Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика социально-психологических особенностей старшеклассников и студентов, ориентированных на показное потребление на низком и ниже среднего уровне.




Уровень установки Учебные заведения, принимающие участие в исследовании
Вся выборка «Обычные» «Престижные»
Ниже ср. Обладают собственной мировоззренческой позицией Наименее контролирующие, минимально выражены коммуникативные способности   Связано с сохранными территориальными границами психологического пространства, обладают собственной мировоззренческой позицией, внутренне последовательны и дают себе позитивную оценку. Наиболее жизнестойки и контролирующие, минимально выражены коммуникативные способности   Нарушено соматическое благополучие, действия внутренне не согласованы, минимально выражены коммуникативные способности
Низкий Депривированы временные границы психологического пространства, не выстроена собственная мировоззренческая позиция, враждебны по отношению к собственному «Я». Наименее жизнестойкие, вовлеченные и принимающие риск, превосходят остальных в области контроля, нужна помощь в развитии их коммуникативных способностей Сохранно физическое пространство. Поражения психологического пространства в области ценностей, мировоззрения, социального взаимодействия Склонны ждать негативного отношения от окружения и не интересуются собственным «Я» Наименее жизнестойкие, вовлеченные, контролирующие, принимающие риск.   Неблагополучие психологического пространства личности, внутренне выступают против собственного «Я», наименее жизнестойкие, вовлеченные, контролирующие, принимающие риск.  

 

Ориентация на элитарное демонстративное потребление на уровне «ниже среднего» свидетельствует скорее о социально-психологическом неблагополучии личности учащегося престижного учебного заведения: нарушена суверенность физического тела, действия испытуемых внутренне не согласованы, они наиболее вероятно испытывают проблемы с коммуникацией.

Низкий уровень установки на демонстративное потребление, как целом, так и в изучаемых вариантах связан с психологическим неблагополучием личности по изучаемым социально-психологическим характеристикам.

Однако если в группе учащихся престижных учебных заведений отказ от демонстративного потребления свидетельствует о неблагополучии в целом, то среди учащихся обычных учебных заведений свидетельствуют о специфических поражениях психологического пространства: таких испытуемых физически не притесняли, но навязывали ценности, мировоззрение, круг общения. Примечательно, что вне зависимости от социально-экономической принадлежности, те, кто отказывается от потребления знаков статуса обладают высокими показателями в области контроля, следовательно, в случае если речь идет об отказе от демонстративного потребления, такое поведение можно отнести к неактивному неконформному сопротивлению нормам «общества потребления».

Коммуникативные способности и показатель эмоционального интеллекта практически не дифференцированы как в группе учащихся обычных учебных заведений, так и среди тех, кто учится в престижных гимназиях и ВУЗах. Анализ данных показателей позволил выделить лишь тех, кто более и менее ориентирован на демонстративное потребление.

Анализ связей общей установки, распознавания и установки на практику демонстративного потребления показал, что независимо от социально-экономической принадлежности молодого человека, принятие установок на демонстративное потребление наиболее вероятно является навязанным выбором для всех старшеклассников и студентов, что проявилось в отрицательной корреляции между показателями демонстративного потребления и показателями суверенности ценностей. Данную отрицательную корреляцию мы также интерпретируем в контексте конформизма: ориентация на знаки статуса в «обществе потребления» (макроуровень) независимо от социально-экономического статуса семьи - вынужденная мера, без нее, вероятно, затруднена социально-психологическая адаптация молодых людей и принятие группой ровесников.

Распознавание и практика демонстративного потребления по разному «сцеплены» с социально-психологическими характеристиками личности: именно практика способствует развитию особенностей личности.

Независимо от принадлежности к социально-экономической группе практика демонстративного потребления более вероятно положительно связана с психологическим благополучием в области суверенности психологического пространства, самоотношения, самоуважения, с коммуникативными способностями.

Примечательно, что показатель эмоционального интеллекта личности по иному связна с распознаванием и практикой имитационного демонстративного потребления: так установка на практику практически не связана с показателем эмоционального интеллекта, в то время как распознавание знаков статуса обнаруживает связи с некоторыми показателями эмоционального интеллекта. Такие связи не были характерны для других социально-психологических характеристик.

