Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее понятие о деятельности, ее виды и структура. Индивидуальный стиль деятельности.




Деятельность – высшая сознательно регулируемая форма взаимодействия с окружающей средой, в процессе к-крой чел-к познает и творчески преобразует самого себя.

В деят-сти чел-ка продуктивное начало преобладает над потребительским.

Хар-ки деятельности:

- соц.обусловленность

- целенаправленность (Цель = образ результата)

- плановость (человек прежде, чем он действует, имеет алгоритм действий)

- предметность (деят-сть всегда направлена на предметы материальной или духовной культуры)

- субъектность (деятельность обусловлена личностными особенностями человека).

Виды деятельности:

1.Общение – деят-сть, направленная на обмен инфо межличностного и духовного плана.

2.Игра – деят-сть, направленная на решение задачи в искусственно созданных условиях.

3.Учение – деятельность, направленная на систематическое приобретение знаний, умений и навыков.

4.Труд – деятельность, обеспечивающая производство общественно полезного продукта.

Структура деятельности:

В структуре деят-сти можно выделить несколько этапов:

1.Возникновение потребности

2.Появление мотива – опредмеченной потребности

3.Формулирование цели – предполагаемого результата деятельности. Если цель человеком не осознается – деятельности нет. Цель выступает как регулятор деятельности, с ее помощью человек оценивает правильность выполнения действий (прав.направленности).

4.Построение программы деятельности, ее алгоритма. Предполагает набор методов, действий и операций.

5.Выполнение деятельности. В нем различают 2 основных элемента анализа:

- действия – элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи, к-рая имеет довольно самостоятельную цель и осознанна субъектом. Различают сенсорные, волевые, моторные и мыслительные действия. Например: моторные – выключение TV, сенсорные – выбор духов, мыслительные – анализ текста, волевое – просыпание.

- операция – конкретный способ выполнения задачи, каждое действие может быть выполнено несколькими операциями.

6. оценка результатов деятельности – сличение продукта деят-сти с его целью (пример: когда мы голодны: мы вспоминаем пирог, который готовила мама; цель здесь – приготовить его так, как готовила мама →построение программы (6 этапов)→если есть какие-то рассогласования, то этап 7)→

7. коррекция программы деятельности и исправление ошибок.

Мотив побуждает человека к деятельности, а цель ее конструирует, обуславливает ее хар-ки и динамику.

Процесс деят-сти сопровождается возникновением у человека образа-цели. Образ-цель – состояние желаемого будущего, детализированный результат деятельности.

С понятием образа-цели связаны след.психические процессы:

-Идеомоторные процессы – феномен, проявл. В том, что сама мысль о предстоящем движении сопровождается едва заметным реальным движением органов тела.

-Интериоризация деятельности – процесс перехода от внешнего реального действия ко внутреннему идеальному.

-Экстериоризация – обратный процесс интериоризации, переход внутреннего идеального во внешнее реальное.

Структурные элементы освоения деятельности

Умение – экстериоризация, т.е. воплощение знаний в действие. Относится к навыкам так, как программа действий к ее реализации.

Навык – элемент деят-сти, сформир.путем многократного повторения и реализуемый с мин. СЗ-ной регуляцией; автоматизируемое действие, к-рое побуждается СЗ-ной целью.

Виды навыков:

- моторные связаны с движениями по управлению своим телом или предметами (бег, ходьба);

- Сенсорные относятся к сбору инфо любого рода: звуковой, тактильной, зрительной и т.д. (чтение);

- умственные связаны с логикой орг-ции деят-сти (счет в уме).

Навыки облегчают деятельность, т.к. освобождают СЗ от контроля.

Привычка – автоматизированное действие, к-рое побуждается неосознанной целью, а потребностью в его выполнении. Привычку мы можем легко прекратить, если задаться СЗ-ной целью.

Привычка формируется всегда после навыка.

Каждый навык выстраивается в систему навыков, к-рыми человек уже обладает. Одни из них помогают новому навыку формироваться, другие – мешают. Это явление – взаимодействие навыков.

Видя взаимодействия навыков:

1.Интерференция навыков – тормозящее влияние навыков. Она бывает:

- интерференция при перестройке навыков, когда требуется заменить старый способ выполнения действия новым способом (пример: ребенок сначала ездит на 3-хколесном велосипеде, а потом научается и на 2-хколесном);

- интерференция после перестройки навыков, когда старый навык оказывает негативное воздействие после овладения новым(пример: написание слова – если мы раньше писали неправильно слово, нам сказали, как правильно, и мы в будущем теряемся в ситуации написания данного слова).

2. перенос навыков – положительное влияние усвоенных навыков на овладение новыми (изучение ин.языка).

При длительном отсутствии упражнений навык нарушается, деавтоматизируется. В этом случае необходим повторный контроль СЗ.

Индивидуальный стиль деятельности –своеобразная система психологических средств, к к-рым СЗ-но или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности и с предметными условиями деятельности (пример: перед сессией мы учим разными способами инфо – мы делаем это интуитивно, БСЗ).

Личность как предмет психологического исследования. Особенности познавательной ситуации исследования личности в психологии.

Личность (с лат. - маска). 6 в. Боэций дал впервые определение личности. Личность – индивид. Субстанция рацион.природы.

Личность (с т.зр. Кона) – человеч.индивид как член общества, обобщает интегриров. В нем социальнозначимые черты.

Личность (Платонов) – человек как носитель СЗ.

Личность (Ананьев) – субъект общественного поведения и коммуникации.

Предмет психологии личности – человек, взятый в системе устойчивых, соц.обусловленных психологических хар-к, к-рые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обусловливают внутреннее состояние и психические процессы.

Особенности познавательной ситуации в изучении личности:

-Богатство феноменологии личности, к-рое выражается в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установки, потребности, эмоции, мотивация);

-Междисциплинарный статус проблемы изучения личности. Личность описывает очень широкую область знания, отдельные аспекты к-рой изучаются не только в психологии, но и в др.науках;

-Неоднозначность положения, к-рое занимает личность в ходе исследования. Она может быть попеременно или одновременно быть как субъектом, так и объектом исследований. Проявляется это у человека как способность к рефлексии и самоанализу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...