Характеристика социально-психологических особенностей старшеклассников и студентов, ориентированных на показное потребление на низком и ниже среднего уровне.
⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Ориентация на элитарное демонстративное потребление на уровне «ниже среднего» свидетельствует скорее о социально-психологическом неблагополучии личности учащегося престижного учебного заведения: нарушена суверенность физического тела, действия испытуемых внутренне не согласованы, они наиболее вероятно испытывают проблемы с коммуникацией.
Низкий уровень установки на демонстративное потребление, как целом, так и в изучаемых вариантах связан с психологическим неблагополучием личности по изучаемым социально-психологическим характеристикам. Однако если в группе учащихся престижных учебных заведений отказ от демонстративного потребления свидетельствует о неблагополучии в целом, то среди учащихся обычных учебных заведений свидетельствуют о специфических поражениях психологического пространства: таких испытуемых физически не притесняли, но навязывали ценности, мировоззрение, круг общения. Примечательно, что вне зависимости от социально-экономической принадлежности, те, кто отказывается от потребления знаков статуса обладают высокими показателями в области контроля, следовательно, в случае если речь идет об отказе от демонстративного потребления, такое поведение можно отнести к неактивному неконформному сопротивлению нормам «общества потребления». Коммуникативные способности и показатель эмоционального интеллекта практически не дифференцированы как в группе учащихся обычных учебных заведений, так и среди тех, кто учится в престижных гимназиях и ВУЗах. Анализ данных показателей позволил выделить лишь тех, кто более и менее ориентирован на демонстративное потребление. Анализ связей общей установки, распознавания и установки на практику демонстративного потребления показал, что независимо от социально-экономической принадлежности молодого человека, принятие установок на демонстративное потребление наиболее вероятно является навязанным выбором для всех старшеклассников и студентов, что проявилось в отрицательной корреляции между показателями демонстративного потребления и показателями суверенности ценностей. Данную отрицательную корреляцию мы также интерпретируем в контексте конформизма: ориентация на знаки статуса в «обществе потребления» (макроуровень) независимо от социально-экономического статуса семьи - вынужденная мера, без нее, вероятно, затруднена социально-психологическая адаптация молодых людей и принятие группой ровесников.
Распознавание и практика демонстративного потребления по разному «сцеплены» с социально-психологическими характеристиками личности: именно практика способствует развитию особенностей личности. Независимо от принадлежности к социально-экономической группе практика демонстративного потребления более вероятно положительно связана с психологическим благополучием в области суверенности психологического пространства, самоотношения, самоуважения, с коммуникативными способностями. Примечательно, что показатель эмоционального интеллекта личности по иному связна с распознаванием и практикой имитационного демонстративного потребления: так установка на практику практически не связана с показателем эмоционального интеллекта, в то время как распознавание знаков статуса обнаруживает связи с некоторыми показателями эмоционального интеллекта. Такие связи не были характерны для других социально-психологических характеристик. Анализ связей демонстративного потребления с социально-психологическими характеристиками личности в различных социально-экономических группах обнаружил следующие различия. Имитационное демонстративное потребление молодых людей более вероятно связано с самоинтересом, ориентацией на ожидаемое отношение других, а элитарное – как с самоинтересом, так и с глобальным самоотношением личности, самоуважением, аутосимпатии, самопринятием. Жизнестойкость и показатели демонстративного потребления по-разному связаны у старшеклассников и студентов из различных социально-экономических групп. В том случае, если речь идет о представителях более богатых семей, и распознавание, и практика демонстративного потребления тесно связаны с жизнестойкостью (и в целом, и по субшакалам). Если же анализировать данные представителей менее обеспеченных семей, ориентация на демонстративное потребление связана с жизнестойкостью только в том случае, если юноши и девушки включены в практику потребления «знаков статуса».