Анализ связей демонстративного потребления с социально-психологическими характеристиками личности в различных социально-экономических группах обнаружил следующие различия.

Имитационное демонстративное потребление молодых людей более вероятно связано с самоинтересом, ориентацией на ожидаемое отношение других, а элитарное – как с самоинтересом, так и с глобальным самоотношением личности, самоуважением, аутосимпатии, самопринятием.

Жизнестойкость и показатели демонстративного потребления по-разному связаны у старшеклассников и студентов из различных социально-экономических групп. В том случае, если речь идет о представителях более богатых семей, и распознавание, и практика демонстративного потребления тесно связаны с жизнестойкостью (и в целом, и по субшакалам). Если же анализировать данные представителей менее обеспеченных семей, ориентация на демонстративное потребление связана с жизнестойкостью только в том случае, если юноши и девушки включены в практику потребления «знаков статуса».

Организаторские способности являются характеристикой личности, не связанной с в целом с демонстративным потреблением. Однако показатели по организаторским способностям у юношей и девушек из семей с невысоким социально-экономическим статусом имеют статистически значимые корреляционные связи с практикой демонстративного потребления.

Эмоциональный интеллект у учащихся престижных учебных заведений связан с общей установкой на демонстративное потребление, распознаванием и практикой. Среди учащихся обычных учебных заведений были обнаружены принципиальные различия в связях демонстративного потребления с распознаванием и практикой. Так, распознавание знаков статуса положительно связано с некоторыми аспектами эмоционального интеллекта, а практика демонстративного потребления практически не связана с показателем эмоционального интеллекта.

Интенсивность и качество связи между социально-экономическими характеристиками личности у представителей различных социально-экономических групп позволяет предположить, что в группе молодых людей из обычных учебных заведений демонстративное потребление имеет меньшую социокультурную значимость и не реорганизует инструменты социального познания.

 


Заключение

На основании анализа социальных и социально-психологических характеристик старшеклассников и студентов с различной выраженностью демонстративного потребления в контексте общих и частных гипотез исследования можно сформулировать следующие выводы, позволяющие разработать рекомендации для практических психологов образовательных учреждений относительно создания просветительских программ и тренингов по проблеме развития конструктивного демонстративного потребления.

Основная гипотеза, заключающаяся в предположении, что «демонстративное потребление» старшеклассников и студентов является феноменом, обусловленным как социальными, так и и социально-психологическими характеристиками полностью подтвердилась.

· В ходе исследования были обнаружены связи демонстративного потребления, его распознавания и практики со всеми изучаемыми характеристиками.

· При определении социальных и социально-психологических характеристик, более и менее тесно связанных с демонстративным потреблением личности было выделено четыре фактора, которые условно были названы «психологическими», один – комплексный, включающий как психологические, так и социологические характеристики. Анализ факторов, обуславливающих демонстративное потребление личности, показал, что именно социально-психологические характеристики личности более определенно детерминируют развитие демонстративного потребления.

· При рассмотрении структуры социальных и социально-психологических факторов, обуславливающих высокую ориентацию на демонстративное потребление личности учащегося, было выделено пять факторов, один из которых так же является комплексным. Наибольшее влияние на формирование высокого уровня демонстративного потребления у старшеклассников и студентов оказывают самоотношение, жизнестойкость, организаторские способности и суверенность психологического пространства. Гендерная принадлежность не вошла ни в один из факторов, определяющих развитие высокого уровня установки на демонстративное потребление.

1.Гипотеза о том, что количественные и качественные различия в демонстративном потреблении индивидов формируются в процессе развития социальной идентичности личности и определяются интериоризованными нормами социализации, заданными социокультурной средой и проявляющимися в виде соответствующих социальных установок, подтвердилась.

1.1 Демонстративное потребление в конструировании социального статуса используют преимущественно девушки, однако высокий уровень показателей установок на демонстративное потребление в большей степени зависит от социально-экономического статуса семьи участников исследования, нежели от принадлежности к гендерной группе.

