Глава I. Гуманистическая мысль и основные вехи развития сурдопедагогики
Стр 1 из 7Следующая ⇒ А.З.Свердлов
Социально-культурная деятельность и прОцесс духовного развития сообщества глухих
Санкт-Петербург
ББК 74.3
Монография издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Рецензенты:
М.М.Никитина, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена, Г.Н.Пенин, доктор педагогических наук, доцент РГПУ им. А.И.Герцена, И.А.Новикова, доктор педагогических наук, профессор СПбГУКИ
Свердлов А.З. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих. – СПб.: СПбГУКИ, 1999. – 246 с.
© А.З.Свердлов © Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 1999 Светлой памяти моих незабвенных родителей посвящается Оглавление Введение______________________________________________ Глава I. Гуманистическая мысль и основные вехи развития сурдопедагогики Глава II. Языковые проблемы неслышащих как объект педагогического воздействия Глава III. Духовно-нравственное воспитание глухих как фактор приобщения к христианской соборности, к общечеловеческим ценностям_____________ Глава IV. Театральное искусство и драматургический материал как средство духовного развития личности глухих_____________________________________ Глава V. Роль литературы, художественного слова в становлении творческого отношения к миру неслышащих_______________________ Глава VI. Духовное и профессиональное воспитание неслышащих средствами изобразительного искусства, экскурсионной деятельности, эстетического приобщения к природе Глава VII. Воспитательный смысл деятельности неслышащих в области художественного ремесла и техники, физкультуры и спорта_______________________
Заключение__________________________________________ Список использованной литературы___________________
Введение Общая характеристика работы Актуальность исследования. Коренные изменения общественных отношений, кризисные явления и другие потрясения наиболее болезненно переживают социально незащищенные слои населения, к которым, в частности, относится сообщество глухих. Особенно остро неслышащие люди ощущают ослабление социально-экономической поддержки государства и общества в современных условиях, что порождает необратимые негативные процессы и требует незамедлительных мер по преодолению сложившейся ситуации. Первейшая задача любого здорового общества в критические периоды развития – найти в себе силы, чтобы компенсировать трудности социально незащищенных групп населения вниманием к их нуждам и заботам, подлинно гуманным отношением к этим людям, реальными шагами, подтверждающими, что лица с физическими недугами могут созидать, творить, жить активной и полноценной жизнью. На пути содействия неслышащим всегда были значительные препятствия. Они выражались в непонимании проблем глухих со стороны общественности, невнимании властей, поглощенных другими вопросами. Не последним в ряду трудностей был всегда вопрос материального обеспечения помощи глухим. В истории России, как, впрочем, и за рубежом государство редко имело свободные деньги, а то, чем оно располагало, оно предпочитало тратить на более престижные и необходимые с его точки зрения дела. Тем не менее, в дореволюционной России, как и в советский период, выделялись денежные средства для помощи неслышащим. Сегодня в связи с обнищанием населения финансовые трудности в деле содействия глухим резко увеличились, но в стране есть люди – социальные работники, педагоги, деятели Церкви, ученые, готовые и в нынешних обстоятельствах продолжить традиционное для России доброе дело содействия неслышащим. У них есть представление о том, какие гуманистические идеи и педагогические принципы должны лежать в основе этой помощи. Мировая педагогическая мысль, философы и религиозные деятели сказали на этот счет много верного. Но сегодня ощущается острая потребность в развитии этих идей и представлений на основе достижений современной науки и педагогической практики. В особенности велика потребность в интегративном, по существу, междисциплинарном подходе к воспитательным усилиям, которые требуются со стороны гуманного общества в отношении неслышащих. Именно в этом направлении стремились мы развить то, что было сделано уже до нас.
