Глава III. Духовно-нравственное воспитание глухих как фактор приобщения к христианской соборности, к общечеловеческим ценностям
Духовно-нравственное воспитание глухих, ставящее своей целью их развитие в направлении истины, добра и красоты, а также духовное совершенствование сообщества глухих как целого и его интеграция в “большое общество” основывается не только на сурдопедагогических теориях, но и на евангельском учении, трудах и личном примере святых подвижников, а также на всей гуманистической традиции европейской мысли. Мы знаем, что глухого, слабослышащего человека воспитывает, формирует, поднимает к высотам духа слово, находящееся в неразрывном диалектическом единстве с образной жесто-мимической речью. Уходят из жизни выдающиеся деятели творческой мысли, но дышат великой мудростью их фразы, слова, за которыми стоит выстраданный опыт и мудрость многих людей, чьи идеи духовные маяки человечества постарались сконцентрировать, отразить в своих произведениях. Мы открываем “Святое Благовествование” от Иоанна и читаем удивительные строки, имеющие прямое отношение к нравственному воспитанию глухих индивидов: “В начале было Слово, и Слова было у Бога”1. В то же время, в отличие от всех других учений, христианство зиждется не просто на системе взглядов или заветах своего Основателя, а на опыте постоянного живого общения с Ним Самим. Христос сказал: “Я с вами во все дни до скончания века”. Его приход в мир – высшая точка диалога, между Богом и людьми, встреча, которая стала непреходящей реальностью, ибо путь к ней открыт для каждого2. Господь обращается к душе человека как ее божественный Учитель, ее Друг и Возлюбленный. Его призыв и наш ответ есть тайна, зарождающаяся в сокровенных глубинах сердца. Сам Христос учил необходимости молиться в тиши уединения. Но в то же время, Он обещал пребывать среди людей, если двое или трое собраны во имя Его. Он основал свою Церковь как новый, небывалый вид человеческой общности, создал единство людей, живущих в нем, в Его Духе, в Его присутствии. По слову апостола Павла, Церковь – это целостный организм, тело; глава его – Иисус Христос.
Краеугольный камень Церкви – вера, которая проявляется в любви. Без этой основы “церковность” мертва и сохраняет только внешнюю оболочку, как это некогда случилось с законниками-фарисеями. Церковь не только организация или союз единоверцев, а чудо, многообразное воплощение Духа Христова в человеческом роде. Истинная Церковь – это “Народ Божий”, призванный свидетельствовать о Христе самим своим существованием; это Община, где Искупитель являет Себя миру. Его благодатной силой она живет и крепнет. Поэтому никакие соблазны и разделения, никакие периоды упадка не могли остановить потока подлинно христианской жизни. Как в Ветхом Завете всегда сохраняется некий “остаток” тех, кто берег и умножал дар Божий, так и в новозаветной Церкви Господь не дает угаснуть светильнику, горящему во тьме. Стремясь к гуманной модели общества, к подлинным нравственным ценностям, имеющим многовековые традиции, мы должны учиться у религиозных подвижников, мыслителей истинной доброте, умению прощать своих врагов, стремлению созидать в душе каждого человека Храм Божий. Поражает выдержка, выносливость, особый свет чистоты, идущий от людей святой жизни. Они думают не о борьбе друг с другом, не о конфронтации, не о зависти, не о стяжательстве и прочих преходящих земных делах, а о Вечном спасении и очищении людей от грязи, пороков, страстей, толкающих личность в мир зла, разрушения, глумления над возвышенным и чувствами и добродетелями. Христианская мораль видит в человеке бессмертную душу, огромный неповторимый мир, образ Божий, верит в нравственное преображение личности на началах добра, красоты, гармонии, творчества и постижения Божественной мудрости Евангелия и Житий Святых Отцов и Великомучениц. “Спасти хотяй мир, слепых, хромых, прокаженных, немых и глухих исцелил еси, духов лукавых отгнал еси”1
