Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской)




Методика изучения мотивации (по Н. Л. Белопольской)

В качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагается использовать введение того или иного мотива в условиях психического пре­сыщения. В. этом случае объективными показателями измене-лия деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения.

В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование круж­ков. Учебный мотив заключается в том, что испытуемому сооб­щают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву " О" (или цифру " О" ). Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку — " 5", то надо красиво писать не менее 1 страницы.


 Игровой мотив может быть следующим. Перед ребенком ста­вят фигурки зайца и волка (можно вместо фигурок использо­вать изображения этих животных). Испытуемому предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если на­рисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Полем будет лист белой бумаги, а капуста будет изображаться кружками. Ряды капусты в поле должны быть ровными и час­тыми, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. Эксперимен­татор для примера рисует первые два ряда капусты, затем ре­бенок продолжает работу самостоятельно.

Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина)

Данный тест является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устой­чивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склон­ность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызыва­ет нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координа­ции. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелиру­ет с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболевания­ми.

Но тревожность изначально не является негативной чер­той. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом суще­ствует оптимальный индивидуальный уровень " полезной тре­воги".

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оцениваю­щих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную /дТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ = ei — Е2 + 35,

где ei — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Eg — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).

ЛТ = ei — Е2 + 35,

где е]^ — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Eg — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

При интерпретации результат можно оценивать так:

до 30 — низкая тревожность;

31-45 — умеренная тревожность;

46 и более — высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требу­ют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной ком­петентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с Целью показать себя " в лучшем свете".


  Шкала самооценки

Фамилия

Фамилия__________________ Дата_

Инструкция: а

" Прочитайте внимательно каждое из  g ^ о.

приведенных ниже предложений и щ f" S

зачеркните соответствующую цифру  ё, ^ S

справа в зависимости от того, как вы S Ц & я

себя чувствуете в данный момент. Над " s 9

вопросами долго не задумывайтесь,    Я И S

поскольку правильных или w о неправильных ответов нет".

1. Я спокоен....................... 1 2 3 4

2. Мне ничто не угрожает............. 1 2 3 4

3. Я нахожусь в напряжении. ..........    1 2 3 4

4. Я испытываю сожаление............      1 2 3 4

5. Я чувствую себя свободно...........    1 2 3 4

6. Я расстроен. ..................... 1 2 3 4

7. Меня волнуют возможные неудачи. ....     1 2 3 4

8. Я чувствую себя отдохнувшим........ 1 2 3 4

9. Я встревожен.................... 1 2 3 4

10. Я испытываю чувство внутреннего

удовлетворения................... 1 2 3 4

11. Я уверен в себе...................   1 2 3 4

12. Я нервничаю.....................     1 2 3 4

13. Я не нахожу себе места. ............     1 2 3 4

14. Я взвинчен...................... 1 2 3 4

15. Я не чувствую скованности,

напряженности................... 1 2 3 4

16. Я доволен....................... 1 2 3 4

17. Я озабочен...................... 1 2 3 4

18. Я слишком возбужден, и мне не по себе 1234

19. Мне радостно....................   1 2 3 4

20. Мне приятно.....................     1 2 3 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...