Раздел 6. . Основы гражданской обороны
РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Началом пути Гражданской обороны (ГО) в нашей стране считается 1918 год. Изданное Комитетом революционной обороны воззвание «К населению Петрограда и его окрестностей» устанавливало правила поведения населения в условиях воздушного нападения и явилось первым документом, определяющим мероприятия ГО. Исторической датой создания Гражданской обороны является 4 октября 1932 года, когда Совнарком СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР (МПВО). Этот документ послужил основой для создания организации, призванной решать сложные и ответственные задачи по защите населения и экономики страны от нападения противника с воздуха. Необходимость в МПВО, затем – гражданской обороне, объяснялась возраставшей угрозой империалистической агрессии против нашего государства. С этого времени в стране стали проводиться мероприятия централизованной общественной организации – МПВО. Система ГО должна была обеспечить выполнение масштабных мероприятий в условиях мирного и военного времени. И она, как свидетельствует история её существования, со своими задачами справилась. На первом этапе все мероприятия ПВО и ПХО были объединены в общегосударственную систему под общим руководством Наркомата по военным и морским делам. Второй этап (ноябрь 1932 – июль 1941 гг. ) – комплекс военно-политических и организационных мероприятий по защите населения и народного хозяйства страны. МПВО выделяется в самостоятельную систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач. Третий этап (июнь 1941–1945 гг. ) охватывает годы Великой Отечественной войны. В соответствии с постановлением СНК от 2 июля 1941 года № 18/12 «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», была развернута большая организационная работа по формированию групп самозащиты МПВО. За первые месяцы войны были созданы десятки тысяч групп самозащиты, развернулось строительство ряда убежищ и укрытий.
После освобождения городов от фашистских захватчиков, формированиями МПВО были очищены сотни тысяч квадратных метров городских территорий, обезврежены противотанковые и противопехотные мины, реактивные снаряды, минометные мины. Опыт войны показал, что от успешного решения задач по организации МПВО – ГО в значительной степени зависела не только бесперебойная работа промышленности и транспорта, но и высокое морально-политическое состояние войск. Гражданская оборона страны из местной перерастает в стратегическую задачу страны. Четвертый этап (июнь 1945 – июль 1961 гг. ) – этап совершенствования МПВО, связанный с поиском наиболее эффективных путей защиты населения и народного хозяйства от применения ОМП в условиях начавшейся «холодной» войны. На этом этапе руководство МПВО – ГО было возложено на исполнительные органы Советов депутатов трудящихся краев, областей, городов и районов. Пятый этап (июль 1961 – сентябрь 1971 гг. ) характеризуется глубокими структурными изменениями МПВО. МПВО преобразована в ГО СССР. Задачи, стоящие перед ГО страны, резко изменились. ГО становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время с целью защиты населения и объектов народного хозяйства от оружия массового поражения. ГО стала строиться по территориально-производственному принципу. В основу защиты населения принята идея проведения массовой эвакуации населения из городов в загородные зоны и обеспечение персонала, который оставался работать на предприятиях, средствами защиты и убежищами.
Шестой этап (октябрь 1971 – июль 1987 гг. ) связан с новыми структурными изменениями, связанными с усилением гонки вооружений и достижением СССР стратегического паритета. Руководство ГО было возложено на МО СССР. Была повышена эффективность руководства деятельностью ГО со стороны советских и военных органов управления министерств и ведомств. Седьмой этап (август 1987 – декабрь 199 гг. ) является этапом позитивных перемен в военно-политической ситуации окончания «холодной войны» и переключения значительной части сил ГО на решение экологических и хозяйственных проблем. На ГО возложены задачи по защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, катастроф в мирное время (википедия). Восьмой этап – (с декабря 1991 года по настоящее время) начали с упразднения государственных структур СССР, образования СНГ и создания Украинской системы предупреждения и действий в ЧС (УСЧС), в которую органически вошла ГО Украины. Девятый этап – ЗАКОН «О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ» Принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 13 февраля 2015 года (Постановление № I-56П-НС). Каждый день мы видим результат труда сотрудников МЧС и Гражданской Обороны – это спасенные человеческие жизни, это повышение защищенности людей от самых различных техногенных и природных катастроф. § 1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ДНР И ЕЁ ЗАДАЧИ Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики. Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне – формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, не связанных с проведением аварийно-спасательных работ. Основные задачи в области Гражданской обороны Основными задачами в области Гражданской обороны являются: 1. Защита населения и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от их последствий, а также в условиях ведения военных действий обеспечивается выполнением комплекса превентивных мероприятий, включающих: а) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и постоянное информирование его о сложившейся обстановке; б) обеспечение укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны; в) обеспечение средствами индивидуальной защиты; г) эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; д) инженерную, медицинскую, биологическую, радиационную и химическую защиту; е) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки. 2. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выполнением комплекса превентивных мероприятий, включающих: а) государственную стандартизацию, экспертизу и лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики; б) декларирование безопасности объектов повышенной опасности; в) выполнение инженерно-технических мероприятий гражданской обороны; г) создание систем мониторинга (наблюдения и контроля) за радиоактивным, химическим, бактериологическим заражением, источниками опасности на потенциально опасных объектах, опасными природными явлениями.
3. Государственный контроль и надзор в области гражданской обороны, взаимодействие органов управления сил и средств гражданской обороны, предназначенных для предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации. 4. Подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил, обучение населения действиям при чрезвычайных ситуациях. 5. Организация и проведение спасательных и других неотложных работ в районах возникновения чрезвычайной ситуации. 6. Организация жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Порядок выполнения мероприятий гражданской обороны определяется законами и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики. Права и обязанности граждан в области Гражданской обороны 1. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право на: 1) защиту жизни, здоровья и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 2) обращение в государственные органы, иные организации по организации гражданской обороны; 3) получение достоверной и своевременной информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 2. Граждане Донецкой Народной Республики обязаны: 1) соблюдать законодательство Донецкой Народной Республики о гражданской обороне; 2) проходить в установленном законодательством порядке обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) оказывать при необходимости содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны. (Закон ДНР «О Гражданской Обороне» от 13. 02. 2015 г. ). Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите основные задачи Гражданской обороны ДНР. 2. Охарактеризуйте первый и второй этапы становления Гражданской обороны. 3. Дайте определение Гражданской обороны. § 2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ Человек в ходе своей деятельности сталкивается с различного рода ситуациями, которые влияют на его жизнедеятельность. Различные ситуации приводят в процессе деятельности к различным последствиям – положительным или отрицательным. Попав в нестандартную ситуацию, человек не всегда знает как себя вести, как оказать помощь рядом находящимся и нуждающимся в ней людей. Рассмотрим с вами, что же это за нестандартные ситуации и как необходимо вести себя в случае при таких обстоятельствах.
Обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, а также ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей называется – ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИЕЙ. Чрезвычайные Ситуации по характеру возникновения и воздействию классифицируют на 4 группы: 1. Чрезвычайные Ситуации природного характера; 2. Чрезвычайные Ситуации техногенного характера; 3. Чрезвычайные Ситуации социально-политического характера; 4. Чрезвычайные Ситуации военного характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|