1.2 Гендерные различия в демонстративном потреблении старшеклассников и студентов заключается в том, что «конструирование гендера» для женской группы в российском социокультурном пространстве непосредственно связано с привлекательной внешностью, реализуется средствами потребительской активности в целом и демонстративным потреблением в частности. Девушки более ориентированы на демонстрацию социального статуса посредством демонстративного потребления, лучше разбираются в «телесных» символах статуса и активнее их используют.

1.3 Демонстративное потребление различных социально-экономических групп различается как количественно, так и качественно. Распознавание демонстративного потребления не зависит от социально-экономического статуса семьи респондентов. Количественные различия в практике демонстративного потребления связаны с социально-экономическим статусом семьи.

1.4 Качественные различия в демонстративном потреблении у более и менее обеспеченных групп лежат в области использования различных наборов знаков социального статуса: для представителей состоятельных семей характерен вариант демонстративного потребления ближе к элитарному, а для представителей менее обеспеченных слоев общества – вариант демонстративного потребления, близкий к имитационному (что регламентируется социально-экономическим статусом семьи родителей).

1.5 Высокий уровень установки на имитационное демонстративное потребление у участников исследования возможно трактовать как попытку совладания с травматичным психологическим опытом предыдущих возрастных этапов: данная подгруппа воспринимает свое психологическое пространство как депривационное, обладает низкими показателями самопринятия.

1.6 Высокие показатели элитарного демонстративного потребления свидетельствуют о сохранном психологическом пространстве личности, высоких показателях самоотношения личности, её жизнестойкости, развитых коммуникативных способностей и средних показателях эмоционального интеллекта. Показатели демонстративного потребления «выше среднего» в целом связаны с благополучием в области территориальных и временных границ психологического пространства, с позитивным отношением к себе.

1.7 Уровень демонстративного потребления «ниже среднего» обнаруживает принципиальные различия между демонстративным потреблением представителей различных социально-экономических групп. Установки на имитационное демонстративное потребление на уровне ниже среднего свидетельствует о психологическом благополучии личности: (наличие суверенности территориальных, временных границ, ценностей и жизнестойкости личности). Установки на элитарное демонстративное потребление на уровне ниже среднего свидетельствует скорее о социально-психологическом неблагополучии личности учащегося (нарушении суверенности физического тела, о внутренней несогласованности, о проблемах с коммуникацией).

1.8 Низкий уровень установки на демонстративное потребление во всех изучаемых подгруппах связан с психологическим неблагополучием личности по изучаемым социально-психологическим характеристикам.

2. Гипотеза о том, что уровень когнитивной составляющей демонстративного потребления (распознавание) может не соответствовать уровню поведенческой составляющей демонстративного потребления подтвердилась. Распознавание и практика демонстративного потребления по разному «сцеплены» с социально-психологическими характеристиками личности: высокие показатели суверенности психологического пространства, самоотношения, жизнестойкости, коммуникативных способностей в большей степени связаны с практикой демонстративного потребления, нежели с его распознаванием.

3. Гипотеза о том, что практика демонстративного потребления (поведенческая составляющая демонстративного потребления) коррелирует с показателями психологического благополучия личности у старшеклассников и студентов (а именно с суверенностью психологического пространства, самоотношением, жизнестойкостью, коммуникативными способностями) подтвердилась. Данные характеристики положительно коррелируют с поведенческой составляющей демонстративного потребления у старшеклассников и студентов.

4. Гипотеза о том, что умеренное демонстративное потребление возможно характеризовать как маркер социально-психологической адаптированности личности в социуме подтвердилась. Как имитационный, так и элитарный вариант демонстративного потребления на уровне «выше среднего» связан с ожиданием социального принятия и потребностью в аффилиации. Умеренное следование за «знаками статуса» свидетельствует об успешной социализированности и вероятном психологическом благополучии.

Таким образом, совокупность доказанных частных гипотез свидетельствует о достоверности основной гипотезы в целом.

Результаты проведенного исследования позволяют разработать следующие рекомендации по проблеме развития форм конструктивного демонстративного потребления.