Христианская мораль основана на утверждении абсолютной непреходящей ценности каждого человека. Представители этой морали стремятся к тому, чтобы каждый индивид возлюбил ближнего, как самого себя, чувствовал боль другого человека, как свою собственную, никогда не делал другим того, чего не хочет, чтобы другие делали ему. В основе выстраданной тяжким опытом человечества христианской религии всегда лежали доброта, сострадание, стремление помочь униженным, оскорбленным, обиженным; людям с физическими, психическими недостатками, недугами, страшными болезнями. Христианская религия связана с верой в чудеса, в духовное взаимодействие Бога – Отца, Бога – Сына, Святого Духа, апостолов, ангелов-хранителей со своими земными созданиями. И здесь, естественно, присутствует эмоциональный момент, вера в сверхъестественное чудо и Блаженство, в деяния Христа-Спасителя, Богородицы, великих библейских пророков, Иоанна-Предтечи. Вера в библейские сказания Ветхого и Нового Заветов, имеющие историческую основу; в красоту земной жизни и возвышенных, нравственных, трагических подвигов Апостолов, Святителей, Духовных отцов человечества, спасителей мира в годину суровых испытаний. К ним относятся и Николай-Чудотворец, и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, и патриарх Тихон, и патриарх Иов, и Игнатий Брянчанинов, и Феофан-Затворник, и Иоанн Кронштадтский, и Павел Флоренский, и С. Н. Булгаков, и Великий подвижник ХХ столетия, защитник христианской религии во время страшных гонений схиеромонах, старец Сампсон (Сиверс), и основатель бессмертного Северного монастыря Савватий Соловецкий, и протоиерей Александр Мень, и митрополит Вениамин, расстрелянный во время красного террора, и многие другие, утвердившие непреходящие христианские нравственные ценности всей своей подвижнической, возвышенной деятельностью. В Акафисте (песне Славы) сладчайшему Господу Нашему Иисусу Христу, в Икосе первом есть такие замечательные слова, имеющие прямое отношение к неслышащим людям: “Ангелов творче и Господи сил, отверзи, ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистого, Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси …”1.
Иисус Христос исцелял глухих, слепых, немых, бесноватых, расслабленных, оживлял мертвых. Его огромная, Божественная Душа вмещала в себя боли и страдания всего человечества, и самый последний униженный человек на этой земле был его сыном, дочерью, сестрой или братом. “Когда же выходили, то привели к нему человека немого и бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить”2. Иисус Христос, Апостолы, Богородица, Святители, подвижники были, говоря современным языком, выдающимися сурдопедагогами, способными не только сострадать, но и оказывать действенную, зримую помощь тем, кто нуждался в их непреходящей духовной, нравственной, психологической поддержке. Мы открываем “Жития Святых” и читаем притчу о человеке, у которого дочь была глухонемой от рождения. Светлая бескорыстная вера страдальцев творит чудеса и их обращение слышат Бог, Архангелы, Святые Отцы, осуществляющие духовную связь небесных сил с благодарным человечеством. “Тогда человек тот, возведя очи свои к небу и воздев руки, сказал: – “Отче и Сыне и, Святый Душе, – Боже Христианский, – помилуй нас! Святый Михаиле, слуга Божий, помоги и исцели дочь мою!” При сем он почерпнул воды из источника и влил ее с верою в уста дочери; тотчас же связанный немотою язык ее разрешился на славословие Божие, и она ясно проговорила: – “Боже христианский, помилуй меня! Светлый Михаиле, помоги мне!”1. Неслучайно, мысли выдающихся деятелей религиозно-философского сознания и простых людей совпадают в своей главной общечеловеческой нравственной направленности. С какой силой Божья Благодать и Христианская Вера должны озарить душу, чтобы люди шли в непроходимые леса, подвергались невероятным лишениям, мукам голода, холода, нападениям грабителей, убийц и при этом строили монастыри, укрепляя истинную веру по всей земле, уходили от родных, близких, раздавали все свое имущество бедным, оставались в одном рубище и получая дар прозрения, молились за грешные, заблудшие души. Терпели при жизни гонения, непонимание, прощали своих преследователей, молились за врагов, сохраняли любовь к каждому, преодолевали ненависть к мучителям, отчаяние, тоску, поднимались над своим страданием бесконечной очищающей молитвой и после смерти продолжали творить чудеса. Вот слова простой женщины, имевшей больную дочь, о Петербургской Святой, незабвенной Ксении Блаженной: “Я же никогда не перестану думать и верить, что Олечка и не глуха, и здорова, благодаря только помощи Рабы Божией Блаженной Ксении, которую, поэтому, и буду всегда глубоко почитать, как угодницу божию и молитвенницу за всех тех, кто ее любит и прибегает к ней за помощью”2.
