Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава VII. Воспитательный смысл деятельности неслышащих в области художественного ремесла и техники, физкультуры и спорта




Одно из основных различий между глухими и слышащими учащимися в трудовой и досуговой сферах заключается в динамике формирования, усвоения различных видов гуманитарной, технической деятельности. В том числе и профессиональных, трудовых навыков различной степени квалификации и сложности1. Характерной особенностью духовного, профессионального творчества глухих является и относительно низкий темп роста художественного уровня совершенствования упражнений в самой трудовой деятельности в различных ипостасях, в начальный период их становления; закладывания фундаментальных знаний, а также значительное, сравнительно со слышащими, затягивание этого первоначального периода обучения. Более низкая динамика, ритм усвоения различных профессий (от высоко интеллектуальных до сугубо утилитарных) сохраняется и в дальнейшем у глухих индивидов всевозможных возрастных групп и профессиональных склонностей, и природных задатков, когда формируемая художественная и техническая деятельность должны приближаться к требуемому уровню, установленному эталону. Эта разница сохраняется и в период окончания профессиональной подготовки.

Неслышащие индивиды в один и тот же промежуток времени получают меньшее количество информации о структуре осваиваемой деятельности по сравнению со слышащими в связи с трудностями перевода сложных терминов на язык жеста и огромной нагрузкой, которая ложится на зрение и влияет на психо-физическое состояние людей, лишенных слуха. Дефицит словесной информации (фильмы с надписями, высокохудожественная литература, дикторы-переводчики на телевидении, театры мимики и жеста до определенной степени обогащают в этом аспекте личность глухого) приводит к тому, что неслышащие индивиды значительно раньше, эффективнее овладевают часто внешней структурой трудовой деятельности, чем слышащие. При этом, естественно, словесное разъяснение имеет более продолжительные сроки у глухих учащихся, чем у слышащих индивидов.

В то же время, потенциальные, творческие возможности, природные задатки большинства глухих индивидов позволяют им успешно осваивать ряд специальностей в технической и гуманитарной сферах деятельности с преобладанием высокого интеллектуального начала. Но достаточно часто профессиональные притязания глухих не соответствуют их природным возможностям. Развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации глухих с развернутым выбором специализаций ведет к тому, что неслышащий получает массу возможностей для выбора любимого дела и в производственной сфере, и на досуге. Это снижает возможность очередной духовной травмы, “отчуждения от труда”, потери смысла жизни1.

Подобный подход к духовному, профессиональному, гармоничному воспитанию глухих индивидов существует и в Межрегиональном Реабилитационном Центре, в котором учатся и будущие художники, и мастера переплета, и воспитатели, и культурологи досуга, и социальные педагоги и правоведы, и сурдопереводчики с последующими переходами на более высокие уровни профессионального и духовного развития.

Ассоциативные связи, возникающие у неслышащего индивида в процессе творческой деятельности в профессиональной и досуговой сферах, предполагают сохранение и развитие с помощью зримых и словесных форм общения и кинолент видений интеллектуального потенциала глухих людей2. Замыкательная функция коры больших полушарий глухого обеспечивает возможность образования таких связей, в которых прошлый опыт, фиксируясь, сохраняется. Это создает благоприятные условия для образования новых временных связей, то есть обогащения ребенка новыми знаниями, умениями и навыками3.

В то же время, в процессе самообразования неслышащий индивид формирует в себе навыки, умения, связанные с непрерывной познавательной деятельностью в различных ипостасях, в профессиональной и досуговой сферах. Новые объекта познания вызывают к жизни новые чувства. Усложнение познавательной деятельности становится источником новых эмоциональных состояний и переживаний1.

Важными компонентами в системе культурно-досуговой деятельности для глухих людей являются художественное воспитание, произвольное внимание, целенаправленная творческая фантазия, чувство организованности, самодисциплина, умение быть личностью в большом коллективе, состоящем из индивидов различного уровня интеллектуальной и профессиональной подготовленности. “Основным средством привлечения внимания глухих школьников является применение разнообразных наглядных пособий” (дидактические игры, художественные промыслы, дккоративное, художественное оформление спектаклей, композиции из цветов)2.

