Методика изучения мотивации (по Н.Л.Белопольской)
Методика изучения мотивации (по Н. Л. Белопольской) В качестве модели для определения доминирования учебных или игровых мотивов поведения предлагается использовать введение того или иного мотива в условиях психического пресыщения. В. этом случае объективными показателями измене-лия деятельности будут качество и длительность выполнения задания, которое до введения исследуемого мотива вызвало у ребенка состояние психического пресыщения. В качестве экспериментального материала в эксперименте на психическое пресыщение можно использовать рисование кружков. Учебный мотив заключается в том, что испытуемому сообщают, что сейчас он будет учиться красиво писать букву " О" (или цифру " О" ). Если он хочет получить за свою работу самую высокую оценку — " 5", то надо красиво писать не менее 1 страницы. Игровой мотив может быть следующим. Перед ребенком ставят фигурки зайца и волка (можно вместо фигурок использовать изображения этих животных). Испытуемому предлагают поиграть в игру, в которой зайцу надо спрятаться от волка, чтобы тот его не съел. Ребенок может помочь зайцу, если нарисует для него большое поле с ровными рядами капусты. Полем будет лист белой бумаги, а капуста будет изображаться кружками. Ряды капусты в поле должны быть ровными и частыми, а сами кочаны капусты должны быть одного размера, тогда заяц сможет спрятаться среди них от волка. Экспериментатор для примера рисует первые два ряда капусты, затем ребенок продолжает работу самостоятельно. Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина) Данный тест является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю. Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень " полезной тревоги". Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную /дТ, высказывания № 21-40) тревожность. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ = ei — Е2 + 35, где ei — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; Eg — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20). ЛТ = ei — Е2 + 35, где е]^ — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; Eg — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с Целью показать себя " в лучшем свете". Шкала самооценки Фамилия Фамилия__________________ Дата_ Инструкция: а " Прочитайте внимательно каждое из g ^ о. приведенных ниже предложений и щ f" S зачеркните соответствующую цифру ё, ^ S справа в зависимости от того, как вы S Ц & я себя чувствуете в данный момент. Над " s 9 вопросами долго не задумывайтесь, Я И S поскольку правильных или w о неправильных ответов нет". 1. Я спокоен....................... 1 2 3 4 2. Мне ничто не угрожает............. 1 2 3 4 3. Я нахожусь в напряжении. .......... 1 2 3 4 4. Я испытываю сожаление............ 1 2 3 4 5. Я чувствую себя свободно........... 1 2 3 4 6. Я расстроен. ..................... 1 2 3 4 7. Меня волнуют возможные неудачи. .... 1 2 3 4 8. Я чувствую себя отдохнувшим........ 1 2 3 4 9. Я встревожен.................... 1 2 3 4 10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения................... 1 2 3 4 11. Я уверен в себе................... 1 2 3 4 12. Я нервничаю..................... 1 2 3 4 13. Я не нахожу себе места. ............ 1 2 3 4 14. Я взвинчен...................... 1 2 3 4 15. Я не чувствую скованности, напряженности................... 1 2 3 4 16. Я доволен....................... 1 2 3 4 17. Я озабочен...................... 1 2 3 4 18. Я слишком возбужден, и мне не по себе 1234 19. Мне радостно.................... 1 2 3 4 20. Мне приятно..................... 1 2 3 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|