Данное исследование связано с рядом проблем, стоящих перед глухими и слабослышащими в процессе социальной интеграции с полноценными в психофизическом аспекте индивидами. Эти проблемы, включающие в себя совершенствование духовного потенциала неслышащих индивидов, возможностей его влияния на процесс интеграции сообщества глухих в “большое общество” предполагают: определение соотношения понятий социальное и духовное в профессиональной и культурно-досуговой сферах деятельности неслышащих; обоснование роли духовного начала в социальном становлении глухих; преодоление узкой специализации в деле помощи глухим, при которой методы и приемы сурдопедагогики рассматриваются вне широкого социального и духовного контекста; объединение литературных, театральных, философских направлений (светских и религиозных), прикладных дисциплин, связанных с профессиональной и культурно-досуговой деятельностью глухих индивидов, в единый концептуальный узел; преодоление сложившегося стереотипа восприятия глухоты как фатально ограничивающего объективные возможности разностороннего развития личности неслышащего человека; определение путей становления глухих, как полноценных личностей, развитие которых возможно в условиях активной социальной поддержки гуманистического общества; изучение процесса социальной интеграции в сфере профессиональной и культурно-досуговой деятельности, способствующего нравственному и интеллектуальному обогащению глухих и придающего универсальный характер гуманным ценностям всего общества;
изучение механизма преодоления отсталости в сфере духовного развития личности неслышащих средствами социально-культурной деятельности; обоснование методики включения различных культурных слоев общества глухих в активной созидательный процесс художественного творчества; использование методики реализации познавательной и творческой активности глухих и слабослышащих индивидов в овладении основами художественного мастерства в профессиональной и культурно-досуговой деятельности; обобщение важных направлений в сфере гуманистической мысли, связанных с основными вехами в развитии сурдопедагогики; обоснование диалектического единства текстового материала и образной жесто-мимической речи, составляющих языковые проблемы неслышащих, как объекта педагогического воздействия; определение основных направлений духовно-нравственного воспитания глухих, способствующих приобщению неслышащих индивидов к христианской соборности, к общечеловеческим нравственным ценностям; изучение условий, в которых должно протекать это воспитание, познание роли художественной культуры в форме театрального искусства, драматургического материала и в других направлениях, в духовном развитии личности глухих в профессиональной и досуговой сферах; определение специфических особенностей уроков литературы, художественного слова и их роли в становлении и формировании самостоятельного творческого мышления неслышащих индивидов; изучение возможностей экскурсионной деятельности, эстетического восприятия природы как средств профессионального, гармоничного становления личности неслышащих; доказательство значимости духовного потенциала художественных ремесел, технических специализаций, занятий физической культурой и спортом в профессиональном и нравственном развитии глухих. Степень разработанности проблемы. Проблема духовного нравственного, профессионального становления глухих индивидов интересовала видных представителей творческой мысли в различных сферах интеллектуальной деятельности на протяжении многовекового развития человечества. Духовному миру глухих уделяли внимание светские и религиозные философы, историки и писатели, политические деятели и педагоги. Творческими данными глухих и возможностью их приобщения к миру слышащих занимались философ Аристотель и историк Геродот, ученый Гай Плиний Секунд и религиозный мыслитель Августин.
На протяжении своего развития в Европе и Америке сурдопедагогика находилась в тесном контакте с гуманистической мыслью, многие представления о том, как можно помочь неслышащим возникли одновременно и в среде философов, и среди педагогов. Рост гуманизма в Европе, начиная с эпохи Возрождения, способствовал развитию сурдопедагогики, которая создавала свои концепции в русле общих педагогических идей, созданных светлыми умами человечества. Природой глухонемоты, творческими, профессиональными возможностями неслышащих людей занимались в Италии Джироламо Кардано, в Испании Эмануил Рамирес Каррион, Бонет Хуан Пабло. Своеобразные идеи по обучению и воспитанию глухих, созданию жесто-мимической речи принадлежат английскому философу и гуманисту Фрэнсису Бэкону. Умственным, профессиональным обучением и воспитанием глухих занимался и его соотечественник, физик и философ Джон Бульвер. Духовной, гражданской, профессиональной реабилитации глухих уделяли внимание немецкие ученые И. Кант, В. Кергер, С. Гейнике, Ф. Гилль, А. Дистервег, Р. Линднер. Во Франции ученый гуманист эпохи Просвещения Дени Дидро в “Письме глухим и немым”, “Письме о слепых в назидание зрячим” доказывал, что обучение детей должно быть всеобщим. Стремился к тому, чтобы добиться в педагогическом процессе с глухими, слепыми индивидами органичного сочетания природных задатков, способностей ребенка с целенаправленным обучением и воспитанием, основанном на соблюдении нравственных норм. Гуманистический образ мысли связывает двух современников: философа Д. Дидро и педагога К. Ф. Дешана, уделявшего особое внимание зримым, сенсорным моментами в развитии личности глухого. Проблемам взаимодействия коммерции и милосердия, “мимическому методу”, гуманизации педагогического процесса уделял внимание французский ученый Шарль Мишель Делепе. В последнем случае он опирался на опыт Я. Коменского и Ж. Ж. Руссо. Проблемами социальной интеграции, духовным, интеллектуальным, профессиональным взаимодействием глухих и слышащих индивидов занимался А. Бланше. Определенный вклад в развитие духовного мира неслышащих индивидов внесла итальянский педагог М. Монтессори. Позитивный, сурдопедагогический, нравственных опыт американских коллег XIX столетия актуален и в наши дни в процессе возвращения к непреходящим духовным ценностям. Налаживания культурных контактов между народами. Речь идет о деятельности Галлоде Томаса и Кларка Лорана, Эдварда Галлодета и сестер Эммы и Мерри Гаррет.