Российские сурдопедагоги и другие деятели в сфере художественной мысли самокритично заявляют, что наши знания об особенностях развития наглядно-образного мышления глухонемых детей и о том, как они переходят к словесно-логическому мышлению, пока еще крайне скудны и общи3.

Ученые замечают, что поставленные перед новой для них задачей мысленного сравнения объектов глухие и слабослышащие дети мало говорят об их строении (80,6%). Чаще они высказываются о функциональных свойствах объектов, иногда о внешних свойствах (69,4%)4.

Ж. И. Шиф замечает, что глухие при подборе цветных пластинок одного цвета, но разных оттенков, выделяют в одном и том же комплексе их гораздо больше групп, моделей, чем слышащие5.

Занимаясь проблемами социальной интеграции слышащих и глухих индивидов через различные сферы технической и гуманитарной деятельности, доказывая профессиональные возможности глухих индивидов в различных областях созидания, мы не можем не остановиться на таких профессиях, как искусство художественного переплета, полиграфический цикл, радиомонтажное дело, физическаякультура. Все вышеперечисленное не только способствует профессиональной ориентации глухих людей, но и развивает их самостоятельные интересы, способствует духовным поискам в непрерывном процессе самообразования, помогает гармоничному становлению данного контингента, преодолению односторонности в том или ином аспекте творчества1.

Много лет Политехникум, входящий в состав Санкт-Петербургского Восстановительного Центра ВОГ, был связан с Учебно-производственным предприятием № 2. Непосредственная работа в различных цехах типографии, зримый наглядный аспект деятельности помогал глухим овладеть спецификой ремесла. Выбор данной специальности (художественный переплет, полиграфический цикл) не случаен. Участвуя в сфере производства книги, неслышащий компенсирует для себя зрительно недостаточность информации, обильно и подчас непроизвольно поступающей к слышащему человеку из окружающей среды. После приобретения профессии наборщика (в последние годы у нас не было набора по данной специализации) или мастера художественного переплета высокой квалификации, глухому человеку, оканчивающему обучение в данной области технических и гуманитарных знаний, вручается свидетельство о получении среднего образования, присваивается рабочих разряд и выдается направление в типографию, где он работает наравне со слышащими.

Мы неслучайно остановились на технических и гуманитарных аспектах деятельности мастера художественного переплета, на профессии наборщика. Здесь можно говорить о неразрывном диалектическом единстве духовных и материальных компонентов культуры.

Такие мастера производственного обучени я как Л. Лопатко, Д. Гавриш, В. Смертина, Г. Русакова, А. Коровина, В. Котова (Богданова) умеют создавать особую духовную атмосферу, помогающую неслышащим ученикам максимально проявить свои творческие возможности. Причем, они сами великолепно владеют профессией и показывают в зримом, образном, наглядном ключе тайны ремесла: от простейших операций до создания произведений высшего класса. В то же время, в самой группе данных педагогов действуют принципы социальной интеграции и культурной дифференциации по природным, профессиональным признакам. Глухой мастер художественногопереплета А. Коровина, после окончания профессионально-технического училища Восстановительного Центра ВОГ, поступила в специализированную группу глухих при Северо-Западном Политехническом Заочном институте и получила высшее образование. Такой же путь проделала В. С. Богданова, но в данное время она отошла от профессии полиграфиста и является заместителем директора Межрегионального Реабилитационного Центра по воспитательной работе1. Ее родная сестра, Т. С. Богданова, после окончания ПТУ при Восстановительном Центре, поступила в Полиграфический институт. Много лет отработала в ведущих типографиях города и то же на сегодняшний день трудится в сфере деятельности, имеющей, в конечном итоге, опосредованное отношение к педагогическому процессу в сфере досуга. Таким образом, технические и гуманитарные сферы, как бы, собираются в единый концептуальный узел, преломляясь в судьбе конкретного человека.

Необходимо подчеркнуть, что слышащие педагоги Д. М. Гавриш, Л. И. Лопатко, В. Д. Смертина имеют только среднее техническое профессиональное образование и можно восхищаться мужеством глухих людей, которые нашли в себе силы преодолеть определенную социальную инерцию, апатию, комплекс неполноценности и опередить в профессиональном плане своих слышащих коллег.

