Проблема личности в психоаналитических теориях (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон).
Психоанализ З. Фрейда Положения теории: -Представление о психическом как о специф.энергии -Причины, вытесненные в силу каких-то обстоятельств в БСЗ, продолжают оказывать влияние на поведение человека -О сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов Топическая (пространственная) модель психического аппарата: - Уровень СЗ состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. - Область предсознательного (ПСЗ),иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. - БСЗпредставляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Человеческое влечение. Фрейд выделял 2 основных инстинкта: 1.влечение к жизни (Эрос) - включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении. 2.влечение к смерти (Тонатос) - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. 20-е гг. Фрейд пересмотрел струк-ру психического и выделил: -Ид - исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией, подчиняется принципу удовольствия (Немедленная разрядка напряжения).
-Эго (от лат. «ego» — «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности,цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом. -Суперэго - совокупность общественных норм и стандартов поведения, усвоенных индивидом (формир.к концу фаллической стадии). Психосексуальные стадии развития Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. Фиксация– задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии. 1.Оральная стадия (0-18 месяцев). Зависимость для него — единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. Источник удовольствия - сосание, кусание и глотание. Оральные активности (кусание и сосание) являются прототипом многих проявляющихся позже характерных черт. Пример: удовольствие от орального принятия в будущем может сместиться на др.формы принятия (алкоголь и т.д.). Кусание и оральная агрессия может обрести форму сарказма и любви к спорам. 2.Анальная (1,5 – 3 года). В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Источник удовольствия - процесс дефекации. Если фиксация на данной стадии, то развивается: А)анально-удерживающий тип личности (необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность); Б)анально-выталкивающий тип личности. 3.Фаллическая (3-6 лет). На этой стадии развития в центре внимания оказываются секс.и агрессивные чувства, связанные с формированием генитальных органов. Удовольствие от мастурбации и фантазий направл.эту стадию в сторону Эдипова комплекса. Суть: Эдипов комплекс состоит в секс.соединении с родителем противоположного пола и устранении родителя своего пола.
Хар-ка мужского развив. Эдипового комплекса: инцестуозное стремление мальчика к матери и враждебность к отцу приводит к конфликту с обоими родителями. В воображении мальчика отец собирается причинить ему вред. Страх концентрируется вокруг половых органов. Он боится, что отец лишит его мужских гениталий→страх кастрации, к-рый вызывает вытеснение секс.желания в отношении к матери и враждебности в отношении отца. В рез-те чего формируется нежная привязанность к матери и идентификация с отцом. Завершение Эдипова комплекса приводит к формированию СуперЭго. Хар-ка женского Эдипова комплекса (комплекс Элнктры): у девочек происходит смена первоначального объекта любви к матери на новый объект – отца. Связано с разочарованием девочки, обнаружившей, что мальчик имеет выступ.половой орган, а она – нет, и винит в этом свою мать→связь с матерью ослабляется. Она переносит любовь на отца и хочет разделить с ним этот сверхценный орган. Т.обр., любовь к отцу, а впоследствии, и к др. мужчинам, всегда связана с завистью, т.к. они располагают этим органом. До некоторой степени переживаемое отсутствие пениса компенсируется, когда у женщины рождается ребенок, особенно мальчик. 4.Латентная (6- 12 лет). На данной стадии в развитии влечений наступает затишье, активно продолжает развиваться Я и СверхЯ. 5.Генитальная наступает вследствие гормональных перестроек в организме. До генитальной стадии индивид получает удовлетворение, стимулируя собств.тело, а в подростковом – часть нарциссизма переходит в выбор объекта. Начинает появляться секс.аттракция (привлекательность), соц.активность, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе. Важнейшая функция этой стадии – воспроизводство. Защитные механизмы Эго (1. Они всегда искажают реальность; 2. Действуют всегда БСЗ-го, человек не подозревает об их существовании): 1.вытеснение - процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. 2.проекция - процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. 2 вида проекции: 1) атрибутивная, когда приписываемые черты осознаются, 2) классическая, когда приписываемые черты не осознаются, а проникают в СЗ как измененное восприятие внешнего мира. 3) аутистическая – опережающее опознание объектов в соответствии с испытываемой потребностью (человек видит то, что хочет видеть).
