Важнейшими условиями такой реализации являются возможности выбора.
Важнейшими условиями такой реализации являются возможности выбора. Возможности выбора, в свою очередь, обеспечиваются доступной вариативностью действий, с одной стороны, и их соответствием намерениям, с другой. Выбирая в поле потенциально возможных действий, ребенок реализует свой потенциал развития. Поле возможных действий, в свою очередь, существует в пространстве предложения, создаваемом опекающими ребенка взрослыми, которые действуют исходя из ожидаемого развития ребенка. Это ожидаемое развитие позволяет выявить фронт развития малыша, состоящий из потенциально доступных ему текущих задач развития. При этом каждая возможность в моторном развитии обеспечивается вполне определенными основаниями. Таким образом, “мягкое” пространство доступных активностей парадоксальным образом образовано вполне жесткими конструкциями. Их надо видеть, понимать их устройство, отслеживать их развитие и корректировать, если надо. Для того чтобы разобраться с доступными активностями, их нужно “вытащить” из картины нормального, всегда пластичного развития. Это можно сделать, если выстроить из них идеализированную модель закономерного развития, в которой все связи носят определенный характер. Это можно сделать, если представить себе, что ребенок последовательно[4] реализует все открывающиеся перед ним двигательные возможности[5]. Такое рассмотрение позволяет проявить “необходимое и достаточное” для каждого шага, и выстроить связный и понятный каркас[6] идеального моторного развития младенцев. Любое отклонение от этого каркаса тогда получает свои основания и объяснение.
Имея такой каркас и помня, что нормально он “утоплен” в индивидуальной вариативности, наблюдая за ребенком, можно видеть, как развиваются необходимые основания каждого шага в развитии движения младенца, а, возможно, и формируются те или другие их дефициты. Нормальное развитие детей часто идет неравномерно, в чем-то оно может идти быстрее, а в чем-то медленнее и даже на время останавливаться. Такие ускорения, замедления и остановки, обычно определяемые неравномерностью созревания нервной системы, могут быть взяты на контроль, и попытки их компенсации могут быть начаты еще до того как они превратились в реальные функциональные проблемы и начали искажать развитие ребенка. –––––––– К рассмотрению нормы, кроме логики моторного развития и контроля индивидуального плана созревания[7], придется прибавить еще множество действующих факторов, в первую очередь, соматическое состояние, конституциональные особенности, темперамент, характер, предпочтения, материальное и социальное окружение. Все эти факторы образуют картину, оценка которой – дело эксперта. Задача эксперта – дать осмысленную обоснованную оценку. Хотя необходимо признать, что на практике экспертная оценка, в значительной степени, носит интуитивный характер, но она должна подтверждаться осмысленной фактологией. –––––––– Таким образом, мы построили подход к оценке нормы как динамического состояния закономерного развития. Что позволяет находить необходимые для него условий и способы поддержки. Этот подход находит место всем предшествующим как необходимым без конфликтов между ними. Рассмотрим их роли и взаимодействие в историческом порядке. ● Гармония ○ между материальным и социальным окружением ребенка и его потребностями, ○ между его функциональной зрелостью и желаниями,
○ между различными аспектами его созревания. ● Идеальный образец – каркас моторного развития служит основой для понимания его возможностей, направления и динамики. ● Большинство, как обычно встречаемый вариант стечения обстоятельств развития, позволяет построить ● стандарт как еще одну идеализацию, позволяющую рассмотреть все необходимые обстоятельства каждого этапа развития. ● Оптимум функционирования проступает как состав внешних и внутренних обстоятельств развития в их взаимодействии и гармонии, если перейти к рассмотрению человека как открытой системы. ● Типичный вариант, опирающийся на статистический разброс, помогает увидеть границы возможного изнутри. ● Черный ящик, ● социализированная индивидуальность – важнейший аспект, перевешивающий значение всех остальных, содержит роли в моторном развитии личности младенца и его социального окружения в контексте их взаимодействия и взаимовлияния. ––––––––
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|