную в каждом из них — целесообразнее иметь одно центральное стерилизационное отделение, где должна производиться заготовка и стерилизация всех материалов, белья, инструментов и других предметов для всех отделений и операционных блоков больницы.
Операционные современных клиник и больших хирургических отделений с каждым годом получают все большее количество самых разнообразных, в том числе и громоздких, аппаратов и приборов: аппараты для наркоза и диатермии, электроотсосы, электрокардиоскоп, оксигемометр, осциллометр, энцефалограф и др. Вокруг операционного стола, где находится хирург и его помощники, часто располагается значительное количество различных аппаратов, приборов, баллонов (с кислородом, углекислотой, газовыми наркотиками), во всех направлениях идут газовые шланги, провода, питающие приборы, заземляющие и соединяющие аппаратуру с больным. Все это неизбежно ведет к загрязнению операционной, создает шум и вообще значительно ухудшает условия работы в ней. Поэтому, если в операционной скопилось большое количество разнообразных аппаратов и приборов, следует организовать поблизости от нее специальную аппаратную комнату, куда следует вынести большинство из этих приборов и аппаратов, что позволит устранить многие неудобства и недочеты работы в операционной. С этой целью осуществляется централизация подачи газов (кислорода, закиси азота и др.) и электроснабжения операционной и организуется вакуум-линия. В операционной (обычно — у изголовья операционного стола) остается лишь подвижной пульт для дистанционного управления всеми приборами и аппаратами, находящимися в аппаратной комнате. Такая механизация операционных уже осуществлена в ряде крупных больниц Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Риги и некоторых других городов. Она позволяет значительно разгрузить операционную и улучшает асептичность и условия работы в ней (В. П. Дыскин, Г. Г. Файда, В. Ю. Рязанцев, 1961, и др.).
Чрезвычайно важным является вопрос о кондиционировании воздуха в операционных блоках. Как известно, микроклимат операцион- ных характеризуется высокой температурой и влажностью. В то же время степень комфортности микроклимата операционных значительно влияет на самочувствие оперируемого, на возникновение послеоперационных осложнений (например, легочных) и на условия труда всего персонала операционного блока. Кроме того, кондиционированный воздух резко снижает бактериальную загрязненность воздуха операционных и тем самым повышает асептичность операций. К сожалению, все эти важные вопросы изучены пока еще весьма недостаточно. На основании имеющихся данных большинство авторов рекомендуют следующие нормативы (параметры) для операционных: температура 21—25° (оптимум 22°), относительная влажность 50—65% (оптимум 55%), скорость движения воздуха 0,3—0,5 м/сек (оптимум 0,4 м/сек), кратность воздухообмена 6—10—15 раз в час, приток — только чистый наружный профильтрованный воздух или около 50% рециркуляционного воздуха (Ю. Д. Губернский, 1958; Л. И. Черняк, 1964; Dahlback, 1965; Gross, 1960; Seifert, 1961; Tigll, 1961; Scheingraber, 1965, и др.). Практически кондиционирование воздуха осуществляется при помощи специальных установок — электрических или газовых кондиционеров. Применение установок для кондиционирования воздуха позволяет очищать его от пыли и значительной части микрофлоры, поддерживать в любое время года необходимую температуру в операционной, не дает накопления углекислоты и увеличения влажности. Все это имеет, разумеется, весьма большое значение для асептики, профилактики ряда послеоперационных осложнений и самочувствия всех участников операции. При отсутствии этих установок следует прибегать к более простым и доступным способам поддержания необходимой температуры и влажности в операционных, особенно в жаркие летние месяцы. В этом отношении особого внимания заслуживает очень простое приспособление, применяемое в некоторых зарубежных клиниках и состоящее в водяном охлаждении воздуха. Для этой цели под потолком по периметру двух стен, в которых не имеется ни окон, ни дверей, проведены водопроводные трубы из нержавеющего металла. В трубах диаметром 25—30 мм просверлены на небольшом расстоянии друг от друга отверстия (диаметром 2—3 мм), из которых на стену под давлением вытекает вода. Стекая вниз сплошной завесой, вода постоянно увлажняет стену. На полу по нижнему краю этих стен сделаны керамические желоба шириной 5 см с небольшим уклоном по направлению к стокам в канализацию. По этим желобам вода стекает в канализацию. Вся эта установка работает бесшумно (Г. Е. Островерхов, 1963).
