Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Смысл понятия «традиция»; роль преемственности в культуре.




Сущность и функции культуры. Парадигмы исследования культуры.

Культура - возделывание, обрабатывание, воспитание усовершенствование, высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. Термин американ Лесли Уайтом в 40-е гг 20века. Культурология-наука о множественности культур.

2основных философских подхода к пониманию культуры:

1 на духовный

2 материалистическй эээ

 

Функции культуры:

-познавательная,

- информативная,

- коммуникативная,

- регулятивная (адаптация людей в обществе)

- а ккумулятивная (сохранение культ ценностей)

-Гуманистическая (одухотворение жизнедеятельности организма)

-Компенсаторная (творческого восполнения)

-Эстетическая

- Воспитательная.;

- Духовноохраниетельная;

-Символическая..

Предмет культурологии -. культура (комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, обычаи, а так же иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества).

Древняя Греция- культура совокупность навыков, умений, воспитанность в следовании греческой традиции.

Др.Рим и средневековье- значение «городской уклад жизни».

Возрождение- культура как совершенствование универсальной индивидуальности. Просвещение(18век) – просвещение умов.

19век – культура форма духовного самовыражения общества. 20век- Аксиологический подход(ценностный), Семиотический (наука о знаках).

 

 

Сущность духовного производства. Опредмечивание и означивание в духовном производстве.

Духовное производство - деятельность по созданию идей, ценностей и принципов. Оно лежит в основе науки, искусстваи религии.

Духовным производством является производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом.

 

Результатами их труда являются:

- 1 идеи, теории, образы, духовные ценности;

- 2духовные общественные связи индивидов;

- 3 духовность человека.

Изучение понятия “духа” начал еще Платон, а понятие «духовного производства» «было введено в социально-философскую теорию и широко использовано в анализе диалектики общественного развития К. Марксом и Ф. Энгельсом. Наиболее ценны в этом отношении работы «Немецкая идеология», «Капитал», «Экономические рукописи 1857 –1859 годов» и некоторые другие».

Духовное производство- является производством сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Д П как создание, хранение, распространение и освоение духовных ценностей, норм, знаний, значений и представлений.

Специфика духовного производства: роль уникальных образцов, значение субъективного фактора, сохранение прошлых образцов и произведений. Опредмечивание и означивание в духовном производстве. Материальное обеспечение духовного производства. Соотношение материальных и духовных факторов. Материальное производство не может обойтись без наличия разработанной системы норм, ценностей, знаний и значений, без участников производства, в том числе управляющих и подчиненных, без соответствующего большого общества, в рамках которого оно и функционирует и на обслуживание разнообразных потребностей которого оно и направлено.

 

Сущность культурогенеза как процесса порождения новых культурных форм.

Культурогенезпроцесс появления и становления культуры любого народа и народности.

Теории о порождении и зарождениях культур:

1. Орудийно-трудовая гипотеза ( Маркс, Энгельс, «Труд создал человека.

Деятельность подразделяется на практическую, теоретическую и практически-духовную.

2. Психоаналитическая концепция возникновения культуры ( Фрейд, культурогенез обусловлен системой запретов,

.Тотем и табу.

. Будущее одной иллюзии

. Неудовлетворенность культурой

апрет на каннибализм и запрет на инцест отделяют время стадной.

3. Игровая теория зарождения культуры ( Хейзинг)

 

4. Символическая теория культурогенеза ( Э.Кассирер, Символизация есть создание культуры. Человек – символическое животное. В следствии угасания инстинктов необходимо было научиться приспосабливаться к природе отражать в своем мышлении явления и процессы мира, т.е. создавать символы.

5. Синергетическая точка зрения на формирование культуры ( Пригожин, Хакен, Философия нестабильности) скачкообразный процесс перехода от низко организованной системы – обезьяньего стада – к более высоко организованной системе – человеческому обществу.

Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры,

заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие

культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций.

Сущность – заключается в процессе постоянного самообновления культуры трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.

Существенная роль в процессе К. играет также индивидуальный творческой. поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах.

 

3.Культура как знаковая система; типология знаковых систем культуры.
Семиотика культуры - культура как система знаковых систем, а любые культурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию.

Понимать какую-либо культуру – значит понимать её семиотику.

семиотическое поле -всё многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет её. В составе этого поля можно выделить 6 типов знаков и знаковых систем двоеточ:

Естественные;

Функциональные

Иконические;

Конвенциональные;

Вербальные (естественные языки);

Знаковые системы записи.

В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символическая система. Кассирер19-20в.. Он заложил основы семиотического подхода в исследовании культуры. вся человеческая деятельность носит символический характер- сущностью человека является способность к созданию символов.

 

В социокультурном опыте человечества выделяют знак и значение.

Знак несёт значение; знаки образуют знаковые системы культуры.

Семиотика -Общая теория знаковых систем, исследует аспект выполнения знаковыми системами функции представления мира культуры.

Философия знака и значения. Знак есть чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе социокультурной деятельности человека представляет другой предмет, отличный от его (знака) собственной определённости. Между знаком и представляемым им явлением нет причинной связи. Форма знака помогает распознать его среди других знаков. Знак обладает значением; значение есть отношение знака к обозначаемому предмету, формирующееся в процессе социокультурной деятельности субъекта.

Знаки выполняют три взаимосвязанные функции: познания, общения и выражения чувств. Выделяют языковые и неязыковые знаки.

Языковые знаки – знаки естественного и искусственного языков.

неязыковых знаков относят: индексы (признаки, показания приборов); иконические знаки (копии, изображения); символы (герб, эмблема, знамя).

Язык как знаковая система культуры.

Язык - это система знаков, служащая средством общения, мышления и управления поведением человека.

Язык выступает связующим звеном между практикой и сознанием.

Выделяют вербальный (словесный) и невербальный языки.

Различают языки:

естественно - искусственные

Формализованные

 

Смысл понятия «традиция»; роль преемственности в культуре.

Традиция — набор представлений, обычаев, привычек передаваемых из поколения в поколение, регуляторуют общественныеотношений.

модели поведения:

Консервация

Реставрация

Отрицание предшествующей традиции, ее критически-негативная оценка

Идеологическая, классовая интерпретация культурного наследия, когда актуальными и достойными сохранения признаются только те традиции, которые отвечают требованиям официальной идеологии

Творческое переосмысление культурного наследия, стремление к гармоничному сосуществованию традиций и инноваций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...