Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«международно-правовой экспертизы»




ФОНД

«МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

                                          ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКСПЕРТОВ

ЯКУНИН В. А.

ИСТОРИЯ

психологии

Учебное пособие

Издательство Михайлова В. А.

Санкт-Петербург

 

ББК 88

УДК  159. 9(075)

  Я 49

Якунин В. А.

Я 49        История психологии: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во МихайловаВ. А., 1998. -37бс.

В настоящем учебном пособии освещается история психоло­гии до выделения ее в самостоятельную науку. Поскольку преобра­зование психологии в самостоятельную область знаний было преж­де всего связано с проникновением в нее эксперимента, то рассмат­риваемый в данной книге период оценивается и показывается автором как этап философских и естественнонаучных предпосылок становле­ния психологии как науки экспериментальной и вместе с тем само­стоятельной. Именно этим авторский взгляд на историю психологии отличается от других существующих точек зрения нанес.

Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и докторантов психологических факультетов и отделений, а также для студентов и специалистов пограничных научных дисциплин.

Б Б К 88

УДК 159. 9 (075)

ISBN 5-8016-0025-6

                                                                                                                                                                                                         Якунин В. А.

Издательство Михайлова В. А,

 

Посвящается моим учителям:

Ананьеву Борису Геннадьевичу

 Кузмину Евгению Сергеевичу

ПРЕДИСЛОВИЕ

Поводом для написания настоящего учебного посо­бия явились многочисленные просьбы студентов опубли­ковать курс лекций по «Истории психологии», читаемый автором на протяжении более 25 лет. Эти постоянные просьбы студентов отражают назревшую реальную необ­ходимость издания специальных учебников и учебных по­собий по курсу истории психологии, который является одним из важнейших в общепсихологической и теорети­ческой подготовке будущих психологов, а также наиболее трудным для усвоения студентами как с точки зрения со­держания, так и по своему объему. В настоящее время под­готовка студентов ведется во многих государственных и коммерческих вузах страны, однако лишь в одном из них в МГУ имеется краткое изложение курса лекций в виде учебного пособия, подготовленного А. А. Ждан. Существу­ющие же многократно изданные монографии М. Г. Ярошев-ского раздельно и совместно с А, В. Петровским носят чи­сто исследовательский характер и предполагают высокую психологическую подготовку и квалификацию, которой студенты в полной мере еще не имеют. Издание настояще­го учебного пособия имеет целью частично восполнить су­ществующий в области психологической историографии пробел в учебно-методической литературе.

Предлагаемая книга адресуется прежде всего сту­дентам, аспирантам и докторантам психологических фа­культетов и отделений, но она может оказаться полезной также для слушателей всех форм повышения квалифика­ции и переквалификации специалистов по психологичес­кому профилю.

 

 

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................................................................... 3

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................... 6

РАЗДЕЛ I

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ............................................... 14

Глава 1

Древнегреческая философия в досократический период......................................................................... 14

§ ]. Представления о душе философов Милетской школы.................................................................. 14

§ 2. Понимание природы души Гераклитом.............................................................................................. 16

§ 3. Естественнонаучные представления Алкмеона......................................................................... 17

§ 4. Психологические воззрения Эмпедокла.............................................................................................. 19                § 5. Понятие о душе в учении Анаксагора.................................................................................................. 20

§ 6. Гиппократ и его учение о темпераменте.............................................................................................. 21

§ 7. Философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита...................................................... 22

Глава 2

Новые подходы в объяснении природы психического.... ......................................................................... 26

§ 1. Философско-психологическая система Сократа-Платона............................................................. 26              § 2. Учение Аристотеля о душе..................................................................................................................... 30

§ 3. Психологические взгляды стоиков........................................................................................................ 35

§ 4. Эпикур о душе......................................................................................................................................... 37

§ 5. Психологические представления Лукреция Кара................................................................................. 40

§ 6. Достижения Александрийских врачей в изучении анатомо-физиологических основ психики.... 42

§7. Психофизиология Галена............................................................................................................... 43

ОБЩИЕ ИТОГИ................................................................................................................................................ 45

РАЗДЕЛ II

ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.................................... 46

Глава 3

Влияние античной психологии на развитие взглядов в средневековый период и в эпоху возрождения.......................................................................................................................................... …46               § I. Неоплатонизм: богословски-идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и

 Августина.................................................................................................................................................. 46

§ 2. Возрождение идей Аристотеля на Востоке и опытный подход в психологических взглядах
Авиценны и Аверроэса............................................................................................................................ 47             § 3. Богословская обработка идей Аристотеля в идеалистической системе Ф. Аквинского............. 52

§ 4. Материалистические тенденции в позднее средневековье...................................................................... 54

Глава 4

Общие черты развития психологии в эпоху возрождения..................................................................... 56

РАЗДЕЛ III

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVII-XX ВЕКАХ........................................................................................... 60

Глава 5

Философские направления в психологии Нового времени (XVII столетие).................................................. 60

§ I. Основные тенденции в развитии философии и психологии Нового времени......................................... 60

§ 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии................................ 61

§ 3. Дуализм и рационализм в философско-психологической системе Р. Декарта......................................... 65

§ 4. Материалистический подход к пониманию природы психического в учении Т. Гоббса........................ 71

§ 5. Б. Спиноза и его детерминистическое учение о психике............................................................................ 73

§ 6. Г. Лейбниц как родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии....... 78

§ 7. Сенсуализм в философии и психологии Д. Локка............................................................................... 82

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...