Интерпретация результатов теста Рисунок семьи"
Интерпретация результатов теста Рисунок семьи" Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3 части: 1) анализ структуры " Рисунок семьи"; 2) интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи; 3) анализ процесса рисования. 1. Анализ структуры " Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное бда. гополучие в семье, будет рисовать полную семью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает при. стального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмо. циональный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых; а) вообще не изображены люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. За такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические переживания, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости; в) аутизм (т. е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний); г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком. Дети уменьшают состав семьи, " забывая" нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символической ситуации " монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей к нему.
В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию. Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения. В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутст- аде в рисунке " я" более характерно для детей, чувствующих дтвержение, неприятие. Презентация в рисунке только " я" может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик. Если в образе " я" большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это ука-зувают на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то яожно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда — аутических тенденций. Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желание замять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к. фугим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т. д. ). Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие не-гативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.
2. Расположение членов семьи Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что отражает рисунок — субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок боится, избегает. Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными рука-'чи, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмо-" пональных связей. Близкое расположение фигур, обусловлен-' е замыслом поместить членов семьи в ограниченное про- странство (лодку, маленький домик и т. д. ), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цедц ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т. к. чувствует тщетность такой попытки). В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц — отдалено, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать негативное отношение ребеа. ка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|