3.отрицание - Когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие. 4.сублимация - процесс, посредством которого энергия, направляемая на секс.или агрессивные цели, перенаправляется на другие цели, часто имеющие художественный, интеллектуальный характер. 5.фиксация и регрессия - это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. 6.Рационализация - это искажение реальности. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. 7.Реактивное образование, или обратное действие. 8.Замещение. Здесьпроявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Перенос и сопротивление Перенос – процесс, посредством которого БСЗ-е желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этим объектом, повторение старых объектных отношений. Сопротивление – оппозиция анализу, силы пациента, к-рые противодействуют процедурам и процессам психоанализа. Методы исследования психоанализа: - метод свободных ассоциаций - анализ сновидений - метод анализа случаев Метод самоанализа. Аналитическая психология Юнга Структура личности=душа: - Эго (центр сферы СЗ и содержит в себе все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и воспринимаем себя людьми); - личное БСЗ (включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты);
- коллективное БСЗ (хранилище латентных следов памяти всего человечества и даже наших человекообразных предков). Юнг выдвинул гипотезу о том, что коллективное БСЗ состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетип - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Могут проявляться в сновидениях, живописи, культуре. Наиболее важные архетипы: 1.архетип персоны, или маски - это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. 2.архетип тень - подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. 3. В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. 4.архетип самость (самый важный) - сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Типология личности по Юнгу: 2 направленности личности: экстраверсия и интроверсия (сущ-т одновременно в чел-ке, но одна доминирует). Для более качественного объяснения своей типологии Юнг добавил еще 4 психологические функции: мышление, ощущение (рациональные ф-ции), чувство и интуиция (иррациональные ф-ции). В итоге 8 типов личностей в типологии: например, экстравертный мыслительный тип и др. Методы исследования в психологии Юнга: эксперимент.исследование БСЗ, описание случаев, сравнит.изучение мифологии, религии, оккультных наук, анализ сновидений. Индивидуальная теория личности А. Адлера Основные концепции и принципы теории: 1.чувство неполноценности и компенсация. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве, когда ребенок ощущает сильную зависимость от родителей. Ощущение неполноценности может по разным причинам стать чрезмерным, в рез-те, образуется комплекс неполноценности. Типы страданий, к-рые способствуют формированию комплекса неполноценности:
- неполноценность органов - чрезмерная опека родителей - отвержение со стороны родителей. 2.стремление чел-ка к превосходству – основная врожденная мотивационная сила в жизни человека. Проявл. Стремлением улучшить себя, свои способности, возможности, стремления. 3.жизненные цели. На них влияет личный опыт человека, ценности, склонности и личные качества. Начинают формироваться в детстве и служат защитой от чувства бессилия благодаря вере в будущую полноценную жизнь. Они всегда нереалистичны и преувеличенны. 4.стиль жизни – уникальный способ достижения своих целей, уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, к-рые формируют неповторимую картину сущ-я чел-ка. Он прочно закрепляется в возрасте 4-5 лет и не меняется на протяжении жизни. 5.творческое Я – на разл.жизненные воздействия чел-к реагирует творчески и активно. Он способен самостоятельно формулировать жизненные цели и искать пути для их достижения. Чел-к может свободно сформулировать свой стиль жизни. Из этой свободы вытекает ответственность. Люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Творческое Я дает выбор. 6.порядок рождения. Порядок рождения детей в семье играет важную роль в развитии личности и формировании жизненного стиля. Старший ребенок (первенец) – его положение считается завидным, т.к. он пока единственный ребенок в семье и родители всецело отдают себя ему и стараются сделать все идеально. Первенец получает безграничную любовь и заботу. Появление 2- го ребенка очень травматично для первенца («Короля лишили трона»). 1-ый пытается вступить в конкуренцию со вторым. Эта конкуренция обречена на неудачу. Он никогда не вернет себе свою любовь. Первенец осваивает стратегию «выживание в одиночку» и привыкает к изоляции. Такой ребенок не сильно зависит от одобрения и привязанности к родителям. Старший в будущем – консервативен, стремится к власти и лидерству. Часто старшие дети становятся хранителями установок и моральных семейных стандартов. Единственный ребенок – данная позиция уникальна, т.к. ребенку не с кем конкурировать. Соперничество и конкуренция переходят на отца. Такой ребенок слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же заботы ото всех. Главная особенность его стиля жизни – зависимость, эгоцентризм. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Положение 2-го или среднего ребенка – среднему ребенку задает темп развития его старший брат или сестра, стимулируя побивать его рекорды. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше старшего сиблинга. Ориентация на достижения. Младший (последний) ребенок – никогда не испытывает «лишения трона», окружен заботой и вниманием, как со стороны родителей, так и со стороны старших братьев и сестер. У младшего, с матер.т.зр., нет ничего своего. Он испытывает очень сильное чувство неполноценности и нехватку чувства независимости. Очень высокая мотивация превзойти старших сиблингов. 7.социальный интерес – чувство общности и участия, к-рые мы принимаем в делах др. людей; врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества, что обеспечивает чувство родства с человечеством и привязанность к жизни в целом. Степень выраженности соц.интереса явл.критерием психол.нормы. 8.Фикционный финализм — идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Теория личности Эриксона и его эпигенетическая концепция развития личности Отличия от классич.психоанализа: 1. Сдвиг акцента от Оно к Я – составляет основу поведения человека – самост.структура личности, основным направлением развития к-рой явл. Соц.адаптация. 2.Эриксон подчеркивает истор.и соц.условия, в к-рых формир.Я ребенка. 3. Теория развития Я охватывает все жизненное пространство индивида. 4. личный соц.кризис представл.собой вызов, приводящий к личностному росту и становлению индивида. Эпигенетическая концепция развития говорит о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в опред.для нее время (критический период), и полноценно формирующаяся личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоц.стадия сопровождается кризисом, т.е. поворотным моментом в жизни индивида, к-рый приводит к личностному росту и развитию. Каждый психосоц.кризис содержит в себе позитивные и негативные моменты. Если кризис разрешен удовлетворительно, то Я вбирает в себя новый позитивный компонент, что гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если конфликт не разрешен, то Я вбирает в себя негативный компонент.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|