1.Для практических психологов образовательных учреждений:

· при разработке содержания просветительских программ и тренингов, психологам всех общеобразовательных учреждений необходимо учитывать, что демонстративное потребление является маркером социально-психологической адаптированности личности учащегося: поэтому всем старшим подросткам рекомендуются просветительские программы, например, о моде и потреблении, поясняющие, что потребление, в том числе и демонстративное потребление, – особый социальный язык для установления социальных контактов и конструирования социального статуса (для благоприятного личностного и социального развития важно, чтобы подростки осознанно и креативно использовали ресурсы демонстративного потребления);

· психологам, работающим в гимназиях и лицеях, где обучаются дети и подростки из более обеспеченных семей, рекомендуется обратить особое внимание на подростков, игнорирующих умеренную практику демонстративного потребления (возможная «группа риска» с точки зрения социального самочувствия) для дальнейшего включения их в программы, направленные на развитие коммуникации, на личностное саморазвитие;

· внимание психологов обычных общеобразовательных школ, особенно школ «спальных районов», «окраин» и т. п., где обучаются дети и подростки из малообеспеченных семей, должно быть сосредоточено на тех учащихся, кто обладает показателями демонстративного потребления «выше среднего» (возможная «группа риска», обусловленная стремлением к социальному признанию и ощущением депривированности ряда значимых сфер): работа с такими учащимися должна быть сконцентрирована в области восстановления границ психологического пространства и повышения самоотношения личности;

2.Для практических психологов маркетинговых отделов и отделов рекламы организаций, ориентированных на молодежную аудиторию:

· демонстративное потребление любой аудитории является потреблением «знаков статуса», поэтому продвижение многих социально-значимых продуктов, идей, услуг (ориентация на экологические продукты, сохранение тех или иных ресурсов, сортировка мусора и т.п.) будет более эффективным, если будет «упаковано» в знаки демонстративного потребления;

· маркетинговые коммуникации торговой марки, целевой аудиторией которой является молодежь, должны основываться на поддержании «игровой реконструкции» стиля жизни социальной группы, к которой принадлежит потребитель («поддерживая» стиль или принципиально изменяя его);

· рекламные кампании и мероприятия по продвижению дорогих товаров и услуг среди юношей следует разрабатывать, ориентируясь на отложенный результат; маркетинговые программы, ориентированные на женскую молодежную аудиторию повысят как узнаваемость, так и частоту покупок продвигаемого товара или услуги в краткосрочной перспективе.

 

.

 


 

Библиографический список

 

1. Аванесян, К. А. Социальное воздействие рекламы на поведение потребителей: институциональный анализ [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / К. А. Аванесян. - Новочеркасск, 2011. – 22с

2. Авраамова, Е. М. Сберегательные установки россиян [Текст] / Е.М. Авраамова // Общественные науки и современность. - 1998. - No1. - С.27-40.

3. Агапов, И.И.История экономической мысли. Курс лекций [Текст] / И.И. Агапов. - М.: ЭКМОС, 1998. - 248 с.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 378с.

5. Анкудинова, Е. В. Определение сущности экономической социализации [Текст] / Е. В. Анкудинова // Вестник ЧГПУ, серия Педагогика и психология. – 2009. - №9. - С.5-16.

6. Анкудинова, Е. В. Экономическая социализация как психологический феномен [Текст] / Е. В. Анкудинова // Вестник ТГПУ.- 2009. - №11(89). - С.126-130

7. Аранович, Н.А. Повседневные практики показного потребления (по материалам экспертного опроса) [Текст] / Н. А. Аранович // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2011. - № 1 (21). - С. 7–11.

8. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] /А.Г.Асмолов. - М.: МГУ, 1990. – 367с.

9. Афанасьева, Ю. Л. Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой молодежи [Текст]: дис. … канд. соц. наук /Ю. Л. Афанасьева. - Пенза, 2010. – 190 с.

10. Багоцци, Ричард П. Социальная психология потребителя: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ричард П. Багоцци, Цейнеп Гёрхан-Канли, Йозеф Р. Пристер. – М.: Академия, 2008. – 271с.

