Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О чем мы будем говорить. ● социализированная индивидуальность. Древнегреческое определение, как я понимаю: норма – это сбалансированность.




О чем мы будем говорить

В процессе сопровождения развития младенцев постоянно возникают вопросы.

И чем больше опыт – тем больше возникает вопросов и становится понятно, что очень многим детям нужна помощь в двигательном развитии.

Главные вопросы: как обнаружить такую нужду и как помочь конкретному ребенку.

 

Приоритеты у родителей естественно распределяются следующим образом:

● здоровье

● саморегуляция

● эмоции

● интеллект[1]

● моторное развитие привлекает их внимание обычно только в случаях выраженных отклонений.

 

При этом и опытному специалисту на разовом осмотре часто бывает не просто отличить индивидуальный маршрут от затруднений в развитии и подобрать адекватную терапию.

Поэтому любому профессионалу, наблюдающему развитие ребенка в динамике, обычно не на кого переложить ответственность за сопровождение малыша. Ведь именно он имеет наилучшие возможности для того, чтобы:

● заметить проблему,

● отправить ребенка на консультацию,

● дать своевременный совет родителям и, имея уже налаженный контакт и с ребенком и с родителями,

● обучить их необходимым действиям, а то и

● позаниматься самому с ребенком индивидуально.

 

Для этого, конечно, необходимо приобрести некоторые знания и навыки, обзором которых мы и займемся.

Основными нашими темами будут:

Понятие нормы

Общие знаки неблагополучия

Моторные знаки неблагополучия

Проблемы с овладением этапным навыком

Положения и переходы

Список основных положений

Список основных переходов

Основные трудности в овладении этапными моторными навыками их причины и способы преодоления

Понятие нормы

Специалист, работающий с младенцами, должен постоянно оценивать развитие ребенка, принимать решения о его нормальности или отклонении и необходимости вмешательства.

Все эти решения опираются на представление о норме.

Для того чтобы разобраться, что считать нормой в моторном развитии, нам придется рассмотреть проблему нормы в медицине вообще.

Мы будем опираться на статью в медицинской энциклопедии, приведенную в оригинальном виде в Приложении 8, но в вольном изложении, с существенными изменениями и небольшими комментариями.

Начнем с исторического обзора представлений о норме.

Исторически сложились следующие понятия нормы:

● гармония,

● идеальный образец,

● большинство,

● стандарт,

● оптимум функционирования,

● типичный вариант,

● черный ящик, ограниченный патологией,

● социализированная индивидуальность.

Мы видим, казалось бы, совершенно разные подходы, исторически конфликтовавшие, и каждый из которых по сей день имеет своих сторонников.

Например:

Стандарт – это ни что иное как прокрустово ложе[2]. Соответствующие этому подходу справочники по развитию детей содержат жесткие нормативы, основанные на статистических исследованиях.

Типичный вариант развития допускает введение диапазона, допустимого для нормы, тоже рассчитанного по статистике.

Идеальный образец радикально отличается и от стандарта, и от типичного варианта, так какподразумевает некую идею, понимание нормы, а не исчисление ее.

 

Попробуем разобраться, как такая ситуация сложилась. Это поможет нам решить, что же со всем этим делать на практике.

––––––––

Первое философское определение нормы принадлежит древнегреческим мыслителям. Их представления о норме основывались на категории меры как обобщенного выражения красоты, гармонии, устойчивости, полезности, равновесия стихий.

Древнегреческое определение, как я понимаю: норма – это сбалансированность.

В средневековой медицине господствовало религиозное толкование нормы, исходящее из понятия о недостижимой гармонии божественного совершенства человека.

Средневековое определение, как я понимаю: норма познается в соотнесении с идеальным образцом. Без требования соответствия, как с задающим направление желательного развития.

Интерес к строению человеческого тела привел в эпоху Возрождения к развитию анатомии, а позже и физиологии. Это способствовало формированию представления о норме как особом типе морфофизиологической организации человека. При этом

патологическим считали такой признак, который не встречается у большинства особей данного вида.

В конце 19 в. немецкий патолог Конгейм (J. F. Cohnheim) предложил определять норму как то, что «свойственно большинству особей».

То есть, как я понимаю, представление о норме формировалось путем отсечения необычного.

Норму в медицине стали отождествлять с типичным, стандартным, обычным. Такое понимание привело к представлению о норме как некотором типичном образце.

Типологическое представление о норме получило дальнейшее развитие в связи с использованием в медицинской науке средств вариационной статистики.

(При определенных условиях, особенно при изучении массовых явлений, отождествление нормы с типичным, среднестатистическим вариантом, имеет реальный смысл. Однако еще А. А. Богомолец в 30-е годы 20 в. отмечал, что если канонизировать и абсолютизировать среднестатистический аспект нормы, то пришлось бы признать, что для индусов является нормальным умирать от холеры и чумы неизмеримо чаще, по сравнению с англичанами, живущими в тех же местностях).

Тем временем,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...