Непосредственно общаясь с книгой, материализуя в своей профессиональной деятельности социальный, художественный, нравственный опыт видных деятелей в сфере творческой мысли, глухие индивиды приобщаются к процессу гуманизации культуры. Вырабатывают высокие критерии художественного вкуса, вне всеядности, обезличенности, примитивных подделок. Возвращая товарный вид, эстетически оформляя замечательные книги представителей отечественной и мировой культуры, выступая, как бы, в роли реставраторов, отдающих народу временно утраченные духовные ценности, неслышащие специалисты в области художественного переплета начинают ощущать себя сотворцами, а не пассивными потребителями созданий художественной культуры. Они учатся от педагогов-наставников, от глухих и слышащих рабочих бережному отношению к книге, уважению к своей профессии, как бы, преодолевающей краткие сроки земного бытия2. Уйдут люди, но останутся книги, созданные, реставрированные, преображенные руками, волей, интеллектуальным усилием профессионалов.

Бесспорно, в полиграфической деятельности происходят сложные, неоднозначные, подчас противоречивые процессы. В связи с коммерциализацией производства, с необходимостью получения выгодных заказов, в цеха, на предприятия, в набор идет литература и достаточно низкого интеллектуального уровня, рассчитанная на неразвитого читателя, но в то же время, выпускаются книги выдающихся философов, замечательных писателей зарубежья. К нам приходят жития святых, религиозная литература, представленная ведущими богословами, учеными различных социальных эпох. Например, типография “Павел”, которая входит в состав Учебно-производственного предприятия, выпустила такие книги, как “Канон Великий творение Святого Андрея Критского”; “Собеседник православных христиан”, в который входит Акафист, посвященный замечательному церковному деятелю Иоасафу, епископу Белгородскому. Подобная тенденция опосредованно связана с нашей главой, посвященной религиозно-философскому воспитанию неслышащих людей с помощью непреходящих христианских идеалов.

В то же время, на данной полиграфической базе выпускаются книги, учебные пособия, сборники статей педагогов различных циклов и профессиональных интересов. Речь идет о книгах И. Ф. Гейльмана в области жестовой речи, о пособиях нынешнего директора Межрегионального Реабилитационного Центра Л. Г. Синицыной в области литературы, грамотной письменной речи для глухих и слабослышащих индивидов. Подготовлены учебные пособия члена Союза художников России П. А. Алексеева “О гравюре и гравировании”, кандидата искусствоведения Г. В. Николаевой “Зрительный образ спектакля”, профессора А. З. Свердлова “Из опыта работы с театральным коллективом глухих”, “Об особенностях восприятия глухими учащимися драматургического материала”, “Развитие духовного мира неслышащих работой над отрывками из пьес”. Вышли четыре части сборника статей по учебно-воспитательной работе с неслышащими учащимися в процессе профессиональной подготовки; сборник по политико-воспитательной работе с неслышащими учащимися. Опубликована книга бывшего режиссера театра мимики и жеста в Москве Щекочихина, связанная со спецификой работы данного социального организма. Вышли в свет пособия по социальной реабилитации, психологической адаптации, связанные с деятельностью НИИ дефектологии и слухо-речевой лаборатории Межрегионального Центра реабилитации лиц с проблемами слуха. Изучая работы своих непосредственных педагогов-наставников, учащиеся отделения “художественный переплет ” начинают по-новому смотреть на тех, с кем им приходится встречаться каждый день. Возникают, применяя термин Ионина, сформулированный им в статье о М. Булгакове и его романе “Мастер и Маргарита”, как бы, “Две реальности”1. Речь идет о повседневности и звездных минутах, свойственных любой творческой личности, бескорыстно преданной своему делу. Фигура педагога-наставника начинает приобретать объемность, определенную социальную значимость и глубину, построенную на пересечении различных профессиональных сфер2.