11. Банникова, Л. Н. Потребление как общесоциологическая категория: предметное поле и основные аспекты анализа [Текст] / Л. Н. Банникова // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 51. – С. 154-167.

12. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, Е. О. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская, Е. О. Тихомандритская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с.

13. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака [Текст] /Ж. Бодрийяр. - М.: Академический Проект, 2007. -335с.

14. Борзых. С. В. Человек-потребитель в условиях глобализации [Текст] автореф. дис. … канд. философ. Наук / С. В. Борзых. - Томск, 2005. - 17с

15. Борисов Е.Ф. Экономическая теория [Текст] / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 2005. – 399с.

16. Веблен Т. Теория праздного класса [Текст] / Т.Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367с.

17. Воронова, Е. Н. Статусное потребление деловых людей в современном российском обществе [Текст] дис. … канд. соц. наук / Е. Н. Воронова. - Саратов, 2005. – 152 с.

18. Вяткин, А.П. Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевой подход [Текст] /А.П. Вяткин. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 383с.

19. Вяткин, А.П. Интегративный подход в исследованиях экономической психологии [Электронный ресурс] / А.П. Вяткин // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал), 2013, №2 Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). - Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=17286 (дата обращения 01.09.2014)

20. Вяткин А.П. Онтология и экономическая социализация сознания [Текст] /А.П. Вяткин // Вестник государственного университета управления. - 2011. - №4. - С.25-28.

21. Вяткин, А.П. Онтология и экономическая социализация сознания [Текст] /А.П. Вяткин// Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 4. - С. 25-28.

22. Вяткин, А.П. Проблема экономического самоопределения выпускников гуманитарного вуза [Текст] /А.П. Вяткин // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2010. -№ 15.- С. 24-27.

23. Вяткин, А.П. Динамика рыночных и этических представлений студенческой молодежи в процессе социализации [Текст] /А.П. Вяткни // Сибирский педагогический журнал. -2009.- №1.- С. 234-242.

24. Гавра, Д. П. Социальные институты. [Текст] / Д. П. Гавра // Социально-политический журнал. – 1998 - №2. - С. 123

25. Галкин, М. Н. Поведение потребителей из среднего класса на рынке жилья крупного города европейской части России [Текст]: дис. … канд. соц. наук / М.Н. Галкин. - Ростов-на-Дону, 2008. – 180 с.

26. Ганскау, Е.Ю. Стратегии потребительского поведения семьи: на примере потребления продовольственных товаров [Текст]: дис. … канд. соц. наук / Е. Ю. Ганскау. – СПб., 2001. – 178 с.

27. Гладков П.А. Дауншифтинг и аномия: классическая теория Р.К. Мертона и ее современное приложение [Электронный ресурс] / П. А. Гладков // Гуманитарные научные исследования. – Март, 2012 – Редим доступа: http://human.snauka.ru/2012/03/1868 (дата обращения 30.01.2014)

28. Голова, А. Г. Управление потребительским поведением молодежи в условиях мегаполиса [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / А. Г. Голова. - М., 2010. – 24 с.

29. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. – 272с.

30. Григорьева, И.В. Психология и экономика: методологический аспект [Электронный ресурс] / И.В. Григорьева // Проблемы современной экономики. – 2006.- №1-2(17-18). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=933 (дата обращения 30.01.2014)

31. Гусева, Т. В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук / Т. В. Гусева. - Ярославль, 2005. – 24 с.

32. Дейнека, О. С. Экономическая психология: социально-политические проблемы [Текст] / О. С. Дейнека. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 1999. – 240с.

33. Дитмар, Х. Экономические представления подростков [Текст] / Х. Дитмар // Иностранная психология. – 1997 - №9. - С. 25-36.

34. Долгова, Ю. А. Социальный феномен глянцевых журналов в культуре потребления молодежи [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / Ю. А. Долгова. - Саратов, 2011. – 21 с.

35. Дробышева, Т.В. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности) [Текст] /Т.В. Дробышева // Психологический журнал.- 2011. Т.32.- № 2 — С. 59- 81.

