Решение основных проблем психологии личности в теориях научения (Дж.Б. Уотсон, Э.Л. Торндайк, Б. Скиннер, А. Бандура).
Личность – тот опыт, к-рый приобрел человек в течение всей своей жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Центральным понятием в бихевиоризме является научение. Научение – это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения. Дж. Б. Уотсон - автор манифеста нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста», считал, что психология должна стать точной и достоверной наукой, поэтому необходимо изучать поведение человека, открытое и доступное наблюдению и измерению. В классическом бихевиоризме схема «стимул — реакция» (S — R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона - наблюдение за поведением человека с целью: а) в каждом данном случае при данном стимуле (ситуации) определить какая будет реакция; б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана. Уотсон выделял следующие реакции в поведении: 1) наружные или видимые приобретенные - двигательные навыки - мытье полов, игра в футбол; 2) внутренние или скрытые приобретенные (мышечные или внешняя речь); 3) наружные (видимые) наследственные (чихание, мигание); 4) внутренние (скрытые) наследственные реакции (работа желез внутренней секреции, изменения в кровообращении). Уотсон полагал, что число врожденных реакций, необходимых для приспособления организма не велико, поэтому поведение человека является результатом обучения. У детей три врожденные формы поведения (реакции): гнев (в ситуации ограничения движений новорожденного), страх (при потере опоры или при резком звуке удара молотка по стальному бруску), любовь (проявления удовольствия у ребенка вызываются поглаживаниями, похлопываниями).
Вывод классического бихевиоризма состоит в следующем: развитие психики происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения. Навык - индивидуально приобретенное или заученное действие. Подкрепление – процесс, при к-ром поведение усиливается его последствиями. Усиление поведения проявляются с увеличением вероятности его повторения в будущем. Законы научения Торндайка: -Закон готовности – чем сильнее потребность, тем сильнее научение. -Закон эффекта – поведение, к-рое приводит к полезному действию вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться в будущем. -Закон упражнения – при прочих равных условиях повторение опред.действия облегчает совершение поведения и приводит к более быстрому его выполнению и снижению вероятности ошибки. -Закон недавности – лучше заучивается тот материал, к-рый предъявляется в конце серии. «Эффект края» - материал заучивается лучше тот, к-рый предъявляется в начале или в конце. -Закон соответствия – сущ.пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления. Поведение любого живого существа определяется тремя составляющими: 1) ситуацией, которая включает в себя как внешние, так и внутренние процессы, оказывающие воздействие на индивидуума, 2) реакцией или внутренними процессами, происходящими в результате этого воздействия; 3) тонкой связью между ситуацией и реакцией, т.е. ассоциацией. Скиннер Процедура обучения в теории Скиннера – оперантное обусловливание. Она заключается в стремлении экспериментатора установить связь между стимулом и реакцией посредством подкрепления: поощрения или наказания. Оперантное поведение усиливается или ослабляется теми событиями, к-рые за ним следуют (эксперимент с ящиком Скиннера: рычаг, крыса, ящик. Сначала реакции крысы спонтанны, затем в ходе ознакомительной деятельности крыса нажимает на рычаг и в конце реакция нажима приобретает высокую вероятность).
Оперант – те реакции, к-рые непосредственно не связаны со стимулом и продуцируются самим организмом. Оперант не возникает сразу, как правило, это длит.процесс поощрения оперантного поведения. Принципы оперантного поведения: 1.Принцип подкрепления (позитивное и негативное; первичное (еда, устранение боли) и обусловленные (улыбка, похвала, внимание)). 2.Принцип незамедлительности – можно довести реакцию до наивысшего уровня только в том случае, если подкрепить ее незамедлительно. 3.Принцип генерализации – возникшая в процессе обусловливания ассоциативная связь реакции со стимулами, похожими на те, на к-рые первоначально был выработан рефлекс. 4.Последовательное подкрепление – реакция возникает сразу, а оформляется постепенно по мере осуществления ряда подкреплений. Параметры подкрепления: - временное подкрепление - пропорциональное подкрепление. На основании этих параметров выделяют 4 режима подкрепления: 1.Режим с постоянным соотношением – подкрепление осущ.в соответствии с установленным количеством реакций. 2.Режим с постоянным интервалом. Подкрепление производится тогда, когда твердо установленный временной интервал истек (ежемесячная оплата труда) 3.Режим с вариативным соотношением (покупка лотерейных билетов) 4.Режим с вариативным интервалом (преподаватель неожиданно дает к/р). Психопатология в бихевиоризме – это не недуг, а рез-т неусвоенной реакции либо усвоенной неадаптивной реакции. Изменение поведения может происходить вследствие самоконтроля либо вследствие терапии. Социально-когнитивная теория Бандуры 1. По мнению А. Бандуры, люди с рождения имеют лишь элементарные рефлексы, но нет врожденных схем поведения, которые они могут приобрести только путем научения. Биологические факторы ограничивают процесс научения. Гены и гормоны влияют на физическое развитие и потенциальные поведенческие реакции. Существуют такие рудиментарные естественные способности, на основе которых можно сформировать новые формы поведения путем научения (например, развитие речи).
2. Врожденные и приобретенные формы поведения трудно разделить. Человеческая природа обладает большим потенциалом, который ограничен определенными биологическими факторами, но может преобразоваться при прямом и опосредованном приобретении опыта в самые разные формы. 3. Мышление – это психонейронный процесс. Однако надо проводить различие между психологическими и биологическими законами и не редуцировать психологию к биологии, биологию к химии и т.д. Так важнейшие психологические проблемы – формирование верований (убеждений) и развитие личных способностей невозможно решить, опираясь лишь на нейрофизиологические механизмы. 4. В отличие от концепции классического бихевиоризма S → R, социально-когнитивная модель – это модель поведения S → 0 → R, то есть поведение личности, ее когнитивные процессы опосредованы организмом. 5. Люди обладают следующими пятью способностями: 1) Способность к символизации, то есть к преобразованию своего опыта в символы, но это еще не означает их разумность. Люди могут создавать идеи, выходящие за пределы их сенсорного опыта; 2) Способность людей к предвидению, к постановке целей. Предвидение – это не просто учет суммы прошлых действий и их последствий, но и результат размышлений; 3) Люди обладают способностью опосредования (викарная способность). По мнению А. Бандуры, фактически в основе поведения и научения лежит не прямой опыт, а наблюдения за поведением других людей. Опосредованное научение сокращает время на приобретение навыков (например, такие навыки как язык настолько сложны, что без данного моделирования – научения через опосредование – приобрести их было бы невозможно; 4) Способность людей к саморегуляции, к развитию внутренних стандартов поведения, на основе которых происходит внутренняя самооценка своего поведения; 5) Люди обладают способностью к самоанализу, которая является чисто человеческой. 6) Основные новации, выдвинутые в концепции А. Бандуры сводятся к разработке двух главных способов научения: научение через наблюдение и научение в действии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|