За последние годы в операционных крупных клиник с успехом стали применяться цветные медицинские телевизионные установки для демонстрации операций. Это весьма полезное нововведение не только повышает уровень педагогического процесса, делая его более демонстративным для студентов и врачей, но и создает лучшие условия для асептики и работы в самой опера- 2 п/р Блинова Н. И. Хромова Б. М. 33 ционной. Поэтому в тех операционных, которые постоянно используются для учебных целей, рекомендуется иметь телевизионные установки. Говоря об операционном блоке и его оснащении, нельзя не отметить одной, весьма частой ошибки: отсутствия в нем пр о т и в о -пожарного инвентаря (огнетушителей). Этот вопрос в последние годы приобрел особое значение в связи со все учащающимися сообщениями о взрывах и пожарах в операционных и анестезиологических комнатах. Опасность возникновения пожаров в операционных при взрывах, например эфира, известна давно. За последние годы, в связи с применением при наркозе, кроме эфира, циклопропана и других взрывоопасных веществ и смесей и оснащением современных операционных большим количеством различной электроаппаратуры и синтетическими материалами, эта опасность взрывов и возникновения пожаров отнюдь не уменьшилась, а наоборот, увеличилась, о чем свидетельствуют нередкие сообщения (Р. И. Слесарева, 1959; К. X. Тагиров, 1957; Forgacs, 1960; Harder, 1960; Hache, 1962; Lachaut, 1962, и др.). Учитывая возможность и опасность взрывов и возникновения пожаров, было бы непростительной ошибкой, если бы в операционном блоке не были предусмотрены все необходимые мероприятия по их предупреждению и ликвидации. В этом отношении важно обеспечить исправность всей электроаппаратуры и розеток, предусмотреть невозможность возникновения электростатического искрового разряда, запретить персоналу операционной ношение нейлоновых и капроновых блузок и рубашек и др. В наркозных аппаратах должна применяться специальная антистатическая резина. В связи с этим уместно отметить, что, во избежание случайных взрывов, в английских клиниках все предметы в операционной (даже резиновые матрацы и обувь персонала) изготовляются из антистатической резины. В каждом операционном блоке (например, в аппаратной, наркозной или другом помещении) должны находиться огнетушители. Весь персонал должен уметь пользоваться ими и точно знать свои обязанности на случай возникновения пожара в операционной (вынос больных и проч.). Выше была дана характеристика помещений операционного блока более или менее крупных больниц. Что касается операционных блоков небольших сельских больниц, то в существующих типовых проектах сельских больниц предусмотрен следующий состав операционных блоков: в больнице на 25 коек — операционная и стерилизационная; на 50—75 коек — операционная, предоперационная и стерилизационная. По возможности в районных больницах следует выделять отдельные операционные для хирургических, гинекологических, отоларингологических и других больных. Перевязочная. Если позволяют условия, целесообразно выделить две перевязочные: для «чистых» больных и больных с гнойными заболеваниями с раздельным оборудованием и инструмен- тарием. При невозможности этого ограничиваются, разумеется, одной перевязочной, но это следует считать все же недочетом в организации хирургического отделения. Другая нередкая ошибка касается расположения перевязочной в составе операционного блока, что, по соображениям асептики, совершенно недопустимо. Перевязочные должны располагаться вне операционного блока. Под перевязочную на один стол должна отводиться светлая комната, площадью не менее 15—20 м 2, хорошо освещенная и вентилируемая и обеспеченная холодной и горячей водой. На каждый дополнительный стол, установленный в перевязочной, требуется увеличение площади не менее 8 м 2. Стены и потолки окрашиваются масляной краской. Пол покрывается линолеумом или плитками. Очень важно тщательно и регулярно убирать и проветривать перевязочную и содержать ее в идеальной чистоте. Ошибочно не иметь в перевязочной бактерицидной лампы, которая резко снижает бактериальную загрязненность воздуха. Вся мебель в перевязочной, как и во всех помещениях хирургического отделения, должна быть простой, удобной, с гладкими, легко моющимися поверхностями, лучше всего окрашенной светлой эмалевой краской. Для этой цели, как уже было сказано, особенно рекомендуются специальные бактерицидные эмалевые краски. На всех банках и флаконах с медикаментами должны быть наклеены этикетки с четким названием медикаментов и даты его изготовления. Сильнодействующие средства должны храниться в отдельном шкафчике под замком. Расход их должен учитываться в специальной тетради, скрепленной подписью руководителя учреждения и его печатью. Штаты хирургических отделений. Недостаточные или нерационально распределенные штаты хирургических учреждений — нередкая ошибка в организации хирургической помощи. Одной из частых причин этой ошибки является незнание существующих