Организаторские способности являются характеристикой личности, не связанной с в целом с демонстративным потреблением. Однако показатели по организаторским способностям у юношей и девушек из семей с невысоким социально-экономическим статусом имеют статистически значимые корреляционные связи с практикой демонстративного потребления. Эмоциональный интеллект у учащихся престижных учебных заведений связан с общей установкой на демонстративное потребление, распознаванием и практикой. Среди учащихся обычных учебных заведений были обнаружены принципиальные различия в связях демонстративного потребления с распознаванием и практикой. Так, распознавание знаков статуса положительно связано с некоторыми аспектами эмоционального интеллекта, а практика демонстративного потребления практически не связана с показателем эмоционального интеллекта. Интенсивность и качество связи между социально-экономическими характеристиками личности у представителей различных социально-экономических групп позволяет предположить, что в группе молодых людей из обычных учебных заведений демонстративное потребление имеет меньшую социокультурную значимость и не реорганизует инструменты социального познания.
Заключение На основании анализа социальных и социально-психологических характеристик старшеклассников и студентов с различной выраженностью демонстративного потребления в контексте общих и частных гипотез исследования можно сформулировать следующие выводы, позволяющие разработать рекомендации для практических психологов образовательных учреждений относительно создания просветительских программ и тренингов по проблеме развития конструктивного демонстративного потребления. Основная гипотеза, заключающаяся в предположении, что «демонстративное потребление» старшеклассников и студентов является феноменом, обусловленным как социальными, так и и социально-психологическими характеристиками полностью подтвердилась.
· В ходе исследования были обнаружены связи демонстративного потребления, его распознавания и практики со всеми изучаемыми характеристиками. · При определении социальных и социально-психологических характеристик, более и менее тесно связанных с демонстративным потреблением личности было выделено четыре фактора, которые условно были названы «психологическими», один – комплексный, включающий как психологические, так и социологические характеристики. Анализ факторов, обуславливающих демонстративное потребление личности, показал, что именно социально-психологические характеристики личности более определенно детерминируют развитие демонстративного потребления. · При рассмотрении структуры социальных и социально-психологических факторов, обуславливающих высокую ориентацию на демонстративное потребление личности учащегося, было выделено пять факторов, один из которых так же является комплексным. Наибольшее влияние на формирование высокого уровня демонстративного потребления у старшеклассников и студентов оказывают самоотношение, жизнестойкость, организаторские способности и суверенность психологического пространства. Гендерная принадлежность не вошла ни в один из факторов, определяющих развитие высокого уровня установки на демонстративное потребление. 1.Гипотеза о том, что количественные и качественные различия в демонстративном потреблении индивидов формируются в процессе развития социальной идентичности личности и определяются интериоризованными нормами социализации, заданными социокультурной средой и проявляющимися в виде соответствующих социальных установок, подтвердилась. 1.1 Демонстративное потребление в конструировании социального статуса используют преимущественно девушки, однако высокий уровень показателей установок на демонстративное потребление в большей степени зависит от социально-экономического статуса семьи участников исследования, нежели от принадлежности к гендерной группе. 1.2 Гендерные различия в демонстративном потреблении старшеклассников и студентов заключается в том, что «конструирование гендера» для женской группы в российском социокультурном пространстве непосредственно связано с привлекательной внешностью, реализуется средствами потребительской активности в целом и демонстративным потреблением в частности. Девушки более ориентированы на демонстрацию социального статуса посредством демонстративного потребления, лучше разбираются в «телесных» символах статуса и активнее их используют.