Английский историк и этнограф Дж. Фрэзер писал, что Великие религиозные движения, всколыхнувшие до глубин все человечество и изменившие верования народов, не могут не происходить из сознательных и продуманных усилий умов, возвышающихся над общим уровнем. Попытка объяснить историю без влияния великих людей льстит суетности заурядных умов, но никогда не найдет сочувствия историка-философа1. Эту же мысль поддерживает религиозный философ христианского направления С. Н. Булгаков в известной книге “Два града”. Христианское милосердие обращено к каждому человеку, независимо от его социального статуса, происхождения, национальной принадлежности. Христианское милосердие отличается подлинной нравственностью, так как находится вне выгоды, расчета; примитивной, утилитарной пользы. Неслучайно, в одной из Евангельских притч Христос советует богатым, состоятельным людям собирать в своем доме за праздничным столом не сильных мира сего, дабы не было ответного, выгодного приглашения, удачной сделки, приумножающей огромное состояние, а позвать нищих, больных, убогих, страждущих и пригласить их на пир, которые ничего не смогут отдать взамен хозяину, кроме своей искренней любви и благодарности. Подобным поступком богатый человек проложит себе путь в царство небесное. Христос советует людям не выпячивать себя, не лезть впереди других, не заявлять о своих заслугах, не занимать самому первых мест во время торжеств, дабы с позором не согнали выскочку и не посадили более достойного. Христос подчеркивает, что настоящего человека обязательно заметят по его добрым делам, отметят по заслугам и укажут на надлежащее ему место. В то же время, Великие христианские подвижники не отделяли досуг от трудов праведных, христианских молитв. Всех, кто нуждался в их помощи, сочувствии, действенном сострадании, они принимали в любое время дня и ночи, несмотря на свои физические немощи и недомогания. Никто не слышал от старцев жалоб, связанных с их болезнями, нравственными муками, горестными сомнениями в правоте избранного пути, тяжестью креста, налагаемого Всевышним на данного подвижника2.
Например, автор двенадцатитомного труда, посвященного выдающимся подвижникам православия, Дмитрий Ростовский сам являлся образцом нравственной чистоты, удивительной доброты, сострадания ко всем униженным, падшим, больным. Проявлял христианское начало не только в невероятном трудолюбии, но и в умении сострадать, брать на себя боль многих людей. “О сиротах, вдовах, нищих и бедных Святитель заботился как отец о своих детях. Все, что получал, он раздавал им, призывая к себе в крестовую палату слепых, глухих, хромых и убогих, предлагая им трапезу, давая одежды и оказывая другие милости”1. Каждое мгновение земной жизни Великих христианских деятелей было наполнено подвигами благочестия и истинной, не показной любви к ближнему. По своей духовной насыщенности, нравственным поступкам, упорным молитвам за души грешников, испытаниям плоти и духа, многочисленным исцелениям жизнь подвижников христианской культуры равняется столетиям. Святитель Петр, митрополит Московский, был не только государственным деятелем, основателем Успенского Собора, но и человеком, сочувствующим больным, страждущим, униженным. “Привратник был нем и глух с самого рождения своего, так что лишь по известным знакам отворял и запирал ворота. Святой Петр, торопясь войти сказал немому: “Тебе говорю именем Господа нашего Иисуса Христа: открой мне немедленно двери”. Тогда отверзлиася уста немому и он сказал: “Хорошо, Господин, сейчас открою”2. Бессмертные мысли Евангелия обращены через столетия к каждому из нас, ко всем страждущим, обездоленным. Можно по-разному распорядиться своей душой: отдать ее дьяволу, продать ее на потеху толпы ради сиюминутных наслаждений, отторгнуть от себя близких людей, растоптать христианские, общечеловеческие, принципы морали, убедить себя, что за гробом ничего не будет, кроме пустоты и мрака, и необходимо взять от жизни все в своем плотском, земном существовании. Возможен и другой путь: мужественный, возвышенный, стоический, когда отдаешь свою душу Богу и людям, не ожидая никакого воздаяния и щедрот, которые должны, якобы, мгновенно посыпаться с неба. “Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет ее ради меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку, приобрести весь мир, а себя самого погубить”3. Деятели творческой мысли, общаясь со слышащими и неслышащими индивидами, стремятся к торжеству истины, к пробуждению в каждом скрытых духовных богатств. Апостол Павел в своем “Послании Коринфянам” и писал: “Любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится”1. Христианин поднялся в нравственном плане над