В то же время существует какая-то особая духовная связь между представителями различных профессий Межрегионального Центра по реабилитации лиц с проблемами слуха. Многие выпускники профессионально-технического училища (полиграфический, художественный переплет, радиомонтажные циклы) продолжают учиться в данном учебном заведении, но уже по другим специализациям. Они приходят учиться на художественно - оформительское, правоведческое, культурно-досуговое отделения; в группу, которая готовит специалистов в сфере социальной педагогики. Мы уже писали о выпускнике профессионально-технического Училища Панасенко, который окончил заочно культурно-досуговое отделение и проявил себя в качестве незаурядного режиссера и актера, способного к глубокому перевоплощению. Выпускник профессионально-технического училища Алесин, впоследствии успешно закончил Академию физкультуры. Был неоднократным чемпионом Олимпийских игр среди неслышащих. В настоящее время является одним из ведущих преподавателей физической культуры на всех отделениях Межрегионального Реабилитационного Центра.

В то же время, нравственной, профессиональной сверхзадачей всего коллектива преподавателей, мастеров, связанных с учащимися отделений художественного переплета, полиграфического и радиомонтажного дела; является стремление научить будущего молодого рабочего не просто трудиться, а вызвать в нем чувство восхищения от самого процесса, который становится творческим при совпадении природных и профессиональных данных индивида3. Стремление эстетически оценивать результаты своей деятельности. Сделать так, чтобы выйдя из стен Межрегионального Реабилитационного Центра молодые специалисты могли вносить красоту в жизнь, в повседневные отношения между людьми, в профессиональной и культурно-досуговой сферах между глухими и слышащими индивидами.

Занимаясь историческим экскурсом, мы не можем не остановиться на деятельности ведущих мастеров радиомонтажного отделения профессионально-технического училища, которое совсем недавно готовило специалистов по сборке, монтажу, настройке сложных телевизионных конструкций. К лидерам этого отделения можно отнести таких педагогов, как А. Башкатов, В. Мерзляков, Д. Попов, Ю. Недосекин. Им удалось перевести учреждения и жилые массивы города Павловска на кабельное телевидение, усовершенствовать радио и телевизионную аппаратуру во всех учебных классах Межрегионального Реабилитационного Центра. Их усилиями был создан замечательный класс по компьютерной технике, в котором с удовольствием учились представители всех отделений данного учебного заведения. Сложные программы органично сочетались с интересными, зримыми компьютерными играми, основанными на сенсорной специфике восприятия глухими индивидами явлений окружающего мира. В то же время, в данном классе можно было увидеть реальные примеры социальной интеграции, ибо здесь занимались не только глухие индивиды ПТУ, культурно-досугового, правоведческого отделений, но и сурдопереводчики, педагоги в сфере технических и гуманитарных дисциплин (слышащие, глухие, слабослышащие). А. Башкатов, В. Мерзляков, Д. Попов, Ю. Недосекин подготовили световое и музыкальное оформление актового зала, способствующее усилению эстетического впечатления от происходящего на сцене у смешанной аудитории, состоящей из слышащих и глухих индивидов.

В своей профессиональной сфере данные мастера были очень тактичными, интеллигентными людьми в высшем смысле этого слова. На их уроках была всегда доброжелательная, творческая атмосфера, без тени фарисейства, лицемерия, пренебрежительного отношения к подопечным. В то же время, ведущие педагоги радиомонтажногоотделения владели искусством образного, действенного показа тончайших нюансов своей профессии. Не гнушаясь физическим трудом. Они занимались ремонтом классов, монтажом оборудования, показывали на высоком уровне умение собирать платы для телевизоров, делать высокохудожественную пайку деталей. И когда их студенты выходили в цех, попадали в непосредственные условия производственной деятельности, глухие индивиды не терялись, демонстрируя не только профессиональное мастерство, но и умение находить духовный контакт с представителями любых социальных и культурных слоев. Далеко неслучайно ведущие специалисты завода им. Козицкого, представители технических кругов зарубежных стран высоко оценивали мастерство глухих мастеров-выпускников радиомонтажного отделения Восстановительного Центра. Необходимо подчеркнуть, что неслышащие специалисты данной профессии обладают колоссальным трудолюбием, усидчивостью, не отвлекаются на перекуры, пустопорожнюю болтовню. В данном случае их трагический психо-физический недостаток оборачивается, как это не покажется парадоксальным и кощунственным; определенным достоинством. Например, они не слышат нецензурную брань, пошлые анекдоты. Они могут целиком сосредоточиться на любимом деле, требующем погружения в интересующий их предмет, целенаправленного, творческого внимания, когда мыслящая голова и чувствительные кончики пальцев создают некую духовную гармонию1. В то же время, выпускники данного отделения продолжают свое профессиональное образование уже на других уровнях интеллектуального развития. Например, выпускник вышеназванного отделения по данной специализации Ю. Дмитриев окончил Северо-Западный Политехнический институт в специализированной группе глухих студентов. В настоящее время, он является одним из ведущих мастеров по сборке и налаживанию телевизионной и радиоаппаратуры в Санкт-Петербургском производственном предприятии “Павел”.