1.3 Демонстративное потребление различных социально-экономических групп различается как количественно, так и качественно. Распознавание демонстративного потребления не зависит от социально-экономического статуса семьи респондентов. Количественные различия в практике демонстративного потребления связаны с социально-экономическим статусом семьи. 1.4 Качественные различия в демонстративном потреблении у более и менее обеспеченных групп лежат в области использования различных наборов знаков социального статуса: для представителей состоятельных семей характерен вариант демонстративного потребления ближе к элитарному, а для представителей менее обеспеченных слоев общества – вариант демонстративного потребления, близкий к имитационному (что регламентируется социально-экономическим статусом семьи родителей). 1.5 Высокий уровень установки на имитационное демонстративное потребление у участников исследования возможно трактовать как попытку совладания с травматичным психологическим опытом предыдущих возрастных этапов: данная подгруппа воспринимает свое психологическое пространство как депривационное, обладает низкими показателями самопринятия. 1.6 Высокие показатели элитарного демонстративного потребления свидетельствуют о сохранном психологическом пространстве личности, высоких показателях самоотношения личности, её жизнестойкости, развитых коммуникативных способностей и средних показателях эмоционального интеллекта. Показатели демонстративного потребления «выше среднего» в целом связаны с благополучием в области территориальных и временных границ психологического пространства, с позитивным отношением к себе. 1.7 Уровень демонстративного потребления «ниже среднего» обнаруживает принципиальные различия между демонстративным потреблением представителей различных социально-экономических групп. Установки на имитационное демонстративное потребление на уровне ниже среднего свидетельствует о психологическом благополучии личности: (наличие суверенности территориальных, временных границ, ценностей и жизнестойкости личности). Установки на элитарное демонстративное потребление на уровне ниже среднего свидетельствует скорее о социально-психологическом неблагополучии личности учащегося (нарушении суверенности физического тела, о внутренней несогласованности, о проблемах с коммуникацией). 1.8 Низкий уровень установки на демонстративное потребление во всех изучаемых подгруппах связан с психологическим неблагополучием личности по изучаемым социально-психологическим характеристикам. 2. Гипотеза о том, что уровень когнитивной составляющей демонстративного потребления (распознавание) может не соответствовать уровню поведенческой составляющей демонстративного потребления подтвердилась. Распознавание и практика демонстративного потребления по разному «сцеплены» с социально-психологическими характеристиками личности: высокие показатели суверенности психологического пространства, самоотношения, жизнестойкости, коммуникативных способностей в большей степени связаны с практикой демонстративного потребления, нежели с его распознаванием. 3. Гипотеза о том, что практика демонстративного потребления (поведенческая составляющая демонстративного потребления) коррелирует с показателями психологического благополучия личности у старшеклассников и студентов (а именно с суверенностью психологического пространства, самоотношением, жизнестойкостью, коммуникативными способностями) подтвердилась. Данные характеристики положительно коррелируют с поведенческой составляющей демонстративного потребления у старшеклассников и студентов. 4. Гипотеза о том, что умеренное демонстративное потребление возможно характеризовать как маркер социально-психологической адаптированности личности в социуме подтвердилась. Как имитационный, так и элитарный вариант демонстративного потребления на уровне «выше среднего» связан с ожиданием социального принятия и потребностью в аффилиации. Умеренное следование за «знаками статуса» свидетельствует об успешной социализированности и вероятном психологическом благополучии. Таким образом, совокупность доказанных частных гипотез свидетельствует о достоверности основной гипотезы в целом. Результаты проведенного исследования позволяют разработать следующие рекомендации по проблеме развития форм конструктивного демонстративного потребления. 