античным человеком. Он открыл в себе удивительные духовные глубины, научился любить себе подобных, сострадать каждому, чувствовать боль других, как свою собственную, жалеть нищих, убогих, глухих, слепых, бесноватых; всех тех, кто поражен тем или иным недугом. Как отмечает современный исследователь “духовная свобода личности была поставлена в зависимость от добра, возрастая по мере морального совершенствования индивида и его добрых дел, его любви к ближнему и дальнему”2. Наш современник историк Н. И. Конрад писал, что мысль о гармоничном, справедливом строе никогда не покидала человечество и вдохновляла его на борьбу с тем, что препятствует достижению идеального, достойного человека состояния общества. Об этом с великой яркостью и силой сказал русский христианский писатель – Достоевский, сочувствовавший всем униженным с оскорбленным, больным и юродивым, преклонявшийся перед духовным величием старцев – монахов. “Золотой век – мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю жизнь свою и все свои силы, для которой умирали и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и не могут даже умирать”3. Бесспорно, христианским подвижникам, мученикам за выстраданные убеждения, тысячам безымянных страдальцев, погибших во времена гонений при императорах Рима и других тиранах; близки идеи школы стоиков. В частности, мысли выдающегося драматурга Люция Аннея Сенеки. Необходимо подчеркнуть, что идеология стоицизма возникла еще в IV веке до новой эры в Греции. Чему учила эта философия? Человек должен закалять себя в добродетели, подавлять страсти, во всем соблюдать меру; не надо добиваться высокого положения и почета – они всегда непрочны, лучше жить в тиши и незаметно; лучше оставить роскошь и жить ближе к природе. Все несчастья человека объясняются роком, судьбой, тяготеющей над людьми и предопределяющей всю их жизнь. Тело своими страстями, подчеркивали представители этой философии, оскверняет душу, частицу божества; задача философии – освободить дух от тела; иногда лучшим выходом является смерть1. Прекрасные идеи Сенеки, изложенные в его философских трактатах; в действии, в реальных поступках, жизнью и смертью утверждали последователи Христа – своего духовного Учителя, чьи возвышенные, гуманные идеи никогда не расходились с его деяниями. Тысячи христиан были распяты на дорогах Римской империи, брошены на растерзание голодным зверям на аренах цирка, подвергнуты невероятным пыткам, но идеалы стоицизма, христианские добродетели стали основой их существования, а не предметом для риторики, беспочвенных философских рассуждений2. Христос, в отличие от Сенеки и других философов элитарного типа, обратился к совести каждого человека, призвал людей к нравственной ответственности за все происходящее на земле. Христос обратился к неповторимому внутреннему миру индивида, увидел в человеке духовно свободную личность, способную к раскаянию, самоочищению от житейской скверны и самосотворению по идеальному образцу. Об этом пишут российские религиозные философы христианского направления: С. Франк, Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Булгаков, Е. Трубецкой, Д. Мережковскй, Б. Вышеславцев, Л.Шестов и другие. Христианство затрагивает самые чувствительные струны в душе человеческой, находит отклик в бесчисленных сердцах. Высота духовности, уровень цивилизации общества определяется отношением к инвалидам, немощным, слепым, глухим, слепоглухонемым, людям пожилого возраста. Христианская мораль отрицает бессердечие, жестокость, любые формы деспотизма и попрания человеческого достоинства. Она и на сегодняшнем уровне социального, нравственного развития общества исключительно актуальна. Христианин понимает “сердце” как эмоциональный центр, которому принадлежит иерархический примат в структуре души1. Великие христианские подвижники Иларион Киевский, Сергий Радонежский, Филипп Колычев, Савватий Соловецкий, патриарх Иов, митрополит Гермоген, Серафим Саровский, Феофан Затворник, патриарх Тихон, Иоанн Кронштадтский, несмотря на свои молитвенные бдения, великий духовный подвиг религиозного смирения, были еще и гражданами своей эпохи, опередившими нравственный уровень современников на целые века. Они были строителями душ, храмов, монастырей, защитниками Отечества, советниками правителей, бесстрашными людьми, готовыми пойти на смерть, ради торжества истины, справедливости, человечности. Н. В. Гоголь в своих письмах особо подчеркивал, что “нет выше