2.3. Динамический фактор автомобиля
2. 3. Динамический фактор автомобиля
После определения передаточных чисел трансмиссии можно приступить к вычислению динамических показателей и характеристик автомобиля. Удобным измерителем динамических качеств автомобиля является динамический фактор, при помощи которого можно сравнивать тягово-скоростные свойства автомобилей различных типов. Динамический фактор автомобиля – это отношение избыточной силы тяги к полному весу автомобиля, т. е.
или подставляя соответствующие значения:
После несложных преобразований можно получить следующее выражение динамического фактора:
По формуле (19) можно рассчитать динамическую характеристику автомобиля, которая графически изображает зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля на различных передачах (рис. 7). Благодаря тому, что динамический фактор безразмерная величина – по динамической характеристике можно сравнивать между собой различные типы грузовых и легковых автомобилей. С помощью динамической характеристики весьма просто решаются некоторые задачи тяговой динамики. Например, при равномерном движении, когда ускорение равно нулю, динамический фактор равен коэффициенту дорожного сопротивления
Рис. 7. Динамическая характеристика автомобиля (1-4–передачи коробки передач)
По динамической характеристике можно определить также максимальную скорость движения автомобиля по дороге с заданным сопротивлением. Например, на рис. 7 видно, что автомобиль может двигаться по дороге с заданным сопротивлением Если на двигатель установлен регулятор максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя, то кривые 1, 2, 3 и 4 на рис. 7 при скоростях В реальных условиях эксплуатации автомобиля возможен случай, когда нельзя реализовать динамический фактор, рассчитанный по формуле (19), из-за недостаточности сцепления ведущих колес с дорогой. Этот предельный случай оценивается динамическим фактором по сцеплению, который определяется по формуле:
где Pj – максимальная сила сцепления ведущих колес с дорогой. При буксовании ведущих колес скорость автомобиля невелика. Следовательно, значение силы сопротивления воздуха близко к нулю. Изменением нормальных реакций по осям можно также пренебречь. Тогда значение динамического фактора по сцеплению равно постоянной величине
2. 4. Динамический паспорт автомобиля
При эксплуатации автомобиля его грузоподъемность (масса перевозимого груза) изменяется в широких пределах. Чтобы не пересчитывать динамическую характеристику при каждом изменении нагрузки, используют номограмму, приведенную на рис. 8. Для построения номограммы, ось абсцисс динамической характеристики Dп, соответствующей весу автомобиля с полной нагрузкой, продолжают влево и откладывают на ней отрезок произвольной длины. Правая граница этого отрезка (точка О) соответствует 100 % нагрузке автомобиля, а левая (точка О') соответствует только весу снаряженного автомобиля с водителем G0 (нагрузка 0 %). Через точку О' проводят вторую ось ординат О'D0 параллельно оси ОDп.
Если для автомобиля с полной нагрузкой Gп динамический фактор равен Dп, то значение динамического фактора для автомобиля весом G0 равно
Следовательно, масштаб для оси ординат О'D0 равен масштабу оси ординат ОDп, умноженному на коэффициент G/Gп. Соединяя равные значения динамического фактора на осях О'D0 и ОDп отрезками, получаем номограмму, которая позволяет оценить скоростные свойства автомобиля при неполном использовании его грузоподъемности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|