Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реакции выпрямления и равновесия.




Реакции выпрямления и равновесия.

Торможение тонических рефлексов после 4 мес. способствует дальнейшему становлению реакций выпрямления, которые, распространяясь в краниокаудальном направлении, достигают к 6 мес. тазового пояса и ног.

В возрасте 4-5 мес. в положении на животе ребенок устойчиво удерживает голову по средней линии, опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть.

К концу периода дети уже могут опираться на ладони вытянутых рук, приподнимая грудную клетку.

Ноги принимают разгибательное положение.

Опора на руки и удержание головы способствуют развитию ориентировочных реакций.

Совершенствуются реакции выпрямления и в положении на спине.

Ребенок все чаще делает попытки согнуть голову и к концу третьего периода уже приподнимает плечи, сгибает ноги, группируется.

Четырехмесячный ребенок пытается повернуться на бок из положения на спине.

При этом он сгибает голову, поворачивает ее в сторону, за головой следует туловище.

Вначале поворот осуществляется «блоком», а к концу третьего периода осваиваются повороты со спины на живот с элементами ротации между плечевым поясом и тазом.

Возможны повороты вокруг оси тела, начиная с нижней части туловища: поворот ног и таза ведет к последующему повороту плеч и головы.

Развитие поворота со спины на живот совпадает по времени с направлением руки к объекту.

Повороты туловища имеют важное значение для изменения положения тела, особенно освоения сидения, так как дети грудного возраста садятся через поворот.

Ротация туловища в дальнейшем способствует развитию ползания и ходьбы.

Таким образом, к концу третьего – началу четвертого периода уже хорошо развиты общая экстензия в положении на животе и флексия в положении на спине против сил гравитации.

Голосовые реакции.

Ребенок вначале издает протяжные гласные звуки, а в конце третьего периода произносит различные звукосочетания: «бааа, маа», «таа» (это истинное, или певучее, гуление).

Эмоциональные и психические реакции.

Появляется выраженный интерес к игрушкам, окружающим предметам, совершенствуется общение со взрослыми. Прежде чем вступить в контакт, ребенок внимательно всматривается в лицо взрослого (ориентировочная реакция). Комплекс оживления в этот период становится ведущей формой деятельности. К 6 мес. он начинает дифференцироваться. Появляются новые эмоциональные реакции (радость при узнавании матери и крик из-за ее ухода). Изменяется реакция на новое: к 6-му месяцу познавательные элементы начинают доминировать над эмоциональными. Совершенствуется характер прослеживания. Развивается исследовательское зрительное поведение. Ребенок осматривает игрушку, переводит взгляд с предмета па предмет, с предмета па лицо взрослого и обратно, локализует звук в пространстве. На I м месяце жизни он начинает тянуться к игрушке и захватывает ее, развивается зрительно-моторная координация. В начале периода ребенок отдает предпочтение рассматриванию своих рук, но к концу – активно занимается игрушками, что отражается и на его эмоциональном состоянии.

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Поза и мышечный тонус.

На спине.

В этот период при формировании спастических форм церебрального паралича уже можно отметить отчетливое нарастание мышечного тонуса и в связи с этим фиксацию ребенка в патологической позе.

Последняя зависит от преобладающего типа спастичности, формы заболевания, тяжести поражения.

Поза может быть сгибательной, разгибательной или асимметричной.

Наблюдается выраженное сопротивление пассивным движениям и уменьшение их объема.

Однако при гемипарезе асимметричное положение конечностей еще может быть сомнительным, особенно в случаях легкого поражения.

Патология позы и мышечного тонуса бывает отчетливой только при тяжелых двигательных нарушениях. В случаях средней тяжести и легких, когда клинические проявления развиваются медленно, исподволь, и особенно если руки поражены не резко, выявить патологические признаки, свидетельствующие о повышении мышечного тонуса и наличии тонических рефлексов, можно с помощью специальных проб, провоцирующих тот или иной тип спастичности (К. Bobat. i, В. Bobath, 1956).

Проба на разгибание головы и шеи.

Врач кладет руку под голову лежащего на спине ребенка и пытается согнуть ее.

В норме голова сгибается и руки выдвигаются вперед.

При церебральных параличах ощущается сопротивление этому движению, и голова давит на руку исследователя (рис. 83).

Проба на тракцию за руки.

Врач берет ребенка за кисти или за грудную клетку и тянет на себя, голова при этом запрокидывается назад (рис. 84).

Проба на АШТ-рефлекс.

Голову ребенка поворачивают в сторону.

Лицевая рука разгибается, затылочная сгибается.

Если поражение тяжелое, реакция немедленная; в легких случаях латентный период удлиняется, АШТ-рефлекс кратковременный и ребенок его быстро гасит.

Иногда изменение мышечного тонуса, возникшее под влиянием АШТ-рефлекса, может быть обнаружено только путем пробы на сопротивление сгибанию и разгибанию руки во время поворотов головы (рис. 85).

При гемипарезе АШТ-рефлекс проявляется более выраженным флексорным ответом на стороне поражения, поскольку голова чаще повернута в здоровую сторону.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...