званья, как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и помышленье мне в радость. Но без зова божьего этого не сделать”2. В то же время, христианские подвижники были способны примирить враждующие стороны, пробудить в соперниках сострадание и любовь друг к другу. Иисус Христос ценил эти качества выше всех других: он прямо называет миротворцев сынами божьими3. Бессмертные слова Серафима Саровского и сегодня согревают души миллионов людей, дают уверенность в том, что никакие силы зла не способны разрушить созданное Божественными промыслом. “Бог есть огонь, согревающий сердца и утробы”, “Господь ищет сердце, преисполненное любовью к Богу и ближнему – вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полноте своей пренебесной силы. Сыне, даждь Ми сердце Твое, а все прочее я сам приложу Тебе, ибо в Сердце человеческом Царствие Божие”4. В человеческой жизни заложен элемент самопожертвования. Это имеет прямое отношение к педагогам, ко всем тем, кто связал свою жизнь с неслышащими, слепыми, слепоглухонемыми людьми. Преодолевая отчуждение от труда, подлинная личность одухотворяет свою жизнь и бытие окружающих высоким нравственным светом. Все проявления человеческой жизни, даже в самых бытовых ситуациях, насыщаются вследствие этого поэзией, музыкой, вдохновением, Божественной добротой. Крупнейшие философы, религиозные подвижники отмечали, что жизнь, как служение, есть Богочеловеческое дело и, следовательно, всецело осмысленно. И “Каждое мнимое человеческое благо – любовь к женщине, богатство, власть, семья, Родина – использованные как служение, как путь к истинной жизни и озаренное лучами “света тихого”, теряет свою суетность, свою иллюзорность и приобретает вечный, т.е. подлинный смысл”1. Неслучайно, глухие и слабослышащие индивиды тянутся к христианской религии; в процессе культурно-досуговой деятельности уделяют время изучению истории соборов, монастырей, Библии, Евангелия, жизни Великих подвижников и страстотерпцев за истинную веру; учатся в иконописных, реставрационных мастерских, венчаются, проходят обряд крещения и причащения к Святым Тайнам. Многие священники изучают язык жесто-мимической речи, чтобы помочь глухим людям ощутить себя в храме полноценными прихожанами. В данном случае Акафист сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу, Акафист явлению иконы пресвятые Богородицы Тихвинския, Акафист пресвятей Богородице ради чудотворного Ея образа нечаянные радости и другие Акафисты, связанные с чудесным исцелением глухих, слепых, больных людей, получают свое реальное продолжение в деятельности современных религиозных подвижников, чувствующих боль и страдания физически обездоленных людей, как свои собственные недуги. Искусство, приобщающее слышащих и неслышащих индивидов к нравственному, религиозному идеалу, способно в каждом пробудить творческий огонь, открыть перед индивидуумом духовные, эстетические горизонты, ощутить себя Богоподобным. Человек в храме среди молящихся, подобно Андрею Христа Ради Юродивому, преодолевает бытовое начало, и устремляется к невидимым сферам, открытым искренно верующим людям, бескорыстным и любящим окружающих2. Необходимо подчеркнуть, что огромной исцеляющей силой обладают мощи тех подвижников, которые своей возвышенной, духовной жизнью заслужили после Успения канонизацию, продолжали и после физического ухода оставаться духовными защитниками страждущих. “Взяв честные мощи святого Симеона, с пением псалмов понесли их в Антиохию, и вышел весь город на встречу. Был же там человек немой и глухой около сорока лет. Как только он увидал святое тело преподобного, тотчас же разрешились узы слуха и языка его, и он, пав перед святыми мощами, воскликнул: – “На благо пришел ты, раб Божий, ибо вот пришествие твое исцелило меня”1. Исцеляли мощи Николая-Чудотворца, Сергия Радонежского, Александра Невского, серафима Саровского, Иоанна Конштадтского, Ксении Блаженной, Тихона Задонского, Савватия Соловецкого, Иоасафа Белгородского. Неслучайно, сказал Сергий Радонежский перед своим Успением, что пока будут находиться его мощи в Лавре, будет стоять его любимое Отечество, не оскудеет Земля Русская Великими мужами, защитниками Родины, Святителями, осуществляющими Божественный промысел в своей краткой Земной жизни перед тем, как обрести бессмертие. Деяния Сергия Радонежского и других подвижников Церкви Христовой являются антитезой любым человеконенавистническим, узурпаторским тенденциям в сфере социального устройства общества. “Дивны чудотворения, подаваемые