Образование как социокультурный феномен.
Образование - система знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом. · Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации. · Образование как социокультурный феномен выполняет как сохраняющую, так и развивающую функцию. · Образование является социокультурным феноменом и в связи с тем, что выполняет по отношению к обществу и культуре значимые функции, без осуществления которых гармоничное развитие этих сфер невозможно. · Образование рассматривается как социальный институт, как одна из социальных подструктур общества. · Содержание образования отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому. В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели. Выполняет следующие социокультурные функции: · вхождение человека в мир науки и культуры; · социализация человека; · обеспечение преемственности поколений;
· обеспечение трансляции культурных ценностей; · обеспечение сохранения и развития национальных традиций; · способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни. Образование как процесс предполагает: · разграничение двух его сторон: обучения и учения · со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания. · сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний что способствует его всестороннему развитию.
Социальное неравенство и стратификация общества. Новые социальные слои в России. Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями. Стратификация - деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с одинаковым социальным статусом. В российском обществе можно выделить социальные слои: 1. Верхний слой - правящий слой: элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления 2. Средний слой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом соц. стабильности. 3. Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают среднимпрофессионально -квалификационным потенциалом и ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), тех персонал. 4. Нижний слой. Отличительными чертами являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|