Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления исследования личности в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)




В отеч психологии личность изучается с двух точек зрения: -С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа ( все психич процессы носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера). -С точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки. Выготский. Формирование личности представляет собой процесс культурного развития. Можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций (ВПФ). Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность. Развитие связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. Развитие идет по двум линиям: биологическое и историческое, или натуральное и культурное. Натуральные функции - механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс. В то же время культурное развитие приобретает совершенно своеобразный и ни с чем не сравнимый характер, поскольку оно совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм ребенка. К ВПФ относятся - логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях. Первые - натуральные - развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком. Выготский формулирует две гипотезы: 1) об опосредствованности высших психических функций, и 2) о происхождении внутренней деятельности из внешней путем интериоризации. Эксперименты, проведенные на разных функциях показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними. Леонтьев. «Личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». Леонтьев разграничивает понятия индивид и личность. Индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование. Личность тоже целостное образование, кот порождается жизнью чел в обществе. Внутреннюю хар-ку личности составляет мотивационная сфера. Структуру личности он видит в устойчивой конфигурации и иерархизованных мотивационных линиях.

Ведущее понятие в теории леонтьева – деятельность – представляет собой динамическую саморазвивающуюся иерархическую систему взаимоотношений субъекта с миром. Структурные единицы деятельности: 1 уровень. Психофизические функции. Является биологическим фундаментом психолог деятельности, обеспечивает физиологическую базу для психических процессов. 2 ур. Операций. Характеризует то, каким способом осуществляется деятельность, характеризует техническую сторону выполнения действий. 3 ур. Действий. Включает в себя акт сознания и акт поведения. 4 ур. Особые виды деятельности. В основе лежит цель человека. Потребность→эмоции→мотив→значение→личностный смысл. Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-либо, потребностное состояние эмоционально окрашено. В момент опредмечивания потребности рождается мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление его деятельности. Иерархия мотивов составляет мотивационную сферу личности. 2 класса мотивов: 1. Осознаваемые (мотивы-цели) – направляют деятельность человека в течение его жизни и характерны только для зрелых личностей. 2. Неосознаваемые (мотивы-стимулы) – остро эмоционально окрашены, но лишены смысла. Результат деятельности мы можем предугадать из мотива и это рождает определенное значение. Личностный смысл – переживание повышенной субъективной значимости предмета, которое оказалось в поле действия ведущего мотива. Личностный смысл может возникать только из 1 класса мотивов-целей. Особые виды деятельности – совокупность видов деятельности, которая вызывается одним мотивом. Рубинштейн. Положения: 1.Зависимость психических процессов от личности. Это выражается: 1)в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. 2) сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. 3) сами эти процессы превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. 2.любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Для понимания психологии личности становятся важными следующие положения: 1) психич свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются, 2) психич облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности; 3) процесс изучения психич облика личности предполагает решение трех вопросов:
• чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? (вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах); • что может личность? (вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности), • что личность есть, что из его тенденций и установок закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. (вопрос о характере).
30. Общее понятие о темпераменте, его свойства и типы.

Темперамент — динамические особенности психики человека, т.е. темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов. Проявляется прежде всего в его впечатлительности, т.е. силе и устойчивости того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.

Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его типам и представителям, и конкретные – по-разному развитые у представителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств темперамента создают тип темперамента, т. е. под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Принято выделять следующие свойства темперамента. Сенситивность – наименьшая сила внешнего катя воздействия, необходимая для возникновения умничка психической реакции человека, и скорость развития этой реакции. Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук). Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т. д. Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания, быстрота ума и т. д.). Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т. д.). Ригидность – качество, противоположное пластичности. Выражается в инертности, косности поведения, привычек, суждений. Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне. Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя. Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возникновения этой реакции.

Гиппократ (5 век до н.э.) дал наиболее полное представление о темпераменте. Он описал 4 типа: холерик (желтая желчь), меланхолик (черная желчь), флегматик (слизь), сангвиник (кровь). Холерик – сильная впечатлительность и большая импульсивность. Человека очень энергичного, способного отдаваться делу с особой страстно­стью, быстрого и порывистого, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стреми­тельными движениями называют холериком. Сангвиник – слабая впечатлительность и большая импульсивность. Человека с заметной психической активностью, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности, живого, подвижного, с выразительной мимикой и движениям называют сангвини­ком. Флегматик – слабая впечатлительность и малая импульсивность. Человека невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномер­ностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний называют флегматиком. Меланхолик – сильная впечатлительность и малая импульсивность. Человека впечат­лительного, с глубокими переживаниями, легко ранимого, но внешне слабо реагирующего на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи называют меланхоликом.

