«международно-правовой экспертизы»
Стр 1 из 23Следующая ⇒ ФОНД «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКСПЕРТОВ ЯКУНИН В. А. ИСТОРИЯ психологии Учебное пособие Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург
ББК 88 УДК 159. 9(075) Я 49 Якунин В. А. Я 49 История психологии: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во МихайловаВ. А., 1998. -37бс. В настоящем учебном пособии освещается история психологии до выделения ее в самостоятельную науку. Поскольку преобразование психологии в самостоятельную область знаний было прежде всего связано с проникновением в нее эксперимента, то рассматриваемый в данной книге период оценивается и показывается автором как этап философских и естественнонаучных предпосылок становления психологии как науки экспериментальной и вместе с тем самостоятельной. Именно этим авторский взгляд на историю психологии отличается от других существующих точек зрения нанес. Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов и докторантов психологических факультетов и отделений, а также для студентов и специалистов пограничных научных дисциплин. Б Б К 88 УДК 159. 9 (075) ISBN 5-8016-0025-6 Якунин В. А. Издательство Михайлова В. А,
Посвящается моим учителям: Ананьеву Борису Геннадьевичу Кузмину Евгению Сергеевичу ПРЕДИСЛОВИЕ Поводом для написания настоящего учебного пособия явились многочисленные просьбы студентов опубликовать курс лекций по «Истории психологии», читаемый автором на протяжении более 25 лет. Эти постоянные просьбы студентов отражают назревшую реальную необходимость издания специальных учебников и учебных пособий по курсу истории психологии, который является одним из важнейших в общепсихологической и теоретической подготовке будущих психологов, а также наиболее трудным для усвоения студентами как с точки зрения содержания, так и по своему объему. В настоящее время подготовка студентов ведется во многих государственных и коммерческих вузах страны, однако лишь в одном из них в МГУ имеется краткое изложение курса лекций в виде учебного пособия, подготовленного А. А. Ждан. Существующие же многократно изданные монографии М. Г. Ярошев-ского раздельно и совместно с А, В. Петровским носят чисто исследовательский характер и предполагают высокую психологическую подготовку и квалификацию, которой студенты в полной мере еще не имеют. Издание настоящего учебного пособия имеет целью частично восполнить существующий в области психологической историографии пробел в учебно-методической литературе.
Предлагаемая книга адресуется прежде всего студентам, аспирантам и докторантам психологических факультетов и отделений, но она может оказаться полезной также для слушателей всех форм повышения квалификации и переквалификации специалистов по психологическому профилю.
Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................................................................... 3 ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................... 6 РАЗДЕЛ I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ............................................... 14 Глава 1 Древнегреческая философия в досократический период......................................................................... 14
§ ]. Представления о душе философов Милетской школы.................................................................. 14 § 2. Понимание природы души Гераклитом.............................................................................................. 16 § 3. Естественнонаучные представления Алкмеона......................................................................... 17 § 4. Психологические воззрения Эмпедокла.............................................................................................. 19 § 5. Понятие о душе в учении Анаксагора.................................................................................................. 20 § 6. Гиппократ и его учение о темпераменте.............................................................................................. 21 § 7. Философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита...................................................... 22 Глава 2 Новые подходы в объяснении природы психического.... ......................................................................... 26 § 1. Философско-психологическая система Сократа-Платона............................................................. 26 § 2. Учение Аристотеля о душе..................................................................................................................... 30 § 3. Психологические взгляды стоиков........................................................................................................ 35 § 4. Эпикур о душе......................................................................................................................................... 37 § 5. Психологические представления Лукреция Кара................................................................................. 40 § 6. Достижения Александрийских врачей в изучении анатомо-физиологических основ психики.... 42 §7. Психофизиология Галена............................................................................................................... 43 ОБЩИЕ ИТОГИ................................................................................................................................................ 45 РАЗДЕЛ II ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПЕРИОДА И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.................................... 46 Глава 3 Влияние античной психологии на развитие взглядов в средневековый период и в эпоху возрождения.......................................................................................................................................... …46 § I. Неоплатонизм: богословски-идеалистическая интерпретация природы души в учениях Плотина и Августина.................................................................................................................................................. 46 § 2. Возрождение идей Аристотеля на Востоке и опытный подход в психологических взглядах
§ 4. Материалистические тенденции в позднее средневековье...................................................................... 54 Глава 4 Общие черты развития психологии в эпоху возрождения..................................................................... 56 РАЗДЕЛ III РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVII-XX ВЕКАХ........................................................................................... 60 Глава 5 Философские направления в психологии Нового времени (XVII столетие).................................................. 60 § I. Основные тенденции в развитии философии и психологии Нового времени......................................... 60 § 2. Ф. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии................................ 61 § 3. Дуализм и рационализм в философско-психологической системе Р. Декарта......................................... 65 § 4. Материалистический подход к пониманию природы психического в учении Т. Гоббса........................ 71 § 5. Б. Спиноза и его детерминистическое учение о психике............................................................................ 73 § 6. Г. Лейбниц как родоначальник идеалистической традиции в немецкой философии и психологии....... 78 § 7. Сенсуализм в философии и психологии Д. Локка............................................................................... 82
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|