1.Для практических психологов образовательных учреждений: · при разработке содержания просветительских программ и тренингов, психологам всех общеобразовательных учреждений необходимо учитывать, что демонстративное потребление является маркером социально-психологической адаптированности личности учащегося: поэтому всем старшим подросткам рекомендуются просветительские программы, например, о моде и потреблении, поясняющие, что потребление, в том числе и демонстративное потребление, – особый социальный язык для установления социальных контактов и конструирования социального статуса (для благоприятного личностного и социального развития важно, чтобы подростки осознанно и креативно использовали ресурсы демонстративного потребления); · психологам, работающим в гимназиях и лицеях, где обучаются дети и подростки из более обеспеченных семей, рекомендуется обратить особое внимание на подростков, игнорирующих умеренную практику демонстративного потребления (возможная «группа риска» с точки зрения социального самочувствия) для дальнейшего включения их в программы, направленные на развитие коммуникации, на личностное саморазвитие; · внимание психологов обычных общеобразовательных школ, особенно школ «спальных районов», «окраин» и т. п., где обучаются дети и подростки из малообеспеченных семей, должно быть сосредоточено на тех учащихся, кто обладает показателями демонстративного потребления «выше среднего» (возможная «группа риска», обусловленная стремлением к социальному признанию и ощущением депривированности ряда значимых сфер): работа с такими учащимися должна быть сконцентрирована в области восстановления границ психологического пространства и повышения самоотношения личности; 2.Для практических психологов маркетинговых отделов и отделов рекламы организаций, ориентированных на молодежную аудиторию: · демонстративное потребление любой аудитории является потреблением «знаков статуса», поэтому продвижение многих социально-значимых продуктов, идей, услуг (ориентация на экологические продукты, сохранение тех или иных ресурсов, сортировка мусора и т.п.) будет более эффективным, если будет «упаковано» в знаки демонстративного потребления; · маркетинговые коммуникации торговой марки, целевой аудиторией которой является молодежь, должны основываться на поддержании «игровой реконструкции» стиля жизни социальной группы, к которой принадлежит потребитель («поддерживая» стиль или принципиально изменяя его); · рекламные кампании и мероприятия по продвижению дорогих товаров и услуг среди юношей следует разрабатывать, ориентируясь на отложенный результат; маркетинговые программы, ориентированные на женскую молодежную аудиторию повысят как узнаваемость, так и частоту покупок продвигаемого товара или услуги в краткосрочной перспективе.
.
Библиографический список
1. Аванесян, К. А. Социальное воздействие рекламы на поведение потребителей: институциональный анализ [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / К. А. Аванесян. - Новочеркасск, 2011. – 22с 2. Авраамова, Е. М. Сберегательные установки россиян [Текст] / Е.М. Авраамова // Общественные науки и современность. - 1998. - No1. - С.27-40. 3. Агапов, И.И.История экономической мысли. Курс лекций [Текст] / И.И. Агапов. - М.: ЭКМОС, 1998. - 248 с. 4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. – 378с. 5. Анкудинова, Е. В. Определение сущности экономической социализации [Текст] / Е. В. Анкудинова // Вестник ЧГПУ, серия Педагогика и психология. – 2009. - №9. - С.5-16. 6. Анкудинова, Е. В. Экономическая социализация как психологический феномен [Текст] / Е. В. Анкудинова // Вестник ТГПУ.- 2009. - №11(89). - С.126-130 7. Аранович, Н.А. Повседневные практики показного потребления (по материалам экспертного опроса) [Текст] / Н. А. Аранович // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2011. - № 1 (21). - С. 7–11. 8. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] /А.Г.