31. Понятие о характере и его структуре. Акцентуации характера. Характер – это совокупность инд-х черт личн-ти, устойчиво проявляющиеся в деятельности и обучении и обусловливающие типичную для неё форму поведения. Х-р – это соц. явление, формирующееся в процессе взаимодействия чел-ка с окруж миром, он представляет собой устойчивую систему эмоциональных отношений к окруж реальности (людям, коллективу, семье, себе). Свойства характера отличают: -многочисленность черт (около 2500 черт), -иерархичность черт (разделяют ведущие и второстепенные черты), взаимозависимость черт (одна существенная черта предопределяет появление другой), соц детерминированность черт, генетическая обусловленность динамики проявления и появления черт. Согласно Гюго, чел имеет 3 хар-ра: 1. Приписываемый ему другими 2. Приписываемый самим себе, 3. Действительно существующий. Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека:

те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Акцентуации хар-ра – чрезмерная выраженность отдельных черт хар-ра и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, это место наименьшего сопротивления хар-ра, уязвимости определённого рода к психотравматическим воздействиям. Разработкой акцентуаций занимались Личко, Леонгард, Шмишек.

Выделяются следующие основные типы акцентуаций характеров:
1) циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения;
2) гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией не доводить дело до конца;
3) лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;
4) астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;
5) сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость;
6) психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству;
7) шизоидный - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность;
8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева, конфликтность;
9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стремление к доминированию, неприятно мнения других;
10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием;
11) дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;
12) неустойчивый - постоянный поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;
13) конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.
В отличие от "чистых" типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.

32. Понятие о Я-концепции и ее структуре. Я-концепция – динамическая система представления чел о самом себе, в которую входит как осознание своих качеств, так и их оценка и проявление в поведении. Структура: Я-концепция имеет 3 уровня проявления: 1. Когнитивный, 2. Эмоциональный, 3.Поведенческий. 1. Когнитивный уровень представлен Я-образом (целостное представление личности о самом себе). Классификация видов Образа-Я по Кону: -Я-настоящее; -Я-динамическое (какое я поставил целью быть); - Я-фантастическое (каким бы я был, если бы все было возможно); - Я-идеальное (каким я должен быть, чтобы соответствовать нормам); - Я-представляемое (то, каким я преподношу себя другим); - Я-рефлексивное (представление о том, каким нас видят другие). 2. Эмоциональный компонент представлен самооценкой. Самооценка является индикатором: 1) уровня развития определенных качеств, 2) индикатором благополучия или неблагополучия личности, 3)индикатором успешности/неуспешности. 3 момента, существенные для понимания самооценки: 1) В основе самооценки лежит результат сравнения Я-настоящего с Я-рефлексивным и Я-динамическим. Чем большая степень их совпадает, тем больше уровень психического здоровья. 2) чел склонен оценивать себя так, как по его мнению оценивают его другие. 3) чел оценивает успешность своих действий через призму собственной личности. Виды сомооценки: 1)адекватная. 2)неадекватная: -неадекватно завышенная (восприятие себя лучше, чем на самом деле), -неадекватно заниженная (восприятие себя ниже, чем на самом деле). Самооценка: - общая (целостная характеристика себя), - порциальная (множество частных самооценок). 3. Поведенческий компонент проявляется в уровне притязаний – это степень трудностей, целей и задач, которые ставит перед собой человек. Формула самооценки Джеймса: Самооценка = Успех / Притязания. Реакция на успех и неудачу: 1. Повышенный уровень притязаний при успехе – это адекватная реакция, пониженный – неадекватная. 2. Сниженный уровень притязаний при неуспехе – адекватная реакция, повышенный – неадекватная. Первое проявление уровня притязаний проявляется у детей в 2-3 года. В 8 лет уровень притязаний ребенка соответствует уровню притязаний взрослого человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...