официальных штатных нормативов. Штаты хирургических отделений городских поликлиник предусмотрены упоминавшимся выше приказом Министерства здравоохранения СССР № 321 (1960 г.): штаты хирургических отделений городских больниц — приказом № 282 (1955 г.), а штатные нормативы медицинского персонала центральных и номерных районных и участковых сельских больниц — приказом № 33 (1957 г.) и 395 (1963 г.) Организация работы медицинского персонала в хирургических учреждениях. Общие принципы организации работы медицинского персонала. В организации работы хирургов нередко допускается ряд ошибок: отсутствие плановости в работе, неправильная система работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях и объединенных больницах, нерациональные графики работы врачей-хирургов, нарушения правил хирургической деонтологии и лечебно-охранительного режима, дефекты при ведении медицинской документации и мн. др. Остановимся на некоторых из них. Отсутствие плановости в работе медицинских и, в частности, хирургических учреждений — довольно нередкое явление. Во избежание этой ошибки в каждом медицинском учреждении, в том числе и хирургического профиля, должны составляться годовые и квартальные планы всей лечебно-профилактической работы. В плане должны найти конкретное отражение все основные разделы работы данного хирургического учреждения: организационные мероприятия, повышение качества лечебной помощи, повышение квалификации и идейно-политического уровня медицинского персонала, профилактическая и санитарно-просветительная работа, диспансеризация хирургических больных, хозяйственные мероприятия и проч. В плане должны быть точно указаны лица, ответственные за выполнение того или иного мероприятия, сроки их выполнения, система контроля и т. п. В составлении плана активное участие должны принять представители партийной и профсоюзной организаций. Проект годового плана работы обсуждается на производственном совещании работников отделения, после чего утверждается главным врачом учреждения. Ответственность за его выполнение полностью возлагается на заведующего хирургическим отделением больницы или поликлиники. Как известно, в настоящее время в объединенных больницах приняты две системы работы хирургов: двухзвеньевая система и система чередования. Двухзвеньевая система работы хирургов была введена в 1947 г. и предусматривала ежедневную их работу как в стационаре, так и в поликлинике (за исключением операционных дней). Практика последующих лет показала, что такая система работы является нерациональной и нереальной. Поэтому с 1954 года Министерство здравоохранения СССР (приказ № 69-м) для хирургов поликлиник, объединенных с больницей, установило систему чередования их работы: каждые 1—2V2 года хирург поликлиники должен откомандировываться на 3—4 месяца для работы в стационаре, а на это время его заменяют врачом стационара. Что касается двухзвеньевой системы работы хирургов, то ее возможно осуществить в зависимости от местных условий лишь в небольших больницах (не более 30 коек). В большинстве объединенных больниц, в частности в тех, где стационары и поликлиники расположены на разных территориях, где имеется несоответствие их мощностей, рекомендуется только система чередования в работе хирургов, так как она способствует более рациональному использованию врачебных кадров (О. А. Александров, В. Л. Дерябина и Б. М. Мацко, 1958; В. И. Стручков, 1959; Б. М. Хромов, 1963, и др.). Таким образом, широкое применение двухзвеньевой системы работы хирургов должно считаться большой ошибкой в организации хирургической помощи, и при малейшей возможности следует переходить на более рациональную систему чередования. Однако и в осуществлении последней системы также нередко допускаются ошибки: например, часто нарушаются установленные сроки направления хирургов поликлиник в стационары и др. В этом отношении следует хорошо запомнить, что тесная, связь амбулаторно-поликлинических учреждений со стационарами является одним из важнейших условий улучшения качества хирургической помощи населению. Систему чередования следует, по возможности и в какой-то степени, внедрять и в практику работы необъединенных поликлиник, т. е. периодически направлять хирургов этих поликлиник для работы в стационары. Немало ошибок допускается и при составлении графиков работы врачей-хирургов, в частности при пятидневной рабочей неделе. В этом отношении следует помнить, что графики работы врачей-хирургов должны отражать все основные элементы работы врачей в соответствии с существующим законодательством о труде и не ухудшать качества хирургической помощи населению. Врачу-хирургу должны быть хорошо известны правила ведения соответствующих медицинских документов. Однако нельзя не отметить довольно частых ошибок и упущений в таких особо важных