Социальные изменения и модернизация общества; органическая и неорганическая модернизация; модернизация российского общества.
Социальное изменение – перемены любого рода, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами; социальное изменение — наиболее общее понятие, характеризующее социальную динамику. Классификация изменений: · структурные — изменения структуры различных социальных преобразований · функциональные — изменения функций отдельных социальных институтов и организаций · процессуальные — происходят в сфере социального взаимодействия и взаимоотношений между различными общностями, институтами, организациями · мотивационные — перемены в сфере мотивации индивидуально-типовой деятельности Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Модернизация российского общества 1. Имперский период. «Фирменный стиль» российская модернизация обретает при Петре I – создателе регулярной армии, табели о рангах, новой административной системы, Академии наук, инициаторе языковой реформы. Подобные социальные проекты предопределили «модернизационный прорыв». На пути этого процесса стояли 2 серьезных противоречия: a. социальное: противоречие между интересами социальных верхов, с одной стороны, модернизированных групп населения с другой стороны, и крестьянским большинством страны – с третьей.
b. национальное: противоречие между русской культурной основой сформированных моделей социализации и интересами крупных и многочисленных периферийных регионов империи, некоторые из которых имели собственные национальные модели модернизации, другие же не имели таковых вовсе; однако и те и другие решительно противодействовали ассимиляции, каковая была равнозначна модернизации в условиях Российской Империи. 2. Советский период. Правители СССР, в значительной мере, продолжили модернизационную траекторию царской России. При этом, с одной стороны, они катастрофически «обрубили» некоторые линии развития, с другой – привнесли в опыт отечественного модерна такие черты, как массированная индустриализация, урбанизация, система всеобщего социального обеспечения. 3. Перестройка и постсоветский период. Миссия социализации человека и формирования нации была провалена постсоветским государством. «Отраслевые» кризисы 1990-х – армии, социальной сферы, образования и воспитания, государственного администрирования, правового регулирования и т.д. – были симптомами и слагаемыми разрушения общества модерна в отдельно взятой стране. 4. Современность. В современной России нет традиционного общества. Оно разрушено в ходе нескольких предшествующих модернизаций страны: от петровской до коммунистической. Потому в современной РФ фундаментом модернизации – впервые в истории – выступает общество постмодерна, созданное на зыбкой базе советского модернизационного проекта.
Сущность мировоззрения и его историко-культурный характер; типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Ø Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. Ø В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде. Ø Ввел понятие "мировоззрение" немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант в конце XVIII века в Германии Ø Термин "мировоззрение" как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную". Широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Ø Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения "человек - мир". Ø С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта: · Онтологическое отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. · Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. · Практическое отношение к миру — это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека. · Ценностное (аксиологическое) отношение является доминирующим- отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Типы мировоззрений можно разделить: Социально-исторические a. Архаическое мировоззрение -делится на анимизм(у каждого явления своя душа), тотемизм, фетишизм. Самыми понятными человеку кажутся его собственные желания и поступки. b. Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое значение. Отвечая на многочисленные "почему", он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира.
c. Религиозное мировоззрение - вырастает из мифологического и включает в себя многие его элементы. Отличие состоит в том, что персонифицированные мировые силы окончательно превращаются в надмировые и внемировые. d. Философское мировоззрение - зарождение происходило в рамках религиозного мировоззрения. Оно было переходом от мифа к разуму. Философия занимается рациональным описанием и толкованием действительности. Она стремиться понять мир из его собственных, внутренних начал и оснований. e. Научное мировоззрение —опирается на принципы и законы, проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества. f. Художественно-образное мировоззрение – это результат сложного процесса переработки ощущений человеческим сознанием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|