Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения двигательного развития – это всегда дефициты[8], под действием которых картина развития искажается.




Нарушения двигательного развития – это всегда дефициты[8], под действием которых картина развития искажается.

Понимание этих дефицитов и их места в картине развития ребенка позволяет выстраивать их компенсации как в локальном смысле, так и в отношении их влияния на общее развитие.

––––––––

Основной нашей темой будут проблемы с группой дефицитов, вызывающих проблемы с овладением этапными навыками[9], но они очень редко встречаются изолированно. Обычно для их преодоления нужно учитывать множество дополнительных факторов. Поэтому мы начнем с краткого очерка общих проблем развития и обозначим основные линии работы с ними.

Общие знаки неблагополучия

(Составляем список, формулируем, отправляем к доктору и/или выстраиваем собственные политики):

● Истощаемость

○ Спокойная среда

○ Условия для релаксации

○ Кратковременные мобилизации

● Возбудимость

○ Слабофакторная среда

○ Достаточная физическая нагрузка

○ Предупредительное поведение

● Лабильность

○ Организация вызывающих заинтересованность процессов

● Ригидность

○ Режим

○ Достаточное время предложения

● Гиперактивность

○ Минимизация количества действующих факторов

○ Физическое вовлечение в повторяющиеся действия

● Пассивность

○ Подбор мотивирующих модальностей

○ Демонстративная игра с вовлечением в реагирование

● Затруднения контакта

○ Повторяющееся хорошо артикулированное поведение с сильно интонированной “материнской” речью, выраженными эмоциями и достаточными паузами

● “Ручной” ребенок

○ Подбор комфортной среды

○ Наработка дистантной, речевой поддержки

○ Помощь в развитии самозанятости

● Задержки развития общие

○ Очерчивание и контроль фронта развития

○ Выявление сдерживающих факторов и помощь в их преодолении

Моторные знаки неблагополучия

(Составляем список, формулируем, отправляем к доктору и/или выстраиваем собственные политики):

● Гипертонус

○ Внешняя поддержка позы и движений

○ Дополнительное сенсорное обеспечение

○ Низкий темп физического взаимодействия, обеспечивающий доступную скорость тонического реагирования[10]

○ Помощь в освоении объемов движения

○ Помощь в освоении реакций через замедление ситуаций

● Низкая/неравномерная спонтанная активность

○ Прямая стимуляция

○ Создание условий

● Асимметрии тонуса и движений

○ См. “Гипертонус”

○ Стимуляция здоровой стороны при корпусных асимметриях

○ Использование ситуаций, вызывающих согласование сторон

● Задержки моторные

○ Общая поддержка развития

○ Внимание к возможным локальным дефицитам

● Гиперпластичность

○ Развитие рефлексов на натяжение через движения большого объема

● Гипотонус

○ См. “Гиперпластичность”

○ Тренинги на сохранение формы тела

● Проблемы с овладением этапным навыком

Собственно наша тема.

Для того чтобы увидеть проблемы, нужно знать этапы развития и уметь интерпретировать своевременность их прохождения для конкретного ребенка.

Мы сначала опишем эти этапы, а потом более детально разберем наиболее частые проблемы с основными из них.

Положения и переходы [11]

Все этапы развития крупной моторики могут быть описаны в двух категориях: положения и переходы между ними. Положения и переходы образуют диалектическую взаимозависимую пару:

● с одной стороны, паттерны[12] основных положений заложены природой, просто приходят по мере созревания мозга, и ребенок, например, обычно может сидеть посаженный задолго до того как он овладеет положением сидя,

● с другой стороны, основные координации для осуществления переходов тоже заложены природой, созревают и рефлекторно запускаются с некоторого момента, как, например, выставление рук при падении вперед.

● Но ребенок должен самостоятельно согласовать эти паттерны, “размыть их”, освоить все возможности, имеющиеся в том или ином положении, выходы из него и входы в него, научиться делать это произвольно.

● При этом, осваивая возможности доступных положений и переходов внутри них, ребенок подспудно готовится к освоению следующих: так еще в первые месяцы жизни, лежа на спине, ребенок учится балансировать и опираться на ноги, готовясь к будущей вертикализации.

Трудности могут быть как с освоением положений, так и переходов.

 

Рассмотрим основные положения и переходы.

Список основных положений

Список содержит только обычно длительно сохраняемые ребенком положения, их получилось всего 30.

Из них примерно 15 ребенок осваивает примерно в течение первого полугодия жизни, фактически за вторую половину этого полугодия, включая ползание и сидение.

Причем 7 из них  – это положения на боку.

На освоение следующих примерно 15 положений уходит примерно второе полугодие жизни.

При этом 10 из них – «промежуточные», и в общем-то ненужные, с точки зрения взрослых, как и положения на боку, и освоением их, как правило, не занимаются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...