36. Дронов, Д. С. особенности престижного потребления у российских женщин [Текст] / Д. С. Дронов // Женщина в российском обществе. – 2011 - №2. – С. 14-19.

37. Дьяконов, М. Ю. Сфера молодежного досуга мегаполиса в обществе потребления: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук /М. Ю. Дьяконов. – М., 2010. - 26 с.

38. Дядиченко, О. В. Социализационные траектории молодежи в российском обществе потребления [Текст]: автореф. дис. … канд.соц. наук / О. В. Дядиченко. - Ростов-на-Дону, 2008. – 29 с.

39. Егошина, Е. Б., Комиссаров, А. А. Роль рекламы в формировании потребительского намерения [Текст] / Е. Б. Егошина, А. А. Комиссаров // Социология: 4М. – 1997 - № 9. - С. 163-189.

40. Емельянова Т.П, Дрбышева Т.В. Динамика представлений об экономическом благосостоянии у работающих взрослых в условиях до- и поствыборной ситуации в России [Текст] / Т.П. Емельянова, Т.В. Дробышева // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №3. - С.74-80.

41. Емельянова Т. П., Дробышева Т. В. Особенности социальных представлений о бедности у студентов и пожилых людей [Электронный ресурс] / Т.П. Емельянова, Т.В. Дробышева // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). - Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Emelianova-Drobysheva_Representations-of-Poverty/ (дата обращения 01.09.2014)

42. Ефремова, М. В. Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук / М. В. Ефремова. - М., 2010. – 29 с.

43. Ечевская. О. Г Социально-экономический статус и материалистичность как основания различий в потреблении городского населения России [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / О. Г. Ечевская. - Новосибирск, 2010. - 26 с.

44. Желнина, А. А. Трансформация пространств потребления в современном российском городе на примере Санкт-Петербурга [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / А. А. Желнина. - СПб., 2011. – 24с.

45. Жилина, Ж. А. Дети и экономика. Результаты исследования экономической социализации дошкольников [Текст] / Ж.А. Жилина // Психология в экономике и управлении. – 2009 - №1. - С. 76-84.

46. Журавлев А. Л., Купрейченко, А. Б. Тенденции социально-экономической жизни российского общества и развитие исследований отечествееной экономической психологии [Текст] / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Знание. Понимание. Умение. – 2009 - №4. - С.27-35.

47. Журавлев, А. Л. Экономическая психология в контексте современной психологической науки [Текст] / А. Л. Журавлев // Проблемы экономической психологии, Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН" – 2004. – 620 с.

48. Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б, Влияние социально-экономических изменений в обществе на развитие экономической психологии [Текст] / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Психология и экономика. - 2009 - Т.2. - №2. - С.43-62.

49. Журавлев. А. Л., Дробышева, Т. В. Экономическая социализация детей и подростков: понимание, походы к исследованию и основные факторы [Текст] / А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева// Вестник психологии образования. – 2008 - №2. - С. 29-35.

50. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Влияние раннего экономического образования на ценностные ориентации младших школьников [Текст] / А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева // Знание. Понимание. Умение. – 2012 - №1. - С.181-190.

51. Задорожнюк, И. Е. Экономические психологи о проблемах социализации [Текст] / И. Е. Задорожнюк // Вопросы психологии. – 2003. - №1. - С. 147-149.

52. Задорожнюк, И.Е., Семья Г.В. Экономическая психология: в поисках интегральных идей [Текст] / И. Е. Задорожнюк, Г. В. Семья // Психологический журнал. – 1995. - №1. - С. 173-175.

53. Здравомыслова, Е., Тёмкина, А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии [Текст] / Е. Здравомыслова, А. Тёмкина // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 15-24.

54. Земсков, С. Б. Рекламные коммуникации как инструмент социального управления [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук /С. Б. Земсков. - Саратов, 2010. – 24 с.

55. Ищенко. В. Г Феномен потребления: знаково-символические аспекты [Текст]: автореф. дис. … канд. философ. Наук / В. Г. Ищенко. - Чита, 2006. – 23 с.