Асмолов. - М.: МГУ, 1990. – 367с. 9. Афанасьева, Ю. Л. Влияние рекламы на потребительское поведение студенческой молодежи [Текст]: дис. … канд. соц. наук /Ю. Л. Афанасьева. - Пенза, 2010. – 190 с. 10. Багоцци, Ричард П. Социальная психология потребителя: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Ричард П. Багоцци, Цейнеп Гёрхан-Канли, Йозеф Р. Пристер. – М.: Академия, 2008. – 271с. 11. Банникова, Л. Н. Потребление как общесоциологическая категория: предметное поле и основные аспекты анализа [Текст] / Л. Н. Банникова // Известия Уральского государственного университета. – 2007. – № 51. – С. 154-167. 12. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, Е. О. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская, Е. О. Тихомандритская. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с. 13. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака [Текст] /Ж. Бодрийяр. - М.: Академический Проект, 2007. -335с. 14. Борзых. С. В. Человек-потребитель в условиях глобализации [Текст] автореф. дис. … канд. философ. Наук / С. В. Борзых. - Томск, 2005. - 17с 15. Борисов Е.Ф. Экономическая теория [Текст] / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт, 2005. – 399с. 16. Веблен Т. Теория праздного класса [Текст] / Т.Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367с. 17. Воронова, Е. Н. Статусное потребление деловых людей в современном российском обществе [Текст] дис. … канд. соц. наук / Е. Н. Воронова. - Саратов, 2005. – 152 с. 18. Вяткин, А.П. Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевой подход [Текст] /А.П. Вяткин. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 383с. 19. Вяткин, А.П. Интегративный подход в исследованиях экономической психологии [Электронный ресурс] / А.П. Вяткин // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал), 2013, №2 Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). - Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=17286 (дата обращения 01.09.2014) 20. Вяткин А.П. Онтология и экономическая социализация сознания [Текст] /А.П. Вяткин // Вестник государственного университета управления. - 2011. - №4. - С.25-28. 21. Вяткин, А.П. Онтология и экономическая социализация сознания [Текст] /А.П. Вяткин// Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 4. - С. 25-28. 22. Вяткин, А.П. Проблема экономического самоопределения выпускников гуманитарного вуза [Текст] /А.П. Вяткин // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2010. -№ 15.- С. 24-27. 23. Вяткин, А.П. Динамика рыночных и этических представлений студенческой молодежи в процессе социализации [Текст] /А.П. Вяткни // Сибирский педагогический журнал. -2009.- №1.- С. 234-242. 24. Гавра, Д. П. Социальные институты. [Текст] / Д. П. Гавра // Социально-политический журнал. – 1998 - №2. - С. 123 25. Галкин, М. Н. Поведение потребителей из среднего класса на рынке жилья крупного города европейской части России [Текст]: дис. … канд. соц. наук / М.Н. Галкин. - Ростов-на-Дону, 2008. – 180 с. 26. Ганскау, Е.Ю. Стратегии потребительского поведения семьи: на примере потребления продовольственных товаров [Текст]: дис. … канд. соц. наук / Е. Ю. Ганскау. – СПб., 2001. – 178 с. 27. Гладков П.А. Дауншифтинг и аномия: классическая теория Р.К. Мертона и ее современное приложение [Электронный ресурс] / П. А. Гладков // Гуманитарные научные исследования. – Март, 2012 – Редим доступа: http://human.snauka.ru/2012/03/1868 (дата обращения 30.01.2014) 28. Голова, А. Г. Управление потребительским поведением молодежи в условиях мегаполиса [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / А. Г. Голова. - М., 2010. – 24 с. 29. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. – 272с. 30. Григорьева, И.В. Психология и экономика: методологический аспект [Электронный ресурс] / И.В. Григорьева // Проблемы современной экономики. – 2006.- №1-2(17-18). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=933 (дата обращения 30.01.2014) 31. Гусева, Т. В. Потребительское поведение детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук / Т. В. Гусева. - Ярославль, 2005. – 24 с. 32. Дейнека, О. С. Экономическая психология: социально-политические проблемы [Текст] / О. С. Дейнека. - СПб.: Изд-во СПБГУ, 1999. – 240с. 33. Дитмар, Х. Экономические представления подростков [Текст] / Х. Дитмар // Иностранная психология. – 1997 - №9. - С. 25-36. 34. Долгова, Ю. А. Социальный феномен глянцевых журналов в культуре потребления молодежи [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / Ю. А. Долгова. - Саратов, 2011. – 21 с. 35. Дробышева, Т.