всем чрез великого угодника Божия: слепые получают прозрение, хромые – исцеление, немые – дар слова, бесноватые – освобождение от лукавых духов, болящие – здравие, находящиеся в бедах – помощь и заступление, теснимые врагами – защиту, скорбящие – облегчение и успокоение, всем обращающимся с верою к Преподобному подается помощь”2. Бесспорно, настоящая вера может творить чудеса и очевидцы невероятных исцелений после подобных проявлений Божьей Воли и непреходящего милосердия ко всем страждущим, преодолевали свои атеистические взгляды и становились искренне верующими христианами. Об этом повествует архимандрит Досифей во время открытия мощей Иосафа, епископа Белгородского, 4 сентября 1911 года. “И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа – такого никогда не видел и вряд ли уже увижу – почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись; слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены”3. Данное исследование связано с сообществом глухих, с приобщением этих людей к гуманистической культуре. Вследствие этого мы обращаем особое внимание на исцеление глухих, немых людей. Учащиеся Межрегионального Центра по реабилитации лиц с проблемами слуха (будущие художники, воспитатели, культурологи досуга, социальные педагоги, сурдопереводчики, правоведы, мастера художественного переплета активно посещают Соборы Святителя Николая, Святой Ектерины, Митрополита Петра, покупают иконы, книги, связанные с православием. С 1994 года по настоянию священника, отца Павла, в Москве стали готовить специалистов, владеющих не только христианскими догматами, но знающих и основные компоненты жесто-мимической речи, чтобы помочь глухим людям во время службы в соборе глубинно, духовно, воспринимать весь церковный, религиозный обряд1. В то же время, путь к духовному совершенствованию глухих индивидов в профессиональной и в культурно-досуговой сферах деятельности предполагает ежедневный нравственный подвиг, связанный с преодолением страданий, сомнений, скепсиса, цинизма, отчаяния, неверия в себя, чувства неполноценности, творческой несостоятельности. В этом аспекте удивителен рассказ инока Саровской обители Александра о своей жизни, которую он поведал многим боголюбивым чадам. Данная история изложена в летописях Серафимо-Дивеевского монастыря и имеет непосредственное отношение к неслышащим индивидам Межрегионального Реабилитационного Центра, так как святые старцы были не только врачевателями душ в высшем смысле этого слова, но и замечательными сурдопедагогами, применяя современную научную терминологию. Из летописи мы узнаем, что отец Александр, еще не став иноком, был светским человеком, но страдал от невероятного расслабления всех органов. Особенно его мучала невероятная боль в ухе. Добрые верующие люди посоветовали ему отправиться в монастырь просить помощи у Серафима Саровского. И когда страждущий увидел Великого старца и упал перед ним на колени, тот ни слова не говоря подошел к лампаде, горящей перед образом Божьей Матери, смочил в масло перст свой и помазал больное место уха. Больной в ту же минуту почувствовал облегчение, а вскоре и вся боль прошла2. В статье “София и черт” православный философ А. В. Ахутин утверждает, что философские, религиозные учения учат тому, что составляет их собственное начало – не временное, а принципиальное, – а именно, фундаментальному изумлению. В философской, религиозной системе раскрывается, становится необходимым и всеобщим то “изумление”, которое изначально таится в существе человека как человека”1. Подобное потрясение переживают и философы, и верующие, и атеисты, и слышащие, и глухие граждане многих стран мира, и представители различных религиозных сект и направлений в момент Ежегодного чуда Схождения Священного Огня на Православную Пасху. Оно происходит в каждую Страстную Субботу в православном Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Свидетель этого события пишет о священном, неиспытанном ранее духовном томлении. Он рассказывает о появлении патриарха Дамиана с пуком огня, от которого мгновенно запылал, как бы, весь храм. Свидетель этого чуда пишет о восторге, о подъеме духа, о трепете. “И действительно”, я был в море огня, который не опалял и не жег, несмотря на то, что кругом меня люди совали его себе в рот, огнем крестили лицо, волосы, руки. Я и на самом деле испытал это необъяснимое, дивное свойство этого неопаляющего благодатного огня”2. Такое дивное свойство благодатный огонь с неба сохраняет