Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

поверхностей и воды. Определение дозы ионизирующего излучения




поверхностей и воды

Измерение мощности дозы излучения (уровня радиации) на местности производится по шкале «0-5» (при мощности дозы излучения до 5 Р/ч) при положении переключателя «Х 1000», а при более высокой мощности - по шкале «0- 200» при положении переключателя «200». Пульт прибора с зондом должен находиться на уровне груди; зонд должен быть уложен в чехол.

Определение степени заражения кожных покровов людей, одежды, техники, транспорта, продовольствия, воды и других предметов производят на поддиапазонах «Х 100», «Х 100», «Х 10», «Х 1», «Х 0, 1», снимая показания по верхней шкале («0-5») прибора и умножая их на коэффициент, соответствующий положению переключателя поддиапазонов. Так, если при измерении степени заражения кожного покрова человека, показания по верхней шкале прибора составят 2, 5 мР/ч, а переключатель поддиапазонов находится в положении «Х 10», степень заражения составит 25 мР/ч.

Перед измерениями степени заражения определяют величину гамма-фона, для этого измеряют мощность дозы излучения (уровень радиации) на расстоянии 15-20 м от зараженного объекта. Затем зонд прибора подносят к поверхности зараженного объекта и перемещением вдоль нее по частоте щелчков в телефонах отыскивают наиболее зараженный участок. Зонд устанавливают на высоте 1-1, 5 см над местом максимального заражения, переключатель ставят в положение, при котором стрелка прибора дает показания в пределах шкалы, и снимают показания. Из полученных показаний вычитают значение гамма-фона. Например, если при измерении величина гамма-фона составит 200 мР/ч, а величина суммарной зараженности объекта 250 мР/ч, то величина зараженности объекта составит 50 мР/ч.

Уход за приборами

Устройство приборов ДП-5Б и ДП-5В и работа с ними, в основном, аналогичные устройству прибора ДП-5А и работе с ним. Дозиметрические приборы хранятся в помещениях, температура воздуха в которых поддерживается от 10°С до 25°С, относительная влажность – от 50 до 65%. Они размещаются в шкафах на полках.

При хранении приборов более десяти суток источники питания необходимо отключить, вынуть из приборов и хранить отдельно в сухом прохладном (температура воздуха от +5°С до -6°С) и затемненном помещении. Выводы источников питания должны быть тщательно изолированы.

При эксплуатации приборов необходимо обращаться с ними осторожно и правильно использовать. Нельзя, например, подвергать приборы длительному воздействию прямых солнечных лучей, дождя или снега, следует защищать их от грязи и пыли, от ударов и сотрясений, при перевозках в автомобилях не ставить на дно кузова. Запрещается вскрывать контрольные радиоактивные препараты, прикасаться к их поверхности голой рукой.


Приборы контроля радиоактивного облучения

Приборы контроля радиоактивного облучения предназначены для измерения дозы ионизирующего излучения (дозы радиации), полученной людьми за время пребывания на радиоактивно зараженной местности. К этой группе приборов относится комплект индивидуальных дозиметров ДП-22В.

Устройство комплекта ДП-22В, подготовка его к работе.

Определение дозы ионизирующего излучения

Комплект индивидуальных дозиметров состоит из 50 прямо показывающих дозиметров ДКП-50А индивидуального пользования и зарядного устройства ЗД-5.

Дозиметр ДКП-50А обеспечивает измерение индивидуальных доз гамма- излучения в диапазоне от 2 до 50 Р при мощности дозы излучения (уровне радиации) от 0, 5 до 200 Р/ч. Принцип его действия подобен принципу действия простейшего электроскопа. Ионизационную камеру и конденсатор перед работой заряжают от зарядного устройства.

 

 

Комплект индивидуальных дозиметров ДП-22В:

1 – укладочный ящик; 2 – дозиметры ДКП-50А;

3 – зарядное устройство ЗД-5.

Дозиметр ДКП-50А: а – общий вид; б – шкала

Поскольку визирная нить и центральный электрод соединены друг с другом, они получают одноименный заряд и нить под влиянием сил электростатического отталкивания отклоняется от центрального электрода. Размер отклонения нити зависит от величины приложенного напряжения, и путем его изменения нить можно установить на ноль шкалы. При воздействии ионизирующего излучения в камере возникает ионизационный ток, в результате чего заряд дозиметра уменьшается пропорционально полученной дозе излучения и нить движется по шкале.