В XIX столетии Ч. Диккенс акцентировал внимание передовых сил английского общества на опыте Самуила Гридли Хоува, обучавшего в институте Перкинса в США слепоглухонемую Лору Бриджмен – духовную предтечу Ольги Скороходовой. В ХХ веке в своих “Воспоминаниях” российский историк П. Милюков писал об учреждении для глухонемых девушек в Америке, где они учились пониманию сложнейших интеллектуальных текстов. Поиски российских дефектологов, сурдопедагогов, психологов, видных деятелей творческой мысли, заинтересованных в социальной интеграции слышащих и глухих индивидов, в профессиональной ориентации последних, в интеллектуальном совершенствовании глухого человека через сложную многоступенчатую систему культурных институтов, органично вписываются в мировой духовный процесс. На протяжении многих веков и в российской науке, и в образовании накапливались знания о глухонемоте, о жизни и духовной деятельности неслышащих людей. Это, бесспорно, связано с принятием христианства на Руси, ставшего основой становления русской духовности. В 996 году князь Владимир определил, чтобы церковь взяла на себя призрение убогих и неимущих. При монастырях в XI веке создавались особые дома, где совместно со слышащими сиротами воспитывались и трудились глухие. В данном случае можно говорить о первых опытах профессиональной ориентации лиц с различными психофизическими недостатками и социальной интеграции слышащих и неслышащих индивидов. Законодательные акты Российского государства XV-XVII веков, определяющие юридические права глухих, в которых гражданское и имущественное положение данного контингента уравнивается со слышащими, выгодно отличаются от Кодекса Римских Законов Юстиниана, где глухим отводится самое последнее место в сфере прав и защиты их человеческого достоинства. Большое влияние на развитие сурдопедагогики в России оказали философские взгляды, нравственные принципы русских мыслителей XVIII и XIX веков (А. Радищева, Н. Добролюбова, А. Герцена, Ф. Достоевского и др.), связанные с их глубокой верой в человека. Необходимо сказать и о духовных, благотворительных деяниях в сфере приобщения глухих к ценностям творческой мысли со стороны представителей русской аристократии. В 1806 году императрица Мария Федоровна в Павловске по своей личной, христианской инициативе создала группу из четырех человек. Это были неслышащие дети. Впоследствие императрица способствовала созданию Петербургского училища глухонемых. Развитием духовного мира неслышащих, их профессиональной ориентацией занимались А. П. Грабаров, П. Д. Енько, И. К. Арнольд, Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых было основано в 1860 году И. К. Арнольдом на его средства. Попечителем вышеназванного училища стал П. М. Третьяков – основатель всемирно известной картинной галереи в Москве. Уделял внимание изучению психофизического облика глухого человека, возможностям его речевого развития, верил в его нравственный потенциал И. М. Сеченов. В результате педагогической деятельности русских сурдопедагогов В. И. Флери, Г. А. Гурцова, И. Я. Селезнева, А. Ф. Остроградского, И. А. Васильева, Н. М. Лаговского, Ф. А. Рау и других к началу ХХ века создается русская система обучения детей с нарушением слуха. Совершенствованием путей социальной интеграции глухих и слышащих индивидов, профессиональной ориентацией, социальной и гражданской реабилитацией неслышащих детей занимались в послеоктябрьский период Н. К. Крупская, Н. М. Лаговский, Л. С. Выготский и др. А. М. Горький в выступлени на I Всероссийском съезде по преодолению детской дефективности, преступности, беспризорности высоко оценил труд педагогов, связанный с приобщением неполноценных в психофизическом аспекте детей к активной творческой жизни. Наука ХХ столетия, опираясь на достижения предшествующих веков, много сделала для разработки проблемы языка и жеста в общении неслышащих друг с другом, поставила вопрос об особенностях речевой деятельности сообщества глухих. Этими вопросами занимались И. Васильев, Л. Выготский, “династия” Рау (Ф. А., Ф. Ф., Е. Ф., Н. А.), В. Виноградов, А. Гвоздев. Внимание коммуникативной