записях, какими являются предоперационное заключение и протокол произведенной операции. Нельзя допускать в истории болезни, чтобы предоперационное заключение было неполноценно, либо совершенно отсутствовало. Во избежание этих грубых ошибок необходимо перед каждой операцией в истории болезни или амбулаторной карте обязательно записать предоперационный эпикриз или «заключение оператора», состоящее из следующих элементов: 1) мотивированный диагноз, 2) показания к операции, 3) план операции и обезболивание. Необходимо, чтобы это заключение подписывалось не только врачом-ординатором, но и заведующим отделением. В «предоперационном эпикризе» должна производиться отметка о согласии больного (родителей ребенка, опекуна) на операцию, которое заверяется их подписью (служебное письмо Министерства здравоохранения СССР от 29 июля 1968 г. за № 06-14/12). Другой нередкой ошибкой в повседневной хирургической практике является несвоевременное описание протокола произведенной больному операции (спустя то или иное время после нее, иногда даже через несколько дней!), а отсюда и неполноценность, а зачастую и ошибочность этих записей, особенно в описании патологических изменений, найденных у больного при операции. Надо взять за твердое и неизменное правило — протокол операции записывать в истории болезни немедленно по окончании операции. Все патологически измененные органы и ткани, удаленные при операции или полученные при биопсии, должны направляться для гистологического исследования в соответствующую лабораторию. Полученные результаты исследования заносятся в историю болезни и операционный журнал. Нередко возникает вопрос о записях произведенных операций в историю болезни и операционный журнал, которые, разумеется, совершенно идентичны. В целях возможно максимального освобождения врача от канцелярской работы мы полагаем, что протокол опе- рации должен записываться лично врачом лить в основной медицинский документ, т. е. в историю болезни, а оттуда переписываться медицинской сестрой в операционный журнал, где переписанное скрепляется подписью врача. Говоря о медицинской документации, нельзя обойти молчанием и такой важный вопрос, как максимальное освобождение хирургов от письменной работы. Хронометраж рабочего времени, проведенный некоторыми авторами, показал, что врач-хирург затрачивает на различные записи от 32 до 50% и более своего рабочего времени (Б. М. Мацко, 1962; С. Я. Фрейдлин, 1960; Б. М. Хромов и др.). Это, разумеется, отрицательно сказывается на качестве лечебно-профилактической помощи больным. С целью максимального освобождения хирургов от письменной работы необходимо максимально использовать разнообразные способы механизации медицинской документации в виде диктофонного, стенографического, машинописного методов и др. (Б. М. Мацко, Э. Е. Фукс и И. Б. Ростоцкий, 1968). Следует иметь в виду также и то, что приказом Министерства здравоохранения СССР (№ 207 от 24/111 1966 г.) врачам предоставлено право сокращать записи в истории болезни лиц, длительно находящихся в стационаре, разрешено при отсутствии изменений в состоянии больных не вести ежедневного дневника, кратко приводить эпикризы. Хотя указанные предложения, разумеется, и не решают полностью важной и сложной проблемы рационализации труда врачей вообще и хирургов в частности, все же мы настойчиво рекомендуем использовать приведенные рекомендации в медицинской практике. В целях облегчения и рационализации работы медицинского персонала было бы ошибочным не использовать широко все средства малой механизации: удобные каталки, подъемники, различные тележки для развозки медикаментов, установки для механической подачи щеток (губок) в предоперационной, электронож и другие автоматические и полуавтоматические устройства (М. Г. Ананьев, А. М. Геселевич, 1963). Говоря об общих принципах организации работы в лечебных учреждениях, следует считать большой ошибкой игнорирование научной организации труда медицинского персонала, чему необходимо уделить особое внимание, если учесть, что внедрение НОТ обеспечивает большую продуктивность труда персонала и способствует повышению качества и культуры медицинского обслуживания населения (М. А. Роговой и др., 1967). Организация работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Наиболее частыми и главными ошибками в организации хирургической помощи и в работе хирургов амбулаторно-поликлинических учреждений являются: неправильная организация приема больных, недостаточный объем оперативной помощи, недооценка профилактической и санитарно-просветительной работы, отсутствие или недостаточность диспансеризации хирургических больных, дефекты в организации помощи хирургическим больным на дому и др. Общие вопросы организации приема больных в поликлиниках и организации работы врачей