Зарядное устройство ЗД-5 состоит из корпуса и панели, и предназначено для зарядки дозиметров. На панели расположены: ручка потенциометра, зарядное гнездо с колпачком и крышка отсека питания. Питание зарядного устройства осуществляется от двух сухих элементов, обеспечивающих непрерывную работу в течение не менее 30 часов.

Подготовка дозиметра к работе заключается в его зарядке. Для зарядки дозиметра необходимо подключить источники питания, отвинтить защитную оправу дозиметра и


защитный колпачок зарядного гнезда. Дозиметр поставить в зарядное гнездо зарядного устройства, при этом включаются подсветка и высокое напряжение. Затем, наблюдая в окуляр, легко нажать на дозиметр и далее поворачивать ручку потенциометра вправо до тех пор, пока изображение нити на шкале дозиметра не перейдет на ноль. После этого вынуть дозиметр из зарядного гнезда, проверить положение нити на дневной свет, завернуть защитную оправу дозиметра и колпачок зарядного устройства.

Дозиметр во время работы носят в кармане одежды в вертикальном положении (как авторучку). Периодически наблюдая в окуляр дозиметра за положением нити на шкале, определяют дозу излучения (дозу радиации), полученную во время работы на зараженной местности. Отсчет производится при вертикальном положении изображения нити.

Коллективный и индивидуальный контроль облучения

Контроль радиоактивного облучения производится индивидуальным и групповым методами.

При индивидуальном методе дозиметры получают командиры формирований, а также разведчики, водители машин и другие лица, выполняющие задачи отдельно от своих формирований. Групповой метод контроля применяется для остального личного состава формирований и населения. В этом случае индивидуальные дозиметры выдают одному-двум лицам из одного звена, группы или людям, находящимся в одном помещении, укрытии. Зарегистрированная доза засчитывается каждому как индивидуальная.

Приборы химической разведки

Современные отравляющие вещества обладают большой токсичностью. Многие из них не имеют ни цвета, ни запаха. Для определения наличия отравляющих веществ в воздухе, на местности и на различных предметах применяются приборы химической разведки. К ним относится войсковой прибор химической разведки (ВПХР).

Устройство ВПХР

Принцип работы ВПХР основан на изменении цвета специально подобранных веществ (индикаторов) при взаимодействии с ОВ.

Прибор состоит из корпуса с крышкой и размещенных в нем ручного насоса, бумажных кассет с индикаторными трубками, противодымных фильтров, насадки к насосу, защитных колпачков, электрического фонаря, грелки и патронов к ней. Кроме того, в комплект прибора входят лопатка и инструкция по работе с прибором. Масса прибора около 2, 3 кг.

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР):

1 – ручной насос;

2 – плечевой ремень с тесьмой; 3 – насадка к насосу;

4 – защитные колпачки для насадки; 5 – противодымные фильтры;

6 – патрон грелки; 7 – электрический фонарь; 8 – корпус грелки;

9 – штырь; 10 – лопатка;

11 – индикаторные трубки в кассетах


Индикаторные трубки, которые входят в комплект прибора, трех видов: с красным кольцом и красной точкой (для определения зарина, ви-икс); с тремя зелеными кольцами (для определения фосгена, синильной кислоты и хлорциана); с желтым кольцом (для определения иприта).

Определение отравляющих веществ в воздухе в опасных и безопасных концентрациях

Для определения отравляющих веществ в воздухе с помощью ВПХР необходимо открыть крышку прибора, отодвинуть защелку и вынуть насос. Из кассеты извлечь две трубки с красным кольцом и красной точкой, надрезать их концы, вскрыть.

С помощью ампуловскрывателя с маркировкой, соответствующей маркировке индикаторных трубок, разбить верхние ампулы обеих трубок и энергично встряхнуть их два-три раза (взяв за маркированные концы). Затем вставить одну из трубок немаркированным концом в насос и сделать пять-шесть качаний (вторая трубка - контрольная через нее воздух не прокачивается). Тем же ампуловскрывателем разбить нижние ампулы обеих трубок, встряхнуть их и наблюдать за изменением окраски их наполнителей.