56. Калинин, А. С. Общество потребления как предмет социально-философского исследования [Текст]: дис. … канд. философ. Наук /А.С. Калинин. - Кострома, 2009. – 164 с.

57. Канеман, Д., Тверски, А. Рациональный выбор, ценности и фреймы [Текст] / Д. Канеман, А. Тверски, // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. - № 4. - С. 31-42.

58. Карасева, Ю. А. Социально-психологические особенности постпокупательского поведения [Текст]: дис. … канд. псих. наук / Ю.А. Карасева. - М., 2010. – 119 с.

59. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии [Текст] / И.С. Клецина // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. -с.181-191

60. Кон И. С. Мальчик — отец мужчины [Текст] / И. С. Кон. — М.: Время, 2009. - 704 с.

61. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон. — М.: Время, 2009. — 496 с.

62. Котова, И.Б. Лещенко, Ю.Е. Исследование личности в отечественной психологии: деятельностный и персоналистический подходы [Текст] /И. Б. Котова, Ю. Е. Лещенко // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета, Серия Гуманитарные науки. – 2001. №6. - С.60-64.

63. Кузнецов, Д. А. Человек в обществе потребления [Текст]: автореф. дис. … канд. философ. наук / Д.А. Кузнецов. - М., 2010. – 24 с.

64. Кузнецова, Л. В. Потребление как сфера самореализации личности: социально-философский анализ [Текст]: дис. … канд. философ. наук / Л.В. Кузнецова. - Комсомольск-на-Амуре, 2008. – 212 с.

65. Курышова, Л. Н. стиль потребления бедных в современном российском обществе [Текст]: дис. … канд. соц. наук / Л. Н. Курышова. - Саранск, 2009. – 205 с.

66. Ланкинен, Ю.А. Торгово-развлекательные комплексы как фактор изменения культурного потребления населения крупного города [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / Ю. А. Ланкинен. - СПб., 2009. – 27 с.

67. Лебедев, А. Н., Боковиков, А. К. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российских потребителей [Текст] / А. Н. Лебедев, А. К. Боковиков// Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С.46-52.

68. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. – 304с.

69. Либенстайн, Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса [Текст] / Х. Либенстайн // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. В.М.Гальперина.- СПб.: Экономическая школа. 2000. - 380c.

70. Либерова, М. С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции [Текст]: социологический анализ: дис. … канд. соц. наук / М. С Либерова. – Черкизово, 2010. – 225 с.

71. Логунов, А. В. Престижное потребление в системе символического обмена и конструирования социальной идентичности в трансформирующемся российском обществе [Текст]: дис … канд. соц. наук /А. В. Логунов. - Владивосток, 2003. – 191 с.

72. Лукьянов, В.М. Общество потребления как фактор трансформации ценностного мира человека [Текст]: автореф. дис. … канд. философ. наук /В. М. Лукьянов. - Воронеж, 2009. – 18 с.

73. Лунт, П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра [Текст] / П. Лунт // Иностранная психология. – 1987. - №9. - С. 8-16.

74. Малахов, С. В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) [Текст] / С.В. Малахов // Психологический журнал. – 1990. - №6. - С. 38-47.

75. Мезенцева Е. Б. Теоретические подходы к гендерной экономике [Текст] / Е. Б. Мезенцева // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ.ред. О.А.Ворониной. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. - 416 с.

76. Мерзлякова, В. Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг [Текст] / В. Мерзлякова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2008 - Т. 96. - № 4. - С. 33-42.

77. Нартова-Бочавер, С. К. Опросник «суверенность психологического пространства» - новый метод диагностики личности [Текст] / С. К. Нартова Бочавер // Психологический журнал. – 2004. - том 25. - №5. - С.77-90.

78. Нартова-Бочавер, С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение [Текст] С.К. Нартова-Бочавер// Психологический журнал. − 2003. − № 6.- С.27-36.

79. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности [Текст] / СК. Нартова-Бочавер // Психологическая наука и образование. – 2002. - №1. – С.35-14.

