Основные трудности в овладении этапными моторными навыками, их причины и способы преодоления
Основные трудности в овладении этапными моторными навыками, их причины и способы преодоления Все трудности в овладении моторными навыками, если смотреть на это сверху вниз, сводятся к: ● Трудностям организации поведения. ● Трудностям восприятия контекста. ● Трудностям запуска комплекса действий, соответствующего контексту. ● Трудностям согласования множества разноплановых параллельных активностей, из которых строится контекстный комплекс действий. (Например, выделяю катящийся мячик, прослеживаю его движение, наклоняюсь, протягиваю руки и т. п. ) ● Непростроенности реакций. ● Дефицитарности двигательных паттернов. ● Слабости тех или иных элементов двигательных паттернов.
Ниже приведен список лишь наиболее часто встречающихся трудностей из последних пяти пунктов, относящихся к собственно двигательным проблемам, с минимальными обозначениями (а не описаниями) коррекционных действий. Там, где автору было непонятно как, в паре слов, обозначить эти коррекционные действия, будет встречаться что-нибудь наподобие “Помогаем ребенку его преодолевать”. Описания, как эти действия выполняются, содержатся в тексте “Базовый набор упражнений для развития крупной моторики у детей первого года жизни”, в Приложении 5. –––––––– Обратим внимание, что помощь в преодолении трудностей моторного развития на первом году жизни строится на основе как проблемных двигательных паттернов, так и ниже- и выше-стоящих на лестнице развития паттернов, содержащих компоненты проблемных, с привлечением всех доступных инструментов их организации и регуляции.
Например, вождение на руках при поддержке может использоваться для подготовки к ползанию, группировка при потягивании за руки может использоваться для укрепления сгибания бедер для подготовки к сидению, толкание ногами в вертикальном положении – для освоения положения “лодочка”, оно же “самолетик”. –––––––– При этом, вне зависимости от проводимых занятий, их целью является самостоятельная организация ребенком поведения в соответствии с конкретной ситуацией, и эта цель находится в центре внимания терапевта. Положение лежа на спине Разметка: ● Симптом, ○ причина, ■ способ коррекции. Или: ● Вариант положения или движения, ○ симптом, ■ причина, ● способ коррекции. ––––––––––––
● Неконтролируемость положения. ○ Несформированность плече-тазового блока. ■ Внешняя поддержка позы[14]. ■ Глобализация корпусных реакций. ● Разгибательные и сгибательные тонусы. ○ Тонический дисбаланс. ■ Обеспечение корректирующего положения[15]. ■ Тренинги сгибания и разгибания. ■ Тренинги прослеживания вниз-вверх. ■ Выкатывание в полуэмбриональном положении[16] ● Жесткий плече-тазовый блок. ○ Высокий рефлекс. Слабость перекрестных асимметричных регуляций. ■ Развитие асимметрий. ● Развитие латеральных напряжений (положения на боку). ● Поддержка взгляда вбок. ● Кормление с поворотом головы. ● Развитие перекреста в руках. ● Низкая активность ног. ○ Низкая спонтанная активность. ■ Актуализация ног. ■ Поддержка опирания. ■ Поддержка подтягивания ног. ■ Игры с махами ногами. ○ Слабость сгибателей корпуса.
■ Тренинги сгибания. ○ Слабость сгибателей ног. ■ Тренинги сгибателей ног. ● Низкая активность рук. ○ Плечи разведены. ■ Разгибательный тонус. ● Обеспечиваем положение лежа на вогнутой поверхности. ● Помогаем удерживать руки перед собой. ● Нарабатываем сгибание. ● Выкатываем в полуэмбриональном положении. ■ Гипотонус. ● Помогаем удерживать руки перед собой. ● Мероприятия, направленные на общую тоническую мобилизацию. ■ Высокий тонус мышц, отводящих руки. ● Помогаем ребенку его преодолевать. ■ Плече-лопаточный блок. ● Помогаем ребенку его преодолевать. ○ Высокий тонус сгибателей пальцев. ● Помогаем ребенку его преодолевать. Поворот на бок ● Не поворачивается блоком. ○ Недостаточность сгибательных тонусов. ■ Тренинги сгибания. ○ Недостаточный поворот головы. ■ Поддерживаем прослеживание вбок и наблюдение с повернутой головой. ○ Слабость латеральных тонусов. ■ Нарабатываем положение на боку. ● Не поворачивается через симметричный подъем ног. ○ Не поднимает ноги достаточно высоко. ■ Нарабатываем сгибание. ○ Недостаточность торсионных и/или латеральных тонусов. ■ Помогаем ребенку освоить скручивающие и боковые напряжения. ● Не поворачивается через шаг. (отталкиванием одной ногой и/или заносом одной ноги) ○ Недостаточность опорной и балансной функций ног. ■ Актуализация ног. ■ Игры с ногами. ■ Освоение контроля положения тела с помощью ног. Положение лежа на боку ● Первичное, контролируется опорой на боковую поверхность бедра и/или плеча. ○ Не удерживает положение на боку. Падает на живот. ■ Недостаточность сгибательных тонусов. ● Нарабатываем сгибание. Падает на спину ■ Избыток тонусов отведения рук и/или ног. ● Помогаем сохранять положение. ● Помогаем нормализации тонусов мышц, отводящих конечности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|