В условиях коммерциализации производства А. Башкатов, В. Мерзляков, Д. Попов стали совладельцами развернутого предприятия по продаже, налаживанию, доставке телевизоров. Причем, они связаны с ведущими заводами данной отрасли, как в Отечестве, так и за рубежом. В то же время, для этих людей, отдавших много лет жизни воспитанию и обучению глухих и слабослышащих учащихся, коммерческая деятельность неотделима от актов христианского милосердия, сострадания всем тем, кто нуждается в посильной помощи, материальной и духовной поддержке. У нас проводятся декады, посвященные инвалидам, благотворительные вечера и концерты в поддержку творчества учащихся различных отделений; аукционы по продаже картин, всевозможных поделок, выполненных преподавателями, студентами художественно-оформительского отделения, руководителями и участниками кружков, связанных с восстановлением народных промыслов, различных художественных ремесел. В этих акциях всегда принимают участие бывшие мастера радиомонтажного отделения А. Башкатов, В. Мерзляков, Д. Попов. В то же время, нельзя не отметить, что подобные акции, восстанавливающие лучшие традиции российского предпринимательства, связанные с такими именами, как Дягилев, Третьяков, Мамонтов и другие1, привлекают в стены Межрегионального Реабилитационного Центра и представителей Министерства социальной защиты, и руководителей отделов по социальной помощи населению при Санкт-Петербургской мэрии, и представителей мэрии города Павловска, и работников телевидения, и ведущих специалистов Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры. Например, в этом благотворительных акциях участвовали ректор Академии культуры, профессор П. А. Подболотов, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности, профессор М. А. Ариарский, декан факультета культурологии, профессор В. Д. Ермаков, профессор А. А. Сукало, секретарь диссертационного совета Академии культуры; представители Санкт-Петербургского правления ВОГ (В. П. Смальцер, ныне президент ВОГ, О. А. Новоселова), директора коммерческих банков, акционерных предприятий и многие другие. Это взаимодействие представителей различных социальных групп, слоев, технических и гуманитарных направлений доказывает, что христианское, благотворительное начало, даже в самых трудных, экстремальных обстоятельствах, не может умереть. И это процесс нравственного, духовного преобразования общества по сути своей необратим2.

Изучая различные направления в сфере профессионального обучения неслышащих индивидов, мы не можем не обратить особого внимания на роль физической культуры в гармоничном становлении глухих учащихся вышеназванных отделений Межрегионального Реабилитационного Центра. Глухим и слабослышащим доступны самые сложные виды спортивной деятельности. Далеко неслучайно, что бывший проректор по науке Государственной Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта профессор Евсеев Сергей Петрович (создатель специальных тренажеров для инвалидов) очень высоко оценил профессиональный уровень специализированной группы глухих при данном социальном институте. Студенты очень хорошо проявили себя в лыжном виде спорта. Причем, все они были выпускниками радиомонтажного, художественно-оформительского и других отделений. Межрегионального Реабилитационного Центра. Возвращаясь к деятельности методического объединения спортивных дисциплин данного учебного заведения, мы особо подчеркиваем, что глухих студентов особенно привлекают динамичные виды спорта с элементами зрелищности, яркости, особой художественной выразительности. Соревнования проходят не только в спортивном зале, но и на стадионе “Олимпиец”, расположенном в городе Павловске и являющемся собственностью Межрегионального Реабилитационного Центра. Наибольшей популярностью у глухих и слабослышащих учащихся пользуются такие виды физической культуры и спорта, как футбол, волейбол, баскетбол, плавание, спортивная и художественная гимнастика, тяжелая атлетика, бег, толкание ядра, метание диска, прыжки в высоту и в длину. Глухим учащимся трудно овладеть такими видами спорта, как упражнения на брусьях, перекладине, кольцах, бревне. Отсутствие высоких результатов в вышеперечисленных видах закономерно, ибо у неслышащего человека имеются нарушения в вестибулярном аппарате и ему нелегко удержать равновесие в таких моделях физической культуры, где волевое усилие связано с перенапряжением сосудов головного мозга.