80. Нархова, Е. Н. Культура потребления современных российских студентов [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.06/ Е. Н. Нархова. - Екатеринбург, 2006. – 24 с.

81. Невельская-Гордеева Е.П. Дауншифтинг как мировоззренческая проблема нравственной философии [Электронный ресурс] / Е.П. Невельская-Гордеева // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1. – Режим доступа: www.es.rae.ru/mino/157-736 (дата обращения: 14.01.2014).

82. Новожилова, М. А Потребительское поведение детей в Интернете [Текст] / М. А. Новожилова // Экономическая социология. – 2011. - Т.12. - №1. - С.81-103.

83. Нуреев, Р.М. Очерки по истории институционализма [Текст] / Р.М. Нуреев. - Ростов-на-Дону: Содействие-XXI век, 2010. - 415с.

84. Овруцкий, А. В. Психология потребления: основные направления исследований [Текст] / А. В. Овруцкий // Психология в экономике и управлении. – 2009. - №2. - С.36-40.

85. Осинцева В. М. Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью: на материалах исследований в г. Тюмень [Текст]: дис…. канд. соц. наук / В. М. Осинцева. - Тюмень, 2003. – 170 с.

86. Павлова, М. Н. Социально-психологические особенности потребления лекарственных средств [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05/ М. Н. Павлова. - М., 2008. – 28с.

87. Перекрест, В. В. Формирование политики размещения розничных точек на основе принципов пространственного поведения потребителей [Текст]: автореф. дис. …канд. эконом. наук / В. В. Перекрест. - М., 2006. – 21 с.

88. Петрушкина, Е. В. Социальное конструирование стилейпотребления студенческой молодежи [Текст]: социолого-управленческий аспект: автореф. дис. … канд. соц. наук /Е.В. Петрушкина. - М., 2006. –28 с.

89. Пишняк, А. И. Эффекты массовой коммуникации: влияние телевизионной рекламы на потребительское поведение (на примере российских рынков напитков) [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук /А. И. Пишняк. - М., 2006. – 26 с.

90. Позняков В.П. Экономическая психология в 21 веке. Опыт и перспективы взаимодействия [Электронный ресурс] / В.П. Позняков // Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/publikacii/rossijskie4/n14poznyako.html (дата обращения 30.01.2014)

91. Понукалина, О. В. Специфика показного потребления досуга в условиях общества постмодерна [Текст] / О. В. Понукалина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. - № 1. - С. 301-304.

92. Прихидько А.И. Дауншифтинг как социально-психологический феномен [Электронный ресурс]/ А.И. Приходько// Психологические исследования: электрон.науч. журнал. – 2008. -№1(1). – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2008n1-1/80-prikhidko1.html (дата обращения 30.01.2014)

93. Радаев В.В. Экономическая социология [Текст] / В.В. Радаев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – 603с.

94. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация [Текст] / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 318с.

95. Радзиховский, Л. А. Деятельность: структура, генез, единицы анализа [Текст] / Л. А. Радзиховский // Вопросы психологии. – 1983. - №6. - С. 121-127.

96. Радина Н. К. Социальная психология экономического поведения личности [Текст] / Н. К. Радина // Человек в экономических и социальных отношениях. Материалы всероссийской научной конференции / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко, Л. Широкова. М.: Институт психологии РАН, 2012. - 415с.

97. Радина Н.К. Первичная экономическая социализация: конструирование Я и обретение собственности // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Труды III международной научной интернет-конференции, март – июнь 2009 г./отв. ред. М.Ю. Семенов. – Омск: изд-во «Полиграфический центр КАН», 2009. 390 с.

98. Радина, Н. К. Галлахова Е. Ю. К вопросу об эффективности рекламного воздействия, направленного на детей дошкольного возраста [Текст] / Н. К. Радина, Е.Ю. Галлахова // Психолог в детском саду. – 2007. - №3. - С. 114-120.

99. Радина, Н. К. Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации [Текст] / Н. К. Радина // Психологическая наука и образование. – 2005. - №1. – с. 45-50.

100. Радина, Н. К. Экономическая социализация воспитанников учреждений д

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...