В. Экономическая социализация формирующейся личности: теоретическая модель и экспериментальное исследование (на примере ценностных ориентаций личности) [Текст] /Т.В. Дробышева // Психологический журнал.- 2011. Т.32.- № 2 — С. 59- 81. 36. Дронов, Д. С. особенности престижного потребления у российских женщин [Текст] / Д. С. Дронов // Женщина в российском обществе. – 2011 - №2. – С. 14-19. 37. Дьяконов, М. Ю. Сфера молодежного досуга мегаполиса в обществе потребления: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук /М. Ю. Дьяконов. – М., 2010. - 26 с. 38. Дядиченко, О. В. Социализационные траектории молодежи в российском обществе потребления [Текст]: автореф. дис. … канд.соц. наук / О. В. Дядиченко. - Ростов-на-Дону, 2008. – 29 с. 39. Егошина, Е. Б., Комиссаров, А. А. Роль рекламы в формировании потребительского намерения [Текст] / Е. Б. Егошина, А. А. Комиссаров // Социология: 4М. – 1997 - № 9. - С. 163-189. 40. Емельянова Т.П, Дрбышева Т.В. Динамика представлений об экономическом благосостоянии у работающих взрослых в условиях до- и поствыборной ситуации в России [Текст] / Т.П. Емельянова, Т.В. Дробышева // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №3. - С.74-80. 41. Емельянова Т. П., Дробышева Т. В. Особенности социальных представлений о бедности у студентов и пожилых людей [Электронный ресурс] / Т.П. Емельянова, Т.В. Дробышева // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). - Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Emelianova-Drobysheva_Representations-of-Poverty/ (дата обращения 01.09.2014) 42. Ефремова, М. В. Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями [Текст]: автореф. дис. … канд. псих. наук / М. В. Ефремова. - М., 2010. – 29 с. 43. Ечевская. О. Г Социально-экономический статус и материалистичность как основания различий в потреблении городского населения России [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / О. Г. Ечевская. - Новосибирск, 2010. - 26 с. 44. Желнина, А. А. Трансформация пространств потребления в современном российском городе на примере Санкт-Петербурга [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / А. А. Желнина. - СПб., 2011. – 24с. 45. Жилина, Ж. А. Дети и экономика. Результаты исследования экономической социализации дошкольников [Текст] / Ж.А. Жилина // Психология в экономике и управлении. – 2009 - №1. - С. 76-84. 46. Журавлев А. Л., Купрейченко, А. Б. Тенденции социально-экономической жизни российского общества и развитие исследований отечествееной экономической психологии [Текст] / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Знание. Понимание. Умение. – 2009 - №4. - С.27-35. 47. Журавлев, А. Л. Экономическая психология в контексте современной психологической науки [Текст] / А. Л. Журавлев // Проблемы экономической психологии, Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН" – 2004. – 620 с. 48. Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б, Влияние социально-экономических изменений в обществе на развитие экономической психологии [Текст] / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Психология и экономика. - 2009 - Т.2. - №2. - С.43-62. 49. Журавлев. А. Л., Дробышева, Т. В. Экономическая социализация детей и подростков: понимание, походы к исследованию и основные факторы [Текст] / А. Л. Журавлев, Т. В. Дробышева// Вестник психологии образования. – 2008 - №2. - С. 29-35. 50. Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Влияние раннего экономического образования на ценностные ориентации младших школьников [Текст] / А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева // Знание. Понимание. Умение. – 2012 - №1. - С.181-190. 51. Задорожнюк, И. Е. Экономические психологи о проблемах социализации [Текст] / И. Е. Задорожнюк // Вопросы психологии. – 2003. - №1. - С. 147-149. 52. Задорожнюк, И.Е., Семья Г.В. Экономическая психология: в поисках интегральных идей [Текст] / И. Е. Задорожнюк, Г. В. Семья // Психологический журнал. – 1995. - №1. - С. 173-175. 53. Здравомыслова, Е., Тёмкина, А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии [Текст] / Е. Здравомыслова, А. Тёмкина // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 15-24. 