Эмоциональные явления: сущность, виды, функции. Психологические теории эмоций.
Эмоции – элементарная форма переживаний чел. своего отношения к предметам действительности, отличающ-ся непосредственным, пристрастным и краткосрочным характером, обусловленная актуальными потребностями субъекта. Важной характеристикой эмоций является их предметность. Виды эмоций: Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям: 1.Способность эмоций влиять на активность и деятельность человека. Выд. 2 вида: - стенические (эмоции, повышающие активность деятельности человека: радость, гнев, страсть, сочувствие, боль) - астенические (сниж. активность деятельности чел.: грусть, страх, удовольствие, обида, чувство стыда). 2. Изард выделяет базовые эмоции и второстепенные: 1). К базовым относятся 3 положительных: интерес, радость, удивление. 2). 7 отрицательных: страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Все эмоции, выд. Изардом, имеют динамику протекания, кот. характеризуются: - длительностью. -интенсивностью. 3. 3.По модальности: -положительные эмоции9 положительные (радость, удовольствие, восторг и др., кот. связаны с удовлетворением потребностей личности). -отрицательные (печаль, огорчение, гнев и др.- с неудовлетворением). -амбивалентные (ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности). Функции эмоций: 1). Приспособительная (работа организма в аварийном режиме, подчёркивается значимость боли для революции животных и человека. Возникшие в результате взаимодействия организма со средой положительные эмоции способствуют закреплению полезных действий и навыков).
2). Сигнальная (эмоц-ое состояние сигнализирует организму об изменении физиологического состояния о возможном приятном или неприятном исходе, повышая адаптационные возможности в психике человека). 3). Участие в процессе накопления опыта (взаимодействуя со средой, апробируются различные модели поведения и исходы этих моделей, вызывающие позитивный или негативный опыт, стан. достоянием культуры, передающ-ся из положения в положение). 4). Коммуникативная (состоит в обмене информации о своём состоянии, восприятии и понимании др. людей, отнош. к ним). 5). Оценочная (благодаря эмоциям мы узнаем о значимости потребности. Количество потребностей соотв. количеству эмоциональных состояний). 6). Побуждающая (эмоции дают побуждения присвоить, овладеть полезным и избавиться от вредного, поэтому они часто выступают как мотивы поведения или деятельности). ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ: Настроение – сравнительно устойчивые эмоциональные переживания умеренной или слабой интенсивности, как правило, причина неосознаваема. Настроение напрямую определяет интенсивность деятельности человека. Устойчивость настроения зависит от: - возраста -характера -темперамента - силы воли. Источники настроения: -самооценка -степень удовлетворения хода жизни -состояния здоровье. Чтобы иметь хорошее настроение: -любить себя -разрешать делать себе ошибки -если не можешь поменять обстоятельства, поменяй к ним своё отношение -радоваться жизни. Аффект – кратковременное, но сильное эмоциональное переживание, быстро овладевающее человеком и быстропротекающее. Аффект ограничивает возможности произвольной регуляции поведения. Состоянии аффекта человека: 1). Не осознаёт, что делает; 2). Не может сдержать себя; 3). Не предвидит результатов своей деятельности; 4). Поглощён своим состоянием; 5). Плохо оценивает характер и значение сделанного.
В основе аффекта лежит противорчие между стремлениями, желаниями, влечениями – с одной стороны, требованиями, кот. предъявляются чел. и возможностью выполнить эти требования – с другой. Стадии аффекта: 1). Чел. не может не думать о предмете своего желания, отвлекается от всего другого; 2). Чел. устраивает контроль над собой. 3). После аффективной вспышки чувствует разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему. Страсть – сильное, глубокое, длительное и устойчивое эмоциональное состояние с яркой направленностью на достижение цели. Страсть выражает избирательное отношение личности к миру и поглощает эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферу чел. Главный признак страсти – действенность. Виды страстей: 1). Материальные(работа) 2). Социальные(должность, статус) Социально-одобряемые: коллекционирование и искусство. Неодобряемые: страсть к азартным играм. Стресс – эмоц-ое состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям: 1.реакция тревоги; 2.сопротивление; 3.истощение. Стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (полож. или отриц.), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Эмоции зависят, с одной стороны, от потребностей человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой, – от его способности отразить и понять определенные свойства этого объекта. Функции стресса: -Сохранение и поддержание постоянства внутренней среды организма в постоянно меняющейся окружающей среде. -Мобилизация ресурсов организма для выживания в трудной обстановке. -Адаптация к непривычным условиям жизни. Чувства – форма переживания человека своего отношения к предметам и явлениям действительности, характеризующиеся устойчивостью и возникающие при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Если эмоции в большей степени связаны с биологическими потребностями, то чувства с соц. средой. Если эмоции выражаются у всех людей одинаково, то формы применения чувств сложились исторически. Источником чувств выступают деятельность и общение. Если люди способны чувствовать одинаковый набор эмоций, то набор испытываемых чувств может быть различным.
Чувства возникают как результат обобщения эмоционального опыта, а затем сами определяют динамику и содержание ситуативных эмоций. Они оформлены в иерархическую систему, т.е. один из них заним. ведущее положение, а др. выступ. Как потенциальные тенденции. В основе чувств лежит система ценностей. Виды чувств: 1). Интеллектуальные – чувства, связанные с познавательной деятельностью чел.: любопытство, любознательность, уверенность, удивление, стремление, чувства нового. 2). Нравственные чувства – чувства, в кот. выражается отнош.чел. к требованиям общественной морали: любовь, дружба, совесть, признанность. 3). Эстетические чувства – чувства, кот. возникают в результате удовл. или неудовл.эстетических потребностей: чувство прекрасного, трагического. 4).Праксические чувства – переживание чел. своего отношения к деятельности: удовлетворенность рез-та выполнения работы, чувства успеха или неудачи, трудовой энтузиазм. Функции чувств: 1.мотивационная – чувства мотивируют поведение; 2.сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность; 3.оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит; 4.функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований; 5.экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию. Психологические теории эмоций: 1). Эволюционная теория эмоций Чарлза Дарвина; 2). Психоорганические теории: -теория Джеймса-Ланге (согласно этой теории, эмоции – это только переживания органических симптомов. Первопричиной эмоций находятся в телесных изменениях – органических проявлениях эмоций. Внешние стимулы привносят в организм изменения, кот., отражаясь в голове вызывают эмоции.
- теория Кеннона –Барда (согласно кот. телесные изменения возникают после эмоционального переживания либо практически с ним) 3). Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Диссонанс – противоречие, несоответствие, дискомфорт, напряжение. Мы испытываем напряжение, отрицательные эмоции, когда две мысли в нашем сознании несовместимы. Чтобы испытать положительные эмоции, необходимо совместить мысли или отказаться от одной из них. Данная теория лежит в основе изменения установок чел., поскольку он вынужден поддерживать согласованность между своими знаниями. 4). Информационная теория Симонова. Можно выразить формой: Э=-П(Ин-Ис), где Э- эмоция П- величина и специфика актуальной потребности Ин – инф., необход. для удовл.актуальной потребности Ис – сущ-ая инф., имеющая инф. Отриц. эмоции – Ин>Bc Положит. эмоции – Ип=Ис. а). Исходя из формулы: эмоция не возникает, если потребность отсутствует удовл., когда П=о. б). При дифиците сущ. инф., появл. отриц. Эмоция, это случается, когда Ин>Ис. в). Положит. эмоц. возник., когда Ис>Ин. Сила эмоций зависит от: - П:чем выше П, тем больше сила эмоций. - величины различны между Ис и Ин. Эмоция исчезает, когда: Ип-Ин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|