Смысл понятия «традиция»; роль преемственности в культуре.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Сущность и функции культуры. Парадигмы исследования культуры. Культура - возделывание, обрабатывание, воспитание усовершенствование, высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. Термин американ Лесли Уайтом в 40-е гг 20века. Культурология-наука о множественности культур. 2основных философских подхода к пониманию культуры: 1 на духовный 2 материалистическй эээ
Функции культуры: -познавательная, - информативная, - коммуникативная, - регулятивная (адаптация людей в обществе) - а ккумулятивная (сохранение культ ценностей) -Гуманистическая (одухотворение жизнедеятельности организма) -Компенсаторная (творческого восполнения) -Эстетическая - Воспитательная.; - Духовноохраниетельная; -Символическая.. Предмет культурологии -. культура (комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, обычаи, а так же иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества). Древняя Греция- культура совокупность навыков, умений, воспитанность в следовании греческой традиции. Др.Рим и средневековье- значение «городской уклад жизни». Возрождение- культура как совершенствование универсальной индивидуальности. Просвещение(18век) – просвещение умов. 19век – культура форма духовного самовыражения общества. 20век- Аксиологический подход(ценностный), Семиотический (наука о знаках).
Сущность духовного производства. Опредмечивание и означивание в духовном производстве. Духовное производство - деятельность по созданию идей, ценностей и принципов. Оно лежит в основе науки, искусстваи религии. Духовным производством является производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом.
Результатами их труда являются: - 1 идеи, теории, образы, духовные ценности; - 2духовные общественные связи индивидов; - 3 духовность человека. Изучение понятия “духа” начал еще Платон, а понятие «духовного производства» «было введено в социально-философскую теорию и широко использовано в анализе диалектики общественного развития К. Марксом и Ф. Энгельсом. Наиболее ценны в этом отношении работы «Немецкая идеология», «Капитал», «Экономические рукописи 1857 –1859 годов» и некоторые другие». Духовное производство- является производством сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Д П как создание, хранение, распространение и освоение духовных ценностей, норм, знаний, значений и представлений. Специфика духовного производства: роль уникальных образцов, значение субъективного фактора, сохранение прошлых образцов и произведений. Опредмечивание и означивание в духовном производстве. Материальное обеспечение духовного производства. Соотношение материальных и духовных факторов. Материальное производство не может обойтись без наличия разработанной системы норм, ценностей, знаний и значений, без участников производства, в том числе управляющих и подчиненных, без соответствующего большого общества, в рамках которого оно и функционирует и на обслуживание разнообразных потребностей которого оно и направлено.
Сущность культурогенеза как процесса порождения новых культурных форм. Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности. Теории о порождении и зарождениях культур: 1. Орудийно-трудовая гипотеза ( Маркс, Энгельс, «Труд создал человека. Деятельность подразделяется на практическую, теоретическую и практически-духовную.
2. Психоаналитическая концепция возникновения культуры ( Фрейд, культурогенез обусловлен системой запретов, .Тотем и табу. . Будущее одной иллюзии . Неудовлетворенность культурой апрет на каннибализм и запрет на инцест отделяют время стадной. 3. Игровая теория зарождения культуры ( Хейзинг)
4. Символическая теория культурогенеза ( Э.Кассирер, Символизация есть создание культуры. Человек – символическое животное. В следствии угасания инстинктов необходимо было научиться приспосабливаться к природе отражать в своем мышлении явления и процессы мира, т.е. создавать символы. 5. Синергетическая точка зрения на формирование культуры ( Пригожин, Хакен, Философия нестабильности) скачкообразный процесс перехода от низко организованной системы – обезьяньего стада – к более высоко организованной системе – человеческому обществу. Культурогенез — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность – заключается в процессе постоянного самообновления культуры трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Существенная роль в процессе К. играет также индивидуальный творческой. поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах.
3.Культура как знаковая система; типология знаковых систем культуры. Понимать какую-либо культуру – значит понимать её семиотику. семиотическое поле -всё многообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет её. В составе этого поля можно выделить 6 типов знаков и знаковых систем двоеточ: Естественные; Функциональные Иконические; Конвенциональные; Вербальные (естественные языки); Знаковые системы записи. В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символическая система. Кассирер19-20в.. Он заложил основы семиотического подхода в исследовании культуры. вся человеческая деятельность носит символический характер- сущностью человека является способность к созданию символов.
В социокультурном опыте человечества выделяют знак и значение. Знак несёт значение; знаки образуют знаковые системы культуры. Семиотика -Общая теория знаковых систем, исследует аспект выполнения знаковыми системами функции представления мира культуры. Философия знака и значения. Знак есть чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе социокультурной деятельности человека представляет другой предмет, отличный от его (знака) собственной определённости. Между знаком и представляемым им явлением нет причинной связи. Форма знака помогает распознать его среди других знаков. Знак обладает значением; значение есть отношение знака к обозначаемому предмету, формирующееся в процессе социокультурной деятельности субъекта. Знаки выполняют три взаимосвязанные функции: познания, общения и выражения чувств. Выделяют языковые и неязыковые знаки. Языковые знаки – знаки естественного и искусственного языков. неязыковых знаков относят: индексы (признаки, показания приборов); иконические знаки (копии, изображения); символы (герб, эмблема, знамя). Язык как знаковая система культуры. Язык - это система знаков, служащая средством общения, мышления и управления поведением человека. Язык выступает связующим звеном между практикой и сознанием. Выделяют вербальный (словесный) и невербальный языки. Различают языки: естественно - искусственные Формализованные
Смысл понятия «традиция»; роль преемственности в культуре. Традиция — набор представлений, обычаев, привычек передаваемых из поколения в поколение, регуляторуют общественныеотношений. модели поведения: Консервация Реставрация Отрицание предшествующей традиции, ее критически-негативная оценка Идеологическая, классовая интерпретация культурного наследия, когда актуальными и достойными сохранения признаются только те традиции, которые отвечают требованиям официальной идеологии
Творческое переосмысление культурного наследия, стремление к гармоничному сосуществованию традиций и инноваций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|