54. Земсков, С. Б. Рекламные коммуникации как инструмент социального управления [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук /С. Б. Земсков. - Саратов, 2010. – 24 с. 55. Ищенко. В. Г Феномен потребления: знаково-символические аспекты [Текст]: автореф. дис. … канд. философ. Наук / В. Г. Ищенко. - Чита, 2006. – 23 с. 56. Калинин, А. С. Общество потребления как предмет социально-философского исследования [Текст]: дис. … канд. философ. Наук /А.С. Калинин. - Кострома, 2009. – 164 с. 57. Канеман, Д., Тверски, А. Рациональный выбор, ценности и фреймы [Текст] / Д. Канеман, А. Тверски, // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. - № 4. - С. 31-42. 58. Карасева, Ю. А. Социально-психологические особенности постпокупательского поведения [Текст]: дис. … канд. псих. наук / Ю.А. Карасева. - М., 2010. – 119 с. 59. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии [Текст] / И.С. Клецина // Общественные науки и современность. - 2002. - № 3. -с.181-191 60. Кон И. С. Мальчик — отец мужчины [Текст] / И. С. Кон. — М.: Время, 2009. - 704 с. 61. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон. — М.: Время, 2009. — 496 с. 62. Котова, И.Б. Лещенко, Ю.Е. Исследование личности в отечественной психологии: деятельностный и персоналистический подходы [Текст] /И. Б. Котова, Ю. Е. Лещенко // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета, Серия Гуманитарные науки. – 2001. №6. - С.60-64. 63. Кузнецов, Д. А. Человек в обществе потребления [Текст]: автореф. дис. … канд. философ. наук / Д.А. Кузнецов. - М., 2010. – 24 с. 64. Кузнецова, Л. В. Потребление как сфера самореализации личности: социально-философский анализ [Текст]: дис. … канд. философ. наук / Л.В. Кузнецова. - Комсомольск-на-Амуре, 2008. – 212 с. 65. Курышова, Л. Н. стиль потребления бедных в современном российском обществе [Текст]: дис. … канд. соц. наук / Л. Н. Курышова. - Саранск, 2009. – 205 с. 66. Ланкинен, Ю.А. Торгово-развлекательные комплексы как фактор изменения культурного потребления населения крупного города [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук / Ю. А. Ланкинен. - СПб., 2009. – 27 с. 67. Лебедев, А. Н., Боковиков, А. К. Влияние ролевой установки на экономическое поведение российских потребителей [Текст] / А. Н. Лебедев, А. К. Боковиков// Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С.46-52. 68. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. – 304с. 69. Либенстайн, Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса [Текст] / Х. Либенстайн // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. В.М.Гальперина.- СПб.: Экономическая школа. 2000. - 380c. 70. Либерова, М. С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции [Текст]: социологический анализ: дис. … канд. соц. наук / М. С Либерова. – Черкизово, 2010. – 225 с. 71. Логунов, А. В. Престижное потребление в системе символического обмена и конструирования социальной идентичности в трансформирующемся российском обществе [Текст]: дис … канд. соц. наук /А. В. Логунов. - Владивосток, 2003. – 191 с. 72. Лукьянов, В.М. Общество потребления как фактор трансформации ценностного мира человека [Текст]: автореф. дис. … канд. философ. наук /В. М. Лукьянов. - Воронеж, 2009. – 18 с. 73. Лунт, П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра [Текст] / П. Лунт // Иностранная психология. – 1987. - №9. - С. 8-16. 74. Малахов, С. В. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) [Текст] / С.В. Малахов // Психологический журнал. – 1990. - №6. - С. 38-47. 75. Мезенцева Е. Б. Теоретические подходы к гендерной экономике [Текст] / Е. Б. Мезенцева // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ.ред. О.А.Ворониной. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. - 416 с. 76. Мерзлякова, В. Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг [Текст] / В. Мерзлякова // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2008 - Т. 96. - № 4. - С. 33-42. 77. Нартова-Бочавер, С. К. Опросник «суверенность психологического пространства» - новый метод диагностики личности [Текст] / С. К. Нартова Бочавер // Психологический журнал. – 2004. - том 25. - №5. - С.77-90. 78. Нартова-Бочавер, С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение [Текст] С.К. Нартова-Бочавер// Психологический журнал. − 2003. − № 6.- С.27-36. 79. