Этапы и уровни научного познания.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Можно выделить следующие этапы: постановка проблемы, вычленение объекта и предмета исследования; эксперимент; описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, – создание гипотезы (теории); предсказание и проверка полученного знания
. Для деления системы научного знания и познавательной деятельности в методологии существуют понятия уровней: эмпирического теоретического Эмпирическое не сводится к обыденно-практическому знанию, так как является уровнем специализированного научного познания, предполагающего, в отличие от обыденного, целенаправленную систематизированную деятельность на основе специальных методов и системы понятий. По этой же причине нельзя всякую умственную деятельность считать теоретической. Неправомерно также отождествлять эмпирическое и теоретическое с чувственным и логическим. Как стороны единого процесса, чувственное и логическое характеризуют любое познание, непосредственное отношение субъекта к объекту, особенности индивидуальной познавательной деятельности. Деление на чувственность и мышление опирается на данные физиологии высшей нервной деятельности и психологии, тогда как деление на эмпирическое и теоретическое отвлекается от процессов такого рода, относится к научному познанию и классифицирует методы и формы знания, типы исследований. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, чувственное и логическое представлено и определенным образом сочетается как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях научного познания. Эмпирический и теоретический уровни различаются: 1) по способам и методам деятельности: в основе эмпирического уровня лежит предметно-орудийная, научно-практическая деятельность, благодаря которой обеспечивается накопление и первичное обобщение исходного познавательного материала; в основе теоретического уровня – абстрактно-теоретическая деятельность по созданию идеальных моделей и построению различных систем знаний.
2) уровни научного знания различаются по характеру и формам знания: на эмпирическом уровне формируются фактуальное знание, эмпирические обобщения, непосредственно отражающие свойства и отношения явлений действительности в единстве существенного и несущественного; на теоретическом уровне в логически организованной форме теоретического знания отражаются существенные характеристики явлений, их закономерности. Относительность деления научного познания на уровни проявляется в том, что они находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости. Ни один вид эмпирического исследования невозможен без теоретических предпосылок, которые представляют своего рода исходный «концептуальный каркас», систему понятий и принципов, воспроизводящую определенные представления о предмете исследования. Эта система координат выступает как предпосылка и ориентир эмпирического исследования. Ни одна отрасль знания не является беспредпосылочной относительно исходных концептуальных представлений о своем предмете. абстракции эмпирического и теоретического уровней достаточно приблизительны и не отражают в полной мере структурные компоненты реального знания. Так, деление на «уровни», по существу, не учитывает такую важную составляющую научного познания, как философско-мировоззренческие предпосылки и основания, через которые в конечном счете проявляется социально-культурная обусловленность всего познавательного процесса. 54. Методы научного познания. Научное познание отличается от всех других видов познания использованием специально разработанных методов.
Метод - это способ деятельности, совокупность приемов, применяемых ис-следователем для получения определенного результата. Когда речь идет о научных методах, то имеют в виду прежде всего те приемы и способы, которые помогают получить истинное знание. Метод в своем проявлении есть не что иное, как деятельность познающего субъекта с объектом.Метод включает в себя такие элементы: объект, субъект, цель познания, средства познания, условия познания, результат познавательной деятельности. Метод зависит от предметной направленности различают: физические, химические, биологические, социальные и др. По степени общности методы бывают: частные, общенаучные и всеобщие. Частные (узкой области конкретных исследований). Общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция К теоретическим методам относятся: Индукция (от частного к общему). Дедукция (от общего к частному).Анализ - это метод ис-следования, состоящий в расчленении (разложении) цело-го на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез- это метод исследования, состоящий в соединении отдельных элементов в единое целое. В научном 2 уровня: эмпирический и теоретический. К эмпирическим методам относятся: Наблюдение - целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности наблюдение ведется всегда в соответствии с определенными познавательными задачами. Эксперимент - сердцевина эмпирического исследования. Латинское слово «эксперименту» буквально означает пробу, опыт. В отличие от наблюдения, эксперимент представляет собой опыт, основанный на вмешательстве исследователя в ход явлений и процессов.Важнейшим моментом эксперимента являются измерения.Моделирование - это материальная или идеальная имитация реально существующего или предполагаемого объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта. Право
Взаимосвязь всемирной истории и истории искусства. В древности эстетическая мысль выражалась подчас в форме мифа: первобытный человек твердо верил в то, что для удачной охоты достаточно проткнуть реальной или нарисованной стрелой изображение зверя, а чтобы наверняка одержать победу над врагом – исполнить воинственный танец.