Среди педагогов методического объединения спортивных дисциплин можно увидеть достаточно наглядный процесс социальной интеграции между глухими и слышащими людьми. Много лет проработал на данном отделении такой педагог из числа слышащих, как В. Г. Никитюк, неоднократно выводивший глухих учащихся, студентов отделения “сурдопереводчик” на первые места во Всесоюзных и Международных соревнованиях по лыжному спорту. Будучи по профессии не только талантливыми спортсменом, но и преподавателем истории, В. Г. Никитюк, умел находить духовный контакт, даже с самыми запущенными в нравственном, воспитательном аспектах учащимися. При этом он плавно переходил от общения с глухими индивидами к общению с достаточно ранимыми, с элементами нравственного максимализма, студентками отделения “Сурдопереводчик”1. Но в последнем случае бывали досадные педагогические сбои, когда излишнее морализирование приводило к потере духовного, профессионального контакта между педагогом-наставником и коллективом слышащих учащихся. Не менее интересно проявила себя в творческом, профессиональном аспектах мастер спорта в сфере спортивной и художественной гимнастики В. Д. Кузакова. Она готовила с глухими и слышащими студентами великолепные зрелищные представления. Это был праздник красоты, элегантности, духовного раскрепощения. Причем, все это проводилось с помощью ритмичной музыки, помогавшей глухим индивидам почувствовать себя полноценными в психофизическом аспекте людьми. Неслучайно, неслышащие и слышащие ученики участвовали в этих праздниках выразительной телесной пластики и ритмически организованного художественного действия, доказывая через образную сферу позитивную сущность социальной интеграции в различных художественных и духовных ипостасях. Но и у этой замечательной спортсменки, фанатично преданной любимому делу, наблюдались досадные педагогические сбои, конфликты с группам сурдопереводчиков, с отдельными неуживчивыми студентками, неподдающимися откровенному волевому напору, не реагирующими на педагогические нотации и хрестоматийные нравоучения. Необходимо отметить, что преподаватель физкультуры должен не только прекрасно владеть своей профессией, но и быть по-настоящему образованным, интеллектуальным человеком, обладающим тонкой, духовной организацией, чувством такта и умением понять внутренний мир другого индивида.

В этом аспекте слышащим педагогам данного отделения необходимо учиться от своих неслышащих коллег. Со дня основания Санкт-Петербургского Восстановительного Центра ВОГ ведущимпреподавателем физкультуры, председателем данного методического объединения работал Э. А. Слуцкий (в настоящее время он проживает с женой и дочерью в Израиле). Он был всесторонне образованным человеком, разбиравшимся в достижениях мировой и отечественной культуры. Красивый, подтянутый, гармонично развитый человек являлся чемпионом мира среди глухих по прыжкам в высоту, участвовал во Всесоюзных, Международных соревнованиях. Побывал в Америке, Франции, Англии, Югославии. Он обладал удивительным чувством такта, всегда был сдержан, корректен, не позволял себе срывать плохое настроение на студентах. В то же время, он был замечательным тренером, владевшим такими видами спорта, как баскетбол, волейбол, бег на длинные дистанции, лыжная эстафета, фигурное катание, автодело. Э. А. Слуцкий прекрасно владел речью, Голос его, благодаря богатому словарному запасу, духовному, интеллектуальному багажу; был понятен слышащим индивидам, даже если они впервые общались с данным человеком. Его супруга, Елена Слуцкая, окончившая культурно-просветительное отделение Восстановительного Центра, а впоследствии Техникум по физической культуре, была не только замечательной спортсменкой, мастером спорта по легкой атлетике, но и талантливой актрисой, исполнившей главные роли в таких произведениях, как “Мандат” и “Самоубийца” по мотивам пьес Н. Эрдмана. Но когда она готовила контрольные работы по теории режиссуры, по театральному искусству, чувствовался неповторимый художественный стиль Э. А. Слуцкого, заслуженного тренера Союза, не только прекрасно владеющего своим телом, но прекрасно разбирающегося в системе К. С. Станиславского, в творческих исканиях В. Мейерхольда, Б. Брехта, современных режиссеров, типа Г. Товстоногова, Ю. Любимова, Ю. Завадского, О. Ефремова, Б. Равенских, Анатолия Эфроса и др. Разбираясь в важнейших направлениях художественной литературы, сурдопедагогической мысли, философии, Э. А. Слуцкий, в то же время, постоянно тренировал свою память и способности к сенсорному, психологическому восприятию индивидов. Например, он великолепно умел считывать с губ сложнейшие тексты даже у таких собеседников, которые имели вялую, безвольную, невыразительную артикуляцию. Э. А. Слуцкий был замечательным ведущим на спортивных “Огоньках”, на Вечерах, посвященных Международному Женскому Дню; торжествам по случаю Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