функции культуры, умению понять глухого собеседника уделяли Э. Ильенков, А. Мещеряков, П. Блонский, В. Бельтюков. Необходимость построения учебного процесса на стыке с другими дисциплинами, расширяющими творческий диапазон глухих, подчеркивали А. В. Занков, М. И. Соловьев. В трудах Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Запорожца, В. Сухомлинского писалось о неразумности поспешного перевода детей с одной ступени развития на другую. В программах, разработанных Б. Корсунской, Ф. Кричевской и др., связанных с воспитанием и образованием глухих, отмечалось, что они строятся с таким расчетом, что глухие школьники могут овладеть устной речью постепенно, переходя от простых по способу образования элементов речи к более сложным. М. М. Кольцова подчеркивает, что слово для глухого человека должно включаться в двадцать и более условных связей. Культурно-историческая педагогическая теория, разработанная Л. С. Выготским, В. И. Зинченко, Д. Б. Элькониным, С. А. Зыковым по своей духовной, гуманной направленности имеет прямое отношение к неслышащим индивидам. Контролю за произношением глухих детей уделяют внимание такие ученые, как Э. Леонгард, Н. Морозова, А. Матюшкин, С. Преображенский, М. Певзнер. В работах М. Хватцева, С. Шабалина пишется, что обучение словесной речи глухого ребенка должно быть органически связано с его повседневной практикой, его жизнью и деятельностью. Глубоким анализом текстов занималась Ж. И. Шиф. В речевых играх, как подчеркивает В. Н. Базилевская, обогащается лексика глухих, воспитываются навыки речевого общения. Урокам чтения в школах для слабослышащих и глухих детей, литературному процессу, слуховой дифференциации, уделяют внимание М. И. Никитина, Р. И. Лалаева, Н. М. Назарова, Л. С. Волкова, А. П. Велицкий, И. В. Цукерман, Е. Г. Речицкая, Л. Г. Синицына, З. И. Тюхтина, Б. И.Финк, Л. М. Быкова, Е. Е. Вишневская, Э. И. Леонгард, З. И. Баландина, С. В. Соколова, М. Л. Соколова, Э. Л. Строкова, Л. Б. Мажара, С. А. Джавадова, Н. М. Иванова, Н. Асташенкова, Л. П. Назарова, И. И. Свердлова. Психологии трудового обучения глухих посвятили свои труды А. П. Гозова, Г. Е. Артамонова, Г. Н. Пенин, М. Е. Малыщенко и др. Формированием самостоятельного творческого мышления неслышащих индивидов в профессиональной сфере, в учебной и культурно-досуговой формах деятельности, приобщением неслышащих к достижениям отечественной и мировой культуры, в частности, драматургии, прозы, переведенной на язык сценических образов, занимались народный артист СССР Б. Захава, Н. Ярмаченко, режиссеры московского театра мимики и жеста А. Щекочихин, Е. Низовой, Г. Якерсон, В. Знаменский, Б. Глушак (ПНР), М. Слипченко, А. Поламишев; создатель экспериментальной студии А. Мекке; преподаватели Межрегионального Центра по реабилитации лиц с проблемами слуха А. Никулин, В. Рождественская, Э. Розинский, Я. Центер, Г. Кустов, В. Синютин, И. Духович, М. Родимина, Ю. Васильев, Л. Левин и др. Работе над образной, жестовой речью уделяли внимание И. Ф. Гейльман, А. Лобанова, Т. Книппер, А. Игнатенко, А. Петрова, И. Длугач, Т. Сирота, Л. Копрова, Е. Агеева и др. Образованием глухих в сферах изобразительного искусства занимались М. Рау, педагоги Межрегионального центра В. Мурзо, П. Уткин, В. Чекалов, Ф. Колегов, А. Косаковский, А. Колокольчев, А. Крахмальников, П. Алексеев, И. Голод, Ю. Березин, И. Зайцев, М. Саткоев, Р. Магомедов, А. Чагина, А. Фадин, В. Сычев, А. Лапко, В. Кокин, А. Смирнов и др. Проблемами эстетического воспитания занимались Г. Николаева, И. Соловьева, В. Ежова, А. Крахмальников, Н. Суслов. Исторический цикл вели В. Н. Шевченко, Н. В. Коровичев, М. Н. Волкова, В. И. Иванова. Полиграфическому мастерству учили Г. Русакова, Д. Гавриш, В. Смертина, Л. Лопатко, В. Богданова, А. Коровина, радиомонтажному делу – А. Башкатов, В. Мерзляков, Д. Попов, Ю. Недосекин. К физической культуре приобщали такие педагоги Межрегионального Центра как Э. Слуцкий, В. Кузакова, В. Никитюк, А. Алесин, В. Порядин, Ю. Богданов и др. В филиале Санкт-Петербургской Государственной Академии на базе Межрегионального Центра работали такие