достаточно полно освещены в существующей литературе (С. Я. Фрейдлин, 1961; Б. М. Хромов, 1967, и др.), а поэтому здесь нет необходимости останавливаться на них. Рассмотрим лишь некоторые специфические вопросы при врачебных приемах хирургических больных. В этом отношении было бы ошибочным не учитывать возможного количества амбулаторных больных и характера наиболее частых заболеваний у них. По нормативам Министерства здравоохранения СССР (1949 г.) на одного городского жителя в год приходится в среднем 1,5 амбулаторных посещения у хирурга. Хирургические отделения поликлиник обслуживают вместе с травмами в среднем до 20—25% всех посещений (С. Я. Фрейдлин, 1961; Б. М. Хромов, 1963; Д. Б. Шестов, 1963). Среди амбулаторных больных преобладают больные с разнообразными гнойными заболеваниями и травмами. Хирургу необходимо знать, с какими наиболее частыми контингентами больных он встретится в амбулаторной практике, и соответственно подготовиться к этому. В связи с этим уместно напомнить о недостаточной подготовке молодых врачей в области гнойной хирургии и травматологии. Поэтому было бы ошибочным, если бы врач тем или иным способом не восполнил этих пробелов своей подготовки. Весьма важным и спорным является вопрос о месте приема хирургических больных. Как известно, некоторые хирурги ведут прием всех хирургических больных в перевязочной, и такая практика находит себе поддержку у некоторых авторов. Мы полагаем, что с этой рекомендацией согласиться нельзя, так как использование перевязочной для приема больных ведет к быстрому ее загрязнению и находится в полном противоречии с правилами хирургической асептики. К этому надо добавить, что далеко не все хирургические больные, а лишь меньшая их часть нуждаются в перевязках и, следовательно, их пребывание в перевязочной совершенно излишне. Поэтому мы являемся принципиальными сторонниками приема хирургических больных в специальном врачебном кабинете, каковой и предусмотрен в наборе помещений хирургического отделения поликлиники, утвержденном Министерством здравоохранения СССР. Использование перевязочной для одновременного приема больных следует считать ошибкой. В кабинете врача должен находиться лишь один больной; не следует вызывать сразу несколько больных, как это, к сожалению, иногда имеет место в практике поликлинической работы. При назначении больных на повторный прием должен быть указан не только день, но и час очередного посещения, что позволяет избежать скопления больных в ожидальне и создает более спокойную обстановку работы. При планировании работы хирургического отделения и врачебных приемов следует учитывать, что соотношения количеств первичных и повторных хирургических больных равно примерно 1: 11/2. do время приема травматологических больных следует обеспечить их безотказным и внеочередным рентгенологическим исследованием, без которого в большинстве случаев трудно получить полное представление о характере механического повреждения. Наблюдения за работой врачей амбулаторно-поликлинических учреждений вообще и хирургов в частности свидетельствуют о том, что многие больные лечатся по поводу одного и того же заболевания у нескольких врачей. Такая «обезличка» в лечении больных является большой ошибкой. Так, по данным С. Я. Фрейдлина и нашим, в хирургических отделениях поликлиник более 70% больных в течение одного и того же заболевания лечатся у нескольких врачей. Поэтому в целях ликвидации столь частой «обезлички» в лечении больных и улучшения его качества весь распорядок и расписание приемов врачей-хирургов должны быть построены таким образом, чтобы больной лечился у одного врача от начала до конца заболевания. Расписание приемов врачей-хирургов необходимо, как правило, составить так, чтобы они проводились в течение всего времени работы поликлиники. Необходимо также подчеркнуть, что правильная организация работы в хирургическом отделении или кабинете не только ускоряет прием больных, но и значительно повышает качество медицинской помощи. Ошибочно вести прием больных хирургу лишь с одной медицинской сестрой, так как последняя, будучи занята в основном перевязками и другими процедурами, мало помогает врачу в приеме больных, что, естественно, снижает качество диагностики и лечения. Если же хирург работает с двумя медицинскими сестрами, то одна из них производит перевязки, а другая помогает врачу принимать больных (их вызов, частичное заполнение медицинской документации и др.). Такая система работы не только ускоряет прием больных, но позволяет хирургу уделить больше внимания больному, улучшает качество медицинской помощи. Важно отметить, что система работы хирурга с двумя сестрами позволяет выделить время для амбулаторных операций почти вдвое! Нередкой ошибкой в практике амбулаторно-поликлинических учреждений является