Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности психологии как науки: ее предмет, задачи, отрасли и направления.




Психология – это наука о механизмах и закономерностях, развития, функционирования и проявления психики. Именно психика является предметом психологической науки.

Объектом психологии выступает психика( свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективной реальности), предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни, психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.

Задачи психологии:

- психология как наука призвана изучать, и научно объяснять психические явления. Она преследует цель раскрыть неизвестные закономерности, лежащие в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знания закономерностей психики необходимы для управления её проявления, в частности для оптимальной организации человеческой деятельности, для правильной постановки обучения и воспитания детей.

- психология как учебная дисциплина имеет цельюознакомить будущих специалистов с основными положениями научной психологии с тем, чтобы психологически обосновать важнейшее положение методики работы, научить разбираться в собственной психической жизни и психической жизни других людей, целенаправленно руководить поведением и деятельностью.

Перед практической психологии стоят следующие задачи:

1.Повышение качества психологической жизни людей;

2. Повышение качества труда, выявление механизмов оптимизации человеческого фактора на производстве;

3. Совершенствование управление экономикой;

4. Совершенствование сферы обслуживания;

5. Совершенствование системы обучения и воспитания;

6. Охрана здоровья и обеспечения работоспособности людей;

7. Проектирование, разработка и эксплуатация психики.

Отрасли психологии:

1 .Общая психология является фундаментом всех других научных направлений, это букварь психологии, теоретико-экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, её основные понятия и категориальный строй.

2. Педагогическая психология изучает психологические проблемы, обучение и воспитание.

3. Возрастная психология(псих.развития) изучает закономерности психического развития личности от рождения до старости.

4.Психология труда рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности.

5.Социальная психология изучает закономерности поведения личности в группе, а также особенности функционирования самих групп.

6. Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

7.Политическая псих.изучает психологич. закономерности политической жизни общества и феномена проявления власти.

8.Медицинская психология изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.

9. Юридическая псих. изучает закономерности психической деятельности людей в сфере отношений, регулируемых правом.

10. Псих. искусства изучает свойства и состояние личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей.

11. Псих. спорта исследует закон-сти психики в процессе соревновательной и тренировочной спортивной деятельности.

12. Психолингвистика изучает психологическую обусловленность речи и её восприятие.

13. Психология религии изучает псих. факторы религиозного сознания.

Научные направления в психологии:

1.Бихевиоризм. Осн. представители: Уотсон, Скиннер, Торндайк, Павлов, Бехтерев.

Основные положения:

а).предметом психологии должна выступать не психика чел, а поведение.

б)психика чел. не поддаётся изучению.

в).поведение рассм-ся как совокупность реакции на стимул.

г). основными методами изменения реакций чел. явл.подкрепление в виде поощрений или наказаний (S àR, чёрный ящик и является сознанием человека).

2. Психоанализ – самое известное направление.. Осн. представители: Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни).

Основные положения:

а).Поведение чел. подчинено 2 пр-ам: пр-п удовольствия и пр-п реальности.

б). в основе любых поступков чел. лежит сексуальное влечение.

в). каждый чел. рождается с определённым количеством сексуальной энергии – либидо.

г).чел-ое сознание имеет след. стр-ру:

-сознательная (ЭГО или Я)

-сверхсознательная(Супер-Эго или Сверх-Я)

-БСЗ (Оно или Ид)

БСЗ проявляется через оговорки и описки, неловкие движения, забывание и сны.

3 .Трансактный анализ, основатель – Берн.

Основные положения:

1.В каждый момент времени человек находится в одном из 3 Эго-состоянии.

Или проигрывает одну из 3 ролей: взрослый(доминирует логика, контроль эмоций, анализирует, планирует, объективно оценивает факты, выявляет закономерности, решает проблемы), ребёнок(открыто проявляет эмоции, воодушевляется, ведёт себя спонтанно, проявляет доверчивость, оправдывается, делает комплименты) или родитель(критикует, поддерживает, заботится, контролирует, требует подчинения).

2.У каждого человека одно из Эго-состояний является ведущим.

3.Эго-состояние формируется в детском и юношеском возрасте, находится в сфере БСЗ, но определяет, что чел. думает и как он себя ведёт.

4.Трансакция – акт взаимодействия между людьми, исполняющими те или иные роли.

5.Сущ. неск. видов трансакции: комплементарные (прямые), пересекающиеся, двойные, скрытые.

4. Гештальт-психология

Основатель – Перлз

1). В основу изучения психики положена целостная неделимая структура – ГЕШТАЛЬТ.

Он автономен, если разрушить его часть, то гештальт перестаёт существовать как целостная структура.

2). Психика работает по принципу «здесь и сейчас», прошлый опыт полностью игнорируется, изучается и анализируется только актуальное состояние человека.

3). Стремление к осознанию только настоящего и способности жить, а не рассуждать о жизни.

4). Признаётся приоритет главенства чувств (Перлз: «Забудь о своём уме и доверься чувствам»).

5). Давая оценочные характеристики событиям и людям, чел. проявляет собственное отношение к себе.

6.Когнитивная психология.

(Когниция – мысль)

Осн. представители: Пиаже, Брунер, Келли.

Осн. положения:

1). Поведение чел. можно объяснить лишь при учёте того, кА кон воспринимает и перерабатывает информацию, перерабатывает информацию, принимает решения в той или иной ситуации.

2). Когнитивные процессы чел. Аналогичны программам ЭВМ.

3). Каждый чел. Имеет индивидуальную схему сбора и переработки информации.

4). Психическое здоровье чел. Может быть обеспечено лишь в случае отсутствия в его индивидуальной схеме иррациональных способов переработки информации.

7. Гуманистическая психология

Представители: Маслоу, Роджерс.

Положения:

1). Чел. Не заложник своего прошлого опыта, не пассивное животное и не жертва природы. Он саморазвивающаяся и самодостаточная система, устремленная в будущее к самой реализации.

2). Главный мотив чел. Не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я.

3). Чел. Должен изучаться в его целостности.

4). Каждый чел. Уникален, поэтому важны не только усреднённые статистические данные, но и анализ отдельных конкретных случаев.

5). Вершиной развития чел. явл. Удовлетворение им потребности в самоактуализации.

Иерархия потребностей чел. (пирамида Маслоу):

1.ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ(дыхание, еда, туалет, секс)

2. БЕЗЛПАСНОСТЬ (необходимость чувств. Удовлетворение)

3. ЛЮБОВЬ, ПРИНЯТИЕ (иметь близкие отношения)

4. САМОУВАЖЕНИЕ, СТАТУС (общ. соц. статус)

5. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ(способность чувствовать свою жизненную миссию и следовать за ней)

!Согласно Маслоу, человек не может перейти к следующей ступени, если не удовлетворился в предыдущей!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...