специалисты, как М. Н. Зеленецкий, Е. Я. Зазерский, П. А. Подболотов, М. А. Ариарский, С. Н. Артановский, В. М. Акимов, В. Л. Дранков, С. Н. Иконникова, Б. А. Титов, А. А. Сукало, А. Н. Губер, Р. А. Еременко, Л. Н. Косенко, М. М. Симонова, Г. М. Бирженюк, Т. Васильева, Н. А. Горбунова, Г. Л. Тульчинский, М. Кузьмина, О. Л. Орлов, В. В. Шиков, М. И. Даровская, М. Б. Клемантович, А. П. Марков, Л. В. Петров, В. Г. Иванов и др. Точными науками занимались А. В. Медведов, Ю. Ф. Калинин, Н. Г. Володина и др. Таким образом, устанавливается неразрывная эмоциональная, духовная, интеллектуальная связь между ушедшим, живущим, грядущим поколением педагогов и их учениками. Подобный подход к процессам художественной культуры, социально-культурной деятельности отрицает догматизм, начетничество, но он не приемлет и любые проявления релятивизма, скепсиса, зряшного отрицания. Творческий процесс, предполагающий равные условия для учащихся всех отделений Межрегионального Центра, отрицает не только элитаризм, кастовость, но и аморфность, уравнительность, эгалитарные тенденции. Высокий профессиональный уровень педагогов способствует утверждению принципа культурной дифференциации по природным, профессиональным признакам; делению по степени сложности выполняемого труда, уникальности результатов деятельности. При сохранении лидирующих групп, культурных слоев из числа глухих и слышащих, находящихся в процессе постоянного духовного взаимодействия и творческого общения; высоких профессиональных критериев, предотвращающих девальвацию интеллектуальной деятельности. Интегративная связь между теоретическими и эмпирическими постулатами способствует гуманному отношению демократического общества к инвалидам. В частности, к глухим и слабослышащим. Сурдопедагогика и другие науки разработали ряд принципов, связанных с медико-психологическими проблемами по социальной, профессиональной реабилитации глухих. В то же время, во взаимоотношениях между гуманистическими теориями и психолого-медицинской методологией возникло определенное несоответствие. Проблема, встающая перед обществом, состоит в том, чтобы объединить различные направления научной мысли и эмпирический опыт специалистов-практиков в решении единой задачи обеспечения полноценного включения глухих и слабослышащих в созидание гуманного общества. Эту задачу мы и попытались решить в нашем исследовании. В монографии мы стремились преодолеть узкую специализацию в деле помощи глухим, при которой методы и приемы сурдопедагогики рассматривались вне широкого социального и духовного контекста; объединить литературные, театральные, философские направления (светские и религиозные); прикладные дисциплины, связанные с профессиональной и культурно-досуговой деятельностью глухих индивидов, в единый концептуальный узел. Глубокие противоречия, сложившиеся в современном обществе между объективными возможностями интегрирования различных направлений науки и практики в решении проблем социального развития глухих и слабослышащих и реальным уровнем их реализации, обусловили необходимость теоретико-эмпирического исследования, цель которого – раскрыть роль социально-культурной деятельности как средства развития сообщества глухих. Из целевойустановки исследования вытекает ряд взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач: 1. Теоретические задачи. 1.1. Раскрыть феномен компенсаторной активности глухих и слабослышащих, стимулируемый социально-культурной деятельностью. 1.2. Определить возможность и необходимость распространения принципа В. С. Мерлина-Е. А. Климова о различных способах постижения единого социального опыта у разных групп населения на глухих и слабослышащих индивидов. 1.3. Выявить духовный потенциал неслышащих индивидов и возможности его влияния на процесс интеграции сообщества глухих в “большое общество”. 1.4. Определить соотношение понятий социальное и духовное в профессиональной и культурно-досуговой сферах деятельности неслышащих. Обосновать роль духовного начала в социальном становлении глухих. 1.5. Опровергнуть сложившийся стереотип восприятия глухоты, который фатально ограничивает объективные возможности разностороннего развития личности неслышащего человека. 