Нельзя не остановиться в вышеназванном аспекте и на спортивной деятельности старшего преподаватели физической культуры (специализация – баскетбол) В. Порядина. Данный педагог двадцать пять лет назад успешно закончил культурно-просветительное отделение, получив диплом руководителя самодеятельного театрального коллектива1. Он прекрасно играл в ролях отечественного, зарубежного репертуара, в произведениях русской и мировой классики. В частности, это роль профессора в пьесе Афиногенова “Машенька”, освободившегося от капризности, взрывов неоправданной жестокости под воздействием чистого, возвышенного существа, не умеющего подчиняться бестактному поведению окружающих, сносить незаслуженные обиды. Владимир Порядин замечательно сыграл начальника полиции пантеру Брауна в социальном гротеске немецкого драматурга Б. Брехта “Трехгрошовая опера”, умеющего мгновенно мимикрировать: от неподкупного служителя закона до жалкого раба, унижающегося перед главой бандитов Мэкки-Ножом2. Свое интеллектуальное начало В. Порядин отнюдь не растерял, работая много лет руководителем баскетбольной секции. Профессия эта, бесспорно, очень сложная; преподаватель спортивных дисциплин постоянно находится в очень близком контакте с учащимися, а на уроках физкультуры бывают не только глухие, но и слышащие ученики. Глухой преподаватель любого вида спорта оказывается в очень трудном положении. Например, у преподавателя режиссуры, который тоже действует на виду у большого количества участников представления и зрителей; имеется сурдопереводчик, мастер жестовой речи, который является своеобразным связующим духовным звеном между педагогом-наставником и контингентом глухих. Глухой преподаватель физкультуры лишен этой своеобразной духовной защиты, передаточного звена между группой и руководителем. Учитывая динамичный характер спортивной игры, степень повышенной опасности, связанной с физическими травмами; сурдопереводчику нельзя находиться на спортивной площадке. Неслышащий педагог должен обладать выразительной, образной, жестовой речью, понятной артикуляцией, уметь показать наглядно и убедительно то или иное спортивное упражнение, важнейшие элементы, помогающие овладеть данным видом специализации. При этом, он должен понимать слышащих учащихся, считывать с губ те или иные фразы, быть собранным и в физическом, и в интеллектуальном аспектах. Подчинять своей воле группу непохожих друг на друга индивидов, не позволять себе поддаваться перепадам в настроении. Выстраивать урок в ритмическом, действенном, психофизическом аспектах с учетом подготовленности учащихся данного отделения, их физических, духовных возможностей, не ломая их индивидуальности, но и не потакая их капризам.