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности [Текст] / СК. Нартова-Бочавер // Психологическая наука и образование. – 2002. - №1. – С.35-14. 80. Нархова, Е. Н. Культура потребления современных российских студентов [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.06/ Е. Н. Нархова. - Екатеринбург, 2006. – 24 с. 81. Невельская-Гордеева Е.П. Дауншифтинг как мировоззренческая проблема нравственной философии [Электронный ресурс] / Е.П. Невельская-Гордеева // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – №1. – Режим доступа: www.es.rae.ru/mino/157-736 (дата обращения: 14.01.2014). 82. Новожилова, М. А Потребительское поведение детей в Интернете [Текст] / М. А. Новожилова // Экономическая социология. – 2011. - Т.12. - №1. - С.81-103. 83. Нуреев, Р.М. Очерки по истории институционализма [Текст] / Р.М. Нуреев. - Ростов-на-Дону: Содействие-XXI век, 2010. - 415с. 84. Овруцкий, А. В. Психология потребления: основные направления исследований [Текст] / А. В. Овруцкий // Психология в экономике и управлении. – 2009. - №2. - С.36-40. 85. Осинцева В. М. Досуг как сфера потребления культурных услуг молодежью: на материалах исследований в г. Тюмень [Текст]: дис…. канд. соц. наук / В. М. Осинцева. - Тюмень, 2003. – 170 с. 86. Павлова, М. Н. Социально-психологические особенности потребления лекарственных средств [Текст]: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05/ М. Н. Павлова. - М., 2008. – 28с. 87. Перекрест, В. В. Формирование политики размещения розничных точек на основе принципов пространственного поведения потребителей [Текст]: автореф. дис. …канд. эконом. наук / В. В. Перекрест. - М., 2006. – 21 с. 88. Петрушкина, Е. В. Социальное конструирование стилейпотребления студенческой молодежи [Текст]: социолого-управленческий аспект: автореф. дис. … канд. соц. наук /Е.В. Петрушкина. - М., 2006. –28 с. 89. Пишняк, А. И. Эффекты массовой коммуникации: влияние телевизионной рекламы на потребительское поведение (на примере российских рынков напитков) [Текст]: автореф. дис. … канд. соц. наук /А. И. Пишняк. - М., 2006. – 26 с. 90. Позняков В.П. Экономическая психология в 21 веке. Опыт и перспективы взаимодействия [Электронный ресурс] / В.П. Позняков // Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/publikacii/rossijskie4/n14poznyako.html (дата обращения 30.01.2014) 91. Понукалина, О. В. Специфика показного потребления досуга в условиях общества постмодерна [Текст] / О. В. Понукалина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. - № 1. - С. 301-304. 92. Прихидько А.И. Дауншифтинг как социально-психологический феномен [Электронный ресурс]/ А.И. Приходько// Психологические исследования: электрон.науч. журнал. – 2008. -№1(1). – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2008n1-1/80-prikhidko1.html (дата обращения 30.01.2014) 93. Радаев В.В. Экономическая социология [Текст] / В.В. Радаев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. – 603с. 94. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация [Текст] / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 318с. 95. Радзиховский, Л. А. Деятельность: структура, генез, единицы анализа [Текст] / Л. А. Радзиховский // Вопросы психологии. – 1983. - №6. - С. 121-127. 96. Радина Н. К. Социальная психология экономического поведения личности [Текст] / Н. К. Радина // Человек в экономических и социальных отношениях. Материалы всероссийской научной конференции / Отв. ред.: А. Б. Купрейченко, Л. Широкова. М.: Институт психологии РАН, 2012. - 415с. 97. Радина Н.К. Первичная экономическая социализация: конструирование Я и обретение собственности // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Труды III международной научной интернет-конференции, март – июнь 2009 г./отв. ред. М.Ю. Семенов. – Омск: изд-во «Полиграфический центр КАН», 2009. 390 с. 98. Радина, Н. К. Галлахова Е. Ю. К вопросу об эффективности рекламного воздействия, направленного на детей дошкольного возраста [Текст] / Н. К. Радина, Е.Ю. Галлахова // Психолог в детском саду. – 2007. - №3. - С. 114-120. 99. Радина, Н. К. Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации [Текст] / Н. К. Радина // Психологическая наука и образование. – 2005. - №1. – с. 45-50. 100. Радина, Н. К. Экономическая социализация воспитанников учреждений д
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|