1.6. Подтвердить возможности становления глухих, как полноценных личностей, развитие которых возможно в условиях активной социальной поддержки гуманистического общества. 1.7. Доказать, что процесс социальной интеграции в сфере профессиональной и культурно-досуговой деятельности не только способствует нравственному и интеллектуальному обогащению глухих, но и придает универсальный характер гуманным ценностям всего общества. II. Методические задачи. 2.1. Разработать механизм преодоления отсталости в сфере духовного развития личности неслышащих средствами социально-культурной деятельности. 2.2. Обосновать методику включения различных культурных слоев сообщества глухих в активный, созидательный процесс художественного творчества. 2.3. Использовать методику активизации познавательной и творческой активности глухих и слабослышащих индивидов в овладении основами художественного мастерства в профессиональной и культурно-досуговой сферах деятельности. 2.4. Обобщить важные направления в сфере гуманистической мысли, связанные с основными вехами в развитии сурдопедагогики. 2.5. Обосновать диалектическое единство текстового материала и образной жесто-мимической речи, составляющих языковые проблемы неслышащих, как объекта педагогического воздействия. III. Прикладные задачи. 3.1. Определить основные направления духовно-нравственного воспитания глухих, способствующие приобщению неслышащих индивидов к общечеловеческим непреходящим ценностям. Выявить условия, в которых должно протекать это воспитание. 3.2. Изучить роль художественной культуры в форме театрального искусства, драматургического материала и в других направлениях в духовном развитии личности глухих в профессиональной и досуговой сферах. 3.3. Определить специфические особенности уроков литературы, художественного слова и их роль в становлении и формировании самостоятельного творческого мышления неслышащих индивидов. 3.4. Изучить возможности экскурсионной деятельности, эстетического восприятия природы как средств профессионального, гармоничного становления личности неслышащих. 3.5. Доказать значимость воспитательного и духовного потенциала художественных ремесел, технических специализаций, занятий физической культурой и спортом в профессиональном и нравственном развития глухих людей. Объект исследования – глухие и слабослышащие учащиеся дневного и заочного отделений Межрегионального Центра по реабилитации лиц с проблемами слуха (культурологи досуга, социальные педагоги, мастера художественного переплета, радиомонтажники, художники – оформители). Предмет исследования – процесс приобщения глухих и слабослышащих индивидов к ценностям духовной культуры в профессиональной и досуговой сферах средствами социально-культурной деятельности. База исследования. В качестве базы исследования были избраны Межрегиональный Центр по реабилитации лиц с проблемами слуха, учебно-производственное предприятие “Павел”, Дом культуры при Санкт-Петербургском правлении ВОГ, филиал Санкт-Петербургской государственной Академии культуры на базе Межрегионального Центра. В основу исследования легла гипотеза, суть которой составили следующие предположения: а) преодоление отставания духовного развития личности глухих индивидов можно достигнуть при условии, если неслышащие будут включены в познавательный, творческий процесс, опирающийся на такую методику, которая связана с достижениями в сфере социально-культурной деятельности; со стимулированием духовных потенций неслышащего индивида в овладении основами художественного мастерства в профессиональной и культурно-досуговой сферах деятельности; с обобщением важных направлений в сфере гуманистической мысли, сурдопедагогики; с диалектическим единством текстового материала и образной жестовой речи, составляющих языковые проблемы неслышащих, как объекта педагогического воздействия. б) духовное развитие личности глухих, основанное на активном включении данного контингента в художественный, созидательный процесс, способно не только обеспечить неслышащим достижение