Окрашивание верхнего слоя наполнителя опытной трубки в красный цвет (к моменту появления желтой окраски в контрольной трубке) свидетельствует о наличии в воздухе зарина и ви-икс. Если цвет наполнителя в обеих трубках одновременно изменится на желтый, то в воздухе данных ОВ в опасных концентрациях нет.

Определение этих же ОВ в безопасных концентрациях производят в том же порядке, но делается 30-40 качаний и нижние ампулы разбивают не сразу, а через 2- 3 минуты после прососа.

 

Независимо от того, что покажет трубка с красным кольцом и красной точкой, необходимо продолжить определение ОВ с помощью остальных трубок – сначала с тремя зелеными кольцами, затем с одним желтым кольцом.

Индикаторные трубки для определения ОВ: а – зарина и V – газов; б – фосгена, синильной кислоты и хлорциана; в – иприта; 1– корпус трубки; 2 – ватные тампоны;

3 – наполнитель, 4 – ампулы с реактивами

Для определения наличия в воздухе фосгена, хлорциана, синильной кислоты необходимо вскрыть трубку с тремя зелеными кольцами, разбить в ней ампулу, вставить ее в насос и сделать 10-15 качаний. Затем вынуть трубку из насоса и


сравнить окраску наполнителя трубки с эталоном, нанесенным на кассете. После этого определяют наличие в воздухе паров иприта (с помощью трубки с одним желтым кольцом), для чего трубку вскрывают, вставляют в насос и делают 60 качаний, затем ее вынимают из насоса, выдерживают 1 минуту и сравнивают с окраской, изображенной на кассете.

Определение отравляющих веществ в воздухе при низких температурах

При пониженных температурах чувствительность трубок снижается. Успешно применять индикаторные трубки зимой можно только при использовании грелки. Грелкой оттаивают ампулы, подогревают трубки с красным кольцом и красной точкой при температуре окружающей среды 0°С и ниже, трубки с желтым кольцом при температуре ниже +15°С. Температура в грелке поддерживается химической реакцией.

Для подготовки грелки к работе необходимо вставить патрон в центральное гнездо грелки и ударом руки по головке штыря разбить находящуюся в патроне ампулу. Появление паров из патрона указывает на нормальный пуск грелки. Перед вскрытием индикаторных трубок с красным кольцом и красной точкой вставить их в боковые гнезда грелки для оттаивания. Оттаявшие трубки немедленно вынуть и поместить в штатив.

Вскрыть трубки, разбить верхние ампулы, энергично встряхнуть, вставить в насос и прососать воздух через опытную трубку. Контрольную трубку держать в штативе. Затем одновременно подогреть обе трубки в грелке в течение 1 минуты, разбить нижние ампулы опытной и контрольной трубок, одновременно встряхнуть их и наблюдать за изменением окраски наполнителя.

Для определения трубкой с красным кольцом и красной точкой безопасных концентраций ОВ порядок работе такой же. Выдерживать трубки после прососа воздуха также в течение 2-3 минут: в грелке – 1 минуту и вне ее (в штативе) 1-2 минуты Индикаторные трубки с желтым кольцом при температуре +15°С и ниже подогревают после прососа через них зараженного воздуха.

Для определения факта и степени заражения отравляющими веществами средств индивидуальной защиты, одежды, техники, транспорта, продовольствия, воды осуществляется химический контроль. Он проводится с помощью ВПХР и позволяет определить необходимость санитарной обработки людей и дегазации техники.

Приборы химической разведки должны храниться в шкафах и на стеллажах, а в полевых условиях – на деревянных полках, настилах и подкладках.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего предназначены приборы радиационной разведки?

2. Принцип ионизационного метода обнаружения радиоактивных веществ.

3. Для чего предназначены приборы контроля радиационного облучения?

4. Для чего предназначены приборы химической разведки?


ЛИТЕРАТУРА

Правовые акты Донецкой Народной Республики

1. Закон ДНР «О воинской обязанности и военной службе» от 13 февраля 2015 года (с изменениями, внесенными Законами от 20. 03. 2015 № 21-ІНС от 11. 09. 2015 № 91-ІНС от 17. 06. 2016 № 136-IНС).

2. Закон ДНР «О Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики» (с изменениями от 13. 02. 2015).

