Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реакции выпрямления и равновесия.




Реакции выпрямления и равновесия.

В преобладающую общую экстензию в положении на животе и флексию на спине начинают включаться произвольные движения, которые приводят к частичному торможению и видоизменению выпрямляющих реакций туловища.

Ребенок поворачивается с торсией, сидит, встает на колени, ползает, разнообразятся движения рук и ног.

После 6 мес. одновременно с развитием реакций выпрямления начинают формироваться реакции равновесия, вначале в положении на животе и на спине, затем сидя, на четвереньках и стоя.

В положении на животе ребенок переносит центр тяжести с одной руки на другую; опираясь на одну руку, другой тянется к игрушке.

К 7-8 мес. он осваивает повороты с живота на спину.

Из положения на спине, используя общее сгибание и повороты, начинает самостоятельно садиться.

Некоторые дети предпочитают садиться из положения на животе.

В течение четвертого периода ребенок постепенно учится сохранять равновесие в позе сидя.

Одновременно с умением самостоятельно сидеть и садиться осваивает ползание вначале на животе, а затем на четвереньках с сохранением равновесия.

К 8-9 мес. уже появляются попытки принять вертикальную позу и передвигаться.

Руки.

Совершенствуется функция рук: быстрое хватание в различных направлениях, перекладывание предмета из одной руки в другую.

Голосовые реакции.

В начале периода появляются короткие лепетные звуки, затем лепет становится более активным, обогащается новыми звуками, интонациями.

К 9 мес. в лепете появляются разнообразные звуковые сочетания, интонационно-мелодическая имитация фразы, подражание взрослому и самому себе.

Эмоциональные и психические реакции.

Отличительной особенностью этого периода является постоянное сосредоточение на каком-либо виде деятельности.

Ребенок берет игрушки, ощупывает их, трясет ими, тянет в рот, похлопывает по ним рукой.

Сидя на руках у взрослого, он осматривает и ощупывает лицо, детали одежды, украшения.

Его действия сопровождаются выразительной мимикой, разнообразными по интонации голосовыми реакциями (удивление, радость, неудовольствие).

Все это – проявления активной познавательной деятельности, которая формируется на основе зрительно-моторного манипулятивного поведения.

Ориентировочная реакция все чаще переходит в познавательный интерес, готовность к совместной игровой деятельности.

К 8-9 мес. ребенок начинает общаться со взрослым с помощью жестов: тянется, чтобы его взяли на руки, направляет руки к далекому предмету, демонстрирует ситуационное понимание обращенной речи, отвечает действием на словесную инструкцию, стремится к подражанию (смотрит на «огонек», нюхает цветок, играет «в ладушки», ищет спрятанную игрушку).

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

Патологическая поза отчетливо выражена и зависит от типа и степени нарушения мышечного тонуса.

Ребенок не может самостоятельно ее изменить, а при помощи взрослых делает это с большим трудом и неохотно.

Отмечается отчетливое сопротивление пассивным движениям.

Снижен объем произвольной двигательной активности.

Даже при легких формах спастической диплегии или гемипарезе всегда можно выявить мышечную гипертонию.

В сомнительных случаях следует провести диагностические пробы, описанные в предыдущем разделе.

При гемипарезах пораженная рука более согнута и приведена к туловищу, чем на предыдущих этапах.

Отмечается тенденция к разгибательному положению ноги.

Дети с мышечной гипотонией предпочитают лежать на спине.

Снижено сопротивление пассивным движениям.

У детей с гипотонией, на фоне которой формируются спастические формы церебральных параличей, мышечный тонус нарастает более отчетливо.

В зависимости от преобладающего типа мышечного тонуса (флексорный или экстензорный), соответственно меняется поза головы, туловища и конечностей.

Дистонические атаки, появившиеся на предыдущем этапе, становятся выраженными, учащаются.

В покое мышечный тонус снижен, а в момент возбуждения повышается по экстензорному типу, активизируются тонические шейные и лабиринтный рефлексы, ребенок выгибается, запрокидывает голову, конечности разогнуты.

Дистонические атаки возникают при любых эмоциональных реакциях, попытке к движению.

При тракции за руки голова запрокидывается в той или иной степени, в зависимости от тяжести нарушения мышечного тонуса и выраженности тонических реакций.

При гемипарезе уже отчетливо ощущается сопротивление разгибанию паретичной руки.

На животе.

На животе выявляется значительное повышение мышечного тонуса.

Не формируется разгибательная поза, характерная для здорового ребенка, либо развитие остается на уровне одного из предыдущих этапов.

Ребенок не любит лежать на животе, поскольку не может произвольно изменить позу.

При гемипарезе или резко выраженном АШТ-рефлексе поза на животе может быть асимметричной.

Если наряду с тоническими рефлекторными реакциями и аномальным мышечным тонусом реакции выпрямления и равновесия все же развиваются, патологическая поза будет менее отчетливой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...