интеллектуального уровня, не уступающего полноценным в психофизическом аспекте индивидам, но может рассматриваться как эффективное средство полноценного включения сообщества глухих в социальную, духовную жизнь большого общества. в) сообщество глухих является сложным, внутренне дифференцированным структурным образованием, способным к многогранному раскрытию своих творческих возможностей при условии духовного контакта со слышащими индивидами; неслышащий индивид может успешно развиваться в творческом аспекте при наличии посредника между ним и социумом – под духовным руководством со стороны слышащего индивида (педагога-наставника) и мастера в сфере жесто-мимической речи, педагога, владеющего всем богатством знаний и накопленного обществом опыта; г) глухой индивид творчески растет в профессиональной и культурно-досуговой сферах только тогда, когда чувствует уважение и понимание со стороны педагогов-воспитателей, их высокий профессионализм; при условии высокой требовательности к каждому ученику; непременным условием для раскрытия творческого потенциала глухих людей является многообразие видов и форм деятельности в профессиональной и досуговой сферах, дающих возможность соотнести природные и профессиональные данные личности; д) важными факторами непрерывного совершенствования глухих индивидов является знание важнейших принципов христианской культуры и видов культуры, основанных на других духовных ценностях, истории сурдопедагогической мысли, при условии сохранения диалектического единства слова и жеста, письменной и устной речи; овладения высокими образцами творчества и чувством сострадания. Методология и методы исследования В процессе исследования мы исходили из гуманистических принципов, связанных с абсолютной ценностью личности, независимо от ее психофизического состояния. В основу данного исследования легло методологическое положение об объективных возможностях глухих и слабослышащих людей при социально-благоприятных условиях и социальной поддержке общества достичь такого же уровня интеллектуального, духовного развития, который не уступает полноценным в психофизическом аспекте индивидам. Мы считаем наиболее важным для своего исследования принцип комплексного и междисциплинарного подхода к предмету изучения. Именно ориентация на такую методологию позволила нам рассмотреть как совокупность достаточно разнородных аспектов функционирования и развития сообщества глухих и духовного роста его членов, так и педагогический процесс содействия его интеграции в “большое общество” – процесс, который проанализирован в многообразии своих сторон и в то же время в его целостности. Иными словами, в поле нашего зрения все время был современный научно-мировоззренческий принцип “единства в многообразии”. Другим основополагающим принципом исследования было гуманистически ориентированное научное изучение. Это означает, что поиски истины сочетаются со стремлением обратить добытые результаты на пользу людям, жизнь которых подвергается изучению – в данном случае неслышащим. Комплексно-междисциплинарный подход предполагает целостность объекта исследования. Междисциплинарный подход – это один из ключевых методов культурологии. Исследование такой широкой проблемы, как интеграция сообщества глухих в основной массив окружающего общества, является по существу культурологическим. Именно в его рамках достигается целостность объекта. В данном случае под целостностью понимается внутренняя однородность сообщества глухих (однородность по основному признаку) и единство гуманистической мысли, и сурдопедагогики в воспитательном процессе. Несмотря на индивидуальные различия, сообщество глухих есть качественно однородное (по основному признаку), целое, существуют точки соприкосновения (они в ходе воспитательного процесса укрепляются) общественно-философской гуманистической теории и ориентированных на человека концепций сурдопедагогики. Вместе с тем, объект изучения – сообщество неслышащих в контексте общего педагогического процесса обладает лишь относительным своеобразием, оно включено в окружающую среду, обладает большим богатством связей с