Таким образом, даже не возникало вопросов о практическом значении искусства – оно было органично вплетено в повседневную жизнь людей, было неотделимо от ремесел, создававших необходимые для людей предметы и вещи., тесно связано с магическими обрядами, посредством которых люди хотели воздействовать на неведомые им силы природы. Уже античные философы стремились понять значение искусства в жизни человека, но к единому мнению не пришли. Платон признавал только укрепляющие основы нравственности аристократического государства произведения искусства, подчеркивая единство их эстетической и нравственной значимости. Аристотель утверждал, что искусство способно влиять на человека, оказывая моральное и эстетическое воздействие, способствует формированию характера человека, его чувства. В истории художественной культуры известно немало примеров того, как восприятие произведения искусства повлекло за собой совершение поступков, изменяющих образ жизни. Таким образом, истоки искусства таятся в действительности, но произведения искусства – это особый мир, подразумевающий восприятие, отличающееся от ощущений в реальной жизни. Искусство воздействует не на одно какое-либо человеческое свойства или силу, будь то интеллект или эмоция, а в целом на человека. Его целью не является побудить человека к какому-то конкретному поступку. Оно формирует, порой безотчетно, подспудно, саму систему человеческих ценностей и установок, действие которых рано или поздно проявится и зачастую непредсказуемо. Сила искусства заключается как раз в том, чтобы взывать к человеческой совести и пробуждать духовные способности человека, проявлять все лучшее, что в нем есть. Слушая чудесную музыку, вглядываясь в прекрасную картину или другое произведение искусства, человек расширяет границы однозначной рациональности: искусство открывает нечто загадочное, необъяснимое научным познанием. В этом и заключается тайна мощного воздействия искусства на нравственный мир человека, его образ жизни и поведение. Именно поэтому человек остро нуждается в искусстве.
Принято считать, что сутью, сердцевиной искусства является красота. В разные культурные эпохи в понимании красоты немаловажную роль играли этнические особенности. Наши представления о красоте имеют европоцентристский характер и опираются на эстетические идеалы античности. Для характеристики прекрасного употреблялись такие понятия как гармония, симметрия, пропорциональность, целесообразность. В античности Платон утверждал, что прекрасное—это вечная, божественная идея, а Сократ отождествлял красоту и пользу. В эпоху Средневековья Ульрих Страсбургский видел "единственный истинный свет" в Боге, который "не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но кроме того, он есть причина действующая, причина-образец и причина конечная всей созданной красоты"'. Итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Возрождения Л.Б. Альберта писал, что "красота есть строгая соразмеренная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, — такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже". И в дальнейшем общественные ценности отождествлялись с красотой: для Гете красота — это любовь, для Гегеля —"чувственная видимость идей", Чернышевский утверждал, что "прекрасное есть жизнь", у М. Горького прекрасное — реализованная способность к творчеству. У немецких романтиков (Шлегель, Шеллинг, Новалис) красота и жизнь объединялись в искусстве; вся действительность рассматривалась как эстетический феномен, искусство провозглашалось первоосновой мира, отображая сокровенную сущность его и одновременно являясь ее самым совершенным и прекрасным воплощением. Русский философ В. Соловьев утверждал в работе "Общий смысл искусства": "Совершенное воплощение... духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства". Г.-Г. Гадамер назвал одну из своих последних работ "Актуальность прекрасного". Но эти взгляды и высказывания принадлежат европейцам. Специфичны представления о красоте, назначении искусства, его эстетических идеалах в культуре народов Азии, Африки, других регионов нашей планеты. Непривычность, необычность того или иного искусства не могут считаться аргументом в пользу того, чтобы считать будто "искусство, которым мы обладаем, есть все искусство, настоящее, единственное искусство, а между тем не только две трети человеческого рода, все народы Азии, Африки живут и умирают, не зная этого единственного высшего искусства, но мало этого, в нашем христианском обществе едва ли сотая доля всех людей пользуется тем искусством, которое мы называем всем искусством". Начиная с античности, именно европейское искусство провозглашалось "единственным", "настоящим" искусством. Одно из достижений эпохи Просвещения исследование Лессинга "Лаокоон. О границах живописи и поэзии" утвердило в качестве цели живописи и скульптуры изображение "прекрасных тел". Поэтому столь непривычны для европейского взгляда художественные образы других культур, например, мусульманской, где изображение запрещено, а декоративность является ведущим принципом искусства. Каждая этническая культура имеет свои традиции и для каждой из них характерны собственные представления о красоте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|