О чем мы будем говорить. ● социализированная индивидуальность. Древнегреческое определение, как я понимаю: норма – это сбалансированность.
О чем мы будем говорить В процессе сопровождения развития младенцев постоянно возникают вопросы. И чем больше опыт – тем больше возникает вопросов и становится понятно, что очень многим детям нужна помощь в двигательном развитии. Главные вопросы: как обнаружить такую нужду и как помочь конкретному ребенку.
Приоритеты у родителей естественно распределяются следующим образом: ● здоровье ● саморегуляция ● эмоции ● интеллект[1] ● моторное развитие привлекает их внимание обычно только в случаях выраженных отклонений.
При этом и опытному специалисту на разовом осмотре часто бывает не просто отличить индивидуальный маршрут от затруднений в развитии и подобрать адекватную терапию. Поэтому любому профессионалу, наблюдающему развитие ребенка в динамике, обычно не на кого переложить ответственность за сопровождение малыша. Ведь именно он имеет наилучшие возможности для того, чтобы: ● заметить проблему, ● отправить ребенка на консультацию, ● дать своевременный совет родителям и, имея уже налаженный контакт и с ребенком и с родителями, ● обучить их необходимым действиям, а то и ● позаниматься самому с ребенком индивидуально.
Для этого, конечно, необходимо приобрести некоторые знания и навыки, обзором которых мы и займемся. Основными нашими темами будут: Понятие нормы Общие знаки неблагополучия Моторные знаки неблагополучия Проблемы с овладением этапным навыком Положения и переходы Список основных положений Список основных переходов Основные трудности в овладении этапными моторными навыками их причины и способы преодоления Понятие нормы
Специалист, работающий с младенцами, должен постоянно оценивать развитие ребенка, принимать решения о его нормальности или отклонении и необходимости вмешательства. Все эти решения опираются на представление о норме. Для того чтобы разобраться, что считать нормой в моторном развитии, нам придется рассмотреть проблему нормы в медицине вообще. Мы будем опираться на статью в медицинской энциклопедии, приведенную в оригинальном виде в Приложении 8, но в вольном изложении, с существенными изменениями и небольшими комментариями. Начнем с исторического обзора представлений о норме. Исторически сложились следующие понятия нормы: ● гармония, ● идеальный образец, ● большинство, ● стандарт, ● оптимум функционирования, ● типичный вариант, ● черный ящик, ограниченный патологией, ● социализированная индивидуальность. Мы видим, казалось бы, совершенно разные подходы, исторически конфликтовавшие, и каждый из которых по сей день имеет своих сторонников. Например: ● Стандарт – это ни что иное как прокрустово ложе[2]. Соответствующие этому подходу справочники по развитию детей содержат жесткие нормативы, основанные на статистических исследованиях. ● Типичный вариант развития допускает введение диапазона, допустимого для нормы, тоже рассчитанного по статистике. ● Идеальный образец радикально отличается и от стандарта, и от типичного варианта, так какподразумевает некую идею, понимание нормы, а не исчисление ее.
Попробуем разобраться, как такая ситуация сложилась. Это поможет нам решить, что же со всем этим делать на практике. –––––––– Первое философское определение нормы принадлежит древнегреческим мыслителям. Их представления о норме основывались на категории меры как обобщенного выражения красоты, гармонии, устойчивости, полезности, равновесия стихий.
Древнегреческое определение, как я понимаю: норма – это сбалансированность. В средневековой медицине господствовало религиозное толкование нормы, исходящее из понятия о недостижимой гармонии божественного совершенства человека. Средневековое определение, как я понимаю: норма познается в соотнесении с идеальным образцом. Без требования соответствия, как с задающим направление желательного развития. Интерес к строению человеческого тела привел в эпоху Возрождения к развитию анатомии, а позже и физиологии. Это способствовало формированию представления о норме как особом типе морфофизиологической организации человека. При этом патологическим считали такой признак, который не встречается у большинства особей данного вида. В конце 19 в. немецкий патолог Конгейм (J. F. Cohnheim) предложил определять норму как то, что «свойственно большинству особей». То есть, как я понимаю, представление о норме формировалось путем отсечения необычного. Норму в медицине стали отождествлять с типичным, стандартным, обычным. Такое понимание привело к представлению о норме как некотором типичном образце. Типологическое представление о норме получило дальнейшее развитие в связи с использованием в медицинской науке средств вариационной статистики. (При определенных условиях, особенно при изучении массовых явлений, отождествление нормы с типичным, среднестатистическим вариантом, имеет реальный смысл. Однако еще А. А. Богомолец в 30-е годы 20 в. отмечал, что если канонизировать и абсолютизировать среднестатистический аспект нормы, то пришлось бы признать, что для индусов является нормальным умирать от холеры и чумы неизмеримо чаще, по сравнению с англичанами, живущими в тех же местностях). Тем временем,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|