Нарушения двигательного развития – это всегда дефициты[8], под действием которых картина развития искажается.
Нарушения двигательного развития – это всегда дефициты[8], под действием которых картина развития искажается. Понимание этих дефицитов и их места в картине развития ребенка позволяет выстраивать их компенсации как в локальном смысле, так и в отношении их влияния на общее развитие. –––––––– Основной нашей темой будут проблемы с группой дефицитов, вызывающих проблемы с овладением этапными навыками[9], но они очень редко встречаются изолированно. Обычно для их преодоления нужно учитывать множество дополнительных факторов. Поэтому мы начнем с краткого очерка общих проблем развития и обозначим основные линии работы с ними. Общие знаки неблагополучия (Составляем список, формулируем, отправляем к доктору и/или выстраиваем собственные политики): ● Истощаемость ○ Спокойная среда ○ Условия для релаксации ○ Кратковременные мобилизации ● Возбудимость ○ Слабофакторная среда ○ Достаточная физическая нагрузка ○ Предупредительное поведение ● Лабильность ○ Организация вызывающих заинтересованность процессов ● Ригидность ○ Режим ○ Достаточное время предложения ● Гиперактивность ○ Минимизация количества действующих факторов ○ Физическое вовлечение в повторяющиеся действия ● Пассивность ○ Подбор мотивирующих модальностей ○ Демонстративная игра с вовлечением в реагирование ● Затруднения контакта ○ Повторяющееся хорошо артикулированное поведение с сильно интонированной “материнской” речью, выраженными эмоциями и достаточными паузами ● “Ручной” ребенок ○ Подбор комфортной среды ○ Наработка дистантной, речевой поддержки
○ Помощь в развитии самозанятости ● Задержки развития общие ○ Очерчивание и контроль фронта развития ○ Выявление сдерживающих факторов и помощь в их преодолении Моторные знаки неблагополучия (Составляем список, формулируем, отправляем к доктору и/или выстраиваем собственные политики): ● Гипертонус ○ Внешняя поддержка позы и движений ○ Дополнительное сенсорное обеспечение ○ Низкий темп физического взаимодействия, обеспечивающий доступную скорость тонического реагирования[10] ○ Помощь в освоении объемов движения ○ Помощь в освоении реакций через замедление ситуаций ● Низкая/неравномерная спонтанная активность ○ Прямая стимуляция ○ Создание условий ● Асимметрии тонуса и движений ○ См. “Гипертонус” ○ Стимуляция здоровой стороны при корпусных асимметриях ○ Использование ситуаций, вызывающих согласование сторон ● Задержки моторные ○ Общая поддержка развития ○ Внимание к возможным локальным дефицитам ● Гиперпластичность ○ Развитие рефлексов на натяжение через движения большого объема ● Гипотонус ○ См. “Гиперпластичность” ○ Тренинги на сохранение формы тела ● Проблемы с овладением этапным навыком Собственно наша тема. Для того чтобы увидеть проблемы, нужно знать этапы развития и уметь интерпретировать своевременность их прохождения для конкретного ребенка. Мы сначала опишем эти этапы, а потом более детально разберем наиболее частые проблемы с основными из них. Положения и переходы [11] Все этапы развития крупной моторики могут быть описаны в двух категориях: положения и переходы между ними. Положения и переходы образуют диалектическую взаимозависимую пару: ● с одной стороны, паттерны[12] основных положений заложены природой, просто приходят по мере созревания мозга, и ребенок, например, обычно может сидеть посаженный задолго до того как он овладеет положением сидя,
● с другой стороны, основные координации для осуществления переходов тоже заложены природой, созревают и рефлекторно запускаются с некоторого момента, как, например, выставление рук при падении вперед. ● Но ребенок должен самостоятельно согласовать эти паттерны, “размыть их”, освоить все возможности, имеющиеся в том или ином положении, выходы из него и входы в него, научиться делать это произвольно. ● При этом, осваивая возможности доступных положений и переходов внутри них, ребенок подспудно готовится к освоению следующих: так еще в первые месяцы жизни, лежа на спине, ребенок учится балансировать и опираться на ноги, готовясь к будущей вертикализации. Трудности могут быть как с освоением положений, так и переходов.
Рассмотрим основные положения и переходы. Список основных положений Список содержит только обычно длительно сохраняемые ребенком положения, их получилось всего 30. Из них примерно 15 ребенок осваивает примерно в течение первого полугодия жизни, фактически за вторую половину этого полугодия, включая ползание и сидение. Причем 7 из них – это положения на боку. На освоение следующих примерно 15 положений уходит примерно второе полугодие жизни. При этом 10 из них – «промежуточные», и в общем-то ненужные, с точки зрения взрослых, как и положения на боку, и освоением их, как правило, не занимаются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|