И еще об одном слабослышащем педагоге мне хочется рассказать в своем исследовании. Речь идет о неоднократном чемпионе России, Олимпийских игра, международных соревнований среди неслышащих спортсменов – Алесине. Окончив в свое время профессионально - техническое училище Восстановительного Центра, продолжив образование в Академии физической культуры им. Лесгафта, объездив десятки городов мира, Алесин сохранил объективный взгляд на природу вещей, без ложного, “квасного патриотизма” и пиетета перед Западным образом жизни. Уроки Алесина отличаются повышенным эмоциональным накалом, выразительным показом сложнейших упражнений, знанием психологии и возможностей глухого и слышащего человека. Алесин прекрасно знает свои психофизические данные и понимает, что сделать в спорте то, что доступно ему, могут немногие. Поэтому он до известной степени щадит учащихся, не дает им огромных нагрузок, но и не облегчает их жизни, доведя до социальной инфантильности, потери волевого начала. В то же время, Алесин является интеллектуальным, здравомыслящим человеком, отрицающим негативные проявления экстремистских настроений у небольшой части глухих, желающих объединиться в закрытое локальное сообщество, не допускающее в свои ряды слышащих индивидов.

Возвращаясь к теме нашего исследования, необходимо подчеркнуть, что различные виды физической культуры органично вливаются в разветвленный поток культурно-досуговой деятельности, связанной с социальной, творческой интеграцией слышащих и глухих индивидов. В процессе проведения спортивных “Огоньков”, спартакиад, ответственных соревнований на стадионе “Олимпиец” всегда вводятся элементы театрализации, зрелищности, в которых принимают участие представители различных отделений Межрегионального Центра по Реабилитации из числа слышащих, глухих и слабослышащих индивидов1. Например, спортивные “Огоньки”, которые всегда проводились в спортивном Зале Восстановительного Центра по инициативе Э. А. Слуцкого; организовывались автором многочисленных сценариев, председателем методического объединенияклубных дисциплин М. П. Родиминой. Здесь можно было увидеть и выразительное жестовое пение, и характерный танец, и прекрасные гимнастические упражнения с элементами художественной выразительности, и пантомиму, и эстрадные, и цирковые номера, и отрывки из пьес. В то же время, на такие вечера к нашим учащимся приезжали известные театральные актеры, солисты балета; личности, проявившие свой талант в художественных фильмах. В частности, на наших вечерах с воспоминаниями о съемках, с кинороликами выступали заслуженная артистка России Е. Драпеко – одна из главных исполнительниц в фильме С. Ростоцкого “А зори здесь тихие”; артист Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова, лауреат Государственной премии Г. Гай с воспоминаниями о съемках художественных фильмов “Жизнь прошла мимо” и “На всю оставшуюся жизнь”. Неоднократно выступали артисты Александринского театра драмы им. А. С. Пушкина (В частности, с отрывками из спектакля по произведению Л. Леонова “Русский лес”) Заслуженный артист России Л. Лемке, ведущие солисты балета Мариинского театра – Д. Марковский и народная артистка России Алла Осипенко, Артисты Московского театра мимики и жеста со сценической импровизацией по мотивам произведения М. Зощенко “Свадьба” в постановке Г. Якерсона.

Необходимо подчеркнуть, что занятия различными видами спорта помогают творческим успехам учащихся и в своей профессиональной области, и в досуговой деятельности, то есть в вертикальном и горизонтальном срезах. Талантливая студентка Лапиева была не только выразительной в сложнейших упражнениях по художественной гимнастике, но и прекрасно выступала на сценических подмостках в спектаклях различных жанров, в литературно-музыкальных композициях, в характерных танцах. Одна из лучших студенток культурно-досугового отделения С. Совсун (к сожалению, ушедшая из жизни) была не только сценичной (имея практически неограниченный творческий диапазон; от трагической женщины, в пьесе по сказке А. М. Горького “Мать предателя” до фривольной и легкомысленной дочери Городничего в спектакле по пьесе Н. В. Гоголя “Ревизор”), но и прекрасной гимнасткой, бегуньей на длинные и короткие дистанции, волейболисткой. Эти различные ипостаси придавали ее облику и глубину, и особую выразительность, и способствовали сохранению грациозности, легкости, плавности в движениях; сохранению внутреннего ритма и неповторимого шарма.

Выпускник художественно-оформительского отделения В. Петрич (человек богатырского сложения, двухметрового роста) был не только великолепным баскетболистом, штангистом, но и талантливым а

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...