Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные трудности в овладении этапными моторными навыками, их причины и способы преодоления




Основные трудности в овладении этапными моторными навыками, их причины и способы преодоления

Все трудности в овладении моторными навыками, если смотреть на это сверху вниз, сводятся к:

● Трудностям организации поведения.

● Трудностям восприятия контекста.

● Трудностям запуска комплекса действий, соответствующего контексту.

● Трудностям согласования множества разноплановых параллельных активностей, из которых строится контекстный комплекс действий. (Например, выделяю катящийся мячик, прослеживаю его движение, наклоняюсь, протягиваю руки и т. п. )

● Непростроенности реакций.

● Дефицитарности двигательных паттернов.

● Слабости тех или иных элементов двигательных паттернов.

 

Ниже приведен список лишь наиболее часто встречающихся трудностей из последних пяти пунктов, относящихся к собственно двигательным проблемам, с минимальными обозначениями (а не описаниями) коррекционных действий.

Там, где автору было непонятно как, в паре слов, обозначить эти коррекционные действия, будет встречаться что-нибудь наподобие “Помогаем ребенку его преодолевать”.

Описания, как эти действия выполняются, содержатся в тексте “Базовый набор упражнений для развития крупной моторики у детей первого года жизни”, в Приложении 5.
Такие описания приведены в нем практически для всех младенческих двигательных паттернов и отсутствуют в нижеприведенном списке, чтобы его не загромождать.

––––––––

Обратим внимание, что помощь в преодолении трудностей моторного развития на первом году жизни строится на основе как проблемных двигательных паттернов, так и ниже- и выше-стоящих на лестнице развития паттернов, содержащих компоненты проблемных, с привлечением всех доступных инструментов их организации и регуляции.

Например, вождение на руках при поддержке может использоваться для подготовки к ползанию, группировка при потягивании за руки может использоваться для укрепления сгибания бедер для подготовки к сидению, толкание ногами в вертикальном положении – для освоения положения “лодочка”, оно же “самолетик”.

––––––––

При этом, вне зависимости от проводимых занятий, их целью является самостоятельная организация ребенком поведения в соответствии с конкретной ситуацией, и эта цель находится в центре внимания терапевта.

Положение лежа на спине

Разметка:

● Симптом,

○ причина,

■ способ коррекции.

Или:

● Вариант положения или движения,

○ симптом,

■ причина,

● способ коррекции.

––––––––––––

 

● Неконтролируемость положения.

○ Несформированность плече-тазового блока.

■ Внешняя поддержка позы[14].

■ Глобализация корпусных реакций.

● Разгибательные и сгибательные тонусы.

○ Тонический дисбаланс.

■ Обеспечение корректирующего положения[15].

■ Тренинги сгибания и разгибания.

■ Тренинги прослеживания вниз-вверх.

■ Выкатывание в полуэмбриональном положении[16]

● Жесткий плече-тазовый блок.

○ Высокий рефлекс. Слабость перекрестных асимметричных регуляций.

■ Развитие асимметрий.

● Развитие латеральных напряжений (положения на боку).

● Поддержка взгляда вбок.

● Кормление с поворотом головы.

● Развитие перекреста в руках.

● Низкая активность ног.

○ Низкая спонтанная активность.

■ Актуализация ног.

■ Поддержка опирания.

■ Поддержка подтягивания ног.

■ Игры с махами ногами.

○ Слабость сгибателей корпуса.

■ Тренинги сгибания.

○ Слабость сгибателей ног.

■ Тренинги сгибателей ног.

● Низкая активность рук.

○ Плечи разведены.

■ Разгибательный тонус.

● Обеспечиваем положение лежа на вогнутой поверхности.

● Помогаем удерживать руки перед собой.

● Нарабатываем сгибание.

● Выкатываем в полуэмбриональном положении.

■ Гипотонус.

● Помогаем удерживать руки перед собой.

● Мероприятия, направленные на общую тоническую мобилизацию.

■ Высокий тонус мышц, отводящих руки.

● Помогаем ребенку его преодолевать.

■ Плече-лопаточный блок.

● Помогаем ребенку его преодолевать.

○ Высокий тонус сгибателей пальцев.

● Помогаем ребенку его преодолевать.

Поворот на бок

● Не поворачивается блоком.            

○ Недостаточность сгибательных тонусов.

■ Тренинги сгибания.

○ Недостаточный поворот головы.

■ Поддерживаем прослеживание вбок и наблюдение с повернутой головой.

○ Слабость латеральных тонусов.

■ Нарабатываем положение на боку.

● Не поворачивается через симметричный подъем ног.

○ Не поднимает ноги достаточно высоко.
Недостаточность сгибательных реакций.

■ Нарабатываем сгибание.

○ Недостаточность торсионных и/или латеральных тонусов.

■ Помогаем ребенку освоить скручивающие и боковые напряжения.

● Не поворачивается через шаг.

(отталкиванием одной ногой и/или заносом одной ноги)

○ Недостаточность опорной и балансной функций ног.

■ Актуализация ног.

■ Игры с ногами.

■ Освоение контроля положения тела с помощью ног.

Положение лежа на боку

● Первичное, контролируется опорой на боковую поверхность бедра и/или плеча.

○ Не удерживает положение на боку.

Падает на живот.

■ Недостаточность сгибательных тонусов.

● Нарабатываем сгибание.

Падает на спину

■ Избыток тонусов отведения рук и/или ног.

● Помогаем сохранять положение.

● Помогаем нормализации тонусов мышц, отводящих конечности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...