3. Закон ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 20. 02. 2015 года № 11-IHC.

4. Закон ДНР «О противодействии терроризму» от 15 мая 2015 г. № I 183П НС.

5. Закон ДНР «О статусе военнослужащих» (с изменениями, внесенными Законами от 11. 09. 2015 г. № 91-ІНС от 17. 06. 2016 № 136-IНС от 07. 04. 2017 № 173-IНС).

6. Закон ДНР «О статусе военнослужащих» от 13. 02. 2015 с изменениями, внесенными законом от 11. 09. 2015 г. № 91-IHC.

7. Закон ДНР о гражданской обороне от 13. 02. 2015 с изменениями, внесенными законом от 14. 08. 2015 г. № 74-ІНС.

8. Конституция Донецкой Народной Республики (с изменениями, внесенными Законами от 27. 02. 2015 года № 17-ІНС, от 29. 06. 2015 года № 63-ІНС, от 11. 09. 2015 года № 92-ІНС, от 29. 12. 2017 года № 205-IНС).

9. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР.

 

Рекомендованная литература

10. Варламов В. Б. /Допризывная подготовка юношей; – Мн;. Адукацыя i выхаванне. 2007 г.

11. Васнев В. А. Основы подготовки к военной службе: метод, материалы и документы – М.: Просвещение, 2003. – 190 с.

12. Волокитин, А. А. Основы безопасности жизнедеятельности: Военно- профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.

13. Вырщиков А. Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: «Глобус», 2007. – с. 8-9.

14. Давыдов, В. А. Военная педагогика: история людей и идей // Народное образование. – 2002. – № 8. – С. 151-154.

15. Дорохов А. В., Морозов П. Л., Черникова М. П. и др. /Начальная военная подготовка. 10-11 класс: Учебное пособие – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019.

16. Зайцева, С. Е. Военно-спортивная игра «Зарница»: (Программа пятидневной игры для школьников) // Спорт в школе: еженедельное приложение к газ.

«Первое сентября». – 2000. – № 13-14. – С. 1-16.

17. Зюзин, М. Д. Подготовка будущих защитников Отчизны: (Программа курса

«Основы музееведения»: Опыт ср. школы № 237 Москвы) Опыт работы


музеев общеобразовательных учреждений и перспективы их развития. – М., 1998. – С. 67-69.

18. Касимова Т. А., Яковлев Д. Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис – пресс, 2005. – с. 5.

19. Катуков А. М., Цветаев Е. Н. / Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке; – М., 1988г.

20. Катуков, А. М. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1998. – 207 с.

21. Киселева, Г. В. Наука быть мужчиной: Клуб «Юный патриот Родины»: (При центре детско-юношеского творчества г. Владивостока) / Г. В. Киселева// Внешкольник. – 2001. – №4. – С. 27.

22. Коровин, В. М. Подготовка преподавателей российских военно-учебных заведений // Педагогика, 2004. – № 1. – С. 75-83.

23. Науменко Ю. А. Начальная военная подготовка, М. Просвещение, 1987 г.

24. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. Под редакцией Воробьёва Ю. Л., М., Астрель, 2014.

25. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. Под редакцией Воробьёва Ю. Л., М., Астрель, 2014.

26. Смирнов А. Т., Васнев В. А. Основы воинской службы, М.: Дрофа, 2007.

 

Ресурсы сети интернет

1. Армия ДНР http: //armiyadnr. su/.

2. Боевые      знамена      Вооруженных      Сил      ДНР      https: //ronin- 077. livejournal. com/25292. html.

3. В ДНР сформирована Азовская флотилия https: //topwar. ru/74571-v-dnr- sformirovana-azovskaya-flotiliya. html.

4. Военные награды ДНР https: //ce48. livejournal. com/5973. html.

5. Законодательство ДНР https: //da-info. pro/documents-categories/polnyj-tekst- zakona-39.

6. Интербригады на Донбассе https: //www. fondsk. ru/news/2014/07/03/ interbrigady- na-donbasse-kak-v-ispanii-v-1936-m-tolko-dobrovolcy-28288. html? print.

7. Награды Донбасса. https: //donbassrus. livejournal. com/1395667. html.


 

 

Учебное пособие

Медико-санитарная подготовка

10-11 класс

Корректор, технический редактор: Мельник М. А.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...