Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы.




Тонические шейные и лабиринтный рефлексы.

Если мышечный тонус повышен с рождения или начинает нарастать, активируются тонические рефлексы, особенно АШТ-рефлекс.

Он возникает как при пассивных, так и при активных поворотах головы и является причиной асимметричной позы.

Постоянный поворот головы в одну сторону закрепляет ее в вынужденном положении.

Влияние тонического лабиринтного рефлекса проявляется повышением экстензорного мышечного тонуса в положении на спине и флексорного на животе.

Однако за исключением тяжелых форм патологии во второй возрастной период тонические рефлексы еще непостоянны, неярко выражены и не оказывают значительного влияния на мышечный тонус, а соответственно и на позу и двигательную активность ребенка.

Безусловные рефлексы,

особенно рефлексы орального автоматизма, Бабкина, Моро, Таланта, хватательный, автоматическая ходьба не редуцируются (рис. 82).

Наличие к концу 3-го месяца жизни автоматической ходьбы с перекрестом ног свидетельствует о повышении мышечного тонуса и может быть одним из ранних признаков церебрального паралича.

Если при рефлексе Моро одна рука хуже отводится, можно предположить гемипарез.

Активные безусловные рефлексы к концу периода имеют диагностическое значение в том случае, если они сочетаются с другими патологическими признаками.

Реакции выпрямления и равновесия.

Лабиринтный установочный рефлекс на голову отсутствует или развит недостаточно. В положении на животе ребенок плохо поднимает голову, удерживает ее кратковременно. К концу второго периода не выдвигает руки вперед и не опирается на предплечья. В связи с затруднением приподнимания головы и поворотов в стороны ребенок не любит лежать на животе и выражает свой протест криком.

Голосовые реакции.

Отсутствует начальное гуление (гуканье), голосовые реакции интонационно мало выразительны.

Эмоционально-психические реакции.

Преобладают отрицательные эмоциональные реакции, отсутствует их выразительность и дифференцированность.

Зрительные и слуховые ориентировочные реакции неполноценны или отсутствуют.

Ребенок плохо фиксирует взор на предмете, реакция прослеживания фрагментарная, быстро истощается.

Улыбка отсутствует или вызывается с трудом после повторной стимуляции и длительного латентного периода.

При развитии тяжелых форм церебрального паралича комплекс оживления не сформирован.

Нет реакции «глаза в глаза» со взрослым.

Если в дальнейшем у детей развивается легкая спастическая диплегия или гиперкинетическая форма церебрального паралича, то эмоциональные и психические реакции во второй возрастной период могут быть в норме.

Таким образом, в этот возрастной период отмечается тенденция к вариабельности и непостоянству разнообразных отклонений, что часто дает повод рассматривать их как преходящие; не исключены, однако, и явно патологические симптомы.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД (3 - 6 мес. )

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Поза и мышечный тонус.

В этот возрастной период постепенно уравновешиваются функции мышц-антагонистов, поэтому поза ребенка все больше определяется развивающимися выпрямляющими реакциями туловища.

На спине.

Конечности полусогнуты, кисти открыты.

Поза зависит от двигательной активности ребенка. Он все чаще поворачивает голову в стороны, отводит руки, поднимает их вверх, складывает вместе, подносит ко рту, ощупывает пеленку, перебирает пальчиками, направляет руку к игрушке, захватывает ее.

Захват предмета – это первое целенаправленное движение грудного ребенка.

В начале третьего периода он захватывает предметы, расположенные над грудью, а к концу – над лицом и сбоку.

Самым важным показателем развития этого периода в положении на спине являются движения рук.

Если в начале третьего периода еще ощущается сопротивление пассивным движениям, то к концу оно уже выражено незначительно.

Физиологическая гипертония сменяется нормотонией, в том числе и в приводящих мышцах бедер, в связи с чем исчезает ограничение объема движений в конечностях.

Тракция за руки.

Сгибание головы и подтягивание за руками постепенно совершенствуется.

На 5-м месяце жизни голова с туловищем располагаются по одной линии, ноги слегка согнуты.

К 6 мес. голова сгибается еще больше и подбородок прикасается к груди, согнутые ноги приводятся к животу.

На животе.

Постепенно исчезает флексорная поза, формируется разгибание головы и верхней части туловища, что способствует дальнейшему выпрямлению ног.

Горизонтальное и вертикальное подвешивание.

Удерживая трех-четырехмесячного ребенка горизонтально, можно отметить, что он разгибает голову и верхнюю часть туловища (верхний рефлекс Ландау), периодически разгибает ноги. К концу третьего периода эта реакция выражена отчетливо.
Вследствие длительного удерживания массы тела на вытянутых руках развивается оптическая реакция опоры (парашютная реакция). Она заключается в вытягивании рук вперед при приближении их к опоре, когда ребенка удерживают свободно в воздухе.

В вертикальном положении совершенствуется контроль головы.

К 6 мес наблюдаются изолированные движения головы в ответ на зрительные и звуковые стимулы.

Взятый под мышки, ребенок активно сгибает ноги и притягивает их к животу.

Поставленный на опору, выпрямляет голову и туловище.

Опора на стопы постепенно улучшается и к 6 мес. становится удовлетворительной.

Тонические шейные и лабиринтный рефлексы, начиная с 4 мес., заторможены и не оказывают патологического влияния на состояние мышечного тонуса и, соответственно, на позу ребенка.

Только во сне поза может быть асимметричной.

Безусловные рефлексы, за исключением рефлекса Моро и сосательного, уже не вызываются.

Рефлекс Моро в виде отдельных его компонентов может сохраняться до 6 мес., особенно у недоношенных детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...