ней, может быть понят только в единстве с данной системой. В социологии сообщество нередко выступает как ключевое понятие. Оно часто определяется в социологии как любая группа лиц, которые, как правило, в силу некоторых общих условий или обстоятельств совместной деятельности имеют общее видение этих обстоятельств, общую перспективу, точку зрения или мнение. Иначе говоря, общий духовный настрой группы людей конституирует сообщество. С таким определением нельзя полностью согласиться. Наряду с субъективным состоянием его “коллективной души” (что, конечно, немаловажно) в его образовании и укреплении немаловажную роль играют и объективные признаки – в данном случае, глухота. Сообщество становится социальной реальностью тогда, когда оно выступает в единстве и взаимосвязи объективных и субъективных характеристик. Понимание неслышащих как сообщества принципиально важно ввиду того, что они, общаясь, в первую очередь и наиболее успешно друг с другом, образуют общность, которой принадлежит свой язык, свое переживание глухоты как препятствия на жизненном пути, свои бытовые и культурные традиции. Сообщество глухих в принципе несводимо к сумме индивидов, хотя, разумеется, между сообществом и его членами существует самая тесная связь и зависимость. Качественное своеобразие неслышащих как сообщества не отменяет также и их связи и взаимодействия с “большим обществом”. Рассматривая эту связь, мы используем получившее распространение в американской социальной науке представление о включающем сообществе (inclusive community) – сообществе сообществ, более широком сообществе, включающем в себя меньшее сообщество с его спецификой. По отношению к сообществу глухих таким сообществом является все человеческое общество. Мы считаем возможным использование ценностных характеристик. Отсюда наше мнение о том, что большое общество духовно богаче сообщества глухих. Не разрушая “культуру глухих”, мы делаем вывод из общеметодологических предпосылок, что допустимо ставить вопрос об обогащении сообщества глухих путем интеграции его в общую гуманистическую культуру. Но для реализации этих идей нужны деньги, организация, педагоги-энтузиасты. Представители сурдопедагогической науки не в состоянии обеспечить всем этим неслышащих. Это может сделать только общественность, а захочет она это сделать, пожертвовать частицей своего достояния ради своих “меньших братьев” лишь в том случае, если ею овладеет идея гуманизма. Именно поэтому принцип гуманизма в монографии выступает как один из ведущих научных принципов. Важно подчеркнуть, что мы рассматриваем гуманизм не как благое пожелание, а как теорию и практику, которые уже действенно влияют на жизнь человеческого общества, постепенно наращивая силу воздействия. Мы используем термин В. А. Лекторского, определяя гуманизм как проективно-конструктивный. Гуманизм, подчеркивает вслед за ним исследователь, связан с признанием самоценности человеческой личности. Однако было бы неверным понимать это в смысле замкнутости индивида на самом себе, в духе философской робинзонады. Как говорил М. Бахтин, “Я существую не потому, что мыслю, сознаю, а потому, что отвечаю на обращенный ко мне призыв другого человека”. Диалог обеспечивает человеку возможность существовать как социальному существу. Он является одним из факторов, формирующих и внутреннюю сущность, и социальные роли человека. Гуманное общество призвано обеспечить возможности полноценного и равноправного диалога между своими членами. Диалог внутри сообщества неслышащих и между этим сообществом и “большим обществом” должен вести к построению гуманных отношений в человеческом обществе, как целом. Коммуникация не предопределена и не запрограммирована. Она будет такой, какой ее сделает творческая активность индивидов, научное планирование и философская мысль. Хотя эти составляющие относятся в основном в сфере деятельности “большого общества”, они нацелены на установление равноправно-партнерских отношений с сообществом глухих. Методология монографии строится на основе логически выверенного понятийного аппара
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|