явно недостаточный объем оперативной помощи в хирургических кабинетах или отделениях. Между тем опыт многих поликлиник Ленинграда показал, что при соответствующей организации работы хирургических отделений, достаточной обеспеченности их помещениями, инструментарием, перевязочными и другими материалами можно значительно расширить диапазон оперативных вмешательств при ряде заболеваний в амбулаторных условиях (Б. М. Гольдман, 1958; В. С. Рудов, 1958; Ф. Б. Хейн-Хейфец, 1958; Б. М. Хромов). Расширение объема хирургической оперативной помощи в поликлиниках освобождает хирургов стационаров от мелких операций и создает более широкие возможности для госпитализации больных, нуждающихся в оперативном лечении в стационарных условиях, сокращает время нетрудоспособности больных, способствует повышению квалификации хирургов поликлиники и росту их авторитета среди населе- ния. Разумеется, что при расширении объема оперативной помощи в поликлиниках следует держаться разумных границ, не допуская необоснованных увлечений в этом вопросе. Так, например, нам известны случаи, когда некоторые самоуверенные хирурги поликлиник брались за производство операций, которые из-за характера заболевания и отсутствия надлежащих условий не должны проводиться в поликлинике (например, извлечение глубоко лежащих инородных тел и др.). В хирургическом отделении поликлиник производятся как плановые «чистые» операции, так и срочные оперативные вмешательства по поводу нагноительных процессов. Плановые, или «чистые», операции производятся в операционной, а гнойные — в перевязочной. Ошибочно производить плановые операции ежедневно или в какой-то случайный день. Для производства этих операций следует устанавливать фиксированные операционные дни, в которые ограничить общий прием больных и сосредоточить внимание на выполнение операций. При наличии в поликлиническом учреждении двух и более хирургов операционные дни устанавливаются для каждого хирурга. Каждый хирург назначает больных на операцию в установленные для него операционные дни. Ошибочно назначать на операционный день более 4—5 хирургических вмешательств (2—3 операции плюс 2 новокаиновые блокады). При планировании рабочего времени хирурга следует учесть, что на каждую плановую амбулаторную операцию требуется в среднем 30—35 минут (включая и записи в операционный журнал, и амбулаторную карту). Все плановые операции должны производиться хирургом, как правило, в утренние часы, до приема больных в хирургическом кабинете. Назначая больного на операцию, следует вносить соответствующую запись в амбулаторную карту, т. е. предоперационное заключение, в котором указываются: диагноз, показания к оперативному лечению, предполагаемое оперативное вмешательство и обезболивание. Больному рекомендуют накануне операции принять гигиеническую ванну, сменить белье и воздержаться в день операции от приема пищи. Утром в день операции разрешается выпить 1—2 стакана сладкого чая. Вопрос о выборе и технике обезболивания освещается в соответствующих руководствах. Поэтому здесь ограничимся лишь краткими замечаниями чисто организационного характера. Как правило, обезболивание должен осуществлять врач. Однако в условиях поликлиники, а иногда и небольшого стационара к проведению наркоза часто привлекаются лица из среднего медицинского персонала. Согласно существующим специальным положениям наркотизаторами могут быть лишь фельдшера, медицинские сестры и акушерки со стажем не менее 2 лет (операционные сестры — не менее 1 года) и прошедшие специальную подготовку по вопросам обезболивания, имея на это соответствующее удостоверение 1. 1 «Положение о наркотизаторах из среднего медицинского персонала» Министерства здравоохранения СССР от 19/Х 1940 г. Следует иметь в виду, что после некоторых оперативных вмешательств, как вскрытие гнойного мастита, поясничная новокаиновая блокада, удаление асцитической жидкости и т. п., а также после операций, произведенных под наркозом, при явлениях слабости после операций и в некоторых других случаях было бы ошибочно отпускать больных домой сразу же после операции — они должны находиться под наблюдением хирурга (в комнате для временного пребывания больных) в течение некоторого времени, в зависимости от состояния больного. После операций, произведенных под наркозом, оперативных вмешательств на нижних конечностях, при явлениях общей слабости больные должны транспортироваться домой в санитарной машине в сопровождении медицинского персонала. При необходимости соблюдения постельного режима в течение нескольких дней больных, как правило, посещают на дому участковые хирурги на следующий день после операции, а в дальнейшем — по показаниям. Как известно, определенную часть своего рабочего времени хирур
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|