в себе только несколько минут, после чего становится обыкновенным, стихийным. Огромной духовной исцеляющей силой, помогающей глухим, слепым, бесноватым, расслабленным, прокаженным, неизлечимо больным, обладают и иконы, в которых в различных ипостасях, обликах предстает перед верующими людьми Богородица. Святая Троица, Христос – Спаситель, бесчисленные страдальцы за православную веру, возведенные за свои подвиги в ранг Святых и канонизированные. “Видя токи чудес, изливаемых от Святия Твоей иконы, благая Богородительнице, яко ты еси молящихся благая помощница, обидимых заступница, ненадеющихся надежда, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, девственных целомудрие, странных наставница, труждающихся помощь, слепых прозрение, глухих благослышание, больных исцеление, благодарственне вопием о Тебе Богу: Аллилуиа”3. В сборнике акафистов есть еще один удивительный гимн, посвященный явлению иконы Пресвятой Тихвинской Богородицы, перенесенной в Православное Российское отечество и связанной со спасением Христиан в годину страшных испытаний и лишений: “Новый источник чудес в стране северней явися икона Твоя Тихвинская, Пресвятая Владычице независтно точащий ицеления всем притекающим с верою: слепим бо презирают, немии благоглаголиви бывают, глусии слышат, разслаблении возстают, бесноватии от уз демонских освобождаются”1. Неслышащие индивиды, изучая Жития Святых, их в высшей степени аскетический быт, высоконравственный образ жизни, опосредованно приобщаются к возвышенным духовным порывам творческого гения. Погружаясь в трагические, острейшие ситуации, в которые попадали те, кто стали Духовными отцами, нравственными маяками многих поколений; постигая эмоционально, с помощью целенаправленной творческой фантазии крестный путь Аввы Дорофея, Савватия Соловецкого, Серафима Саровского, Феофана-Затворника, Иоанна Кронштадтского, Митрополита Московского, Святителя Петра, митрополита Филиппа (Колычева), патриарха Иова, Игнатия Брянчанинова, Нила Сорского, старца иеросхимонаха Сампсона, Отца Арсения и других; глухие начинают понимать, что никто не достигает такого любовного внимания, такого чуткого понимания чужой жизни, такой широты мирообъемлющей любви, как отшельник, молитвенно проникший, через последнее самоуглубление к первоисточнику мирообъемлющей вселенской жизни и всечеловеческой любви и живущий в нем как в единственной стихии собственного существа2. Сергий Радонежский не только благословил Дмитрия Донского на битву с ордами хана Мамая и дал ему двух монахов – богатырей для сражения. Данному поступку предшествовали десятилетия упорного молитвенного и аскетического труда. С его помощью были добыты духовные богатства, которыми питались в течение веков и доселе пытаются русские люди, и что без него, как указывает В. О. Ключевский, русские люди никогда не имели бы сил подняться на борьбу с татарами3. Крупный российский ученый начала ХХ столетия С. Поварнин в своей статье “Оправдание аскетизма” убедительно доказывает, что аскетизм в моменты социальных потрясений, крушения общечеловеческих идеалов достойная человеческая позиция в мире. Бесспорно, аскетизм связан с борьбой за высшее духовное начало в личности. Такие люди, как митрополит Московский Петр, Сергий Радонежский, Филипп Колычев, савватий Соловецкий, патриарх Иов, Серафим Серовский, патриарх Тихон, иеросхимонах Сампсон (Сиверс) жертвовали земными благами ради духовных ценностей1. Причем, такое отношение к духовному началу не противоречит понятию культура, как способа материально-практической, духовной деятельности. Эти люди создавали храмы, монастыри, соборы, обрабатывали землю, не гнушались никаким физическим трудом, объединяли Россию под началом христианской религии и при этом создавали храм духовный в каждом человеке. С. И. Поварнин подчеркивает, что культуру нужно рассматривать из глубины ее величественных храмов. Философ убежден, что если видеть значение, величие культуры в этих высших ценностях духа, которые она создала, то аскетизм не враг, а лучший друг ее. Наш очерк основных идей христианском соборности подводит нас к конкретному материалу, связанному с воспитательной работой с неслышащими, с деятельностью педагогов, которые прививают учащимся сыновнее отношение к Церкви Христовой, с погружением ряда неслышащих индивидов в стихию христианской соборности Евангелие, как известно, в переводе означает “Благая Весть”, радостное откровение. Оно есть призыв к добродетельной жизни, к вере, к