Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и происхождение человека. Роль труда, общения и языка в формировании и развитии человека.




Для постижения сущностных особенностей человека важное значение имеет выяснение его происхождения.

Традиционный взгляд на проблему ведет свое начало от учения об эволюции органического мира Жана Батиста Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина, основанной на триаде «изменчивость - наследственность - естественный отбор». Взгляды Дарвина, несмотря на ограниченность, обусловленную состоянием науки того времени, дали значительный толчок развитию научной мысли и вызвали неослабевающий интерес человечества к проблеме собственного происхождения из животного мира.

Опираясь на эволюционную теорию, Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» выдвинул трудовую гипотезу антропосоциогенеза. Труд не отменил действия биологических механизмов изменчивости и наследственности. Однако он преобразовал характер и направление действия естественного отбора, «введя» такой принципиально важный момент, как способность формирующихся людей создавать и использовать искусственные орудия труда и сотрудничать с себе подобными, сплачиваться в коллективы и совместным трудом преобразовывать окружающую среду, а не просто адаптироваться к ней. В силу этого естественный отбор постепенно терял свое значение

По мнению ряда специалистов, одним из аспектов выступает диалектическая связь основных взаимодействующих компонентов процесса антропосоциогенеза: экологического (внешнеприродного), антропологического (анатомо-морфологического) и социального. Связующим звеном первых двух компонентов является главным образом перестройка жизнедеятельности высших антропоидов, а антропологического и социального фактора - формирующиеся труд, сознание и речь.

Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер.

Различные школы, признавая роль труда, отводят ему различное место в процессе становления человека, но даже если признавать труд в качестве центрального антропогенетического фактора, это значит лишь, что в связи с ним формируются и членораздельная речь, и общежитие, и начатки рационального мышления. Но труд и сам имеет генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д.

Советский психолог Выготский показал, что язык, понимаемый в узком смысле как специализированная информационно-знаковая деятельность (речь), с одной стороны, имеет ярко выраженный предметный характер, с другой - сам обеспечивает успешное развитие предметно-практической деятельности людей. Язык не просто пассивно фиксирует независимо от него появившиеся предметы и смыслы, а участвует в создании предметной среды и социального единства людей. В примитивных обществах один из наиболее простых речевых актов - называние - был священным, ритуальным действием, сплачивавшим участников, тем самым способствуя созданию социальности. Кроме того, с помощью называния внешняя среда расчленялась впервые на роды практически значимых предметов, выделялись такие важнейшие практические категории как жилище, одежда, утварь и т.д. А это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном смысле слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.

Огромную роль в процессе антропосоциогенеза сыграло и радикальное изменение системы брачных отношений.

Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

В философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.

Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции;

противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

Смысл человеческого бытия. Это традиционная философская проблема, в ее решении можно выделить несколько подходов:

теоцентристский – проблема смысла жизни решается путем признания подчиненности индивидуальной человеческой жизни божественному промыслу, например, это:

ранние философские системы, прежде всего восточные

в неотомизме (от Фома Аквинский) Шарден говорит: «Смысл человеческого бытия – в Боге». В современных неотомических концепциях смысл человеческой жизни на земле сводится к стремлению к некоторому космическому центру – омега. У человека есть путь земной (по земным законам), небесный (к Богу, по божественным законам), эволюционный, индивидуальный. Эволюция – вид божественного промысла.

русские религиозные философы серебряного века считали, что смысл жизни - постоянное стремление к Богу. Соловьев отрицал добродетельность поисков смысла жизни без Бога. Н. Бердяев считал, что смысл человеческой жизни – в творчестве. Однако Бердяев увязывал концепцию творчества как оправдание человеческой жизни с религиозностью.

Космоцентричные

Федоров – философия общего дела. Федоров считал, что каждый живший на земле человек должен воскреснуть, возродиться, п.ч. ценность каждой человеческой жизни неизмерима, бесконечно.

материалист Вернадский считал, что разум – планетарная и космическая сила и смысл человеческой жизни – в преобразовании сначала Земли, а потом и Космоса.

социоцентризм – смысл жизни человека – служение обществу. Эта псевдомарксистская концепция, самый пошлый ее вариант – смысл жизни заключается в служении классу, партии, сословию.

антропопоцентристский вариант: смысл жизни – в самом человеке, а не вне его. Например, в традициях психоаналитической философии концепции самореализации человека (Хорни, Адлер). К. Юнг создал теорию трудновоспитуемых подростков и пользовался понятием «самость» - архетип наиболее полной самореализации. В экзистенциалистской философии (Сартр) смысл жизни - в реализации своего проекта. Сартр считал, что человек в процессе своего существования достигает своей сущности, т.е. по Сартру, сущность человека – есть результат его индивидуальной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...