неутомимому духовному труду в целях спасения своей души. Этот призыв, главные положения которого мы считали необходимым напомнить в нашей монографии, находит воплощение в “Трудах и днях” верующих из числа нслышащих. К большой и нужной духовной работе призывают их педагоги-подвижники. Неслышащие учащиеся и в профессиональной сфере, и в процессе культурно-досуговой деятельности с огромной любовью относятся к тем педагогам и воспитателям, которые несут в своих душах свет истинной веры, видят в каждом ученике бессмертную душу, щедро тратят себя в великом деле приобщения глухих к общечеловеческим ценностям. К таким интеллектуальным лидерам, педагогам-наставникам относятся директор Межрегионального Реабилитационного Центра, ведущий преподаватель литературы Л. Г. Синицына, замечательный сурдопедагог В. А. Алексеева, преподаватель лепки и живописи И. А. Зайцев, талантливый художник П. А. Алексеев, кандидат биологических наук, заведующая слухо-речевой лабораторией С. В. Соколова и другие. Глухие учащиеся, выпускники Межрегионального Центра по реабилитации лиц с проблемами слуха ощущают понятие христианской соборности в непосредственном, реальном действии. Для выпускницы Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры и культурно-просветительного отделения Межрегионального Реабилитационного Центра М. И. Смирновой христианское воспитание неслышащих индивидов является основой их нравственного поведения и профессионального творчества в избранной сфере деятельности. Являясь классным руководителем группы социальных педагогов, воспитателем в общежитии данного Центра, она привлекает учащихся различных отделений к постижению нюансов христианской культуры. Вместе со своими подопечными она посещает церковь Святителя Петра Митрополита Московского (Санкт-Петербург, проспект Стачек, д. 208). М. И. Смирнова знает церковную службу, слышит голос настоятеля Собора, архимандрита, отца Иринарха, способна с помощью жесто-мимической речи перевести для глухих людей важнейшие разделы религиозных обрядов1. М. И. Смирнова вместе с учащимися во время каникул выезжала в Киево-Печерскую Лавру, в Серафимо-Дивеевский монастырь, в Псков, Новгород, Суздаль, где имеются памятники религиозной христианской культуры. М. И. Смирнова помогает глухим учащимся изучать Жития Святых, приобщаться к непреходящей мудрости Евангелия, к Свету добра и нетленной красоты. Подвижническая деятельность М. И. Смирновой помогает неслышащим преодолеть увлечения, связанные с влиянием сектантов, которые на наш взгляд уводят от подлинной христианской соборности и нравственности. Супруги Смирновы (Марина и Николай) венчались в соборе Святителя Петра Митрополита Московского. Николай Смирнов, будучи слабослышащим человеком, работая на Кировском заводе, пришел к христианской вере трудным, тернистым путем. Достаточно долго он не разрешал супруге и своим сыновьям посещать православные храмы, церкви, но молитвы Архимандрита Отца Иринарха (В. Соловьева) помогли Николаю Смирнову преодолеть чувство злобы, агрессивность по отношению к верующим людям; пробудили в его душе светлые чувства любящего мужа и отца. Вместе с бригадой неслышащих Николай Смирнов участвовал в возведении деревянной православной церкви в честь Петра Митрополита Московского. В возведении этой церкви участвовали и слышащие специалисты. Можно было наглядно увидеть, как христианское созидательное начало сближало глухих и полноценных в психофизическом плане людей. Помогало им ощутить непреходящую значимость богоугодного дела по восстановлению духовных ценностей, являющихся непреходящим богатством православного народа. Вместе с Николаем Смирновым работали и его слабослышащие сыновья. И можно было увидеть какими одухотворенными, прекрасными стали их лица. Отрадно, что атмосфера, возникающая в процессе построения храма, в корне отличается от настроения, царящего на строительной площадке. В первом случае вы не услышите нецензурную брань, не увидите пьяных строителей, отсутствуют грубые, бестактные обвинения в непрофессионализме в адрес того или иного работника, независимо от того слышащий он или глухой. В данное время Николай Смирнов является ревностным прихожанином, бывает в церкви на важнейших религиозных праздниках, проходит обряд причащения. В его доме царят мир, согласие, наладился духовный контакт с супругой, сыновьями. И в этом можно наглядно увидеть великую силу христианской веры, помогающей г<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|